Хризантема

Хризантема.
Хризантема.
Хризантема – тема – тема – тема.
Со вчерашнего дня живёшь в стеклянной вазе на кухонном столе.
Стол немного колченог, а ваза – сомнительно хрустальна.
На свету блещет искрами, вызывающими мигрень в голове.
Хризантема.
Огромный шар на нетонкой, но по сравнению с шаром – энъ индже ножке.
Покачиваешься от ветра, если форточка открыта,
Молчаливо возмущаешься на малейший сквозняк,
Но встречаешь радостно резкий порыв ветра.
Одурманена ты от подсыпанного тебе в воду  аспирина,
И угля древесного, активированного, растворяющегося звуками
Ш-ш-шы-трик-тяк-шяк.
Хризантема.
Откуда ты пришла, где твоя родина – сад или теплица?
Тенистый ли он был, дружили ли с тобой другие цветы?
До того, как ко мне попасть, успела ли ты в кого-нибудь там влюбиться
Или всё впереди?
Коль второе – так спеши, твой век здесь в красивой вазе, но краток.
А впрочем, что для тебя день – может, идёт за года?
С улицы входит запах поздних астр – затхло-сладок,
Как ты относишься к астрам? Я покупаю их иногда,
Когда далеко от дома тону в вельтшмерце.
Ты воспринимаешь астр как конкуренток? Не бойся, открой свой секрет,
Если это секрет. Ta vie a son secret, у чего угодно бывают харцшмерцен,
Даже если биологического сердца у этого чего угодно и нет.
Я хотела бы знать, каким образом ты чувствуешь: приятно тебе или больно?
Сыта или голодна, счастлива или грустна?
И осознаёшь ли ты себя более, чем ранее самостоятельной,
Теперь, когда вдалеке от места, где родилась и родного куста?
Я догадываюсь, что спектр твоих ощущений не беднее, чем у человека,
Я догадываюсь, что чтобы доказать это научно пройдут года и века,
Я хочу вслух об этом сказать тебе – но боюсь показаться сама себе сумасшедшей,
Хотя в разговоре живого с живым сумасшедшего мало наверняка.
Или наоборот..
Хризантема,
Я к тебе обращаясь, в уме проэцирую твои ответы.
Совпадают ли они с твоими настоящими – Аллах1у а1лям.
А давай я спою тебе – для тебя – но со стороны “просто так для себя” подумает кто-то, если в окно увидит,
Я спою тебе, как я рада ушедшим в небытие лета дням,
Как я рада, что они были во мне, как я рада, что в них была я,
Как я рада, а теперь грустна, что.. Ты мне будешь подпевать на своём, по-хризантемовски?
Давай, подпевай.
Я не буду танцевать – если видно в окне, то приятного мало.
Выложат на ютьюбе – и, прощай, репутация, прощай, лгущая жертва клевет и интриг, навеки прощай.
Увы – у нас с тобой тут не выйдет ни дискотеки, ни бала,
Но если ты пустишься в пляс сама, без меня, оставаясь в вазе – никто не поймёт, что  танцуешь,
И я никому не скажу – и тайного умысла не подозревай.
Не скажу
Не потому, что не захочу, а потому, что никто не поверит,
Хотя.. Люди разные есть,
С моих слов человечество не обобщай..
Слишком мало я знаю о людях, чтобы мнение верное составить успеть..
Хризантема-тем-тема,
Танцуй, если можешь танцевать, пой, если можешь петь.
А я буду запевать первой, потом умолкать и на соцветие твоё в восхищении смотреть..

Давай, начинаем..
Ihr Hexen und Geister,
Давай же, смелее..
Schlingt froelich den Reihn..
Магнитная буря мне давит на веки,
На небе сгущаются чёрные тучи,
А на горизонте плещется море,
Спокойно, как Рейн в девятнадцатом веке..
Ihr Hexen und Geister,
На море внезапно..
Bald wird unser Meister,
Взгляни, из окна
Видно, как волны дерутся с волнами,
Пены разлита по ним белизна..
Дымкой из брызг волнорезы закрыты,
Hier unter uns sein,
Schlingt froelich den Reihn..
Плиты молов водою залиты, 
На море волнение,
Продолжай..
Ihr Hexen und Geister..

Ты видела ведьму
Когда-нибудь в жизни?
Я – никогда,
На асфальте вода;
Буксует машина,
Земля стала мякиной,
Природа, бушуя,
Прекрасна всегда..
Прекрасна всегда..

