Бархат

Бархат у меня всегда ассоциировался с мягкостью, роскошью и красотой. Бархатный голос, бархатный сезон, бархатная революция. Согласитесь, ассоциации приятные.
Хотя как может быть революция бархатной? Тогда и война может быть бархатной, и голод, и бедность. Для этих явлений, худшим чем «бархатность» эпитетом, может быть только эпитет «гламур».
Возможно поэтому, когда я впервые услышал словосочетание «бархатная революция», то просто не понял о чём идёт речь. Первым что пришло на ум, был рассказ моего деда, который ещё застал «красную» революцию России и при случае повторял истории, как вооружённые холопы врывались в дома аристократов, выводили «бывших» и рвали на портянки бархатные портьеры.
-Р-р-раз… - подражая голосом треску рвущейся благородной ткани, с жаром повествовал дед, показывая руками характерный жест. Похоже, многое из того, что было дальше, он поберёг тогда от моих детских ушей, но и сказанного хватило, чтобы поставить меня в тупик. Я не понимал, зачем было «ставить бывших к стенке», что такое портянки и почему портили дорогой, красивый материал. Ведь когда я дома что-то рвал, или даже пачкал, то все расстраивались и меня ругали. Даже если это была газета ценой три копейки. А тут чужие бархатные портьеры… - зачем?
Но в самом повествовании чувствовалась страсть – то ли гордость за Большевиков, то ли обида на них. Дед-то сам тоже был из «бывших», что всю свою жизнь тщательно скрывал, равно как и амбивалентные чувства к новым хозяевам страны. Будучи убеждённым коммунистом, он нахваливал на все лады Советскую власть, и ругал других коммунистов – все они, по его словам, были сволочи. Особенно доставалось маршалу Жукову, которого прошедший войну дед называл палачом и кровопийцей, и Хрущёву, которому досталось обидное прозвище «Идиотик».
Так что выражение «бархатная революция», сразу родило у меня ассоциации с мародёрством, вандализмом и бессмысленной жестокостью.  Живя в эпоху этой самой революцию и видя, что происходит, я искренне удивлялся - как это может для кого-то означать что-то хорошее?
Впрочем, революция действительно прошла бескровно. Победивший пролетариат, студенты и прогрессивная интеллигенция ходили, пели песни, улыбались и размахивали триколором. Бывших поставили не «к стенке», а скорее «в угол», как провинившихся детей, а если кто и помер, то от естественных причин – у кого сердце не выдержало, кто спился на почве разорения и бедности, кто полез в бандитские разборки, а кто просто с голоду. И виноваты в этом были не кровавые революционеры, а философ Карл Маркс, который убедительно доказал, что всякая революция имеет целью перераспределение материальных благ, сиречь капитала.
После случившихся тогда событий, по неумолимой исторической логике, в стране началась гражданская война с элементами геноцида. Тоже бархатная и то же поющая. А оружием её стали не штыки, а демократические законы, произвол чиновников и экономические рычаги, которые действуют тихо, но не менее жестоко. По одну стороны оказались власть и национальное большинство, по другою - потомки колонистов. Как-то так получилось, что теперь, хотя всё стало по справедливости и все равны, но добрую треть населения надо выравнивать и перековывать, как чуждый элемент.
Политики бархатными голосами пели о скорой лучшей жизни, победивший плебисцит блеял, пытаясь подражать их голосам, а «бывшие» выли от горя и обиды, так как лишились не только прежнего статуса в обществе, но и прав в новой стране. Благо дед до этих бед не дожил…
Молодая республика, засучив рукава, взялась за дело. Вчерашние друзья были объявлены врагами, не породистые граждане стали негражданами, а просто налогоплательщиками, учителя и наставники – дилетантами, защитники - оккупантами и так далее и так далее. Своим объяснили (объясняют, и, похоже, будут объяснять), что все временные трудности это из-за чужих, бывших, пришлых, которым нет места в новом мире. Поэтому своё нужно отнять у чужих, а их самих прогнать или сделать прислугой. И всё бы хорошо, да новые «враги народа» с этим, почему-то, не согласились (не соглашаются, и соглашаться не собираются). В общем, все начали бороться за свои права и место под солнцем, в государстве полным ходом шла тихая, холодная, бархатная гражданская война. И пока гегемоны побеждают…
Тем временем, вожди революции захватили не только телефон и телеграф, но и железные дороги, заводы, колхозы, банки, предприятия, земельные и природные ресурсы, и приватизировали доходную недвижимость. Пока народ воевал, произошёл переход капитала от государства в частные руки. Все это видели, но ни кто не заметил, так как каждый был занят своим.
Венцом войны - Куликовым полем, Ватерлоо, Сталинградом, стала «Бронзовая ночь». – Ну, вы помните, это когда памятник демонтировали. В ней, как в капле воды, отразилась вся реальность событий последних лет, и то, что происходило подспудно, стало видимым. Можно сказать, что Бронзовая ночь, стала зеркалом Бархатной революции.
И если вы меня спросите: «Так что же там произошло»? - то я отвечу, что существует несколько версий этого события, и попробую рассказать те, что мне известны.

