Форма и содержание

               


     Солнечное осеннее утро, предвещало хороший день.
Ольга Андреевна, пионервожатая школы №5, шла на работу к третьему уроку. Помимо обязанностей пионервожатой, она преподавала испанский язык в двух шестых классах, но сегодня занятий не было, и предстоял обычный рабочий день вожатой.
      Дочь преподавателя истории, она по окончании школы не видела вокруг себя никакой другой профессии, как преподавание и обучение детей. Пусть для некоторых аудитория в 30-35 человек не такая и большая, однако, владение ей, дух взаимопонимания, царивший в классе, вызывал в ней уважение к себе, за правильную оценку своих способностей, уже в 22 года. Она замечала, что многим преподавателям, проработавшим в школе более 20-лет, так и не удалось найти прямые пути к сердцам юнцов.
     Отблески солнечных зайчиков, переливаясь в витринах почты, переплетаясь с радостным ощущением полноты жизни от избранного ею пути в профессии, наполняли всю ее душевной силой.
     - Интересно, - подумала Оля, - если бы ощущение правоты придавало не духовную, а физическую силу, то через некоторое время, она смогла бы  стать чемпионом мира по силе, или как там, по тяжелой атлетике.
     Подойдя к школе, она заметила отъезжающую машину «скорой помощи», что вызвало у нее непонятное волнение. Дети, стоявшие в дверях, подбежали к ней и наперебой стали говорить о случившемся. Из сказанного она поняла, что накануне дежурные не пустили в школу ученика 2-го «А» класса Попова Андрея без сменной обуви. Испугавшись наказания дома, он решил пойти на озеро, где провел у костра всю ночь, как это делал, рыбача с отцом, и лишь утром следующего дня явившись в школу пораньше, сумел прошмыгнуть в класс. Обеспокоенная мать пришла в школу, чтоб сообщить об исчезновении сына. Однако, увидев его в класс, она была поражена и, почувствовав острую боль в области сердца, видно от перенапряжения упала. Дети рассказывали, как удивительно долго пришлось ждать «скорую помощь» и, что только сейчас ее забрали в больницу.
     Андрей - ей вспомнился этот мальчик, не по годам рослый и крепкий. В нем все светилось, когда еще год назад его принимали в октябрята. Как-то Галина Александровна, учительница 2-го «А» класса рассказывала о нем, о семье. Отец недавно угодил в тюрьму, кажется из-за пьяной драки, мать работала поваром, что отнимает у нее массу времени и энергии. Мальчик в основном предоставлен себе. Вопрос о переводе его в интернат ставился еще после окончания первого класса, но тогда возражала мать, гарантировавшая приезд бабушки из деревни и как итог, воспитание сына оказалось ей не под силу.
     На первый взгляд, проблемы в воспитания Андрея, вроде не имели никакой прямой связи к «сменке», однако, обратная взаимосвязь была - машина «скорой помощи».   
     К вопросу о необходимости переобувания Оля возвращалась не однократно. Можно сказать, он стоял для нее почти риторически: быть или не быть? Сама она, как правило, не переобувалась, но, тем не менее, старалась, чтобы именно ее обувь выглядела чище и аккуратнее, чем у других и это ей в основном удавалось. В демонстративном переобувании учителей и учеников проглядывалось какое-то недоверие к опрятности, сквозило нечто неприличное.
    Обувь, являясь частью одежды, должна быть желательно прекрасна, ведь чистота одежды, не зависимо от того, где мы ее носим, определяет культуру человека, думала она.   Заменой обуви, просто сменяя ее, вряд ли возможно решение проблемы в широком понимании, хотя, бывают и исключения, когда дети добираются с окраин в дождливую погоду.   
   
