Беседы с мудрецами В. О. Ключевский 2
М. – Уважаемый Василий Осипович, Вы как историк и человек, проживший долгую жизнь, достигший научного признания, много повидавший и передумавший, наверное, знаете, как стать счастливым?
В.К. – Самый верный и едва ли не единственный способ стать счастливым — это вообразить себя таким.
М. – Значит, быть счастливым можно только обладая развитым воображением?
В.К. – Воображение — на то и воображение, чтобы восполнять действительность.
М. – То есть сама действительность не способствует счастью?
В.К. – Быть счастливым значит не желать того, чего нельзя получить.
М. – Ну, в наше время все желают получить как можно больше денег. Как говорят, «не в деньгах счастье, а без денег плохо».
В.К. – Простейший способ не нуждаться в деньгах — не получать больше, чем нужно, а проживать меньше, чем можно.
М. – Возможно, такой способ самый разумный, но многие все-таки мечтают выбиться в богачи.
В.К. – Богачи из людей, которые добывают деньги, чтобы жить, превращаются в людей, которые живут, чтобы сберечь деньги, которых им некуда девать.
М. – Чтобы сберечь и преумножить свое состояние, многие богачи идут в политику, точнее, во власть. А иные люди стремятся туда из-за своих амбиций. Может, в этом счастье?
В.К. – Люди самолюбивые любят власть, люди честолюбивые – влияние, люди надменные ищут того и другого, люди размышляющие презирают и то и другое.
М. – Насчет последних понятно. А кого Вы называете самолюбивым человеком?
В.К. – Самолюбивый человек тот, кто мнением других о себе дорожит больше, чем своим собственным. Итак, быть самолюбивым — значит любить себя больше, чем других, и уважать других больше, чем себя.
М. – По-моему, это неразумно. Но ясно, что во власть идут люди с сильным характером.
В.К. – Если под характером разумеется решительность действия в одном направлении, то характер есть не что иное, как недостаток размышления, не умеющего указать воле других направлений.
М. – Однако, если мыслящие люди не стремятся идти в политику и на государственную службу, то естественно, что туда попадают, мягко говоря, не лучшие господа.
В.К. – Государству служат худшие люди, а лучшие – только худшими своими свойствами.
М. – А лучшие люди, вероятно, посвящают себя наукам и искусству.
В.К. – Искусство — суррогат жизни, потому искусство любят те, кому не удалась жизнь.
М. – Да, но это дилетанты. А люди, занимающиеся искусством профессионально, нередко добиваются признания, получают всевозможные награды и могут уверенно сказать: жизнь удалась! Что помогает достичь успеха?
В.К. – Крупный успех составляется из множества предусмотренных и обдуманных мелочей.
М. – Для этого надо обладать не только талантом, но и умом. Какого человека Вы называете умным?
В.К. – Быть умным — значит не спрашивать, на что нельзя ответить.
М. – Человек может не задавать вопросов потому, что его просто ничего не интересует по природной ограниченности. Как же отличить умного человека от глупца?
В.К. – Вся разница между умным и глупым в одном: первый всегда подумает и редко скажет, второй всегда скажет и никогда не подумает. У первого язык всегда в сфере мысли; у второго мысль вне сферы языка.
М. – Может ли считаться умным человек, достигающий значительного успеха с помощью различных манипуляций, интриг, а порой и обмана? То есть хитрость – это разновидность ума?
В.К. – Хитрость не есть ум, а только усиленная работа инстинктов, вызванная отсутствием ума.
М. – Говорят, что человек может оценить ум другого в меру своего собственного. Это верно?
В.К. – Люди, которые, не имея своего ума, умеют ценить чужой, часто поступают умнее умных, лишенных этого умения.
М. – Конечно, но такие люди очень редки. Если справедливо утверждение, что опыт – лучший учитель, то с возрастом каждый человек должен как-то поумнеть, чего нельзя сказать, глядя на многих пожилых людей. Замечательно сказал итальянский поэт Лудовико Ариосто: «Все человек теряет с годами: юность, красоту, здоровье, порывы честолюбия. И только одна глупость никогда не покидает людей». Почему так происходит? Разве жизнь не всех учит?
В.К. – Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает.
М. – Но для тех, кто ее изучал и чему-то научился, наверно, и старость не так страшна, как ее малюют?
В.К. – У всякого возраста свои привилегии и свои неудобства.
М. – В чем Вы видите неудобства?
В.К. – Старость для человека, что пыль для платья — выводит наружу все пятна характера.