Итак, версия первая, бархатно-революционная:
 - Когда-то в нашу молодую, свободную страну, ворвались оккупанты. Они уничтожали памятники истории и культуры, подавляли свободу, выхолащивали национальное самосознание, притесняли народ, лишая нас самобытного колорита. Враги лишили нас возможности самостоятельного исторического развития, и осуществляли геноцид местного населения. Но мы не сдались, и в трудные годы оккупации, изнутри подтачивали враждебный режим, пока он не рухнул. Теперь все живут мирно и счастливо. Мы не такие варвары как они, поэтому их памятники, как символ оккупации, мы не ломаем и не оскверняем, а переносим в музеи или на военные кладбища, где им и место.
Однако в стране ещё осталась кучка оккупантов-реваншистов, которые (возможно с помощью агентов разведки враждебной страны) пытались спровоцировать беспорядки, мародёрство и антидемократические выступления. Что делать? Приходится усмирять их, но строго в рамках конституции и согласно правам человека. События Бронзовой Ночи показали, что мы на верном пути, а скрытый враг бесится в своей бессильной злобе!

Версия вторая – поющая:
- Демократическое, законно выбранное правительство страны, выражая интересы большинства населения и по просьбе представителей народа, приняло закон о захоронениях и памятниках. В рамках этого закона, было принято постановление, реализуя которое, в частности, состоялся перенос военного захоронения и памятника «Бронзовому Солдату» из центра города на военное кладбище, в удобное и доступное для посещения место.
Событие вызвало резонанс в общественности. Собравшаяся толпа была той средой, которая дала возможность агрессивно настроенной молодёжи и антисоциальному элементу, совершить противоправные действия в виде провокационных выступлений и погромов. Своевременные слаженные действия полиции и властей, помогли быстро и эффективно навести порядок. Виновные были задержаны и наказаны.
События Бронзовой Ночи показали, что в стране торжествуют порядок и демократия.

