Синяя Бутылка

       Театральная постановка по рассказу Рэя Бредбери. Действие происходит на далекой планете с давно исчезнувшей цивилизацией.

Персонажи

Бек
Крэйг 
Неизвестный
Трое

Картина 1

       Вглубь уходит захламленный коридор.  Слева окна. Справа двери. У рампы, с левой стороны, в коридор выходит лестница. Темновато. В конце коридора мерцает синяя лампочка. С лестницы раздаются шаги. Появляется свет фонарика. Слышится голос Бека: «Сюда!» Бек с фонариком поднимается в коридор.

Б е к (оборачиваясь). Эй, Крейг, где ты там?

       На лестнице грохот: Крэйг что-то задел. Голос Крэйга: «А, черт!»

К р э й г (появляется). Проклятая бутылка! И почему это все за ней гоняются?

Б е к (осматривая с фонариком стены). Кому удавалось найти ее, не рассказывали, не объясняли. Она древняя. Как эти мертвые города... Люди готовы на все, чтобы найти ее.

К р э й г (садится на какое-то возвышение, он устал). Люди? Только не я! Жалею, что пошел с тобой. Думал, прогуляюсь… чем сидеть в этой жаре на станции.

Б е к. Синяя Бутылка... Ее теряют и находят, теряют и находят.

К р э й г. Сколько ты охотишься за ней? Лет десять? Все время говоришь о ней… Тебе так хочется ее найти! А ведь ты даже не знаешь, что в ней. Это же странно, это ненормально, Бек!

Б е к (резко отпинывает что-то с дороги, вызвав долгий звук пустой скачущей жестянки). Хватит морали читать, Крэйг. Ищи лучше.

       Некоторое время молча ищут, заглядывая в комнаты, исчезая в них, потихоньку удаляются.

К р э й г. А что если в этой бутылке маленькая женщина, сложенная гармошкой? Ну, как складная чашка или японский цветок – ставишь в воду, и он распускается?

Б е к. Женщина мне не нужна.

К р э й г. А может быть как раз и нужна! Может быть, не было у тебя никогда женщины. Или в бутылке что-нибудь из твоего детства, завязано в маленький платочек – дом, озеро, качели, зеленая травка… А?

       Бек молчит.

К р э й г. Что в бутылке, наверно, программируется тем, кто ее откупорит. По мне так лучше б в ней было немного виски.

Б е к. Ищи, ищи, Крэйг.

       Молча ищут.

Б е к. Погоди-ка!

       Замирают. Бек осторожно выглядывает в окно, Крэйг подходит.

К р э й г (после паузы). Тоже ищет.

       Крэйг, помедлив, уходит в ближайшую комнату. Бек продолжает поиски в коридоре. Выпрямляется, бросает взгляд на окно.

Б е к. Тоже ищет…

       Склоняется разобрать какую-то кучу. Копается в ней, рассеянно отбрасывая разные диковинные предметы.

К р э й г (появляется в двери). Ну, как дела?

Б е к. Все по плану, все по плану… Постой, не чувствуешь? Запах какой-то…

К р э й г. Запах?

       Крэйг смотрит вокруг.

Б е к. Виски… Виски «Бурбон».

К р э й г (смеется). Ха-ха-ха! Так это от меня!

Б е к. От тебя?

К р э й г. Ну да. Я выпил глоточек. В этой комнате куча бутылок. В одной, смотрю, немного «Бурбона», я и выпил…

       Осекся. Пауза.

Б е к (тихо). Покажи.

К р э й г. Я… в комнате оставил.

       Устремляются в комнату.

Голос Б е к а. Где?

Голос К р э й г а. Тут где-то, в этом углу.

       Шум отодвигаемых предметов.

Голос К р э й г а. Черт, куда же она пропала? Кстати, она и не синяя вовсе была.

       Из двери случайно вылетают два-три предмета, выкатываются несколько бутылок.
       С лестницы пробирается неизвестный, в руке у него пистолет. Он осторожно продвигается вперед, его пистолет направлен в сторону комнаты, где скрылись Бек и Крэйг.
       Неизвестный, крадучись, подходит к одной из выкатившихся бутылок, приседает и тянет к ней руку, все так же нацеливая пистолет на дверь.

Голос К р э й г а. Ну, довольно. Нет ее тут. Я ухожу, с меня хватит!

       Крэйг появляется.

Н е и з в е с т н ы й. На месте!

       Крэйг оборачивается, застывает.

Н е и з в е с т н ы й. Эй, ты, в комнате! Там сиди! А то друга твоего продырявлю.

       Неизвестный медленно поднимается, не отводя пистолета от Крэйга. В другой руке у него бутылка. Медленно, пятясь, отступает, почти до лестницы. Из двери кувырком выкатывается Бек, его пистолет мгновенно наставлен на неизвестного.
      Несколько секунд статики.

Б е к. Бутылку на пол!

       Неизвестный не двигается. Внезапно он пинает кучу мусора, из нее взвивается столб пыли. Неизвестный тут же падает плашмя. Бек стреляет. Неизвестный под прикрытием пылевой завесы сноровисто проползает до лестницы. Бек еще раз стреляет, но неизвестный уже на лестнице. За мгновение до того, как он исчезает, бутылка в его руке сверкает синим. 
       Бек выскакивает на лестницу. С неравными интервалами слышны несколько выстрелов.
       Крэйг носком ноги задумчиво катает одну бутылку, другую, тихонько подходит к выходу на лестницу. Появляется Бек.

