ПАПА

Когда я родилась, он был в командировке. В одной из миллионных – обычных – постылых – привычных ...
В нашем архиве сохранилось коллективное письмо маме в роддом от сотрудников папиного управления. Скопом извиняются, что «услали начальника», чуть не рассчитав времени родов.
Фраза одного накладывается на фразу другого, превращая записку в месиво. Сумбурное дурашливое месиво письма я разбирала, словно берестяную грамоту.
Обалдев от вины, радости извиняются, что муж (мамин), отец (мой), начальник (их)  в глуши, а не под арбатскими окнами  роддома. Папины подчиненные в этом «зазеркалье» ЖИВЫЕ на крошечном островке человеческого в пространстве одного из самых жёстких министерств Советского Союза.
Знаете, что папа возглавлял на момент моего рождения? Сядьте, дорогие мои: контрольно-ревизионное управление Министерства финансов СССР.

 ... оставайтесь сидеть ...  Мой «умывальников начальник» не был членом партии и не имел законченного высшего образования (из лишенцев).
Когда я его спросила, кем работает, ответил «бюрократом». Я ничего не поняла и переделала "виноградом" - ему понравилось, так потом всем и представлялся.

Когда папа бывал в командировках (неважно в ближнем Подмосковье или дальнем зарубежье), я в обязательном порядке через день получала письмо или бандерольку. Если письмо задерживалось, в семье начиналась паника: у папы нелады с сердцем.
Кстати первое письмо от него получила ещё в роддоме: отдельное письмо написано маме – отдельное мне в первые дни жизни».

В Москву примчался через пару дней – мы ещё пребывали в «имени Грауэрмана». Сохранилось письмо, где он расписывает, как с приятелем торчали в ресторане «Националь», не особо понимая, как оно теперь будет.
Дело в том, что у папы в очень зрелом возрасте родился единственный человек на земном шаре, кто связан с ним кровным родством. Дочка. А с мамой они разошлись через полгода после «имени Грауэрмана» без конфликта – просто чересчур разные, пошли каждый своей дорогой. Оставались друзьями, язвили оба относительно друг друга. 

При «разделе имущества» меня по суду «отдали» маме – жила я с папой. Никакого психологического экстрима: все счастливы и замечательно общались.
Период, когда они были вместе, я не помню - они, как мне кажется, тоже не особо запомнили. Все последующие годы я перемещалась от одного к другой на папиной служебной машине. Будни – в коммуналке, где няня и соседи: есть кому присмотреть, накормить, приласкать, отругать и отмыть. Двое соседок (баба Саша и баба Ида) заменили родных бабушек, которых я на фотографиях даже не видела. Выходные – у мамы.

Письма его в роддом маме и мне я лишь слегка отредактировала для повести, которую написала много лет спустя. Написаны обеим: маме - свое, дочке - свое.

Так маме в письме он писал: "Не волнуйся, что не приходит молоко. Я накупил всяких книжек - там написано, что молоко может появитьcя через несколько дней."
А дочке в письме: "Ну что тебе стоит пососать. Закрой глаза и пей как лекарство. Это ж всего годик -  после никогда эту  дрянь в рот не возьмешь, если не нравится".

Маме: "Не поручай Нюсе (первая из длинной вереницы нянь) одёжкины дела. Я сам что-нибудь прикуплю, после вместе докупим".
Дочке:  "Бродил вчера по Кузнецкому присматривал что-нибудь достойное тебя.  Выбрал платье для коктейля и лаковые шпильки. Девушка: "Какой размер?"
Я ей: "Она сама пока не знает"
-  А сколько лет Вашей дочке?
- Два дня.
Кузнецкий" - дом моды, где работала наша соседка. Их семья помогала папе, они дружили с мамой всю жизнь, они – мои родные люди и сегодня.

Маме: "Соседскую коляску не бери. Приеду - купим".
Дочке: "Запомни, мурзик: лошадь, машину и мужчину женщина  выбирает сама, ничьих советов не слушаясь. Поэтому ори благим матом, если Нюська тебя в старом драндулете гулять потащит.Вместе сходим".