                - 2 -


     Порядок в школе ей виделся не во внешней ее чистоте и оформлении, признавая, что и это многому учит, а в первую очередь в чистоте взаимоотношений, взаимоуважении, в доброжелательности.
     Отправив детей в класс, Оля направилась к учительской, где уже рядом, в коридоре слышался резкий голос, срывающийся на крик, директора школы Татьяны Николаевны.
     -  Сменка, сменка, сменка!  - доносилось из-за дверей.
     -  Неужели не понятно, что в школу мы должны впускать всех, не зависимо от того, в чем и как они пришли. Дети приходят в школу учиться и наша первостепенная задача учить их, а не переобувать. -
     - Но Татьяна Николаевна, - возразил ей голос Валентины Ивановны, завуча по учебной части.
     - Вы ведь сами говорили, что это установка Гороно. -
Оле стало неловко, от того, что она невольно подслушала их разговор и, прошептав -         « Могли бы говорить и тише», - открыла дверь в учительскую.
У окна в малиновом платье, с распущенными волосами, нервно подергивая плечом, стояла Валентина Ивановна. В правом углу за столом, склонившись над папкой, сидела Татьяна Николаевна. Оля, поздоровавшись, вошла. Валентина Ивановна в ответ как-то повела головой и, было непонятно, то ли она поздоровалась, таким образом, то ли это было ее привычное подергивание.    
Татьяна Николаевна, не поднимая головы, изучала чье-то личное дело. После некоторой паузы, она, удостоив ее взглядом, стала вспоминать, как на одном из последних совещаний в Гороно, кто-то из присутствующих внес предложение ввести «сменку» с белой подошвой, ввиду того, что в данной школе идеальные полы. Тогда его никто не поддержал, но и никто не возразил.
     Оля ждала, когда они примут какое-то решение относительно Андрея, чтоб при необходимости помочь.
Но Татьяна Николаевна говорила о традициях, чести школы, ее престиже. На что в знак согласия, Валентина Ивановна молчаливо кивала головой. Чувствовалось, что выносить данный случай за пределы школы, по их мнению - бессмысленно. Татьяна Николаевна, посмотрев на часы, как-то вдруг спохватившись, вспомнила, что ей необходимо бежать в горисполком и уже на ходу попросила Валентину Ивановну позвонить в больницу, и справиться о здоровье Поповой.
     - Не расстраивайтесь, все обойдется, в конце концов, никто не виноват, что у нее больное сердце, - сказала она, закрывая дверь. Через минуту она пронеслась мимо окон учительской к автобусной остановке. Прозвеневший звонок нарушил царившее в учительской тягостное молчание. Валентина Ивановна, как всегда нервно поведя плечом, взяв журнал и сказав, что у нее урок в 10 «А», попросила Олю позвонить в больницу.
Истрепанный телефонный справочник лежал на столе, рядом, не предвещая беды, так же мирно лежало личное дело Попова А.И.
     - Больница, больница - вторила она, листая страницы справочника.
     - Банк. Баня. Вот и больница, какая же из них, их так много, а какое множество отделений. Главный врач, приемный покой, нервное отделение, - нет, нет. А что если позвонить в «скорую», перелистав несколько страниц, она нашла нужный номер. Механически набрав его, Оля через некоторое время, услышала «бездушный» голос, уведомивший ее, что дежурный врач Симонова слушает. Представившись завучем школы,


               

                - 3 -


было неудобно представляться директором, спросила о самочувствии Поповой, поступившей час назад. Дежурный врач, также бездушно сообщила, что больной лучше и  врачи делают все зависящее от них. Чуть успокоившись и поблагодарив, Оля положила трубку.
     Выйдя из учительской, она направилась в пионерскую комнату, к своему рабочему месту. Предстояла большая работа, для выполнения которой, приходилось иногда привлекать ни только пионеров, но и родителей.
     «Пятнадцать республик – пятнадцать сестер», - под таким девизом страна готовилась отметить знаменательную дату. К таким мероприятиям в школе готовились особенно тщательно.
Необходимо было подготовить массу концертных выступлений с национальными танцами и песнями, для чего специально пригласили хореографа, сшить костюмы, красочно оформить альбомы каждой республики, стенды, усилиями родителей приготовить наиболее популярные в республиках блюда. Главным было, довести каждую группу ребят до вершины выражения своих чувств. Ведь как говорил отец - танец, это состояние души в движении, тогда песня, додумывала Оля, эквивалент самовыражения души в звуке. А еще и души родителей, необходимо зажечь, с тем, чтоб они выложились, помогая и участвуя в приготовлении блюд национальной кухни. Все это и есть ее работа. А работу, как нас учит семья и школа, подумала Оля, отмыкая пионерскую комнату, нужно выполнять добросовестно и сев за стол, она вновь стала просматривать газетные подшивки, листала журналы, подбирая необходимый материал, разложенный еще вчера. Пятнадцать республик - у каждой своя история. Она всегда с интересом относилась к этому предмету и сейчас с большим усердием подбирала материалы по каждой республике.
Отец, всю жизнь пытался привить любовь к истории, которую сам преподавал, но, ни одна из двух дочерей не стала историком, хотя и избрали профессию педагога. Он всегда с  упоением говорил об истории и любимая его фраза, хорошо запомнилась ей - «Народ, не знающий своей истории, не может рассчитывать на будущее». 
      Однако, перебирая подшивки, она ни как не могла сосредоточиться, постоянно возвращаясь в мыслях к просчетам в системе образования. Более пятисот учащихся посещали школу и каждый преподаватель, в меру своих способностей передавал свои знания, а иногда и жизненный опыт. И от того, как он это делал, какая царила обстановка в классе, можно было судить о его преподавательских способностях. Тогда как  в школе, основным мерилом качественной работы, всегда являлись успеваемость и вовремя написанный план. Когда, где же мы потеряли оценочные показатели работы преподавателя, необходимые для правильной оценки их деятельности? Об этом любил говорить отец, подчеркивая, что главным критерием работы классного руководителя должны быть его личные нравственные качества - любовь к детям, самоотдача, даже жертвенность по отношению к ученикам. Однако Оля сама не всегда могла правильно расставить акценты, сопоставить происходящее и, тогда на помощь приходил отец. Он всегда был для нее добрым советником, но его не было рядом и единственное, что она чувствовала, это необходимость помочь Андрею сейчас же. Ему скоро идти домой, думала Оля, направляясь во 2 «А», тогда как мать в больнице.
    Учеников в классе не было. За столом, в строгом костюме, что придавало еще большую холодность ее красивому лицу, сидела Галина Александровна.      
    - Здравствуйте, - сказала Оля. – А где ученики?-
    - Я их отпустила пораньше, - ответила Галина Александровна.- Они все сегодня очень возбуждены, после этого случая с Поповой. -
- А куда ушел Андрей?- спросила Оля.-
 
