5. В. Агошков. Невед. старина. Иностр. о России

5. В.Агошков.

Неведомая старина.

ИНОСТРАНЦЫ О РОССИИ.

В 1997г фонд Сергея Дубова с помощью РИТА-ПРИНТ выпустил книгу «О начале войн и смут в Московии». В ней представлены два автора: Исаак Масса (1587 – 1635) и Пётр Петрей (1570 – 1622).

Сейчас мы обратимся к Петру Петрею – шведскому дворянину, дипломату, военному комиссару при экспедиционном корпусе короля Карла IX.
В послесловии С. Шокарев дал автору такую оценку:

«Пётр Петрей выступает, прежде всего, как апологет шведской интервенции. Это определяет многие его суждения о русской истории. Например, он охотно подхватывает известие о приходе «из-за моря» Рюрика, Трувора и Синеуса и называет их шведами, стремясь обосновать права герцога Карла-Филиппа на русский трон…. От Петрея мы узнаём, что русские в жестокости превосходят все варварские народы и знаменитых тиранов древности…. Сочинение Петрея можно отнести к тем трудам, которые создавали отрицательный образ России у западноевропейцев.
 
Ярким примером подобного сочинения является трактат «О государстве Русском» англичанина Д.Флетчера (1591). Он содержал столь злую характеристику России, что был запрещён к печати в Англии, так как мог сильно навредить русско-английским взаимоотношениям».

Ну что ж, если раньше одиозные сочинения о России запрещались в европейских странах, то теперь сама Россия охотно печатает недоброжелательных авторов.

Тот же С. Шокарев объясняет это тем, что «и недоброжелательность автора, по прошествии веков, становится достоянием истории, а само сочинение представляет интерес для изучения политической мысли средневековой Европы.
 
Мифологемы, ошибки и тенденциозность Петрея не умаляют важности его произведения как памятника историографии, публицистики и литературы».

Я, например, спокойно отношусь к тому, что писали и пишут о нас те же иностранцы. Хочется призвать и наших читателей критически просеивать через себя сведения, предоставляемые другими. Конечно же, мы должны знать, что о нас говорили и говорят; спорить, в чём-то соглашаться, а что-то решительно отбрасывать, аргументируя свою точку зрения.

В целом же президент фонда Маргарита Федотова (Дурова) и составитель, кандидат исторических наук А. Либерман осуществили интересное издание, а нам только остаётся воспользоваться работой Петра Петрея и выяснить, а что же такого тенденциозного он написал о России?!

ПЁТР ПЕТРЕЙ И ВАРЯГИ.

«Я намерен, писал Петрей, в коротких словах, рассказать о земле моквитян  или русских, местности её и положении, о государях и великих князьях, в ней правивших, начиная с трёх князей, Рюрика, Синеуса и Трувора, надобно полагать, родных братьев, родом из Пруссии, господствовавших в России в 752 году по Р.Х., до ныне царствующего великого князя Михаила Фёдоровича, избранного москвичами в 1613 году».

Во второй части Петрей сообщал, что «русские и сами не знали, как они, к сожалению, были таким грубым, необузданным и варварским народом, что даже не имели и букв для описания дел…».

Рассказав о том, каким образом русские научились читать и писать, автор переходит к повествованию о варягах.

«В русских сказаниях и летописях упоминается народ, называемый у них варягами, с коими вели они большую войну и вынуждены платить им дань ежегодно по белке со всякого дома. Но я нигде не мог отыскать, что за народ были варяги, и потому должен думать и войти в подробные разыскания, что они пришли из Шведского королевства или вошедших в состав его земель, Финляндии и Ливонии.

Потому что в наших летописях есть ясные известия, что шведы с русскими вели сильные войны, взяли страну их и области вооружённую рукой, покорили, разорили, опустошили и погубили её огнём и мечом до самой реки Танаис и сделали её своей данницей.

К тому же русские называют варягами народы, соседние Балтийскому морю, например, шведов, финнов, ливонцев, куронов, пруссов, кашубов, поморян и вендов, а Балтийское море зовут Варяжским».

ТАНАИС. ГОЛЯДЬ. ВАРВАРЫ. Река Танаис – это Дон. Не случайно норвежский исследователь Тур Хейердал искал варягов в среднем течении Дона. Исток Дона находится в Тульской области, и нам не следует забывать, что река Сосна со своими многочисленными притоками относится к Донскому бассейну, т.е. впадает в Дон.

 Следовательно, по Петрею, шведы захватили когда-то и верхнюю Оку, и верхний Дон. К слову, в печати развернулась полемика в основном между историками; однако учёные-лингвисты как-то «тихо и мирно» давно согласились с тем, что, например, река Сва(о)па, разделяющая сейчас Орловскую и Курскую области, названа балтами.
 
Называют балтским такие учёные и племя ГОЛЯДЬ, указывая его бывшее местонахождение где-то в районе городов Белёва и Одоева Тульской области. Сюда же они относят и реку Упа. М. б., ГОЛЯДЬ – от князя ГОДЛАВ?!

Нужно отдать должное П.Петрею в том, что он, говоря о наших «необузданных» предках, как бы извиняется, приписав «к сожалению». Киевский же летописец и его последователи, создавшие «Повесть временных лет», вспоминали поганых вятичей, северян, радимичей без всякого сожаления.

Я это к тому, что представитель любого народа, пишущий о других племенах, почему-то обязательно считает себя и свой народ уж куда умнее других.

Швед Петрей (с сожалением) считал варварами русских; русский киевлянин (из полян) называл варварами те (русские) племена, которые не приняли ещё христианства.

(С) В.И. Агошков.


Рецензии