Маме: "Плати всем санитаркам и нянькам, чтобы чаще тебе кнопку привозили из детского отделения."
Дочке: "Не жалуйся, что мальчишки из соседник "лотков" пристают - спать не дают - орут - надоели. Мальчишки всегда пристают. Привыкай. Это тебе терпеть придется  еще лет 80".

Маме: "Пой ей песенки ласковые и сказки читай хорошие. Я вам на всех мамок в палате книжек передал".
Дочке: «Сижу ночью в гостинице - с тобой разговариваю.
Спасибо тебе, маленькая, за то, что счастье мне подарила первому тебе сказать: "Ветер по морю гуляет. И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах Мимо острова крутого Мимо города большого..."
Потом тебе это прочитает мама, после сама раскроешь книжку с картинками. И уже не поверишь, что сказку эту папа придумал.
Но ты все же мой листочек не выбрасывай. Положи его в конверт и спрячь. Достань лет через ... но только тогда, когда уже никаких волшебных орешков не останется, и все джинны давно к другим девочкам уйдут. Вот тогда раскрой этот конвертик - и ... все беды-горести уйдут, а желания исполнятся.
Потому что "В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут."

Письма и посылки приходили всегда - неважно, был он в Москве или в командировке. Каждую пятницу на почте получала бандерольку или письмо "до востребования"..

Мои родные бабушка и дедушка по папиной линии. Я не то, что их не застала – фото это увидела только после похорон Николая Второго.
Не знаю, как бабушку и дедушку  величать по отчеству. Знаю только имена и примерно год гибели. Даже не знаю, где их могила. Папа остался круглым сиротой.

Сиротство спасло: не сажали, не таскали и не обвинили. Знаете, ему даже позволили поступить в институт... Закончить, естественно, не позволили.
Четыре с половиной курса института прокуратуры Союза ССР (то есть с образованием, но без формального диплома).

Через тридцать лет в мемуарах я наткнулась на абзац, где упоминался специалист в одной узко-специальной области международного права. Несколько слов о стати, о руках изумительной формы и о том, что единственный раз в жизни автору мемуаров удалось встретить еврея с европейским образованием, да еще блондина скандинавского типа. Я поняла, что речь о моем деде. Еврей-выкрест юристом международником – всё же не типичный случай. Скорее исключение. Хотя в начале 20 века такое уже было возможно. Это все, что я знаю о предках с папиной стороны.

Мама с папой в разводе. Папа умер, когда мне было девять. Мама толком ничего не знала о мужчине, с которым прожила всего несколько лет.

Мамин обрывок информации: перед самой войной папу запустили в комнату без окон, закрыли дверь на ключ. В комнате на столе лежала папка. Через какое-то время он постучал - за дверью  потерял сознание. Обширный инфаркт. Что было в этой папке, я уже никогда не узнаю.

Он воевал – парень после инфаркта,у которого убили родителей, оставив сиротой.
Инфарктник-белобилетник просто прошел, потому что легче драться, чем не драться. Направили следователем в войска противовоздушной обороны Московского военного округа летом 1941 незадолго до лютых авиа-налетов на Москву и еще до блокады Ленинграда. Но он все равно корил себя, что не в Ленинграде.

В конце войны не демобилизовали – перевели следователем в московскую прокуратуру. Дали комнату в коммуналке на Садово-Сухаревской. Папа оказался последним из тех, кем бабу Сашу «уплотнили».
Мама явилась в коммуналку совсем не к будущему мужу: баба Саша – гимназическая подруга моей родной бабушки с маминой стороны.
Мама – полька, потерявшая родителей в конце 1930х, в Москву приехала в конце 1950х. Какое-то время они просто жили в коммуналке соседями, потом завязался роман. 
Ну а я уже «уплотнила» бабу Сашу естественным образом. Вскоре после моего рождения мама получила однокомнатную хрущёвку, и они с папой разошлись.

