Пещера

            Пещера.
               
                1

   Мы с Юркой расстались.как соседи ещё до первого класса,но дружба наша не ржавела.Однажды он пришёл ко мне,как он называл наш старый дом,на старую квартиру.В их квартире уже жили другие люди и скоро я тоже с родителями должен был переехать в другой,новый дом.Раньше не надо было покупать квартиры,такое даже в голове не укладывалось,чтоб купить квартиру,её просто давали те организации,в которых работали наши мама и папа.Так вот.пришёл Юрка и с большим горем поведал мне,что ему досталось от родителей ремешком по очень ответственному месту.Дело было особой важности.друга надо было спасать.
  А дело сложилось так.Юрка вышел во двор,уже на новой квартире,ну и как обычно это бывает стал знакомиться с пацанами.у которых отцы и матери тоже работали железнодорожниками.Знакомства тогда проходили одинаково,с начала по правилам надо было разбить друг дружке носы,до крови,потом искать место где эти носы помыть от крови,потом ритуал кончался небольшой перебранкой-ну что мол,получил?-А ты?Потом дружно смеялись и завязывалась честная дружба на веки.
   Такой ритуал был наверно ещё со времён царя гороха и написан,где нибудь на облаках и потом стёрт,но ритуал остался неписанным и нерушимым.Так вот,один сосед по доброте душевной,после драки,верней после знакомства,вынес из дома золотую монету царской чеканки.Ну откуда Юрке знать,что эта монета стоила целых двести рублей,у нас таких монет и не было в жизни ни когда.Немецкие деньги были,а русских,такие деньги,сколько стоила монета,мой отец за полтора месяца получал.Короче ни Юрка,ни тот соседский пацан,цену той монетки не знали,а я,так вообще слыхал только то,что золото,это не медная проволока от трансформатора,это штука,за которую царь был царём.И что самое главное на монетке его морда была.Но монетка ценилась не мордой,а металлом из которого она была зделана.Так вот Юрка загрузил эту монетку в игрушечный самосвал и стал возить её на кузове по горке из песка,как груз из мусора.Не знаю сколько он её возил,но довозился до потери.Золото имеет свойство хорошо теряться,оно и затерялось,да так,что потом родители этого соседа кучу того песка по песчинке пересчитали и решили от горя дать своему сыну,юркиному другу,хорошего ремня,а чтоб тому было не обидно,нажаловались и Юркиным родителям.Юркин папка был в войну пулемётчиком и удары ремня,я думаю,были очень частыми,что он вприпрыжку прибежал ко мне за помощью.
  Раньше не сейчас,его папаня сказал,что пока царя не найдёшь,домой не приходи.Вот он до обеда облазил всю песочную гору,потом эту гору облазили родители соседского пацана,потом Юрка ещё раз попытался,потом очередь дошла и до меня.Ну я как честный и до конца преданный нашей дружбе человек,пошёл с другом на поиски настоящего золота,в количестве одного царя,в одной монетке.Цена монетки была с целый телевизор.А так как телевизор к нам приходили смотреть весь двор,то не многие могли его тогда купить.Юркин папаня тоже был"богатый",у него был даже мотоцикл"Ковровец",это вообще была штука,мечта всех пацанов,даже чтоб постоять рядом и покрутить ручку газа,это был предел мечтаний,а уж сзади проехать,то и царь со своей монеткой не нужен,мало.
   Пошёл я конечно спасать друга от неминуемой бойни по умному месту.Только я не стал как они все искать золотой песок в песке,а спросил каким образом он дошел до такого головотяпства,сорить деньгами в виде золота по закоулкам нового двора.Юрка вздохнул носом,там у него что-то забурлило,потом вылез жёлтый шарик и лопнул,это был первый признак простуды.Конечно,подумал я,целый день на земле.Закопать золото трудней,чем его откапывать и зарубил эту истину себе на носу.Я начал задавать наводящие вопросы.Куда ездил царь,каким образом,в каком виде,на чём и попросил Юрку принести свой самосвал,и показать каким образом он экономил бензин,толкая свой самосвал по периметру кучи песка.Иногда машина в его руках отъезжала от кучи,чтоб выгрузиться,потом приезжала загружаться и опять отъезжала,потом Юрке всё надоело,он сел на"умное"место,лопнул очередной пузырь из носа и тихонько произнёс звук,напоминающий тихий стон подбитого самолёта.Я приземлился на коленки и дёрнул клок травы на месте выгрузки песка самосвалом,под корнями травы лежал и не пахнул,царь со своими золотниками,собственной персоной.Я глубоко вздохнул,про бога тогда я смутно догадывался,но если бы в церкви была бы церьковь,а не спортивный зал,я бы отдал богу честь,как это делают военные.
   Юрка тем временем пускал пузыри и пикировал самолётным голосом.Я зажал монетку в руке,почувствовал её маленькую величину и подумал.Неужели кругляшок такой величины,может так сильно поставить отметки на месте,которое приспособлено для сидения.
-На,Юрок. И я разжал ладонь перед жёлтым,очередным,сигнальным пузырём,звук пикирующего бомбардировщика прекратился.а монетка,даже и не блистела.Я удивился.так как знал,что золото должно блестеть.Юрка сказал какое то слово,типа-ГЫ-ы-ы и полетел в сторону дома.После этого на сегодня,я его не видел.Только мать его вышла,видать относила намытое мной золото соседке.А я по закону жанра остался нищим.Ну что ж,такова судьба всех золотоискателей,а я что лучше?

