Пусть любознательность уступит вере?

Нужно ли человеку проявлять любознательность и стремиться к познанию окружающего мира? Ответ на этот вопрос кажется вполне очевидным.

Человек, познавший, как работают законы мироздания, более успешен и счастлив. Он строит и созидает, если законы природы осознаны им верно. Да,  деятельность человека может привести и к разрушению. Но в том случае, если эти законы поняты неправильно или извращены.

Не научно-технический прогресс наносит вред нашей планете, а искаженное понимание людьми законов мироздания.

Но чтобы понять, какие действия полезны для Земли и нас самих, а какие наносят вред, нам необходимо постоянное познание.

Интересно, что латинское слово «CURA», которое переводится как любознательность, также значит заботу, усердие и лечение. То есть древние римляне расценивали любознательность как радение о здоровье.
 
Действительно, что может быть плохого в стремлении к познанию?  Но тогда почему такое полезное качество как любознательность осуждается христианской церковью?

Тертуллиан, знаменитый христианский идеолог III века н.э. высказал такую мысль:  «Нам нет нужды в любознательности после Иисуса Христа. Пусть любознательность уступит вере. Ничего не знать против правила веры, значит знать все».

Ему же принадлежит известный афоризм, призывающий к слепой вере: «Верую, ибо это противоречит здравому смыслу» («credo, quia absurdum»). То есть это можно расценить как установку: принимайте на веру каждое наше слово и не пытайтесь думать и размышлять даже если это кажется полным абсурдом.

Как можно понять такие парадоксальные заявления Тертуллиана, отбивающие желание у верующих во Христа людей познавать что-то кроме Священного Писания?

На портале «Христианство и мир» дано такое объяснение:
[http://www.hristianstvo.in/ru/content/]

«Тертуллиан считал, что передать смысл веры можно только через нечто сверхразумное, парадоксальное. Если бы истины христианства были всем понятны и укладывались в рамки житейской логики, не было бы никакого подвига веры, неповторимого соприкосновения с Живым Богом в мистическом общении.

Поэтому Тертуллиан решительно отверг попытки упростить, разъяснить, сделать доступным обыденному сознанию земной путь Христа и Его спасительную миссию. Наоборот — лишь посредством веры человек может их постигнуть.

Более того, Тертуллиан безоговорочно отверг философию и вообще всю языческую мудрость как вредную, неистинную да и ненужную верующему христианину».

Но может Тертуллиан – это всего лишь человек со странностями, и его личное мнение по этому вопросу ни в коей мере не согласуется с идеологией христианской церкви? 

Снова обратиться к порталу «Христианство и мир»:

«Роль Тертуллиана в истории развития христианского сознания довольно значительна. Ему во многом удалось выразить глубинную суть христианства, а его парадоксальные прозрения по своей значимости стоят в одном ряду с трудами многих учителей Церкви».

То есть позиция церкви такова, что постулаты веры, молитвы, священные книги – все это должно быть непонятным для верующих. Чем запутанней и неразумней, тем лучше.

Поэтому молитвы и читаются по церковно-славянски. Считается, что этот язык сакрален и обращаться к Богу лучше всего на нем. Но тогда логичней уж читать псалмы Давида на древнееврейском языке, а литургию Иоанна Златоуста служить по-гречески. Причем здесь церковно-славянский язык? 

Да и по-русски читать богослужебные тоже непросто. Сразу и не поймешь, что конкретно имкеется в виду. Зато можно написать кучу разной пояснительной литературы и заморочить головы верующих окончательно. А это делает человека податливым и ведет к постепенной деградации.

Мне кажется, отсутствие любознательности – опасный синдром. Критическое мышления, активное самосовершенствование и стремление познать красоту окружающего мира  - это путь к духовному прогрессу.   


Рецензии
Полностью с Вами согласен: Любознательность - это активное самосовершенствование - путь духовного роста... Но недаром есть поговорка "каждая палка о двух концах". То что запрещает, отбивает охоту - оно же пробуждает желание. Запутанность прождает желание распутать!... Тертулиан говорил "лишь посредством веры человек может постичь всё". Понимал ли он сам, о чём говорит? Не повторил ли он бездумно слова другого? О какой вере идёт речь? Когда вспомнишь о палке о двух концах, то поймёшь, что есть две веры: в написанное кем-то и в собственные мысли. Когда начинаешь верить в себя, в правоту своих мыслей, своих озарений. Тогда-то единственно и познаешь всё!

Сергей Морозенко   08.05.2013 02:01     Заявить о нарушении
Мне кажется, вера - это знание, пока не подтвержденное фактами или экспериментами. Ты чувствуешь, что это так, но доказать пока не можешь. И это подталкивает искать, пробовать и эксперементировать. Такая вера, действительно, двигатель прогресса.

Да, запутанность порождает желание разобраться во всем. И, возможно, вывести обманщиков на чистую воду. Поэтому любознательность приветствуется не всегда и не везде. Видимо, есть что скрывать.

Дневники Акель   08.05.2013 09:28   Заявить о нарушении
Умом человек надеется - душой верит. Две сути по-разному познают мир. Ум - словами, душа - чувствами.

Сергей Морозенко   08.05.2013 16:52   Заявить о нарушении