Не знаю, ненавидел ли папа эту власть. Презирал – точно, брезгливо относился. Не «рвал рубаху на груди».
Переигрывал их. Приверженец малых дел. Отстоять хоть маленький плацдарм, перетянуть конкретную ситуацию, отнять хотя бы одного человека – вот его методы. Чуть ниже расскажу пару эпизодов.
Институт закончить не позволили, «рылом (извините, происхождением и пятым пунктом) не вышел», партбилета в кармане нет - но как профессионал сгодился. В результате, карьеру папа сделал весьма неплохую. Более того, у него была возможность пару раз в год ездить за границу, то в те времена чуть ли не приравнивалось к полётам в космос и гарантировало сносную жизнь.

Буду рассказывать без хронологии и выстраивания сюжета. Всего несколько разрозненных картинок.

Третий класс.
Нас с подругой не принимают в пионеры по причине «неправильного происхождения». Это уже в глубоко брежневские времена. Откуда они прознали про «не то»?

Строго говоря, не совсем отказались, но попросили посидеть дома и не приходить в школу в день, когда всё торжественно, и все в праздничном «белый верх – синих низ». На следующий день велено повязать галстуки под воротничок коричневой повседневной формы и явиться на уроки как ни в чём не бывало.

Мы никому ничего не сказали. Это ж унижение: все готовятся многие месяцы ....
А потом оказывается, что двое «прокажённых». За что?
Оделись утром «по-пионерски»,  вместо школы пошатались по улице (пока родители Иры не ушли из дома ) Пришли к Иришке домой, так как решили покончить жизнь самоубийством. Выдохните, психиатры ))
Понятия не имели, как это делается. Ревели, конечно, но причин отказа не доискивались. Тоже папина наука: не трать время и не ищи резона у идиота.

Включили телек, где по случаю апрельской «инициации» шли соответствующие спектакли.
Иришка достала коробочку с круглыми шариками. Мы съели по шарику: стало горько и изо рта пошли пузыри пены.
Дальнейший разбор полётов показал, что мы слопали по шарику шампуня, который Иркин дедушка (учёный-энергетик) привёз из загранки. Удобные мелкие шарики, видимо, умыкнул, по советской традиции, из какой-то гостиницы.
Шампуня в нашей советской родине в помине не было (голову мыли мылом или яичным желтком). У нас дома имелся, но в бутылях. Кроме того, я его раньше в рот не пихала, поэтому вкус сразу не «раскусила» (да и не того было, честно говоря).

Сидим с Иришкой в пене – ждём конца обоих «спектаклей»: по телеку и в жизни. Где-то через час  вернулась Иришина бабушка -  информация дошла до папы...
Опускаем детали, как из нас вымывали шампунь (пенился и не желал удаляться)  ...

Дальше мы погрузились в папин служебный "членовоз". Подкатили прямо к ступенькам, вытряхнулись, следом выгрузили коробки с пирожными, тортами, лимонадом ....

Папа никому из взрослых слова не сказал (при нас, во всяком случае).  Вообще не общался со взрослыми – будто не замечал (мне передалась дурная привычка «видеть кнопки лифта» сквозь человека неприятного).
Папа, кстати, ни разу не появился  ни на родительских собраниях, ни у завучей, ни по вызову школьных учителей.
Мама тоже после его смерти не появлялась на родительских собраниях.

В классе новенькие пионеры уже сидели за столами, мы добавили свое.
Нас с Иришей перед накрытыми столами приняли в пионеры, напялили пилотки. Смешно, но в «самоубийственной» спешке не догадались надеть приличные колготки: на фотографиях все девочки в белых праздничных, а мы обе в будничных плотных со складками.
Папа всё время оставался с ребятами. Фотографировал – потом мы с ним проявляли и печатали дикое количество на всех.
Лопал пирожные с лимонадом ... (уже пролежал в больнице  со вторым инфарктом – не рекомендовалось жирного. Нельзя было курить – курил по паре пачек в день).