                -4-

 
- Домой, там с ними живет бабушка, лет восьмидесяти. Случай не приятный, но вместе с тем, необходимо идти домой, готовить обед, - продолжала она, закрывая журнал. - Оля,
пойдем в буфет, говорят сегодня, завезли сосиски, может, удастся купить и для семьи.-
   Взяв по паре сосисок и стакану томатного сока, они сели за стол. Сосиски ароматно пахли, но есть не хотелось. Оля задумалась. На душе скверно, ощущение пустоты, а горячи сосиски, существуют, они материальны - их можно потрогать, даже откусить. Тогда как боль души, состояние подавленности, явление не изученное, до него не дотронешься. Однако поев, она почувствовала себя бодрее. Обратившись к заведующей буфетом - Екатерине Матвеевне с просьбой отпустить немного сосисок с собой, она, к сожалению, получила отрицательный ответ и из-за их ограниченности, они уже варились. Тогда Оля не дожидаясь, Галины Александровны, которая выбирала кусок печенки для дома и говорившая одновременно про дочку, которую необходимо забирать из детского сада, про ужин и мужа, попрощавшись, поднялась в пионерскую. У дверей ее поджидали вожатые четвертых классов, девочки умные и исполнительные. Они принесли показать подобранный материал по Латвии и Армении. Уже сейчас чувствовалось, что альбомы, порученные им, будут самыми интересными. Просмотрев подборки, они перешли к случаю взволновавшему школу, приезд машины «скорой помощи» явление не ординарное и судьба Андрея Попова стала интересна некоторым ученикам. Позже, они заговорили об уроке физкультуры, прошедшем сегодня довольно весело.
     Девочки явно не собирались уходить, но зная, что у них дома, будут беспокоиться за них, Оля отправила их домой. Нужно было еще посидеть с литературой, но школа сегодня как-то угнетала. Как, когда они растеряли простое человеческое взаимопонимание, думала она, находясь в пионерской комнате. Почему классный учитель Андрея, Галина не стал «классным», «лучшим» и самым «отзывчивым» человеком для учеников. И она хороша, не пошла к Андрею домой, но она всего лишь пионервожатая и правильнее было бы конечно, в такой трудный для них день, сопроводить его классному руководителю - Галине Александровне. Ведь им - Андрею с бабушкой, а точнее с про бабушкой для него, сейчас, как никогда тяжело вдвоем.
    И как ей, после таких примеров, прививать моральный кодекс - строителя коммунизма, гласящего - человек человеку брат, друг и товарищ. А если бы это произошло с братом или сестрой Галины Александровны, она, наверное, нашла бы время для «племянника». С другой стороны, у нее молодая семья, где достойно работающий муж, кстати, тоже в системе народного образования, вынуждена жить на съемной квартире. И было бы правильно, справедливо доплачивать молодым специалистам деньги, за снимаемую площадь. Отец всегда осуждал назначение молодых преподавателей классными руководителями и доверие им начальных классов, и в его правоте Оля убедилась сегодня еще раз. Мотивировал он это тем, что такой учитель будет отдавать личное время для построения своей семьи, а чтоб найти верную середину между семейными интересами и классными, необходимо быть воспитателем с большим опытом или иметь призвание, что оттачивается годами. Отсутствие самоотдачи и преподавательского опыта особенно в начальных классах проявляется в учениках обычно быстрей и наглядней. Так же и дерево, пока оно молодое, его нужно удобрять, направлять, поливать, а станет большим, вырастит - растет само по себе. Примерно также, должно поступать государство, помогая молодым специалистам и их семьям, особенно тем, кто живет без родительской поддержки. Ведь, когда заботы о семье становятся непосильными, они менее ответственно подходят к своим обязанностям на работе, тем самым нарушая нравственные законы общества.
    Семья, школа, страна - невидимые нити удерживали взаимосвязь между тремя основными составляющими государства и отец  их будто видел.               
                - 5 -      