Третья версия – от «бывших»:
- Ни какой оккупации не было. Эта земля с её народом, были нашим предместьем, пока мы им её, после революции, сами не отдали. А как они без нас жили? – Были холопами, не имели права ходить по одним улицам с господами, в городах жила только прислуга! Они же сами нас позвали обратно, когда поняли, что скоро будет война и их вообще уничтожат. А потом, когда они попросили, после перестройки, об отделении, мы их отпустили. Мы их спасли от вымирания, построили им города, заводы, колхозы. Открыли школы, университеты, больницы. Сделали их бедную республику, одной из самых процветающих. Они при нас горя не знали и жили, как хотели. Почти всё правительство было из местных, культура развивалась на национальных корнях, свои школы, своя литература, на всех предприятиях начальство и руководство было национальным. Они могли учиться где угодно – по всей стране. И работа у всех была, и образование бесплатное, и медицина, и санатории.
А что теперь? Всё что было – разграбили, продали, сами ни чего не построили и нас ещё ругают. Говорят, что мы им геноцид устроили! – Какой геноцид? Ну, выслали несколько семей, но так это время такое было. Тогда не только их, тогда и наших отправляли, и за меньшие провинности. Они бы лучше вспомнили, кто списки составлял и доносы писал. Высланные, которые вернулись, претензий к нам не предъявляют, а вот те, кто остались, те про геноцид и кричат. Видать потому что сами на своих соседей доносы писали, вот и суетятся.
Да, мы с ними всегда были разными, но пришли мы сюда с миром, как друзья, как защитники. Памятник был символом памяти о наших добрых делах и намерениях, о том, что наши деды и отцы здесь кровь проливали, за их свободу. А они ночью, втихаря, с полицией, перед самым Праздником Победы его выкорчевали и даже не извинились. «Бронзовая ночь» показала, что они фашисты недобитые и история их за это осудит.

Здесь хочу вставить ещё одну версию, метафизическую. Пусть будет третья с половиной, но она тоже имеет место.
В начале девяностых в прессе появился рассказ о том, что по ночам Бронзовый Солдат сходит со своего пьедестала и гуляет по городу, на манер Медного Всадника или памятника Королю из сказки про Нильса. Мысль эта, сама по себе, забавная, но от чего-то она укоренилась в умах людей и всплывала в печати неоднократно. Возможно, действительно, кому-то духи погибших воинов-освободителей не давали покоя, или мешали строить своё светлое будущее. И правда, разве человек в здравом уме начнёт бороться с памятником, рискуя своей политической карьерой?
Я не говорю, что политики боялись призраков. Они вообще народ циничный. Скорее символ исторического прошлого, расшатывал их новый идентитет. Это была борьба за духовно-идеологическое доминирование нового мировоззрения, где старому сознанию и его символам не было места. Образ грозного воина из прошлого, пугал новую власть, не давал погрузиться в блаженные мечты о скором радикальном процветании, и от него решили спрятаться.
Солдат пережил многих своих современников - изваяния поставленные прошлой властью, и считался неприкосновенным реликтом, оплотом мира в государстве и обществе. Бронзовый колосс вызывал некое подобие священного трепета. Но, когда стало ясно, что к прошлому возврата нет, и страна уже вроде совсем благоденствует, то вожди решили искоренить «мрачное наследие прошлого», и покончить с магическим идолом «пятой колонны».
Как не странно, но после расправы с памятником, экономическое положение государства резко покачнулось и стало падать. Обильные приношения Солдату на новом месте, в виде венков от правительства и цветов от населения, ситуацию пока не спасают.
Если вы думаете, что я преувеличиваю мистическое значение памятника, то напрасно. Так, на днях министр экономики заявил, что памятник перенесли правильно, и на новом месте он потерял свою силу, и больше не оказывает такого влияния на население. Такая вот магическая реальность…

Есть версия четвёртая – от «Ночного дозора».
Вдохновлённые разговорами о демократии, не получившие прививку от инициативности при прошлой власти молодые люди, решили проявить свою гражданскую сознательность. Они организовали круглосуточное добровольное дежурство у бронзового памятника Солдату Освободителю, чтобы уберечь его от вандализма, ещё за долго до «Бронзовой ночи».
Когда правительство объявило о демонтаже памятника, Ночной Дозор (а именно так они себя назвали) взял на себя обязанности миротворцев, организовав дежурство на месте событий с целью не допустить столкновений и провокаций. За несколько часов до начала трагических событий, в разных концах города их переловили представители полиции безопасности и заключили на полгода под стажу без предъявления обвинений. Потом ещё полгода шёл суд, где ребят обвиняли в организации беспорядков, но в результате всех отпустили с извинениями. По рассказам родственников и друзей Дозоровцев, в тюрьме их допрашивали с применением силы, на суде не было ни одной улики, а преследования бедняг секретными службами, скрытно в разных формах, продолжается и по сей день.
События «Бронзовой ночи» для государства были нужны для демонстрации своей силы. Власти показали, что всякое мнение, отличающееся от мнения правительства, в этой стране будет подавлено, а жители являются заложниками правящего режима. История с памятником, это был просто повод поставить народ на колени.