М. – Да, это бывает. А еще начинают одолевать болезни. Люди горстями пьют лекарства, не вылезают от врачей, говорят с близкими только о своих болячках.
В.К. – Одни вечно больны только потому, что очень заботятся быть здоровыми, а другие здоровы только потому, что не боятся быть больными.
М. – Если пожилой человек сохранил пристойное здоровье и силы, то может продолжать жить как молодой. А все-таки что-то меняется?
В.К. – Под старость глаза перемещаются со лба на затылок: начинаешь смотреть назад и ничего не видеть впереди, то есть живешь воспоминаниями, а не надеждами.
М. – Если не осталось надежд в этой жизни, можно надеяться на жизнь в лучшем мире, конечно, имея в виду попасть в рай.
В.К. – Вера в жизнь посмертную — тяжелый налог на людей, которые не умеют дожить и до смерти, перестают жить прежде, чем успеют умереть.
М. – Да, многие действительно с возрастом теряют всякий интерес к жизни. Но когда человек занимается творчеством, неважно, в чем оно проявляется, его жизнь полноценна. А если к тому он обладает талантом, он может принести радость и другим.
В.К. – Высшая задача таланта — своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни.
М. – Не помню, кто первый, но точно сказал, что книги имеют свою судьбу – в зависимости от головы читателя. Как бы ни стремился талант выполнить эту свою задачу, как бы он в ней ни преуспел, всегда найдется публика, не довольная и произведением, и самим творцом. Причем, чем более значимый вклад в литературу он внес, тем яростней его хулители. Как Вы думаете, чем руководствуются эти люди?
В.К. – Бездарные люди — обыкновенно самые требовательные критики: не будучи в состоянии сделать простейшее из возможного и не зная, что и как делать, они требуют от других совсем невозможного.
М. – Неужели эти люди не понимают, что их нападки на творчество и личность талантливых людей не только нелепы, но и несправедливы?
В.К. – Справедливость — доблесть избранных натур, правдивость — долг каждого порядочного человека.
М. – Порой от правдивости глупцов хочется бежать подальше. И как много их развелось! Умных куда меньше.
В.К. – Надобно не жаловаться на то, что мало умных людей, а благодарить Бога за то, что они есть.
М. – Конечно, большое спасибо. Не хочется выглядеть неблагодарным. Кстати, о благодарности: есть люди, которые, делая подарки или оказывая своим близким разные услуги, ведут свой счет, ждут от них еще больших услуг. При этом у них всегда остается неприятное ощущение, что им чего-то недодали. Как Вы считаете, их претензии справедливы?
В.К. – Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности — глупость, не быть благодарным — подлость.
М. – На эту тему нечто утешительное сказал Ваш современник, австрийский писатель М.Сафир: «Неблагодарность в наше время встречается редко, ибо реже стали поводы к ней». Однако человек, совершающий подобную подлость, вероятно, сам когда-то расплатится за нее.
В.К. – Всякий дурной поступок носит в себе кнут для спины своего виновника.
М. – Что же, это справедливо. А впрочем, кто без изъянов?
В.К. – Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства.
М. – Разные люди к недостаткам относятся по-разному. Особенно женщины часто проявляют удивительную снисходительность к порокам мужчин. Вы замечали?
В.К. – Женщины всё прощают, кроме одного — неприятного обращения с собою.
М. – Под неприятным обращением некоторые понимают эгоизм ближних.
В.К. – Кто очень любит себя, того не любят другие, потому что из деликатности не хотят быть его соперниками.
М. – Звучит остроумно, но думаю, это небесспорное суждение. Нередко приходится видеть, как достойные мужчины совершенно теряют голову из-за себялюбивых и пустых кокеток. Также и женщины, добрые и умные, всем сердцем любят ничтожных, эгоистичных негодяев. Примерам нет числа и в жизни, и в литературе. Впрочем, любовь – чувство загадочное. Как Вы думаете, за что люди любят друг друга?
В.К. – Мужчина любит женщину чаще всего за то, что она его любит; женщина любит мужчину чаще всего за то, что он ею любуется.
М. – В чем еще различие?
В.К. – Мужчина слушает ушами, женщина – глазами; первый – чтобы понять, что ему говорят, вторая – чтобы понравиться тому, кто с ней говорит.
М. – И вот влюбленные вступают в брак. Это ли не счастье?!
В.К. – Обыкновенно женятся на надеждах, выходят замуж за обещания. А так как исполнить свое обещание гораздо легче, чем оправдать чужие надежды, то чаще приходится встречать разочарованных мужей, чем обманутых жен.