Ах, хризантема!
Вот уже солнце!
Ах, хризантема!
Буря прошла,
Солнце сверкает тусклым червонцем,
Землю  суша, на землю дыша

Лучами своими. Что, испугалась? Я тоже немного,
Ветер в трубе  дымохода стонал,
Как хорошо, что мы всё-таки в доме,
А не на улице..
Мирный финал..

Только тебе ещё не надоело
На кухне сидеть и в окно всё глядеть?
Из окна кухни виднеется море,
Но что рядом с домом нельзя обозреть,
Скозь рамы тройные видны лишь:

Мокрые лужи, ветер нанёс их
– Это не неба, а моря подарок.
Тополь повален, вырваны прутья
Чугунных, вход во двор запирающих, арок

Ограды.
И всё.
А ведь рядом с домом есть сад,
Качели,
Песочница,
В песочнице –  в любую погоду дети,
Когда-то дети закапывали в песок склянки, воображая, что это – клад,
Как сейчас – не знаю..
Есть дорожки замшелые,
Коврочистки – бывало, на них ковры выбиваемые стонали на печальный лад,
Поднимая облако пыли,
Теперь ковров мало – стоят запустелые,
Без дела.
В дождь льётся с их перекладин каскад,
Всё беззастенчивей ржавчина обустраивает на чёрных трубах обитель свою..