Он вообще любил собирать произвольно (кто «под руку попадётся») моих дворовых и школьных приятелей, когда мы с ним куда-нибудь шли. Чаще всего в кафе-мороженое. Но и в музеи (в Пушку – где до сих пор боюсь кондотьера Гаттамелате, что в «Итальянском дворике». Оригинал во Флоренции куда более мирный).
В Васнецовский, что через дорогу. В цирк и в уголок Дурова. Много куда.
Театры – легенда до сих среди моих одноклассников. До сих пор «старички» автоматом мне (после какого-нибудь спектакля): «Ну конечно, тебе нравится ....(современный спектакль). Ты ж даже..... («стародавний из детства») ни разу с начала до конца за один присест не смотрела. Небось всё и сейчас переделала". Знаете почему так говорят?

Он тащил всю нашу компанию в театр. Но они там находились однократно: от начала спектакля до конца.  Мы  же с папой cваливали после антракта, чтобы на бульварах или в ближайшем кафе придумывать собственное продолжение. Приходили на следующий спектакль в другой день сразу на второе отделение с нашим собственным началом, придуманным в кафе-мороженное.
Некоторые артисты из числа друзей дома завидовали, так как то, что они «валяли» на сцене было куда менее занимательным, чем наши с папой версии.
Я иногда дулась: вечно с нами таскается толпа. Я его и так редко видела – слишком часто в командировках.

С посторонними, в делах молчалив.
Балагур, бесконечно остроумный и едкий, со множеством мюнхаузенских баек ТОЛЬКО со своими. Жил в коммуналке на Садово-Сухаревской. Отказался переезжать, хотя не просто была возможность – настоятельно рекомендовали (неловко в его положении). Правда, та коммуналка не простая, а «специфическая». Наша Садово-Сухаревская.
Они вообще с бабой Сашей были лихой парой. Вот оттуда, из тех посиделок вечное вскользь: «только по-русски об этом не болтай».
Ох, сколько у нас дома было сатирических поэм, пародий, скетчей, стихотворений, отпечатанных на машинке в фиолетовых копирочных копиях.
А то! У нас и торчали многие авторы этих самых пародий, капустников ... А уж исполнители.
Про легендарную поэму Иоанна Московского «Ив Монтан и другие» слышали? Так вот у меня она полностью – от «первоисточника» (так сказать).

Оттуда мой детский «скепсис» относительно русского. Первый язык – французский. По-русски то ли можно то ли нет и поди разберись?!

Кстати, знаете, что сказал наедине новоиспечённой пионерке? «Дура. Когда наши придут, хорошо б, хоть кто-то остался чистым». Эту фразу в повести я отдала Кристиану – но фраза реальна, и сказал её папа.
Я вообще отдала много папиных фраз своим персонажам.

В дальнейшем «не подвела»: дважды выгоняли из комсомола. Оба раза как выгнали – так и восстановили, но не моя заслуга - жизнью нашей семьи «рулит судьба».

И записка в музыкальную школу из собачьей повести - настоящая. Меня не принимали по причине полного отсутствия музыкального слуха.
Он написал легендарную расписку директору: «Гарантирую, что моя дочь никогда не будет играть на сцене Большого зала Консерватории. Однако, обещаю, что она всегда будет сидеть в зале. Именно к такой форме общения с музыкой убедительно прошу её подготовить».
Для преподавательницы по сольфеджио настали чёрные годы. Мне-то как раз нравилось – только вот решение  задач по сольфеджио не совпадало с «ответом». Папа в музыкалке так ни разу и не появился.
Угадал: с тех пор и сижу в Консерве. Что характерно, на одном и том же месте: 30 или 31 в 10 ряду.

А вот уже моя фраза: произнесла в восемь лет - хвастаюсь поныне.

Как-то вечером в воскресенье меня привезли домой на Сухаревскую. Голодный папа ждал меня, чтобы сразу отправиться в ближайший ресторан.
Я, увидев бардак (папа большой мастак по части превращения комнаты в свалку), взялась за веник и тряпку.
Естественная реакция голодного мужчины: «Мать всю дорогу ерундой занималась – теперь ты начинаешь».
Мой ответ: «Терпи. Я тебе не жена – со мной не разведёшься».
Папа задумался.

В конфликтных ситуациях в разборки с посторонними не вступал - общался исключительно со мной – разбирался со мной.