Б е к. Ушел! Но я знаю тот коридор. Мы его встретим с другой стороны, там только один выход. Пошли!

К р э й г. Нет, я не пойду. Вы, оказывается, готовы перестрелять друг друга из-за этой чертовой бутылки. Сумасшедшие!

Б е к. Как это ты не пойдешь, Крэйг? Ты же не выберешься отсюда без меня. Иди за мной.

К р э й г. Бек, брось эту затею, пошли назад.

Б е к (начинает сдавленно, заканчивает почти криком). Что, чтобы я оставил этому гангстеру мою бутылку? Мою Синюю Бутылку, которую ищу уже десять лет? Ради которой я столько на коленках прополз, столько мусора руками перебрал? Чтобы ее увели у меня из-под носа? Да ты понимаешь, что говоришь?

       Успокаивается.

Б е к. Ладно, Крэйг. Ты же везунчик! Мне без тебя никак нельзя. Пошли!

К р э й г. Иди один.

Б е к. Что ж, как хочешь… Тогда тебе вниз, до цокольного этажа. Иди до конца коридора. Там люк в подвал. Как спустишься, по правой стене пойдут стрелочки, это я их рисовал, когда в первый раз выбирался по лабиринту. Через сорок минут будешь на тракте.

К р э й г. Спасибо, Бек.

Б е к. Прощай, Крэйг. Мне на этаж ниже.

К р э й г. Удачи тебе, Бек.

       Крэйг выходит на лестницу. Бек быстро идет вглубь коридора. Свет гаснет. Слабо мерцает синяя лампочка.


Картина 2

       Захламленный коридор этажом ниже. Он показан с противоположной стороны (двери и окна поменялись местами). Синей лампочки тут нет. В дальнем конце коридор пересекается с другим, идущим перпендикулярно.
       Справа, у рампы, появляется Бек, в руке у него пистолет. Бек осторожно пробирается в сторону дальнего коридора.
       С той стороны слышатся несколько выстрелов. Бек бросается к стене, прячется в проеме двери.
       Пауза с полминуты. Бек решает продолжать движение, но только делает шаг, со стороны дальнего коридора раздается топот бегущих ног. Бек скрывается в проеме. По дальнему коридору с шумом пробегают трое.
       Снова тишина. Бек покидает укрытие и перебежками продвигается к дальнему коридору, держа пистолет наготове.
       Слышен продолжительный шипящий звук. Ветер! Он мощной волной идет по дальнему коридору, с той стороны, куда убежали трое. Сплошной стеной летит мусор. Бек закрывает лицо.
       С той стороны раздается гром, несколько раз вспыхивает яркий свет. Потом остается только шипящий звук, который плавно затихает.
       Бек подбегает к дальнему углу коридора, выглядывает из-за угла.
       Без опаски, опустив пистолет, выходит, исчезает за углом.
       Возвращается, в свободной руке у него бутылка. Он улыбается тихой, детской улыбкой.

Б е к. Да, это ты…

       Бек медленно двигается к нам. В какой-то момент из его руки падает пистолет. Он весь поглощен бутылкой. У рампы Бек останавливается. Рассматривает бутылку на вытянутой руке.

Б е к. Моя Синяя Бутылка… Моя… Я так долго тебя искал!.. Что ты хочешь мне дать? Я готов… Я устал…  Я твой… Те трое… Ты им дала – то, что дала… Но они… они не понимают… не понимали… Им только урвать… Они не искали тебя десять лет каждую ночь после дежурства, каждый выходной, они не ползали по этому мусору, не просеивали пальцами эту окаменевшую пыль… Кто был тот, кто сделал тебя?.. Или тебя делал целый завод?.. Много лет?.. Может быть… Но был же тот, один, кому ты обязана своим существованием! Был? Он был! Я – и ты это знаешь – иду к нему. Я понимаю его. Я тот, кто его достоин. Дай же мне… дай!..

       Бек отвинчивает у бутылки крышку. Из-за его спины в глаза зрителям начинает бить мощный свет, Бек исчезает в нем. На зрителей идет волна ветра (включились вентиляторы).

Голос Б е к а. О, да!.. Хорошо!..

       Эти слова повторяются (магнитофонами) с разными интонациями, в разном темпе, в разных частях зрительного зала – снизу, с потолка, издалека, вблизи, перекрывая друг друга.

Голос Б е к а. Нет! Не-е-ет!

       Свет резко гаснет. Одновременно обрываются звуки. Бек исчез. На полу лежит бутылка.
       На дальнем плане появляется Крэйг.

К р э й г. Бек, ты здесь? Люк закрыт. Бек, я с тобой!.. Бек!

       Крэйг идет в нашу сторону, заглядывая в двери, изредка выкрикивая «Бек, где ты?». Подходя к рампе, видит бутылку.

К р э й г. Черт побери! Эй, Бек! Вот твое сокровище… Бек!

       Крэйг оглядывается. Поднимает бутылку.

К р э й г. Э, да она полна «Бурбона»!

       Открывает бутылку, делает глоток.

К р э й г. Бек!


                К о н е ц


сентябрь 1985 + май 2013


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.