Хризантема.
Что ты думаешь, пока я с тобой говорю?
Хризантема.
Закончив петь,
Я несу тебя на руках показать свою комнату – здесь я сплю.
Здесь – смотри – книжный шкаф, а здесь стоит мой компьютер.
А вот это – познакомься – драцена в горшке,
Я привыкла уж с ней, отключив звук на телефоне, выключив вай-фай рутер
Разговаривать по вечерам в тишине о природе, погоде, закате, восходе, весне,
Беседовать на любые – любые – совсем любые темы.
Она знает от меня, кто есть Гейне, а кто – Бурлюк,
Она вместе со мной смотрела в бинокль на послезакатный диск Венеры.
Её мне подарил тот, кого я больше её люблю,
Он сейчас далеко – а она всегда в пределах моей бытосферы.
Хризантема.
Я тебя подношу к стене – на репродукции посмотри.
Ся Гуй, Вэнь Чжэнмин, Го Си, виды Летнего сада.
Давай я почитаю тебе переводы поэзии эпохи Тан – у меня книжка по ней –
Кстати, ты любишь стихи?
Или тебе, чтобы уйти в мир мечты, от реальности прочь
Достаточно собственного цветочного яда?
Между прочим, о яде.
Дай поцелую я части сказочно тяжёлого шара твоего лепестки,
Дай моей голове заболеть от горького их аромата,
Дай душе настрадаться, а сердцу – от боли окаменеть,
Вспоминая, что было давно, что было когда-то..
Дай, позволь, я поставлю тебя на окно, я открою настежь створку его,
Дай, поставлю тебя между рам,
А сама сяду на подоконник.
Будет дождь и он будет бить каплями мне и тебе в лицо,
И почудится, словно в саду ты несрезана, не оторвана от корней.
Ты довольна?
Да прости же меня. Если б это не я, так другой
Взял тебя бы в том привокзальном, газетами, мороженым и тэ пэ всякой всячиной торгующем магазине.
Не вини и торговца, а того, кто тебя на продажу на смерть развёл.
Понимаешь? – Того, у кого цветов много, того, кто тебя вырастил,
Того, кто дал  тебе место под солнцем.
И гордись – ты не человек,
Не знаешь и не узнаешь – не верю в метемпсихоз я – как это – быть человеком – постараюсь объяснить, почему, хотя объяснить так сложно.
Цветы, в отличие от людей, вянут и засыхают достойно – и даже в гербарии видно, как красиво покойники были живыми в прошлом.
Ах, когда-то всё было красивым – не для нас, для других ли, но было. Было.
Не смотри на слёзы мои – я достала из памяти в мысли сейчашние всё, что мне в этой вселенной мило. Было.
Если нужно что – перед взором души воскресают события, вещи, время.
Будешь там и ты тоже – смотри, я могу сохранить тебя в душе навечно, а могу и на время.
Свежий ветер входит в комнату, овевает холодом – я мёрзну – и ты тоже дрожишь лепестками – осень.
Тебе ждать только смерти – а мне звонка на телефон с наизусть выученного номера. Восемь
Дней он уже не звонил; у него есть причины – восемь дней не сказать ни слова друг другу, не прислать смс, восемь дней – очень много, нет? Или очень мало?
Через восемь дней сгинешь ты в мусорном ведре, а я  должно быть официально его женою стану,
Если не передумаю я. И если не передумает он. И если мои родители, и если его родные,
Если расходы на свадьбу, на фейерверк, если менеджер в банке скажет ему «с выплатами по кредитам у вас всё порядке, у вас всё окей»,
И если он купит именно ту машину – мне, именно тот дом – нам, я переведусь в другой университет, и если он не поедет в Юкэй –
Никогда не поедет в Юкэй –
Зачем жить в обществе, сплетённом из регламентированных сословий?
Хризантема-тем-тема,
Видишь, мне грустно признать – я люблю его, но
В важных вещах такое нагромождение условностей и условий.
Что легче – застыть в ожидании вечном, в превкушении будущего
Сидеть на раскрытом окне, ловить капли дождя и цитировать строки Ли Бо,
Бесконечно долго вдыхая твой осенний болезненный вросший в кровь запах,
Бесконечно долго слушать прощальные песни на юг улетающих птиц, пташек и птах,
Бесконечно долго ругаться с соседями, на весь двор гремящими сиплым выньём о тюрьмах, побегах из них и этапах.
Бесконечно долго мечтать о том, чего нет и не может быть даже в мечтах,
Бесконечно долго верить, что за серыми тучами есть синее небо,
Бесконечно долго лелеять в груди перед переменами равнодушный страх,
Бесконечно долго знать, что мгновение бесконечно долго и нет ничего – что весь мир – иллюзия, майя, прах.
Но время – реальное время – неостановимо и нельзя  его сбросить со счётов, не потерпев крах.
Хризантема.
Между прочим, о яде.
Ты отуманила голову мне так, что я перед ночью забыла ужас,
И жду наступления её, словно приход давнего верного друга.
Ночью ты станешь ещё более терпкой, ещё более дурманящей и
Поймёшь, что не зря я купила тебя и мы повстречали друг друга.
Я себе в этом уже давно отдаю отчёт:
С 2002-го по белым хризантемам веду своим годам счёт,
Принося по одной с базаров, из сада, из магазинчиков каждую осень.
И каждая оставляет неповторимое в сердце моём,
И каждая заставляет душу страдать и гореть огнём,
И каждую я люблю цветущей и увянувшей. День за днём
Идут и иногда хризантемы приходят и говорят со мною во сне моём.
Ты мне тоже приснишься – вполне возможно – нескоро,
Но тем радостней будут звучать твои речи во сне для меня –
Ведь сейчас я не знаю, каков на звучанье твой голос.
Хризантема-тем-тема,
Посмотри, посмотри в окно.
От земли поднимается пар тумана, разделённого на множество полос,
Над крышами в разрывах туч колеблется мерцание первых звёзд,
Отблески угаснувших лучей Солнца умолкают на стволах деревьев,
В киоск за сигаретами, спичками, кофе, зефиром и сахаром кусковым я сейчас пойду, оставив тебя на окне – ведь ты не пойдёшь,
На улице спросят меня – не придёшь посидеть к нам, мы тут собрались – и ответа не ждя, отойдут – как всегда, не придёшь.
А потом я вернусь и не зажигая света, не закрывая окна, на тахту сяду, закурю и погружаться буду в окружающую меня ночную тишь, дрожь,
Состоящую, как вселенная вся, из непонятных, непостижимых мне частей и звеньев.
Хризантема.
Скажи,
Для тебя день на день изо дня в день каждый день как две капли воды похож?
Или ты обладаешь уменьем отделять в сознании от мгновенья мгновенье?
Секунда.
Часть секунды.
Миг.
Неуловимые шаги неуловимого сущего, несущего нашу планету в космоса бездне.
А в бездне галактика, а в галактике солнечная система, а на нашей планете материк, а на материке государство, а в государстве город, а в городе дом на улице, а в доме комната, а в комнате тахта и ваза, а в вазе ты, а на тахте я,
