Храм Золотого Тельца

…Парнишке – 17 лет. Мать привела в церковь впервые в 11. Теперь «воцерковленный». Об «исконно русской вере» может говорить часами. Рассказал ему про славянский Пантеон, про анимистические верования праславян, про трудный процесс перехода от одной религии к другой. Не верит. При этом не знает, в каком году произошло крещение Руси и знать не хочет. Считает, что православие в России было от начала веков. Да что им теперь, историю совсем не преподают?!

***

Старинный монастырь – памятник древнерусской архитектуры. Одна из городских достопримечательностей. Туристов манит как магнитом. При виде результатов труда безвестных русских мужиков, сложивших эти белокаменные стены, эту надвратную церковь, эти мощные крепостные зубцы даже упертые атеисты восхищенно качают головами и лезут за фотоаппаратами. Сохранить красоту на память, увезти в другие города России, показать ее людям… Но возле главных ворот постоянно трется служка, который прогоняет людей с фотокамерами. Съемка – пятьдесят рублей. И не добровольно пожертвовать, а в обязательном порядке, иначе могут и силой вытолкать подальше. Кого там Христос гонял из храма? Сомневаюсь, что фотографов.

***

Зашел в гости к знакомой. Ребенку два года, болеет. В квартире страшная духота – греют батареи, хотя на улице по-весеннему тепло. Спрашиваю, почему не откроете окна – май на дворе. Оказывается, сегодня пасхальные богослужения, и колокола на ближней – рукой подать – церкви звонят с пяти утра беспрерывно. От звона и лязга ребенок не просто плачет -  заикаться начал. И это не один день в году. Колокольный звон мешает уснуть и взрослым, что говорить о детях. Спасают наглухо затянутые тройные стеклопакеты. Знакомая смеется – она, наивная, ходила в церковь. Не пожаловаться. Сама крещеная, ребенок крещен. Совета спросила у «батюшки», как ей быть. Тот, услышав, что ей мешают колокола, обозвал женщину «дьявольским семенем» и приказал убираться, а вездесущие церковные старушки чуть не выцарапали ей глаза.

***

Снова пасха. Набожные бабульки из нашего дома несут «святить» в храм куличи и пасхальные яйца. Одна из них, сидя на скамейке, жалуется потом: служки половину корзины расхватали, молча отпихивая ее, немощную, от ее же праздничной снеди. Другая рассказывает, как поставила свечи за упокой недавно погибших в автокатастрофе сына и внучки. Не успела отойти – «местная» старуха ловко задула свечи и собрала их в коробку. А что, бизнес-то какой – чуть подрезать, пригладить и продать снова на два рубля дешевле!

***

Рождество. Богослужение. Группа местных ряженых, называющих себя казаками, силой отгоняет от церкви молодежь с одобрения «батюшки». Ну да, ребята одеты не по канону. Зато трезвые и хотят приблизиться  к этому вашему богу. Не понимаю… Кто это там утверждал две тысячи лет назад, что дорога к нему открыта каждому? Честное слово, евреи более мудры – они перед входом в свои молельные дома каждому выдают шапочки-кипы, чтобы «форма одежды» соответствовала. Что бы ни говорили про мусульман, но войти в мечеть может каждый, и если какие-то каноны и правила вы нарушите, вам это подскажут предельно вежливо. В любой католической стране вас никто не выгонит из храма, вас просто поправят, если вы допустите ошибку. Исключения типа хулиганящих «пуси-муси» не в счет.

***

Крестили ребенка. Кстати, не спросив его согласия, в младенческом возрасте. На мой взгляд, к вере нужно прийти, иногда через испытания – это если вообще появится такая потребность у человека разумного. Но ладно. Люди занимали очередь с пяти утра, как в худшие советские годы тотального дефицита. Вышел священник – тот самый, которому предстояло свершить ТАИНСТВО. Первый вопрос: все ли оплатили крещение? Кто не оплатил, проходите в кассу, остальные за мной. То есть вопросы веры его вообще не волнуют, так получается? Только деньги, деньги, деньги… При случае обратите внимание, где в крупных церквях стоят их лавки, торгующие свечами, крестиками, иконами. У центрального входа, чтобы уж точно никто не прошел мимо. В деревнях, кстати, чаще не так. Там лавка находится немного на отшибе, потому что совесть у сельских священников еще не уступила место жадности.

***

Крестный ход к месту обретения так называемой чудотворной иконы. Несколько сот километров трудного пути по лесам, полям, сквозь жару, дожди, порой холод. Принять участие в нем едут со всей страны. Я не понимаю этих людей, но уважаю силу их веры, их мужество. Ведь немощные порой старики, под 80 лет, а идут пешком весь путь без единой жалобы! Правда, детей с собой ведут опять-таки зря. Но эти – эти хотя бы идут. Высшие же иерархи церкви на место большого богослужения прибывают на автомобилях. Им не по чину идти в одних рядах с простыми паломниками. И машины эти – настоящий праздник гордыни и роскоши. Опять-таки, на каком транспортном средстве путешествовал Христос? Если провести аналогии на современность, то это будет какой-нибудь серенький, неприметный, но очень выносливый «жигуленок». «Мерседесы» иерархов скорее сродни дорогой породистой лошади, на каких передвигались убийцы Иисуса – римляне.

***

Сегодня Русской православной церкви потребовался закон, наказывающий тех, кто оскорбляет веру. На мой взгляд атеиста, веру трудно оскорбить. Вера – она внутри каждого из нас, своя, единственная. Оскорбить можно религию в лице ее символов. Но что такое символы? «Не сотвори себе кумира» - в какой книге это сказано? И как быть, если сама религия, сама церковь заставляет относиться к себе даже не с ненавистью – с презрением?


Рецензии