   Как часто мы говорим о народе, забывая о семье и сейчас, когда ей приходиться отображать истории народов СССР, она почему-то чаще обобщает, предлагая больше информации о республиках. Сама, забывая, что история народа, начинается из множеств историй его членов и как первой ячейки общества, ее семьи. Наверно необходимо отдельно выделить, добавив в альбомах, которые она готовила и разделы о традициях, и вероисповедании, что очень сильно влияет на семейный уклад. Жаль, но история семьи Андрея на сегодня, складывается очень плохо. Кстати, надо привезти в порядок фотоальбом и их семьи, о чем просил отец, дороживший фотографиями родителей и деда.
И поехать вместе с ним на кладбище, прибрать к зиме, что он делает каждый год, наверное, в этом и есть история их семьи - в фотографиях, медалях, кладбище - память, если мы желаем сохранить будущее своей семьи.
    Нужно было еще посидеть с литературой, но школа сегодня как-то угнетала. Прибрав на столе бумаги, она тоже решила пойти домой, но прежде, спустившись на первый этаж, зашла в учительскую. Валентины Ивановны не было и, оставив на столе завуча записку о сообщении из больницы, Оля направилась к выходу.
     Дома, как всегда было уютно и тихо. Мать с сестрой, что-то готовили на кухне, отец  сидел в кресле с газетой в руках. Переодевшись, она решила принять душ, который всегда действовал ободряюще. Но выходя из ванной комнаты, она снова пришла к выводу, что душевную боль нельзя снять физическим воздействием, хотя прохлада душа и освежала. Хотелось с кем-то поделиться, посоветоваться. Она прошла в зал к отцу.
     Увидев Олю, отец воскликнул: Послушай Оля, как выступал на пленуме управляющий трестом - «Вся история развития Северного Кавказа, определяла дружественные отношения между соседями и народами. Они все вместе совершили революцию и у истоков ее, тогда стояли Киров, Анджиевский, Атабеков, Буачидзе и другие. Подняли разоренное хозяйство, позже разгромили злейшего врага-национализм - фашизм, героев вы знаете. И неужели же сейчас мы, жители Предгорья, соседи, коммунисты, люди, которым государ-ство дало бесплатное образование; народ и партия доверили руководящие должности, забыв все мелочные обиды и ведомственные различия, дружно не возьмемся и не построим общество лучше, чем вчера, общество для наших детей».
     - Молод, а как хорошо разобрался в вопросах взаимопонимания, прямо призыв, лозунг  - сказал отец, однако,  продолжал он, этот управляющий не заметил главного, то, что общение и взаимопонимание многонационального Северного Кавказа осуществлялось через русский язык. Ведь общаясь, мы познаем лучше друг друга и при добрых дружеских отношениях, все хорошее привносим в нашу совместную жизнь. Посредством этого, а также исходя из богатейших природных ресурсов, тут и созданы лучшие города страны, города курорты и как их еще называют - «Кузницы здоровья». Тогда как связующим звеном был русский язык.
Стоило ли об этом столько писать, подумала Оля, тогда как в школе нет элементарного взаимопонимания, а ведь кто-то из знакомых сказал хоть и чуть пошло, но короче: «Не было бы взаимопонимания между нашими родителями, не было бы и нас». Вслух же она сказала: - Неплохо, чем видимо огорчила отца. Почувствовав отсутствие желания у дочери говорить о проблемах Предгорья, он уткнулся в газету, продолжая читать про себя.
    - Пап, - обратилась она к нему, - сегодня у нас в школе «скорая» забрала родителя.-
    - Что же случилось – настороженно спросил отец?-
Оля вкратце рассказала о случившемся, о семье Андрея Попова и том, что какое-то чувство вины перед ним, не покидает ее. Может быть, как пионервожатая, она не смогла донести, объяснить ребятам, дежурившим у входа в школу, насколько избирательно надо поступать с теми, кто пришел без «сменки». К сожалению, сокрушалась она, ей не удалось хотя бы проводить его домой, после случившегося.      
                - 6 - 