                2
 
Юрка появился в школе и в благодарность купил мне пирожок с повидлом,за пять копеек,я остался доволен,что спас его от навязанного желания спать на животе.Наша дружба продолжалась и дальше и вскоре мы тоже переехали в новый дом,параллельно лежали наши улицы,но Юрка приходил всё реже и реже,а я начал искать себе друзей,уже на новом месте.
   Однажды я вышел во двор и стал обходить окрестности своего подъезда,ко мне присоединился такой же пацан и стал нарушать моё одиночество,вскоре мы подрались,его звали Сергей.Он жил на третьем этаже,а я на четвёртом,поэтому я был старше его на целый год.Через два часа мы уже во всю играли в игру шариком,оттягивая пружинку,отпускали и шарик катился к лунке с очками.У кого очков больше,тот и выигрывал.Занятная игра,у меня раньше такого не было.Да и вообще игрушки мне мало покупали,на первом месте была еда,а игрушки были-моток проволоки,ножичек и кирпич,на который я ляпал ладошкой песок и втыкал спичку.Это был танк.Куда там игрушечным машинкам,танк,это всё.За танк я мог взять любую машинку в прокат.Пока мальчишки толкали мой кирпич по песочнице,я наигрывался ихними игрушками.Эти игрушки не надо было таскать домой,чтоб их не украли,а мой танк оставался сторожить песочницу на ночь.Я считал это благородным делом,так как и домой его не надо таскать и он сильней,чем другие машины.А утром снова ляп из песка и башня готов,и спичку воткнул,танк оживал.Гладя собой дороги для машинок.
  Игры в песочнице тоже кончились,возраст подгонял нас к велосипедам.Всем покупали новые велики,мне это не светило.И я решил,что велик подождёт и занялся рыбалкой.Тогда я уже был большой и считал нужным хоть как то помогать в добыче еды для семьи.У меня был дядька-рыбак и однажды он собрал мне настоящую удочку из бамбука.Ну тут рыба и повалила на семейный стол.Мать меня наверно прокляла,так как рыба была вкусная,но мелкая,а чистить её приходилось как крупную.Правда рыбацкое счастье иногда подкидывало и рыбку побольше,тогда я нес её на кукане,да так,чтоб весь двор видел,а если не очень видел,то я останавливался около подъезда и находил какие нибудь дела,чтоб задержаться.Когда слава была утолена,я медленно,как заядлый добытчик поднимался домой и получал дополнительную порцию славы удачливого рыбака.Рыбу я тогда не любил есть,но рыбалка доставляла радость.
   Вскоре и соседские мальцы и пацаны,которые не желали быть в стороне от известности,тоже быстро перехватили привычку встать в четыре-пять часов утра,чтоб порадовать родителей свежей утренней рыбкой.Опять начались соревнования,у кого снасть лучше.Я отдавал предпочтение ореховым удилищам,так как мою бамбуковую отобрали уже через неделю после её сборки.И чтоб следующую не отобрали,я стал делать удочки из орешника.Мать иногда давала мне деньги на леску и крючки,так как польза от моего занятия всё же была.В те года я и покуривать начал.Плохая привычка,но почему-то привязалась,наверно когда рыба не клювала.Эта дурная привычка частично и осталась,а ребята многие побросали это пагубное дело,окурки нам перепадали с лихвой,так как рядом с моим домом была гостиница.
