Почести вороне

          Проснулся утром от крика птиц за окном. С седьмого этажа моего дома увидел стаю ворон, с криком летающих над деревьями и пикирующих вниз, на газон. Только тогда я обратил внимание на неподвижно лежащую на траве ворону. Лежала она на животе, широко расставив крылья без признаков жизни.

         Несколько ворон сели на ветви клёнов, вблизи того клёна, под которым лежала их сородич, и всматривались в неё, словно пытались определить, жива ли она. Одна из наиболее смелых ворон (или вожак стаи) села на траву около лежащей, но близко не подошла, а лишь разглядывала её. И вся стая, как казалось мне, вела себя так же, как любопытные люди, собравшиеся у места тяжелой травмы или смерти людей, пытаясь узнать, жив ли потерпевший.

         Она обошла лежавшую ворону, не приближаясь ближе полуметра. Минуты через три-четыре к ней присоединились еще две. На близлежащей дороге появился человек, вероятно спешащий на работу. Несмотря на то, что он не обратил на птиц никакого внимания, вся стая вспорхнула.

         Но через несколько минут вновь вернулась и с криком продолжала кружиться над деревьями с лежащей на траве птицей. Снова к ней слетела с дерева старая ворона, подошла почти вплотную и клюнула в кончик крыла, приподняла его и отпустила. Крыло безжизненно  опустилось на землю. То же было проделано и с другим крылом.

         Возможно, ворона пыталась помочь подняться лежащей подруге или члена её стаи. Но у меня почему-то не было сомнения в том, что она определяла, жива ли она.

         За этими действиями, возможно вожака стаи, следили не только те птицы, которые были вблизи на траве, но и сидящие на ветвях деревьев.

         Снова на дороге появились люди. Стая поднялась в воздух и улетела из виду. Через несколько минут я вновь услышал крик ворон. Вернувшись, они снова расселись на ветвях, громко каркая и заглядывая на погибшую подругу.

          Три вороны слетели с деревьев к погибшей, подошли на расстояние вытянутой руки, остановились и замерли, будто отдавая почести погибшей. Через несколько минут стаю спугнула проезжавшая автомашина. Птицы улетели и больше не возвращались ни в тот день, ни на следующий. На мертвую ворону в эти два дня не обращали внимания ни люди, ни собаки, которых здесь выгуливают. Она так же, как в первый день смерти, с распластанными крыльями продолжала лежать на газоне.

          Наблюдая за поведением ворон я понял, что им свойственна взаимопомощь, которую они пытались оказать попавшей в беду соплеменнице. Даже убедившись в том, что птица мертва, стая вновь вернулась к ней, скорее всего, проститься с погибшей.

          После этого у меня изменилось отношение к этим городским обитателям. Я стал их уважать только за этот ритуал. А ведь ворона действительно умная птица. Найдя сухарь, она его размочит в луже и съест. До этого не догадалась ни одна из домашних птиц. Ни курица, ни гусь, ни голубь.

         Утром третьего дня я вышел в сквер с лопаткой и захоронил ворону под деревом, вблизи которого она погибла. Следов насильственной смерти не обнаружил.
         Похоже, я тоже отдал почести этой вороне, к которой не осталась равнодушной её стая.
 


Рецензии
Какая поучительная история, Александр. Я никогда не думала, что вороны так могут поступать, я очень удивлена. Хорошо, что Вы понаблюдали за этими птицами и рассказали об их поведении. Это интересно.

С наилучшими пожеланиями и с уважением,

Наталья Федотова 2   24.12.2013 00:06     Заявить о нарушении