   - Оля, я понимаю твое состояние, но работая в школе, нужно научиться управлять чувствами, иначе не возможно. Я не предлагаю тебе стать бессердечной, но вместе с тем, нельзя во всем происшедшем винить себя. Во-первых, инструктаж дежурных - компетенция завуча, а во-вторых, безответственность заложена в самом Андрее и в этом виноваты сами родители. Ведь всю ночь пробыть на озере, не предупредив родителей, не прочувствовав их переживаний - это упущение, заложенное в воспитательном процессе семьи. Сначала отец, не подумав о семье, угодил в тюрьму, потом сын почти повторил в самовыражении отца. Кажется по выражению у Платона - «Один хороший отец, лучше, чем десять учителей». Конечно, есть природа, порода, род, генетика, как сейчас выражаются, однако отец, всегда первый образец и воспитатель.
       А что сильнее - природа или воспитание? – спросил отец.
- Воспитание, - не задумываясь, ответила Оля.
- Я тебе не рассказывал о присказке на эту тему, про - Омар Хаяма и шаха Персии.-
- Нет, - ответила Оля.
- Тогда послушай. Однажды Омар Хаям и правитель Великой Персидской державы поспорили: Что сильнее природа или воспитание.
Шах говорит: Мы завоевали пол - мира, смотри какое у нас обученное войско, разве это не через силу воспитания?- 
- Нет, ответил Хаям, природа сильнее.
Поэт попросил у шаха время на ответ. Через несколько дней, шах вновь пригласил его к себе и, сказав, что хотел бы продолжить спор, несколько раз похлопал в ладоши.
Открылась дверь, в которую на задних лапах вошел кот, держа на передних поднос с кофе.
Поставив на стол поднос, он налил в чашки кофе, положил из сахарницы, по кусочку сахара и так же виляя хвостом, чинно вышел. 
  - Ну что, сказал шах, - воспитание сильнее?-
Восточная мудрость, имея свои законы, давала возможность не отвечать сразу и, попросив для ответа неделю, Хаям вышел.
Придя через неделю к шаху, Хаям снова попросил кофе, принесенный котом.
Шах хлопнул в ладоши, открылась дверь, где показался кот с подносом.
Поставив поднос на стол, кон налил кофе по чашкам, но когда приоткрыл сахарницу, оттуда выскочила маленькая мышь. Кот, от напряжения выгнувшись, запрыгнул на стол и разлив кофе, кинулся за ней. 
- Как видите, природа сильней, - сказал Хаям.
- Мать-природа любит всех, продолжал отец, она наделила человека инстинктами, которые генетически сохраняются и передаются, ведь есть и «кукушки», которые подкла-дывают свои яйца в другие гнезда. И у нас многие почти с рождения отдают своих детей сперва, в ясли, потом в детский сад, затем школа и группа продленного дня, какое здесь влияние семьи? Упущения и в семье, и в школе, вот тебе и объяснение случившегося.
Правда, если рассматривать животных, есть аномалии, когда вырастая, воспитываясь вместе, пользуясь одной миской, как недавно писали в журнале, кошка и собака, два антипода, живут в мире и согласии, думается до их поло созревания и тогда, их природа, тяготение к себе подобному, все равно возьмет вверх, как в сказке Киплинга «Маугли».
- Поучительно и все-таки, хочется, чтобы с Поповой все обошлось. Она, подошла к телефону, взяв справочник и быстро отыскав знакомый ей уже номер, набрала его.
- Дежурный врач Симонова слушает, - послышалось в трубке.
- Как состояние больной Поповой, доставленной сегодня утром? - спросила Оля.
«Трубка» ответила, - Что врачи делают все возможное.-
Поблагодарив, она села в рядом стоящее кресло.
- Как она? – спросил отец.
                - 7 -