Версия пятая, от очевидцев событий, «видевших всё своими глазами».
Рассказывали, что вокруг памятника поставили забор, натянули тент, за которым начались строительные работы. Люди толпами ходили посмотреть что происходит, потому что горка, где стоял Бронзовый Солдат, уже давно стала местом паломничества людей с нереволюционной идентичностью, всех (читай обоих) национальностей. Продолжалось это несколько месяцев, без особых объяснений со стороны властей, что подогревало общий интерес, а к вечеру перед трагической ночью, вокруг памятника выстроился массивный вооружённый полицейский кордон. Народ начал стекаться. Неравнодушные к судьбе памятника, окружив его со всех сторон, стоял тихо, ожидая, что будет. В то же время, город наполнился зеваками, которые бродили толпами по окрестности, подходили к центру событий, видели, что ни чего не происходит и откатывались обратно на почтительное расстояние, смеясь и попивая пивко. Как стало смеркаться, в эту толпу, из чёрных машин с тонированными стёклами, без номерных знаков, вошли возбуждённые молодые люди, которые как по команде начали кричать и эмоционально заводить толпу. Они бесились, били окна, ломали остановки и открыто распивали крепкий алкоголь. Обычной в таких случаях полиции так и не появилось. Толпа на периферии зашевелилась и пришла в движение. Одновременно пришли в движение и полицейские оцепления, которые щитами и газом стали оттеснять тех, кто мирно и тихо стоял возле памятника. Люди поддались без сопротивления, и когда путь был расчищен, уже в темноте, замаскированного Солдата вывезли грузовиком в неизвестном направлении. Зрители разошлись по домам глубокой ночью.
В то же время, возбуждённые молодчики пошли толпой по улицам города. Сначала они просто били окна и витрины, а потом кто-то догадался, что стёклами есть чем поживиться. В общем, пока полиция была занята противостоянием с демонстрантами, разнузданная молодёжь и антисоциальный элемент занялись грабежом окрестных магазинов.
Наутро беспорядки стихли, и город наполнился любопытными зеваками, приехавшими в центр, посмотреть что деется. И тут полиция взяла реванш. Стражи порядка произвольно выхватывали из толпы зевак молодёжь, и, связав им руки за спиной, автобусом увозили в ангары отстойники. Обращение было грубым, мотивы неясными. Арестовано бело больше тысячи человек, многие из которых пострадали от жестокого обращения, а один погиб.
В беспорядках косвенно обвинили «врагов народа» - лиц неправильной национальности. Через пару дней стало известно, что Солдата отвезли на кладбище, молодёжь отпустили, а по городу ещё долго тёмные личности предлагали купить по дешёвке награбленные вещи. Кстати, говорят, что национальности он в основном были смой правильной – бархатно-революционной.
Позже некоторых мародёров опознали, нашли и примерно наказали – дав мизерные сроки за мелкое хулиганство и минимальные штрафы, размером сопоставимые с ценой ужина в ресторане.

Шестой, я приведу версию от обслуживающего персонала. Часто прислуга знает о жизни Двора больше, чем Сам Король.
Рассказывают, что тренировки полиции по борьбе с демонстрантами, начались ещё за полгода до упомянутых событий.  Осуществлялись они в режиме строгой секретности, и ни кто не мог понять, зачем это нужно в нашей маленькой мирной стране. С этой целью из-за границы пригласили опытных инструкторов, закупили технику, оборудование и спец вооружение – не убивать же налогоплательщиков из боевого оружия.
За неделю до означенных событий, страна буквально обнажилась, так как все внутренние силы были стянуты в столицу и приведены в положение полной боевой готовности. Тогда ещё население не знало о демонтаже памятника, а беспорядков в центре города ни кто себе даже представить не мог. А вот правительство хорошо знало, и как следует подготовилось.
- Ну чтож, на то оно и правительство.