Второй класс.
Школа фасадом выходит во двор Старого цирка и Центрального рынка, тыл – в Большой Каретный. Непосредственно за школьными воротами шныряют машины разного калибра в ограниченном пространстве.
Я - на продлёнке.
Жду папу. Что-то у меня не сложилось. Настраиваю себя на жалость: придёт главный «виноград», начальник над всеми начальниками ...
Ещё и портфель кто-то при разборке увёл.
Явился папа – с тортом. Приблизился к зарёванной  - выслушал, вскинул руку с часами: «У тебя полчаса». И ушёл. Он спускается вниз к Цветному- я наблюдаю удаляющуюся спину в накрывающих меня ноябрьских сумерках.

Мама или баба Саша убили бы папу на месте. Я бы тоже сейчас с ума сошла, если б моего ребёнка оставили в темноте – одиночестве - опасном месте (задворки цирка, рынок, грузовые машины).
Высморкалась. Отыскала портфель (видимо, в ближайшем помойном баке). Дождалась папу, который за это время отнёс тортик домой. Не прятался за ближайшем углом, действительно ушёл – вернулся.

Кстати, он меня ругал за пятёрки по поведению. Говорил, что отличниками по поведению могут быть только ябедники и подлизы. Тройка – норма. Пятёрки – для нормальных предметов.

Вот такое у меня воспитание. Кстати, о мужской руке. Я с пелёнок чувствовала эту «руку». Он меня либо держал в охапке, либо обнимал за плечи, либо держал за руку. Меня не выпускали «из клещей».
Привычная картина: мне выговаривают - я вырываюсь (если за плечи) или лягаюсь (если на руках). Именно выговаривают – то есть не случилось в моей жизни «на повышенных тонах».
Вышучивал, доводил до смеха вперемешку с икотой и слезами, которые не лились, а брызгали.

Вечная пытка возраста младшей группы детского сада: «Хочу мороженого».
- Я хочу мороженого? Ничего я не хочу, - удивлённо папа.
- Я хочу! - повышаю голос.
- Я??? Абсолютно никакого желания.
- Я ааааааа!!!

Из меня «вынимали» яканье и хочу.
«Надо!» в папином арсенале не водилось. Если «надо», то кому и зачем.
«Мне нужно, чтобы ты это сделала, так как ...» - согласитесь, иной расклад.

Любви не стеснялся. Обожания не стеснялся. Хотя и здесь острил.
В дошкольные годы мы с ним практически никогда не шли рядом – таскал на руках. Скорее всего, из-за разницы в габаритах: он высокий полный – я тощая («после кожи сразу - внутренние органы»). До десятого ниже меня только «маленькие» соседнего цирка («лилипуты» для людей с данной особенностью звучит уничижительно).
Позже всегда и непременно держал за руку. Когда рука потела, проводил меня за спиной, перехватывая руку.
Я раздражалась: как маленькую.

Теперь чуть о "членовозе". Да, меня иногда подвозили в школу на «Чайке». Однако, обратите внимание на туфли. Видите, спадают? Папа установил правило: одёжка, которую он привозит из загранки типа кашемировых свитеров (так называемая «радуга»: одна и та же модель всей палитры от белого до чёрного через 12 цветов «каждого охотника, который желает знать, где сидит фазан» с парой-тройкой оттенков) и беретов такого же количества в тон ... – надевается ТОЛЬКО, когда мы с мамой или папой выходим куда-то вместе.
А в школе и во дворе я донашивала вещи, которые подбрасывали родители подросших одноклассников.

Жутко неприятно, друзья. Понимаете, дело не в старых вещах. Дело в том, что в школе помнят вещи, которые вчера носила другая девочка.

Теперь не воспоминания, а размышления.