   Из нашего двора до речки было три-четыре минуты ходьбы и поэтому мы знали сразу,где сегодня будет клювать рыба,так как изучили все в близь лежащие места.Но каждый день всё же расширяли свои заветные места и уходили всё дальше и дальше от дома.
   Наступали времена,когда нас стало тянуть на"вольные хлеба".Заключалось это в том,что хотелось уехать из дома и переночевать на природе.Мужики с нашего дома ездили на"большую"рыбалку.это за сорок километров,а то и за сто.В те времена появились мопеды,один из первых был мопед по имени"Львовский".Это такой мамонт,который ели-ели сам себя тащил,но если ему дать"гари",то мог везти и худенького рыбака,и довольно далеко,и не всегда с горки.Хотя горка на дороге имела для него фактор.Он с горки начинал разбегаться,реветь о своей силе,дребезжать всеми гайками,в округе в пять километров вся живность взлетала,разбегалась и пряталась куда попало.Страшное сие изобретение,поэтому,когда рыбаки добирались к далёкой речки,обычно эту штуку доталкивали руками до дамбы и ставили на самое видное место,чтоб это изобретение совавтопрома не угнали.А если и угоняли,было такое,то только на свою голову,так как проблема от хозяина переходила на голову угонщика.И начинался процесс проклинаний.Хозяин проклинал,что не доехал домой,а угонщик проклинал то,что раньше проклинал хозяин,то есть постоянные неисправности мопеда.Скоро такие мопеды усовершенствовали и появился мопед по имени"Рига",но это было потом,а сейчас у нас были времена велосипедов.
   Как и сейчас были ограничения,уже и не помню,то ли с двенадцати лет,то ли с четырнадцати,но заставляли идти в ГАИ и покупать синий номерок для велосипеда,взрослые это соблюдали,а нам пацанам этот закон был не писан.Какой спрос с нас?И мы стали отъезжать от дома всё дальше и дальше и доехали на одно место с замечательным видом на местность.Всего каких пять километров и ты на девственной природе.Наша река с перекатами,рыбы невидано,горы из пескоглины,дерева дубовые,орехи не щипаные,живи не хочу.Вот в одной горе и выкапывать начали первооткрыватели пещеру.Сначала это место назвали "шалаш",но потом когда обжили,назвали"пещерой".Пещеру выкопали человек на пять-шесть,даже камин зделали.Потом спускались к реке и резвились,кто как мог.Под камнями ловили налимов,удочкой ловили быстрянок и плотву,а подводным ружьём били щуку,голавля,усача,окуня.Крупная рыба шла добытчикам домой,а мелкую я научился ушить.Уха получалась знатная,вкусная,все ели по кругу черпая ложками и хвалили.Мне конечно нравилось,когда хвалили,а вкусность я думаю добавлял голод,который присутствовал всегда.На природе это естественно.
 