Если я разобью вазу, я знаю, что будет с тобой и с вазой, но что будет с тобой, мной и планетой, если кому-то надоест своим существованием вся Земля?
Молись, молись.
Всем людям, деревьям, цветам, стихиям молитвой просить, чтоб как можно дольше незыблемой твердью продолжало полёт драгоценнейшее из, единственное из известных, пригодное для обитания нам, поднебесье,
Чтобы каждый был уверен хотя бы приблизительно, что земля никуда не денется от него и его знакомых, и каждый мог ответить другому на вопрос «где ты?» – «здесь я».
Через десять минут.
Хризантема.
Танцуй, если можешь танцевать, пой, если можешь петь,
Он мне позвонил, он мне написал, он скоро приедет и я скоро смогу ему в глаза посмотреть,
И если Аллах1у угодно, то мы не разлучимся впредь,
И будем вместе даже когда падёт и исчезнет земная твердь,
Мы будем вечны, как вечны все души людские,
Танцуй, если можешь танцевать, пой, если можешь петь.
Хризантема.
Слышишь?
Это долетают звуки колоколов с православной церкви на окраине города,
На несколько километров в округе разносится мелодичная позолоченная медь.
В свои права вступает мрак, и деревья начинают атональным рондо шуметь,
И ты тоже, негромко, но уловимо покачиваешься с ночью в такт, и я нарушить единство тайного с тайным права не имею посметь.
Хризантема.
Танцуй, если можешь танцевать, пой, если можешь петь.
Счастье в этой ночи, грусть в этой ночи, печаль в этой ночи, неизбежность, радость, тоска.
В этой ночи так много составляющих, что вернее перечислить все чувства, эмоции, состояния – чтобы не упустить самого главного наверняка,
И эта ночь осенняя, но в ней ощутим уход лета, приход зимы – она трём сезонам близка,
Три разные нити свиты и обвиты вкруг одного клубка,
Я нажала включатель и тьму прорезал электрический свет ночника.
Ах, хризантема!
Прости, что спугнула бабочку, прилетевшую на свидание с тобой.
Она бьётся на шторах, не может найти дорогу к себе домой,
Я поймаю её в кулак и посажу на твой бутон обратно,
Но она боится, улетает и не слушается моих просьб, моего шёпота: «кобелек, постой».
Хризантема.
Эта бабочка, наверное, считает меня твоей дуэньей, бормочет про себя: «к этой ханже я теперь ни ногой,
Пусть в старых девах сама наслаждается своим нектаром.
Цветов много на свете – я бабочка самоценна и могу выбирать,
Кого осчастливить, кого вниманием своим обделять.
Сильно мне нужны набивающие себе цену круглобутонные дуры,
Считающие, что раз они горьки и пушисты, то могут не обращать внимания на вероятные недостатки характера и фигуры,
И жрать воду в три горла.
Да ещё толковать о приличиях, прерывать самое интересное светом – сама своё счастье разрушила, дура – да, дура, куда уж дурей. 
Предпочту-ка я этой гордячке лучше цветущий репей,
Честное слово, лучше даже колючий – но доступный – доступный лопух».
Ш-ш-ш, шуршнуло в проёме окна
И сгинул бабочки дух
В темноте, за туманом, под звёздами.
Прости, хризантема.
Контур клёна в россыпи фонаря колышет ветками, усыпанными покинутыми птичьими гнёздами.
Ещё зелёные листья крепки и здоровы, а цветные планируют вниз, как в замедленной съёмке, кружа.
Хризантема.
Я вчера видела в кустах торопящегося по своим ежачьим делам ежа,
Я ему вынесла мяса немного и он ел, смешно хрюкая, сердито дыша.
Хризантема,
А правда, что фонарей свет – прозрачное, рассеянное, разобщённое единое целое – если приглядется, в нём мерцают белые точки – вяжущая свет фонарная камедь?
Хризантема,
А правда, что бабочку любить интересней, чем со мной разговаривать и во двор уже столько часов смотреть?
Хризантема,
А правда, что ноосфера существует и все мы связаны в невидимую информационную сеть?
Я не знаю ответов на эти вопросы и знать не хочу,
А ты?
Хочешь? Нет?
Зачем знать лишнее и необходимое, ведь
Мы можем танцевать, когда можем танцевать и петь, когда можем петь.
Хризантема.
Ты застыла, мерцая во мраке редкими искрами достигающего твоих лепестков света,
Искры, переливаясь, гаснут то стремительно, то постепенно, словно на азбуке Морзе говоришь ты мне бесконечное, неизведанное что-то, требующее в ответ лишь одного слова «да»,
Без уточнения значения..   
Хризантема,
За прошедшие часы, не спеша,
С этой ночью подружилась, с этой ночью едина стала моя душа.
А под паркетом скребутся мыши и пищат, и шипят и угрожают “ша-ша-ша”,
Но флегматичная кошка забралась поспать на моих коленях и пока она в доме, в дом не проникнет ни одного мыша,
Не говоря уж о мыши. Кошка моя
Не терпит других обитателей на ей отведённом пространстве.
Она и к людям испытывает недоверие с завидным постоянством,
Но всё же, считает их неизбежным придатком в нагрузку к доставке на кухню корма,
Она любит смотреть на себя в зеркало с аристократичным укором:
Мол, зачем не нашла себе дом попросторнее и побогаче,
И прислугу – такую, чтоб сбивалась с ног по первому «мяу»,
А не с задержкой в минуту отрывалась от мобильника и новостной передачи.
Но что же делать: жизнь жестока и приходится кошке, бедной, терпеть,
Не получая причитающегося ей почёта даже на треть.
Она мечтает о кошачьем парикмахере – а получает мытьё в ванной кошачьим шампунем и никто не догадывается ей специальные гранулы диетические на тёрочке потереть,
Её, конечно, от них бы тошнило, рвало, но зато б её стали жалеть,
Сказали бы:
«Бедная кисонька, какие сволочи эти люди, что они сотворили с тобой, тю-тю, ути-пути и тэ дэ и тэ пэ» и кошка блаженствовала бы от слащавой словестной мути,
Легонько точила бы когти о руки людей и о ноги.
Впрочем, на это она мастер уже сейчас.
Хризантема,
Запомни этот хвост и эти усы – их владелица может под настроение, когда я не вижу, в неурочный час
Попытаться тебя пожевать, опрокинуть или просто обнюхать, громко выразив чихом свои «фи и фу»,
Но ты достойно держись: я её контролирую – обычно во мгновение ока хвост и усы от тебя прогнать прибегу.
Что поделать – вот с таким вот характером, однако она – порой милая, добрая, самое главное – незаменимая киска.
Незаменимая, потому что прочно заняла место у меня в сердце,
Милая, добрая – потому что иногда вместо царапанья лижет руку мне, мурлычет – от этого раскрывается в моё сердце дверца,
Впуская туда что-то новое – чистое, светлое,
Заживляющее обид и горестей раны.
Хризантема!
Тебе не кажется, что за нашим разговором сменилось время суток и уже не слишком поздно, а слишком рано?