Эпизода серии “без комментариев”.
Они однотипны, эти эпизоды. Хотя и люди и ситуации разные.
Предварительно совсем несколько записей из трудовой книжки выборочно разных лет, начиная с 1947: Прокуратура г.Москвы (старший следователь); Министерство Госконтроля СССР (занимался контролем за сохранением и расходованием спирта); Министерство морского флота и Главсерморпути при Совете Министров СССР (старший контролёр-ревизор); Всесоюзный трест Золотопродснаб (старший контролёр-ревизор); Министерство социального обеспечения РСФС (начальник контрольно-ревизионного отдела, заместитель главного бухгалтера Центральной бухгалтерии) Ну и Министераство финансов СССР (откуда уволен в связи со смертью)
Я отыскала копию трудовой книжки лишь в прошлом году. Не по себе от этих записей. Получается, что в разные годы имел дело со: спиртом, морскими перевозками (за рубеж – в Европу), золотом, пенсиям, распределением денег в масштабе даже не республики – страны. Ревизор высшего звена, на минуточку.
Не просто в этих сферах – имел полномочия решать судьбы. Просто представить себе, что могло ждать людей, которых он проверял – если бы ревизия выявила нарушения. А если ошибка? А если субъективно? А если всё та же любимая и поныне «политическая целесообразность»? А если с совестью проблемы?
Не пытались шантажировать и/или манипулировать? Не смешите – если уж нас с вами на каждом шагу пытаются «развернуть в нужном напралении».

А если действительно он - «виноград»? Я - не родственница Павлика Морозова. Люблю папу, каким бы ... Но для себя принципиально поразмышлять. У меня не складывается образ «винограда».
Вот расскажу вам сейчас то, что случилось со мной. Повторяю, в разные годы в разных обстоятельствах, но похожие. Причём, все через много лет после его смерти - со мной. Расскажу всего три – были ещё.

ПЕРВАЯ
Лежу в гнойной хирургии после операции. Ненужное вырезали, уже не болит. В палате несколько молодых девок: либо с маститом либо с копчиковой кистой (мой случай).

Весело. У копчиковых – бесшлаковая диета, в связи с чем мы лопаем арбузы, сырые яйца, бульоны и соки без мякоти. Плюс нам, копчиковым, таскают в качестве мочегонного белое вино в бутылках из-под сока. Так что вся палата круглые сутки в отличном настроении.

К одной из маститных, родом из Тувы, приехала мама. Жить в палате официально не разрешают, «неофициально» - смотрят сквозь пальцы.
Милая интеллигентная тувинка. Мы с её дочкой ночью сдвигали кровати – она укладывалась у нас в ногах. Песни поём на фоне полупьяного «бесшлакового» безделья. Кто-то вырулил на нечто есенинское. Я привычно среагировала: «Это без меня». Ну и реакция тоже привычная: «Что ж так к родственнику?»
Я объяснила, что Есенин мне такой же родственник, как Пол Маккартни, поскольку папа не Михаил Давыдович (как все уверены), а Михаил Романович (никому не известный).

Услышав «Михаил Романович», тувинка замерла, а потом метнулась драить пол в палате. Пол в палате гнойного отделения мыли ежедневно.
Весь вечер, куда б я ни повернулась, встречала глаза. Было ощущение, что я сейчас «тучи разгоню руками», превращу тувинку в высокую блондинку с голубыми глазами.
Я не поп-звезда, не шаман и не вождь. Мне при таком поклонении некомфортно. Чуть не по имени-отчеству величала меня, соплю.
Утром быстренько закатила нечто мелодраматическое врачам в ординаторской + маме по телефону (не объясняя истинной причины) и вылетела из больницы под расписку. \

Тува – меха. Причём, не фермы с норками, то есть не «фабрика по прозводству». Охотники – соболя. Раньше были так называемые Роспотребсоюзы. Типа мелких предпринимателей: охотники могли что-то добывать на продажу – но сдавать надо было этим организациям. Со всеми возможными нюансами ... Может, в Туве золото или ещё какие-нибудь ископаемые? Я не геолог. Если спекуляция золотом или соболями – это не просто хищение в особо крупных, а похлеще ... И статья «похлеще». Если не самая «хлёсткая»: дело-то происходило 1950х-1960х.
Может, не права? Но явно какую-то историю, связанную с её близкими, Михаил Романович разрулил много лет назад. Явно она не рассказала бы никому. Такие подробности в себе хоронят.