- Врачи делают все возможное, - повторила Оля.
Надежда и вера в выздоровление - половина выздоровления, говорил Вольтер, думаю, что остальная половина - это своевременная и правильная организация лечения. Надеюсь, медицина у нас окажется на высоте, а вот верит ли она в свое выздоровление, посмотрим, - сказал отец.
Мать с Надей начали накрывать на стол, обычно это делала Оля с сестрой, но сегодня сославшись на плохое самочувствие, эту ее обязанность, выполняла мама.   
Оля ни как не могла смириться с тем, что они всей семьей, по установившейся традиции обедали, где-то около семи часов вечера. Она приносила вырезки из журналов с рекомендациями во времени и рационе дня, доказывая, что есть поздно вредно. Однако отец считал, что обедать лучше всем вместе, хоть и чуть позже, но дома, так как это сплачивает семью. Стол, домашнее застолье - это и семейная школа, и университет, это основа воспитания в семье и называя позднее застолье, затянувшимся обедом, отшучивался известной греческой поговоркой, гласящей: «завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, ужин отдай врагу», говоря, что от ужина он отказывается, так как это запоздалый обед. И вообще, он предпочитал домашний суп, как и все члены семьи, поэтому в обед - на работе, они скорее полдничали, тогда - как полноценный обед приходился почти на ужин.
      Оля включила телевизор. Какой-то журналист-международник вещал о победах сандинистов в Гондурасе. Выключив его, она села на свое место за обеденным столом.
       Мать заговорила о высоких ценах на рынке. Надя, убирая со стола тарелки из-под первого, скромно заикнулась о новых туфлях к празднику. На второе было любимое блюдо отца - овощное ассорти. Предпочитая овощные блюда мясным, он любил говорить
об этом примерно так: - Природа человека сама определяла первостепенность в питании, сначала люди ели плоды - овощи и фрукты и лишь потом, научившись убивать - мясо.
Конечно, есть своя прелесть в мясных и рыбных продуктах, однако за тысячелетия народ
в питании применял длительные посты, чего мы, к сожалению сейчас не делаем, но зная, 
что все долгожители Кавказа, отдают предпочтение травам и овощам, нам тоже желательно их чаще применять в рационе питания. После второго, девочки быстро убрали со стола. Наступило, почти ритуальное время, чаепитие – любимое занятие семьи Арустамовых. Любовь к чаю основывалась в их семье на секретах заваривания, так как помимо высших сортов чая, они, пользуясь разнотравием, придавали ему особый аромат. Оля обычно с удовольствием пила чай, но сегодня он ей показался горьким. Убрав за собой чашку и попросив прибрать десерт Надю, она вновь сев в кресло у телевизора, включила его.
      Доходили только отрывки фраз. На хлебозаводе была раскрыта группа расхитителей и что качество хлеба оставляет желать лучшего. О хорошо организованном хоре 10 - ой школы, тогда как спортивный комментатор сетовал на то, что наша футбольная команда в который раз проиграла сборной ФРГ.
      Пожелав спокойной ночи и захватив собой журнал «Вокруг света», отец направился в спальню. Чуть позже ушла и мать, затем и Надя. Экран телевизора менял картинки, не вызывая желание рассматривать их внимательнее, а появление кадров пятидесятилетней давности, начало даже раздражать. Нужны ли они нам со своими заботами, подумала Оля, выключая телевизор. Спать не хотелось. Она подошла к телефону. Какое-то чувство вины за судьбу женщины в больнице, по-прежнему не покидало ее. Монолог отца, не возымел должного действия, сопричастность происшедшего в школе продолжала мучительно беспокоить. Номер, который она машинально набрала, был занят. А может она ошиблась и это не тот номер, подумала Оля, листая справочник. Нет, все верно. Память и на этот раз