                3

  Однажды Вовка,наш подводный охотник,полез в реку за очередным уловом.Уже сто раз с того места где все мы спускались в реку,он вошёл в очередной раз.Сполоснул маску,зарядил ружьё и решил просто лечь в воду и по течению выплыть на встречу рыбам,чтоб не распугать их.Вдруг он выскочил после выстрела как ошпаренный,даже маска слетела,а глаза торчали на небольшом расстоянии от носа.Он произнёс известное слово про блудную девку и выпрыгнул из воды,как будто его ветром подняло.Когда глаза вернулись на родину и дыхание дало знать,что жизнь продолжается,он поведал,что услышал после выстрела по рыбе,почему то железный стук стрелы.Железо об камень звучит не так,опыт есть.А тут явно железо об железо.Когда подался за стрелой,отодвигая траву,перед глазами появились крылья авиабомбы.Эта штука только и ждала,когда её найдут,чтоб пукнуть так как Вовка,который при этой помощи вылетел из воды.
   Несколько минут рожалось желание посмотреть на то,от чего Вовка научился летать.Потом это желание переросло в любопытство,потом появились первые желающие попасть на тот свет без билета.Я был где-то между первыми и последними.Это нисколько не сделало бомбу менее опасней.Когда кино было осмотрено со всех сторон,травы вокруг бомбы не стало.Глубина была около полуметра и наблюдать"бабулю",как её мы назвали,стало более безопасно."Бабуля"напоминала мотоциклетную коляску и казалось,что хочет рассмеяться во всю ширь реки.Мы,собравшись вместе в кучку,а не в круг,как индейцы Гойко Митича,стали мудрить,что делать дальше.
  Короче стойбище наше решило,что надо дать знать соседу,который заведовал уголовными делами в нашем районе,со стороны милиции.Тогда мы знали,что милиция нас бережёт,даже песни пели об этом по телевизору.Решили ехать на великах обратно в город.Хорошо,что по дороге попался трактор,мы поехали не все,а в двоём с соседом Борькой.Борька уже тогда заменил недастающего Юрку.Юрка остался в прошлом,но другом.Борька взял меня за плечо,а я взял прицеп трактора за крук борта.Это конечно опасно для маминых сынков,но мы то дети гор,имеется в виду,что какие мы горки не осваивали в округах нашего города,какие крутые тропы не объезжали,да мы...,короче могли себе позволить слалом на великах за прицем трактора.
  Приехали в город,потратили ещё минут пять,штобы добраться до дома и стукнули наконец в двери Влада.Он был компанейский мужик и мы его дядей не называли,просто Влад.Он был дома,наверно обедал,но нас выслушал и направил прямо в военкомат.Ну слава богу хоть пальцем показал,а не по матери.Чего мы к нему попёрлись?Сами чтоль не могли догадаться,короче авторитет Влада упал в наших глазах и мы поехали в военкомат.Встретили нас там радушно,даже чуть по морде не дали,но услышав про"бабулю",напустили на себя покров военности.За каких нибудь пять минут,на ушах стояли уже все сапёры области и начали решать,кому спасать нашу пещеру.Нам как старым военным,был дан приказ ехать назад и стоять на повороте просёлочной дороги,которая ведёт к пещере.Ага,им легко,а трактора в обратную сторону не сообщали,когда двинутся.
   Ну ладно,мы поехали.Не успели остановиться на повороте,как нас догнала машина с сапёрами.Конечно мы обогнали её,но уже по просёлке,только она в след бибикала.Знай наших,супербойцы.Вскоре мы подъехали к пещере.Вышли солдатики.человек шесть и офицер.Вовка главный сразу стал,поговорил с офицером и пошёл с ним вниз.Посмотрели место лежанки"бабули",нас туда не пустили,а зря.Если мы найдём ещё одну,то точно в подвале спрячем.Вот тогда и пусть сами ищут.Но действо разворачивалось.Солдаты разделись,искупались и начали осторожно обкапывать бомбочку по краям.Потом запустили ремни под неё,подняли и удобно положили на гравий дна реки.Потом они обмотали"бабулю" толовыми шашками,подняли и понесли от нашего пляжа в глубину,когда дошли по горло,положили бомбу на дно и вышли держа битфордов шнур в руках.Теперь и с Вовкой перестали цацкаться и выгнали от реки на горку,в которой была наша пещера.
   Все улеглись в старом окопе,который родился ещё во время Велико-Отечественной войне.Под горкой был брод,видать во время войны его и бомбили.Мы стали ждать,а солдаты использовали вылазку на природу в полную силу,но краем глаза всё же наблюдали за нами.Наконец дана команда и все замерли.Но где там,глаза всё равно вылезли из окопа,и вдруг-ка-а-а-ак жахнет.Мы кубарем слетели с горы и кинулись в реку.Река была белой от рыбы.Мы пихали её в плавки,выносили на берг,каждый в свою кучку.День обещал кончиться благодарностью от родителей.Бомба по словам солдат должна была громче бахнуть,но столб воды из речки показал,что бомба была,что надо.Уже уехали солдаты,мы собрали каждый свою рыбу и поехали домой.
  Потом ещё долго к нам во двор приходили любопытные,чтоб услышать враки про"бабусю",доврались до того,что мы спасли почти весь город от затопления,а рыбы добыли на три года вперёд,да что там рыба......   


Рецензии