ВТОРАЯ
 
1990е
Меня вызывают в московскую прокуратуру в качестве свидетеля. Дело об убийстве в Москве одного французского  галериста (Басмаджяна). Следователь обязана была вызвать меня, так как выставку вела я. Понятно, что допрос – чистая формальность, так как убили его совершенно безотносительно от выставки (что все понимали). Да и я его видела всего два раза: на переговорах под аудиозапись в переговорной и на вернисаже под софитами. Два часа с лишним длился допрос. В конце женщина-следователь, захлопывая папку с записью моего допроса, автоматически между делом: «Наталья Михайловна – дочь сценариста?» Я, снимая плащ с вешалки (раздевалась у неё в кабинете), мрачно и механически: «Юриста».
После этих слов вдруг тётка, следователь московской прокуратуры, встаёт из-за стола, вынимает плащ из моих рук и надевает на меня. Знаете, как мужчина женщине или мы больному/престарелому. Последнее, что я услышала в московской прокуратуре: «Вы одевайтесь теплее. Всё-таки ранняя весна коварная».
После этой сцены единственная моя задача – не свалиться картинно в обморок под ноги менту у входа. Когда вышла, увидела Серёжину машину. Спасибо, Серёжка, я не забыла. Я не просила – сам приехал (знал про повестку). Спасибо!

Я виновата, папа, что столько лет не приходила к тебе. Не верила, что ты там – на Донском. Было проще придумать, что ты жив – просто на какой-то ... работе. Не было сил.  А ты, наверное, ждал Был разочарован? Не знаю, может, так и не простил меня за многолетнее отсутствие. А может, понял? Видел, что никуда не делся, что по-прежнему со мной каждую минуту. Со мной – не там, не на Донском. В жизни – не на кладбище.
Короче, я регулярно стала приходить к папе только, когда появился человек, который меня туда и привёз, не спрашивая моего согласия. Просто привёз ко входу в Донской и вытряхнул из машины: «Иди. Если станет плохо, кричи – я услышу». Плохо не стало, напротив, сразу всё как-то наладилось – стало правильным.

Вот тут место ТРЕТЬЕЙ
Цветы. Многие годы, когда бы я ни явилась в Донской – всегда у папы живые цветы. Причём, явно человек выбирал специально: тёмные розы или тигровые лилии или ирисы. Немыслимые георгины.  слишком дорогие для могилы. Смысл оставлять на улице?
Цветы всегда свежие. Раньше я приходила к папе раз в полгода. После смерти Стёпы и мамы – до позапрошлого года к ним всем раз в месяц. Непременно свежие «папины» цветы. Мои успевали завянуть (если не зима - в снегу сохраняются), эти – свежие. То есть человек приходил чаще, чем родная дочь. У нас в администрации можно заказать уход за могилой, в том числе и свежие цветы. В советские годы тоже так было  (всё же Донской почти аналог Новодевичьего). Но тогда в администрации были бы сведения, документы. Ничего. Последний раз – в 2007. Видимо, человек совсем преклонных лет. Или ушел к папе. ???

Несколько раз оставляла записку с просьбой зайти в администрацию взять мой телефон. Поговорим – это же папа. Ни разу: записки так и оставались на прежнем месте. Была ещё мысль, что это женщина, с которой папа в последние годы был. Она с нами не жила. Но столько лет? Так часто? Уж больно «мужской выбор». Да и такие цветы любимому не приносят – торжественные, официальные. Благодарность – «теплее». 

Ты мне ни разу не приснился. Даже в этом поступил по-мужски, по-отцовски: доверил.
Показываешь, что со мной иначе. Так красиво появляешься в нужный момент. Однажды день рождения я, оставив мобильник дома, пошла шататься по городу. Придумала себе задание прикупить кремы для лица на месяц.  В привычном «кремовом» месте  один нужный – в наличии, а второго нет. Видимо, московская жара сбила графики поступления ... Или ... Я не расстроилась ... пошла шататься дальше по другим «кремовым» местам. Купила ... Прошла с добычей пару метров – на асфальте краской надпись «С днём рождения».
Понятно, что написал какой-то пацан своей девушке. Но крема-то моего в «привычном» не было. Но притащилась-то я туда, где надпись ... Не верьте – ваше право. Только это не единственное совпадение в моей жизни. Спасибо.