                - 8 -


не подвела ее. Надо же, какая одухотворенная, удивительная машина выдающая информацию не только об увиденном, но и услышанном, пережитом сердцем,
прочувствованном, о вкусе, запахе, цвете. Это пока не под силу ни одной электронной машине, подумала она о свойствах памяти, снова накручивая диск телефона.      
Через несколько секунд она услышала знакомый голос дежурного врача. - Дежурный врач Симонова слушает.-
Вновь представившись завучем школы, она спросила о состоянии больной Поповой.
- Завуч? Но ведь завуч уже звонил.-
Будучи уверенной, что интересоваться состоянием Поповой могла только завуч по учебной части, Оля настойчиво продолжала:
- Да, завуч по воспитательной части, а звонил, наверное, завуч по учебной части.-
- Не знаю, много вас там, - ответил врач уставшим голосом. Послышалось шуршание,
напоминающее перелистывание страниц, после чего говорящая трубка выдала:
- Попова Анастасия Ивановна, 1950 года рождения, скончалась в 20 часов 40 минут, не приходя в сознание.-          
Еще некоторое время врач говорил, что летальный исход наступил ввиду острой сердечной недостаточности, что-то про спазму мозговых сосудов и так далее, но это ее уже совсем не интересовало.
      Хотелось куда-то бежать, с кем-то поделиться, однако дома было тихо. Из спальни родителей доносилось размеренное похрапывание отца. Спала и сестра.
  - Бытие, - подумала Оля и, тоже пройдя в спальню, медленно раздевшись, легла в постель. Тягостное ощущение беспомощности не покидало ее. В мыслях она вновь вернулась к школе.
     Гуманность Советской школы, как редко мы стали об этом говорить. Ведь одной из основных задач, социалистическая революция ставила - всеобщее образование. Как же случилось, что образование, то есть часть необходимых знаний, в том числе и для самосохранения, которыми мы должны наделять своих учащихся, ушло на второй план. Тогда, как престижность школы - успеваемость, наличие специальных и спорт классов, красиво оформленная столовая, внешний «лоск» учеников, стали незаметно для нас подменять сущность школы, ее прямое предначертанию.
    Она снова вернулась к увиденному неделю назад на экране кинофильму «Доживем до понедельника», под впечатлением которого находилась в течение нескольких дней. Надо полагать, что этот фильм войдет в классику Советского киноискусства, так как проблемы школьного воспитания, поставленные в нем, актуальны и сегодня. Чувствуется прозорливость больших мастеров. А каков Тихонов… Какое удивительное совпадение или даже схожесть оценки таланта. Народный артист СССР и всенародное признание.
     К сожалению, за последние двадцать лет, ничего похожего не удалось создать нашим кинематографистам в школьной тематике, где и сегодня масса проблем, их надо только увидеть. А для этого нужны именно мастера, которых необходимо учить, воспитывать.
    И все нужно начинать со школы.   
Значит, за двадцать лет, мы не научили, не подготовили достойную смену? Что-то серьезное нами упущено… Понятно - сценаристы, режиссеры, операторы, актеры - при участии которых снимался этот фильм и согласно содержанию, прошли через Великую Отечественную войну. И она, как известно, повысила чувство ответственности каждого гражданина нашей страны, вырос его сознательный уровень, наблюдалось массовое вступление в ряды партии.
Удивительно, никогда над этим не задумывалась, что разрушительная сила войны, потеря многих миллионов Советских граждан, привели к росту самосознания и на этой основе – массовому героизму на фронтах, не бывало быстрому строительству новых заводов,
                - 9 -


фабрик, освоению целых экономических районов страны. Так неужели, чтоб воспитать ответственных, сознательных людей необходима война? Нет, здесь какой-то анахронизм. Это невозможно. Война - истребление целых народ, исторически сложившихся культур и в противовес этому - прогресс. А может война и сложные условия жизни в тылу, как сито, вымывали всех хороших, забирая шелуху в небытие?
    Мысли путались, сказывалась напряженность сегодняшнего дня. Уснуть, уснуть, уснуть - твердила она, но спать не хотелось. Продолжая лежать, Оля вновь ушла мыслями в размышления о дне сегодняшнем и его возможном резонансе в государстве.
   Как же случилось, что общеобразовательная школа, призванная давать общее образование, создавая нормальные условия для учителя и ученика, выявляя индивидуальность, лучше, тоньше, бережно влиять на школьника. Помогать в воспитании родителям ученика, сохраняя и их нервы, и жизни. Ведь жизнь человека не соизмеримое понятие - она или есть или нет.
   Неужели мы хотим воспитать новое, более лучшее поколение, не являясь сами образцом поведения. На лицо явный, наглядный перекос в процессе формирования в обществе личности, конечно зависящий от экономических и моральных ценностей. Ведь лозунги, которые мы вывешиваем в школе и на зданиях города, заложены в конституции СССР - главном законе страны и закреплены в моральном кодексе строителя коммунизма. Право на труд - имея в виду достойный, исходя из него - равенство, которое не просматривается в условиях жизни молодой семьи классного руководителя и братства - к сожалению не проявляемого в тяжелых жизненных ситуациях, как к семье Поповых, не братского, даже не родственного отношения к ним администрации школы и первой учительницы Андрея.      
Образ поведения всегда значительней и важней воспитательного урока. Во всяком случае, поведение директора школы, завуча, учителя - должно соответствовать тому, чему они учат и что хотят привить.
      Известно - крепкая семья, крепкое государство и беда в семье, может обернуться бедой в стране, а если снова война? Кто последует примеру Александра Матросова, бросившись на дзот, спасая жизни не братьев, а всего лишь товарищей по оружию, ведь тогда, на войне его подвиг повторили многие. Откуда взяться не сгибаемым генералам, как Карбышев, не предававшим, даже раздетый, в мороз застывая в воде, которую на него лили фашисты.
     Раздающиеся голоса о наемной, как на западе армии, плохой пример для СССР. Наемниками страну не защитить, наверное, у нас всеобщая воинская обязанность, записанная в конституции, лишний раз подчеркивает равенство и братство. Хотя на сегодня, имеются примеры, когда не которые бывшие ученики, как принято сейчас выражаться - «косят» от армии и иногда не честно выкупая в военкоматах право - не служить, нарушают единый закон общества. К сожалению, у таких мальчишек есть и защитники, доказывающие их не ординарность, и тем самым, предлагающие не мешать процессу их учебы и становления. Конечно, бывают гении, но плохо, когда богатые родители - отгораживая детей, откупают свои чада.
    Значит опять проблема в богатых и бедных, как в семнадцатом и что, опять нужна революция и масса жертв? Но для чего? Может должны быть бедные и богатые, только пусть богатые платят на законном основании государству, за право не служит их детям. 
Как на западе. Нет, для нас их образ жизни не приемлем, тогда нарушается закон равенства, братства - один служит, другой нет. У них частная собственность на природные ресурсы, средства производства и соответственно деньги являются мерилом взаимоотношений. У нас же главным ценностным критерием является мораль, так всегда было в России и сейчас для СССР. А иначе не может и быть, когда недра и природные ресурсы, средства производства и даже частично интеллектуальная собственность,
                - 10 -