А теперь седьмая – моя любимая версия.
Но сначала лирическо-экономическое отступление:
После победы Бархатной революции стало ясно, что бывшая метрополия больше кормить свободную республику не будет. То, что здесь осталось от прежнего производства, нужно модифицировать и развивать. Но, как и кому? Новые, поющие кадры не имели ни опыта, ни связей, поэтому помыкавшись чуток, нашли  простой выход – сбывать по бросовым ценам продукцию со складов. Потом продали за бесценок сырьё, потом станки, технику и корабли на металл, после строения и землю под ними. Пока было что продавать, страна как-то жила, но скоро запас иссяк.
Что делать? Пришлось просить на бедность у богатых соседей. Те давали крохи со своих столов, но выставляли строгие условия – чтобы ни в чём, ни какой конкуренции им не составляли, и пользовались исключительно их продукцией. Это можно понять, им нужны рынки сбыта…
Молодая республика соглашалась на все условия и жадно осваивала подаяния. Когда же рог благотворительности иссяк, то появилась новая бизнес-идея – взять денег в долг.
Начался период невиданного экономического роста. Частные лица, подбадриваемые политиками, под мизерные проценты брали у иностранных банков огромные кредиты для покупки недвижимости. В результате население получило долги, а иностранцы, в качестве гаранта, ипотеку, то есть землю. Да, да они нам денег понемножку, мы им отчизну по кусочку.
 Цены на недвижимость стремительно поползли вверх, в городах началось строительство многоквартирных домов, а на окраинах коттеджей. В строительстве и обслуживании были задействованы не только всё рабочее население страны, но даже приходилось возит людей из за рубежа. Все кто трудился, мог получать неплохой доход, и подстёгиваемый общим ажиотажем, стремился улучшить свои жилищные условия. Он брал кредит, покупал квартиру и процесс двигался вперёд.
Деньги втекали в страну рекой, и она наконец-то почувствовала себя богатой. Это было на руку не только политиканам, перенесшим проблему выживания ни чего не производящего государства куда-то в будущее, но и бархатистов, которые под революционные песни когда-то хапнули себе дома и земли, в надежде, что это принесёт им богатство. Однако в стране, где нет экономики, недвижимость ни чего не стоит, а уже давно хотелось отойти от трудов праведных и сменить мызу на виллу, кильки на омаров, а унылый дождик на южное солнышко.
И правда цены пошли вверх, и недвижимость стала расходиться как горячие пирожки. Любой бизнесмен мог купить в центре участок или дом, и продать его через год в два раза дороже. Или начать строительство и ещё поднять цену. Или купить строящийся, и распродать частями, или оформить кредит на подставное лицо – бомжа-танкиста, и слить деньги через офшор налево, или объявить себя банкротом, или просто сбежать. В общем, дело пошло…
А вот теперь седьмая версия:
В кругу торгующих недвижимостью упорно ходит слух, что снос бронзового памятника к политике не имеет ни какого отношения. Просто однажды, к нужному министру пришли два бизнесмена, и принесли с собой пухлый конверт. В нём был замечательный план благоустройства города, из которого становилось совершенно ясно, что памятник стоит в самой дорогой его части. Всё вокруг уже принести доход, а тут, до сих про, цветочки растут. Не порядок! И кому он вообще нужен, этот символ оккупации?
И завертелось – договорились, закон придумали, землю продали, памятник перенесли, а заодно населению попутно объяснили, где их место на этом празднике жизни, и кто в доме хозяин.
Ни какой политики, ни каких врагов. Один голый исторический материализм, марксизм и диалектика. Богатые богатеют, бедные беднеют, дураки делают глупости, а бараны сшибаются лбами.
Кстати, после этих событий в экономике наступил кризис, но по абсолютно объективным причинам. Недвижимости к тому времени стало так много, что её перестали покупать. Следовательно, перестали брать кредиты, остановились стройки, люди остались без работы, деньги кончались, а долги остались. Соседи из бывшей митрополии узнали, что их памятник обидели, расстроились и прекратили поддерживать две основных отрасли местной экономии – транзит и туризм. Тут ещё, как на грех, подоспел мировой финансовый кризис, рост цен на энергоресурсы, инфляция.
В общем, на месте Бронзового Солдата так и растут цветочки, а про события Бронзовой Ночи, люди со своими бедами как-то и позабыли. Проходил я пару дней назад на закате, рядом с тем местом где стоял памятник, и с удивлением увидел людей со свечами в руках. Вглядевшись в лица и напрягши память, я понял, что они собрались на годовщину тех событий, и было их не больше двух десятков человек. Мои спутники тоже не сразу догадались что происходит, а ведь прошло не так много времени.