Утро пришло.
Цветом saumon в окне всё залито, на небе с рассветом облачность слита,
А по углам обзора краски чернее угля
Запрятаны..
Так что и не разобрать, какая погода намечена на сегодня,
Поздняя жужжит пчела,  чайки из лужи пьют,
Сорока трещит, деловито-безапелляционная, словно сводня
Из какого-то турецкого сериала,
Названия которого я не то, что не помню, -
Никогда и не запоминала.
Знаешь ли, хризантема,
Турецкие сериалы разнообразны по виду, по сути едины – интриги, султан, кринолины,
Монологи, тайны, волки, разлуки, частный сектор, дворцы, веера,
С вздёрнутыми хирургом носами стандартные alafranka лица
Этнических греков, болгар в ходе отуретчивания получивших право изображать сельджуков.
Раньше все смотрели «Дикий Ангел», прочую латиноамериканщину, затем «Куртлар вадиси» и вот – апофеоз –  черёд – «Мухтешем юзйыла»,
Знакомые в жизни и интернете, обсуждая сие, демонстрируют проворность своих языков,
Не вникая, что предмет их беседы относится к категории «было да сплыло»,
Кипитятся, доказывают,
Перебивают, спорят.. Как скучно. Уж лучше плакать сентиметально, заслышав –  «Фатма и Зухра»,
Там две серии только, причём первая условно нормальна,
Плюс саундтрек с призывом вести прозрачную жизнь,
Плюс мораль – не гуляй по ночам одна в злачном районе,
Плюс носы непрооперированные, съёмки не в павильоне..
В тепле первых лучей заярчило под дубом на чёрной земле красновато – охра-не охра.
Охра жёлтой в природе бывает, а красную – жгут. Обычный битый кирпич
Рассыпан горстями.
Невидим для глаз вертолёт гудит лопастями
По ушам.
Минуту, другую..
Придётся закрыть окно.
Ещё час назад на улице было сумеречно, полтора часа назад – темно, а сейчас – светло.
Хризантема!
Говорить о неявном при ясном свете –
Настроения нет.
Видишь, на критику сериалов скатилась..
Это значит:
За утром идёт новый день.
День зовёт жить..
Я пойду: вечером мы продолжим беседу..
Хризантема,
До скорого, не обижайся,
Мы ещё споём о звёздах,
О луне,
О цветах,
И о Млечном пути..
В моё отсутствие меланхолией не увлекайся..
Я человек, и как всем людям,
Днём,
Мне многое что надо сделать, многое что успеть.
А ты..
Хризантема-тем-тема,
Жди меня и
Танцуй – ведь ты умеешь танцевать, пой – ведь ты умеешь петь.


Рецензии