Глава 25. Мороженое моего детства

      За воротами дачи раздалось урчание подъехавшей машины, но прежде, из-за дома показались клубы пыли, я пошла посмотреть, кто приехал. Оказалось, что из города вернулся муж гружёный сумками с продуктами, но сначала он передал мне уже начавшее таять мороженое. Наверное, только в жару можно по достоинству оценить такое человеческое изобретение, но это для взрослых, а дети видимо придерживаются другого мнения и готовы кушать его даже в лютый холод, мороз, свидетелем чего я неоднократно была.
       Кстати сказать, когда я была ребёнком, то в полной мере получить удовольствие от мороженого мне не удалось, так как у нас в Пичаево его не производили, а привозили крайне редко, из областного центра, во флягах, и продавали тут же на улице, возле весов, накладывая ложкой в румяный и хрустящий вафельный стаканчик. Действо было завораживающее. Стоя в очереди, сбившись в плотную кучу, громко сопя от предвкушения и нетерпения, топчась босыми пятками в тёплой и мягкой пыли, мы не моргнув, завороженно смотрели на манипуляции продавщицы, которая ловко управлялась с ложкой и стаканчиком. Время от времени она кричала зычным голосом: «Не напирайте там!» На какое - то мгновение очередь отхлынывала, но тут же, с новой силой смыкала свои ряды. Наблюдая за работой продавщицы казалось, что она не докладывает в стаканчик, что надо бы потрясти, тогда вошло бы больше. Так хотелось подсказать ей, чтобы она ещё чуть-чуть добавила, но не смели. Конечно всем не хватало, счастливчики, получив порцию, и бережно держа, почти прижимая к груди и оберегая, чтобы кто-то ненароком не сбил возвышающуюся горку мороженного над стаканчиком, задом вылезал из очереди и тут же принимался облизывать верхушку этого вкусного айсберга со всех сторон. Но скоро фляга почти опустела, в глазах ребятишек появилось разочарование, и поэтому, когда продавщица, бесцветным голосом спрашивала : « Растаянное будете брать?» - все кричали с надеждой, «Да, конечно!» Жидкое, но всё же вкусное, мороженое разливалось по стаканчикам, и тут же выпивалось, обида и жалость к себе, что не досталось - сразу улетучивалась. Все чувствовали себя вполне счастливо, много ли детям надо? Кстати, деньги брались, как за полноценный продукт, но это ведь такая ерунда, правда? А мороженое в те времена было действительно очень вкусное, сытное и натуральное, из жирных сливок, пахнувшее ванилью. И ещё,  у меня лично, была сомнительная привилегия перед всеми другими детьми, это возможность отведать мороженого, когда мама летала на самолёте в командировку в областной центр.
     У нас в селе было взлётное поле и самолёт - кукурузник, который летал в город, буквально за двадцать минут. Он дольше взлетал и опускался, чем летел, но за эти минуты, ужасно тошнило и, я не расставалась с пергаментным мешком, которых было в достатке засунуто в специальные кармашки на спинках сидений в самолёте. Говорить в полёте было невозможно и все, при необходимости общались знаками, смотреть на это было смешно, как взрослые люди машут перед носом руками, закатывают глаза, шевелят губами, а при этом слышен только громкий, надоедливый и монотонный гул мотора самолёта. За дорогу душа несколько раз подряд уходила в пятки и возвращалась, это были воздушные ямы. В город меня возили по необходимости, лечили перед школой. Из самолёта я буквально вываливалась, зелёная и мне не было дела до красот города, так как мы с мамой тут же садились в автобус, в котором было не легче. В общем, мука. Но как-то раз, один попутчик, решил мою проблему. В самолёте рядом со мной сел крупный, с длинной бородой священник. Сначала я с опаской поглядывала на него, уж очень колоритная фигура! Когда начались воздушные ямы, мне было уже всё равно, с кем я рядом сижу, но он неожиданно пришёл ко мне на помощь, наклонившись, громко сказал мне в ухо: «А ты пой деточка, громко пой, как только можешь и воздуху больше набирай в грудь». И я запела, точнее, заорала во весь голос, и мне стало легче. Пела я патриотические песни, а они действительно очень громкие и воздуху приходилось набирать в грудь много. С тех пор, я летала, только со своим репертуаром, благо никто меня не смущал своим вниманием, наверное взрослым тоже было худо, но им неудобно было петь и они терпели.
   Так вот, в городе мороженого было в избытке, но к удивлению мне его кушать не очень хотелось после полёта, да оно и понятно, а в другое время было просто некогда, мы спешили вернуться домой.
   Выход был найдет такой. Мама брала с собой в командировку, когда летала уже без меня, небольшой, на полтора литра, бидончик. Перед отлётом, в аэропорту, она покупала мороженое и везла домой.
   Услышав гул самолёта я, со всех ног неслась ко взлётному полю, встречать маму. Но, к сожалению, мороженое успевало растаять и мне оставалось его только выпить, благо желающих на жидкое лакомство не было, хотя я честно предлагала всем членам семьи. Потом, вечером, сидя в уборной уже не первый раз за день, я вспоминала вкус мороженого и решала, в последствии бежать к самолёту быстрее, может не успеет растаять, только бы живот выдержал такой жирный удар.
    А один раз, я заранее нарядилась ко встрече мамы, надела её туфли «лодочки на шпильках», очень модные в те годы, попудрила лицо и накрасила губы, приколола брошь и задами, что бы никому не попасться на глаза, пошла в сторону взлётного поля. Я так увлеклась этой игрой, представляя себя модной и нарядной дамой, что не услышала, когда прилетел самолёт, а только увидела идущих мне на встречу людей с чемоданами и, со всех ног, кинулась бежать вперёд, забыв про обувь. Конечно я упала, разбила коленки в кровь, чуть не сломала каблуки, и такая зарёванная и в размазанной косметике с кровавыми коленками, предстала перед мамой.
   Мороженое опять растаяло! Напомню, что холодильников в те годы не было.


Рецензии