М. – Почему же люди так часто разочаровываются, если женятся на любимой женщине?
В.К. – Любовь женщины дает мужчине минутные наслаждения и кладет на него вечные обязательства, по крайней мере, пожизненные неприятности.
М. – Но и на женщин брак налагает определенные и непростые обязанности. Чтобы их успешно выполнять, им приходится многому научиться.
В.К. – Вся житейская наука женщины состоит из трех незнаний: сначала она не знает, как добыть жениха, потом – как быть с мужем, наконец – как сбыть детей.
М. – Вы хотите сказать, что многие женщины не очень умны?
В.К. – Дамы только тем и обнаруживают в себе присутствие ума, что часто сходят с него.
М. – Кажется, Вы прекрасный пол не жалуете. Разве их красота Вас не трогает?
В.К. – Красота хороша, только когда она сама себя не замечает.
М. – Возможно. Кого же тогда любить? Может быть, друзей?
В.К. – Дружба может обойтись без любви; любовь без дружбы – нет.
М. – Может ли дружба сделать человека счастливым?
В.К. – Дружба обыкновенно служит переходом от простого знакомства к вражде.
М. – Странно. Может быть, люди со временем просто становятся равнодушными к своим друзьям и переходят вновь к дальнему знакомству подобно тем родственникам, о которых сказал наш великий поэт:
Родные люди вот какие:
Мы их обязаны ласкать,
Любить, душевно уважать,
И, по обычаю народа,
О рождестве их навещать
Или по почте поздравлять,
Чтоб остальное время года
Не думали о нас они…
Как видите, это вполне прохладные отношения. Почему же непременно – к вражде?
В.К. – Есть люди, которые становятся скотами, как только начинают обращаться с ними, как с людьми.
М. – Звучит резковато, но в этом есть доля истины. А может, больше, чем доля. Недаром вышеупомянутый М.Сафир заметил: «Чтобы любить людей, нужно делать им добро; но чтобы их уважать, нужно их избегать». Только все это очень грустно.
В.К. – Было бы сердце, а печали найдутся.
М. – Чтобы меньше страдало сердце, надо занять работой разум. Следует знать как можно больше полезных для жизни вещей. Занятия науками, вероятно, дают такие знания?
В.К. – Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует.
М. – А Ваша наука, история, чему может нас научить?
В.К. – История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.
М. – Конечно, если бы люди хорошо усваивали уроки прошлого, они могли бы избежать много бед в настоящем.
В.К. – Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий.
М. – И мы должны их расхлебывать. Как писал М.Ю.Лермонтов, «богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом». И так – каждое следующее поколение.
Согласны ли Вы с А.П.Чеховым, который надеялся, что через сто-двести лет люди заживут необыкновенно счастливой и содержательной жизнью? Кстати, прошло уже больше ста лет, а большинство людей по-прежнему недовольны своей судьбой . Что Вы думаете о будущем?
В.К. – Наше будущее тяжелее нашего прошлого и пустее настоящего.
М. – Чтобы будущее стало лучше настоящего, надо за него бороться. Способна ли современная молодежь добиться существенного улучшения общественной ситуации – вот вопрос.
В.К. – Молодежь что бабочки: летят на свет и попадают на огонь.
М. – Конечно, именно молодые люди совершают революции, причем впоследствии многие из них первыми погибают от рук своих вчерашних соратников. Как говорится, за что боролись.…Почему так происходит, что идеи всеобщего равенства, братства и свободы, воплощаясь в жизнь, всегда приводили к кровопролитию и террору?
В.К. – Великая идея в дурной среде извращается в ряд нелепостей.
М. – Значит, пока для великих идей подходящая среда еще не созрела. Но мы живем здесь и сейчас, а потому скажите нам на прощание, какое главное качество помогает человеку пройти свой нелегкий путь достойно?
В.К. – Самый дорогой дар природы — веселый, насмешливый и добрый ум.
На этой фразе дух нашего замечательного собеседника нас покинул…
Свидетельство о публикации №213050501665
Впрочем, как всегда.
Любопытно, как вы компонуете эти замечательные тексты?
Неужели в самом деле с духами общаетесь?
В противном случае это долгая и кропотливая работа изучать высказывания великих и подстраивать под них достойные вопросы.
С уважением
Владимир Радимиров 12.09.2013 09:02 Заявить о нарушении
Желаю удачи и жизни и творчестве.
Елена Пацкина 12.09.2013 18:07 Заявить о нарушении