Метрология и религия

Новые времена ; новые песни.
(поговорка)


МЕТРОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ

Времена меняются и сегодня наука и религия воспринимаются многими не в антагонизме и не в духе учения о двойственности истины, а в двуголосии клавиш мироздания, в дополнительности и в диалектическом единстве.
Точки сопряжения царицы наук математики с религией общеизвестны: это понятие бесконечности, без постижения которого несостоятельно математическое мышление и не животворно религиозное чувство. Это также понятие комплексного числа, объединившего действительные и мнимые числа. Разве наш дольный мир не соотносится с миром действительных чисел, а горний мир с миром содержательных мнимостей? А положение о вечной жизни с Богом разве не находят глубинную аналогию с миром комплексных чисел? И это не интеллектуальные натяжки, а сакральные данности, участвующие в Божественной игре и отражающие тот дух времени, ощущая который мы ничего не утратим ценного из наследия наших предков.
Триада: Земля, Космос и Запредельное соотносится с понятиями конечного (константа скорости света ; с), бесконечного (; ;) и вечного (;;). Равным образом можно говорить о понятиях мерного, многомерного и безмерного. Через последнюю триаду мы сопрягаем уже метрологию и религию. Метрология,  (а есть ли учение в большей степени способное претендовать на статус науки?), памятует афоризм Д.И. Менделеева о том, что наука начинается там, где умеют измерять. Связь метрологии с религией глубинна и удивительна.
Даже культовые отправления религий различных конфессий и установления метрологии имеют поразительные параллели. В большинстве религий жрецы, священство являются не только посредниками между человеком и Богом, но и  хранителями сокровенных Божественных знаний и священных предметов культа. Так и в метрологии,  эталоны имеют не только служебную практическую роль, но и сакральную: их оберегают и хранят специально назначаемые ученые-хранители. Богослужения, призванные приобщить паству к религиозным таинствам, находят определенное соответствия в сличении эталонов и в передаче единиц физических величин от эталонов к средствам измерений, что естественно выполняется специалистами метрологами согласно ритуалам и регламентам науки метрологии.
Поразительное соответствие находим мы в системе фундаментальных понятий метрологии и христианства. Как для христианина понятия греха является сущностным системообразующим элементом христианского богословия, так и в метрологии фундаментальным понятием принята погрешность. Есть, однако, характерные глубинные различия. Если христианство призывает к полному избавлению от грехов, изживанию их, то метрология, прекрасно понимая невозможность достижения идеальности мироздания, стремится лишь к минимизации погрешностей. И это понятно, ибо для христианства, согласно Новому Завету, Истина и Иисус Христос суть Одно, а греховность человека изживается в свете чаямой безгреховности Бога. В метрологии же так называемое истинное значение измеряемой величины  подобно кантовской вещи в себе непостижимо и недостижимо, а значит отклонения от него, погрешности предопределены, неизбежны. Восприятие жизни невозможно без искажения Истины, в этом грех человека, но в этом же и  погрешность, возникающая при измерении. Это не попорченность творения, а условие его существования. Путь эволюции  в минимизации, а не ликвидации этого искажения. Критерий минимизации - сохранение здоровья Природы, экологии культуры, экологии души, чтобы быть верным гераклитовскому завету: «... прислушиваясь к голосу Природы, поступать с Нею сообразно». Если бы не было греха в мире, не было бы и христианства. Если бы не было погрешностей  у вещей мира, не было бы и метрологии.
Конечно, все эти параллели не случайны. Кстати, современная метрология, дойдя до понимания того, что в мире нет ничего случайного, а есть лишь недостаточное знание и неинформированность, готова отказаться от разделения погрешностей на систематические и случайные, предпочтя им понятие неопределенности. Назревающий отказ метрологии от дуалистической контроверзы случайных и систематических погрешностей является  знамением нашего времени. В этом проявилось осознание того факта, что так называемые «случайности» возникают лишь от бессилия человека распутать многофакторный причинно-следственный клубок их возникновения. Точечному детерминированному миру жизненно противостоит ширина поля или спектр неопределенности наступления того или иного события. Это следует осознать всюду ; в науке, в обыденной жизни и даже в собственном появлении на свет Божий. Феноменальный Мир недопроявлен  и вероятностен: все действительное в нем имеет отклонение от идеальных прототипов, все действительное в нем, будучи определяемо количественно, отягощено зоной неопределенности измеряемой величины. И, в то же время, каждый в праве задуматься и попытаться осмыслить -  разве может быть случайностью, что именно мне, Иванову Ивану Ивановичу, даровано чудо жизни, именно на меня оказался направленным перст Божьего предпочтения?
Заметим также, что соотношение неопределенностей является онтологическим основанием свободы, освобождением от цепких объятий детерминированности и Предопределения. Такое понимание объясняет наши поступки принципом свободы воли и признанием ее главным движущим фактором эволюции. Каждый из нас индивидуально свободен даже в том, что бы не отбрасывать, а принимать вызов несвободы с жесткими законами детерминированного мира, а также жизненное предопределение и фатализм с одной лишь оговоркой, что то будет наше личное предпочтение, а не общезначимый принцип мироздания. И в этом подлинная диалектика - человек свободен даже в том, чтобы стать рабом.
Любая наука содержит элементы веры, заключающиеся в той аксиоматике, которую она принимает как данную, исходную, неоспоримую. Догматы религий и аксиомы науки суть устои веры. Недаром язык запечатлел метафору «храм науки», а храм - место веры.
Что же касается сакральности или профанности феноменов науки и религии, они имеют место в них обеих. Так, в православной традиции оглашенные, т.е. верующие, не приобщенные таинств церкви, стоят у входа в храм, а не в глубине самого храма, дабы не нарушить святости его. Ни в храме религиозной веры, ни в храме науки профаны (с точки зрения профессионала) не желательны, дабы не дискредитировать веру, блюсти ее чистоту и беспорочность. За этим бдительно следят в одном случае священнослужители, в другом - каста профессиональных ученых и специалистов.
Стоит ли говорить о роли Священного Предания? В христианстве - жития святых, в науке - жизнеописания корифеев науки. Столько точек схождения!
Вот почему хочу закончить оптимистично. Мы вступаем в благословенное время, время собирания камней мироздания и осмысления его в дольнем и горнем аспектах Целого.


Рецензии