Как-то приснился сон: решётка питерского Летнего сада, а за ней – бурелом. Я шла вдоль – подошла к закрытым воротам. Точно знаю – там в глубине папа. Сначала позвала, затем стала кричать «папа». Через какое-то время почему-то не из леса, а за ухом голос: «Он занят».  И я послушалась – успокоилась. Ты со мной, просто занят и мне нельзя тебе мешать. Ты научил меня этому.
Отпустила – не оставила душу улетевшую заложницей тоски души земной.


PS Михаил Давыдович Вольпин = потрясающий остроумнейший человек. Киносценарист.

Родная сестра Михаила Давыдовича, Надежда Давыдовна, была замужем за Есениным. Родился сын, Александр Сергеевич Вольпин -Есенин, замечательный и удивительный.

Когда папа умер и до смерти Михаила Давыдовича МД всех разыгрывал, что я - его дочь. В детстве-отрочестве злилась, взрослой ёрничала вместе с ним. Некоторые "киношные старички" так и померли в уверенности, что Мих.Давыдович - мой отец. Юренев. к примеру.
Михаил Давыдович умер за рулём машины - на бегу. Надежда Давыдовна - замечательный переводчик.

Папа из Петербурга и Давыдовичи из Петербурга. Дружили между собой.

Точно знаю, что Михаил Давыдович меня НЕ рожал. )))) Остальное пока во мраке ??!!


Рецензии
Уважаемая Диана, спасибо за интерес к моим работам.
Не поняла, Есенин Вас интересует как человек или поэт? Поэтому и ответ: как и в детстве. Подробности здесь не выкладываю.
Насколько поняла, Ваш журнал является бесплатным и издается в Лейпциге? Я привыкла к предварительным переговорам и достаточно полному обсуждению в формате личного общения в теми, кто уполномочен принимать решение.

Публикацию ни одного из материалов, опубликованных в любом интернет издании или бумажном издании (в частности, на proza.ru, на СНОБе? в Live Journal ПОКА НЕ разрешаю.

К сожалению, вынуждена :
Настоящим объявляю, что все мои персональные данные, иллюстрации, рисунки, статьи, комиксы, картинки, фотографии, видео и так далее (в любом издании интернета) являются объектами моего авторского права и авторского права авторов, специально и предметно указанных в данном сообщении (согласно Бернской Конвенции). Для коммерческого использования всех вышеупомянутых объектов авторского права в каждом конкретном случае необходимо мое (Натальи Михайловна Вольпиной) письменное разрешение! … «уведомление приватности», Этим коммюнике я оповещаю о том, что разглашение, копирование, распространение моей личной информации или любые другие противоправные действия по отношению к моему профилю в социальной сети строго запрещены. Вышеупомянутые запреты также налагаются на сотрудников, студентов, агентов или любой другой персонал, так или иначе подконтрольныйинтерет-изданиям. Информация, размещаемая в данном аккаунте является конфиденциальной. Нарушение приватности моих данных является нарушением закона (UCC 1 1-308-308 1–103 и Римского Статута). In response to the new Facebook guidelines I hereby declare that my copyright is attached to all of my personal details, illustrations, comics, paintings, professional photos and videos, etc. (as a result of the Berner Convention). For commercial use of the above my written consent is needed at all times! (Anyone reading this can copy this text and paste it on their Facebook Wall. This will plac e them under protection of copyright laws. By the present communiqué, I notify Facebook that it is strictly forbidden to disclose, copy, distribute, disseminate, or take any other action against me on the basis of this profile and/or its contents. The aforementioned prohibited actions also apply to employees, students, agents and/or any staff under Facebook's direction or control. The content of this profile is private and confidential information. The violation of my privacy is punished by law (UCC 1 1-308-308 1-103 and the Rome Statute).

Наташа Вольпина   08.07.2018 08:10     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.