Интервью. К 50-летнему юбилею

Понять нечто в природе человека

Двойной праздник на днях отметил писатель Александр Кобзев. Он родился в День Победы 9 мая, и в этом году ему исполнилось 50 лет. Юбилей Александра Афанасьевича, автора интересных, удивительно добрых и философски глубоких рассказов стал поводом для нашей беседы с ним. Писатель рассказал о себе и своей книге и литературных исканиях. 

- Александр Афанасьевич, расскажите о себе. Где Вы родились, учились, жили, работали, о чем мечтали? 
- Я родился 9 мая 1963 года в селе Вдовино Колыванского района Новосибирской области. С 1985 года живу в Майме. Закончил биологический факультет Горно-Алтайского Государственного университета. Из-за болезни (после армии плохо владею правой рукой) вынужден был оставить мечты о том, чтобы стать пчеловодом или исследователем морских глубин, научиться рисовать и освоить традиционные ремёсла.
Работал продавцом в книжном магазине, гидом-экскурсоводом, дизайнером-верстальщиком, преподавал в школе и университете стенографию. Учил детей и взрослых в Воскресной школе. В течение пяти лет вёл православную страничку в газете. Пою в церковном хоре. Немного занимался пчеловодством, ландшафтным дизайном. Также я автор учебного пособия по стенографии и книги прозы «Цвет снега».

- Читатели местной прессы любят Ваши рассказы, которые часто выходят на страницах республиканских и районных газет, а также в сборниках местных авторов. Наверное, многих порадовал выход Вашей книги… О чем она, какова ее концепция?
 - Книга вышла из печати в сентябре 2010 года. Вёрстку и дизайн обложки я выполнял сам. Я долго думал над названием и, следовательно, композицией книги. В конечном итоге остановился на названии «Цвет снега». Так называется цикл, состоящих из девяти миниатюр. Этим циклом начинается и заканчивается мой сборник, как бы создавая обрамление всей книги. Первая миниатюра («Первый снег») и последняя («Цвет снега») включают в себя основную идею книги: через какие бы испытания и искушения человек не прошёл, с каким бы уродством в жизни не столкнулся, что бы в его судьбе не произошло в прошлом, он несёт ответственность за то, какой он сейчас. И он должен понять, что устроение мира зависит в первую очередь от мира в его душе.
Я забочусь об этическом звучании моих произведений. И даже жизненную позицию некоторых персонажей я считаю для себя нравственным идеалом. Таковы, например, герои цикла «Жизнь по правде». Много рассказов для этого цикла ещё ждут своего завершения.

- Кто является главным героем Ваших произведений?
- В центре многих моих повествований — человек, или два человека, которые, встретившись, находят то новое, что называется настоящей дружбой или любовью.
Мои герои — это чудаки, или маленькие, погрязшие в бытовых заботах люди, или спесивые, довольные собой, интеллектуалы. Но, в то же время, они страдают от корявостей души и понимают, что их жизнь ненормальна и её необходимо коренным образом менять. Это требует порой огромных усилий, а иногда достаточно случайной, вовремя произошедшей встречи. И они вдруг находят новый смысл жизни, видят иные горизонты.

- Как Вы пишете?
- Например, цикл «Домашняя философия» возник из философских споров с моими друзьями у меня дома. Порой рассказ рождается из реального случая. Или из детского воспоминания, которое вдруг наполняется пониманием, что это событие не просто маленький эпизодик моей жизни, а пусть неприметный, но всё же этап в развитии меня как личности.
В большинстве случаев рождение нового рассказа — озарение. Сюжет внезапно, словно открытие, возникает из поразившего меня образа, идеи или фразы. Но эти образы и идеи не появляются на пустом месте. Они — результат того, что я почти всегда как бы держу в уме цель — понять, осознать нечто в природе человека.
Тогда я беру ручку и мгновенно (благо, я свободно владею стенографией) записываю пришедшие внезапно, как открытие, мысли. Сюжет в общих чертах сформирован? Тогда начинается долгая кропотливая работа по приданию этим мыслям литературного вида. Я перечитываю свои рассказы и миниатюры десятки, а то и сотни раз, каждый раз что-то изменяя, добавляя, исправляя, выбрасывая. На это уходят месяцы, даже годы. Порой сюжет, возникший с внезапностью метеора, я считаю завершенным лишь года через три или много более.

- Вы обычно пишете от первого лица, почему?
- В моем случае, это наиболее удобная манера изложения событий, мыслей, рассуждений. Для меня естественно если не вжиться в образ героя, то хотя бы побыть немного им. Мои рассказы написаны от лица человека, потерявшего память, крупного начальника, ночного сторожа и курьера, молодого хирурга, ребёнка, старика, кота, бездомной собаки, тигрёнка и даже лягушки.

- Как Вы относитесь к критике?
- Я по возможности прислушиваюсь к мнениям и замечаниям читателей и с благодарностью принимаю критику, если под критикой понимать оценку произведения и устранение недостатков. А у меня, как непрофессионала, их предостаточно.

- Вашу книжку легко узнать по небесно-синим фотографиям зимнего леса на обложке…
- Эти фотографии сделал Евгений Ямшитов — лётчик, романтик, мастер своего дела, увлечённый и интересный человек. С его слов я, кстати, пишу несколько рассказов.
А еще рождение моей книги стало возможным благодаря помощи РОТО «Акварель» и Музею камня, а также всем моим родственникам и друзьям, которые, увидев в рассказах недостатки, не смолчали деликатно, а указали на незамеченные мною недоработки.

Подготовила Светлана Костина для газеты "Сельчанка"
9 мая 2013 г.


Рецензии
Я тоже родилась 9 мая.
Мы весенние романтики.
В сиреневом мае тюльпанные дали
Волнуют влюбленных, дурманят они.
А дети Венеры, рожденные в мае
Все ищут в туманах музы огни...

С улыбкой, Нелли :-)

Нелли Камерер   16.10.2023 00:05     Заявить о нарушении
Благодарю, Нелли!

Александр Кобзев   16.10.2023 08:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.