Пасха Христова

Пасха Христова наравне со светскими праздниками запланирована в календаре. Рождество и смерть, и Воскресение Христа ожидает нас каждый год. Православный календарь составлен, литургический год расписан.
Может показаться, что это от языческой традиции или от более высокой с ее техникой и расчетом астрономии – ведь каждый раз Пасха отмечается в первое воскресение после весеннего полнолуния...
Праздники весеннего обновления природы, пробуждения природы после зимы, возрождения жизни и её плодородия – отмечались в разных языческих культурах практически в одно и то же время. Просто подхватили старую традицию мистерий и слегка подновили ее содержание, просто заменили языческие праздники христианскими – как Рождество Новым годом в советское время.
Праздник – как разрыв между буднями, наполненными трудами и заботами. Мы нуждаемся в них, чтобы придать значение мирским событиям – большим результатам, расслабиться перед новыми подвигами, накопить силы, чтобы потом снова их тратить... Собирать и тратить, работать и отдыхать. Труд и праздник. Праздники – естественная потребность, государство радо их умножить, дополнить смыслом, чтобы дать эту радость людям и укрепить свои основы.
Планирование христианских праздников и его постоянство – как минимум, обмирщение духовной жизни, которой календарь не нужен. Ведь как же Дух свободный, отчужденный от циклов природы, охватить годовыми кольцами? И все-таки снова праздник к нам приходит...
Ограниченные естественным течением жизни, дурной конечностью жизни ("Весна, лето, осень, зима… и снова весна" - в этом фильме Ким Ки Дука, уверен, прежде всего, об этом), мы все меряем своей человеческой мерой – человек есть мера всех вещей.  Другого в мире нет и не будет. Завтра после Пасхи – утро понедельника, и он не начинается с субботы... Тридцать второго мая, по Мюнхгаузену, не будет. Рекорд долгожительства – сто двадцать лет. Это круг, мы закольцованы, мы в клетке.
Специально обученные скажут, что ведь нет этой дурной конечности – в истории все происходит сообразно общему закону развития, от формации – к формации, от первобытности – к современной победе над природой, а потом, может статься, и к царству свободы, т.е. сплошного праздника, в котором творчество всецело заменит труд.  Прогресс ведет нас к светлому будущему – есть чем подтвердить, примеры и называть скучно. Все так. И все-таки один единственный аргумент останавливает безоговорочное согласие с этой мыслью.
Наше общее время, наша история – не совокупность наших внутренних времен, даже технические знания так разрозненны, что на них нужно уже несколько жизней. Каждый раз мы проходим путь понимания, и знания как разменные монеты из рук в руки не передаются. И здесь мы снова в клетке и в кругу. Мы разрозненные, одномерные, если только мы не сверхчеловеки. Но один проект сверхчеловечества история уже знает, и никто не хочет его повторения.
Осознав дурную конечность жизни и отчаявшись, остается или надышаться перед смертью, как эпикурейцы и вся современность с ее культом потребительства, или принять смерть, а с ней правду и красоту сразу и без остатка – как Сократ...
И третий путь, который Сократу не был доступен, на этом пути знание – не от времени,  "его статус — платоновское "вдруг". Удивляющая истина, поражающая как молния, истина против здравого смысла и мирской логики. Для этой истины не нужно время, тем более для нее не нужен календарь. Этот путь – попрание смерти, снос любой хронологии в вечность через индивидуальное богочеловечество.
Именно поэтому Пасха – не ради крестного хода, не мистерия, не в год по обещанию. Пасха в календаре – не о том, чтобы снова получить праздник и готовиться к следующему. Этот праздник не об отдыхе, а о том, чтобы не упустить, не повредить истину, которая уже есть, уже с нами, круглый год, нон-стоп, вечно. 
Пасха в Православном календаре – воспоминание об однажды произошедшей встрече и новых встречах, которые еще только могут произойти. 
Христос Воскрес!


Рецензии