И что же мы имеем в результате сегодня?
Общество разделилось о ожесточилось. Оптимисты окончательно проснулись и протрезвели. От дружбы народов пропал и след, но остались горечь и обида. Правительство всё ещё по инерции издаёт законы по борьбе с «бывшими», типа – все экономические беды из-за них, отнимите у гадов всё, что ещё можно. «Новые» флегматично пытаются что-то ещё отнять, «бывшие» уныло отбиваются, как-то приспосабливаются или уезжают. Холодная гражданская война переходит в бархатное истребление не коренного население, но с такими унылыми темпами, возможно, этого ни когда так и не произойдёт.
А как же революция? Че Гевара, Кастро, Ленин – ведь нас с детства учили, что мы победим! Люди же не просто так шли на баррикады, свергли старый режим, погибали, терпели голод и разруху. Ведь хорошие, пламенные, молодые силы должны победить. В детстве я завидовал героям революции и их подвигам. Хотелось жить в их эпоху и самоотверженно побеждать старый режим во имя новых идеалов и свершений!
Помните? – «Революционный держите шаг, неугомонный не дремлет враг»!
Да, и правда, не дремлет. Всё ему, бедолаге, не угомониться.

А если вы вдруг спросите, что по поводу всего этого думаю я сам, то отвечу как-то так:
- Все хотят жить, и старые и новые и молодые и старые. И те кто готов умереть и те кто этого бояться. И те у кого есть всё, и те у кого нет ни чего. Старые и слабые, сильные и молодые. Все хотят жить и каждый хочет жить лучше. Это ведёт к недовольству тем что есть, к возмущению и желанию восстановить справедливость. Сильные объединяются вокруг новой идеи «всеобщего равенства», слабые возмущаются, пытаясь отстоять свои достояния.
А потом, как в старой сказке, где всегда побеждает Дракон. Глядь, а молодые революционеры стали старыми скрягами, хитрые и жадные захватили власть и богатство, а трудяги гнут спины на тех, кто их обирает. За окном светит то же солнце, только флаги под ним других цветов, в газетах те же статьи, только лица другие. Кто-то беднеет, кто-то богатеет, и каждый борется за своё место под солнцем, пытаясь оттеснить других. За революцией война, за войной разруха и примирение, затем попытка что-нибудь создать и наладить быт. Кому-то  в новом налаженном обществе снова не хватит места, и опять начнётся революция. Прежние герои станут врагами, кто-то их выведет и поставит к стенке, а портьеры пустит на портянки… Вот так я думаю.
Странно ощущать себя «бывшим», с кем борются пламенные революционеры. Борются за то, чего им всё равно ни когда не достанется.

28 апреля 2013г.                Андрей Попов


Рецензии