являются народными - то единственным критерием подчеркивающим индивидуальность личности, семьи, школы, общества - остается только нравственная чистота и мораль. Как же нам сохранить чистоту этих моральных отношений и, не растеряв наше преимущество, научиться соответствовать нравственному закону. Надо будет спросить об этом отца, в полудреме, засыпая, подумала Оля.
Пробуждение было тяжелым, чувствовалась какая-то опустошенность. Зарядка, утренний моцион и легкий завтрак немного ободрили ее. Надев свой строгий костюм, вычистив изящные туфельки, которые носила с удовольствием, поймала себя на мысли, что сегодня они ей кажутся не такими красивыми.
Из зала послышался голос матери.- Возьми зонт, пасмурно.-
Не обсуждая вопроса, Оля прихватила с вешалки зонт и, выйдя на улицу, попыталась глубоко вздохнуть, но ощущение сырости остановило ее.
Думая о происшедшем, она незаметно подошла к школе. У входа чинно стояли дежурные, как всегда придирчиво проверяя наличие «сменки». Чуть в стороне, опустив голову, с ранцем за спиной, всхлипывал ученик 1-го «А» класса Александров Юра. В руках у него был полиэтиленовый пакет со сменной обувью, на котором было красочно выбито «Школьнику в школу». Остановившись, она  обратилась к нему: - Юрочка, почему ты не идешь в школу?-
- Дежурные не пускают, продолжал он, всхлипывая, говорят, пакет должен быть матерчатым.-
Услышав их разговор, дежурные наперебой стали говорить о каком-то указании завуча - Валентины Ивановны еще на прошлой неделе.
Оля на мгновение задумалась. Завуч и я - вожатая, начинающий педагог. Имеет ли она моральное право своими поступками поучать ее, как оценят ее действия коллеги, ученики, стоявшие рядом. Но если пройти мимо, не обернется ли это еще одной бедой. Нет, поступки человека должны соответствовать его убеждениям. Оля уверенно подошла к Юре, взяла его за руку и прошла с ним в школу. Проводив его до класса, она прошла в пионерскую комнату и сев за рабочее место с желанием просмотреть подшивки, не зависимо от себя, вновь вернулась к проблемам, которые будоражили ее со вчерашнего дня. 
- Как, когда мы растеряли суть и назначение школы, почему главное - передача знаний от преподавателя ученику, наполнение его содержанием, ушло на второй план, тогда как на первом оказалась форма - красивое здание, оборудованные классы, школьная форма и часть ее, злополучная «сменка». Она вспомнила отца, который любил повторять, что форма и содержание две составляющие, находящиеся в движении по принципу сообщающихся сосудов, как в личности, семье, так и в обществе. Задача руководителя любого ранга, от семьи до государства, следить за их равенством, не давая одному из них сильно возрастать, иначе может быть трагедия.
Так и случилось, «форма» - «сменка», привели к трагедии молодую женщину – изменив не только «содержание», но лиши ее жизни, а жизнь сына, последующую судьбу Андрея, наполнили тягостным «содержанием» вины.   
     Возможно, отец был прав, когда проводил аналогию, говоря о том, что так можно потерять и государство. Когда за антуражем красных знамен на демонстрациях, красочно проводимых партийных съездов придавая значение «форме», тихонько стиралась суть - «содержание» строя - равенство, свобода, братство. Неужели это может случиться и с нашей страной?

                1983 год
                - 11-


Р. S. Тогда Оля не могла и предположить, что уже через десять лет самая большая страна мира по «форме» - СССР, не сохранив, точнее не воспитав в новых лидерах, в рядах крупнейшей партии  - КПСС, зачатки приоритетов сути - морального «содержания» системы, строя, нарушив относительность между содержанием и формой, развалится, распавшись на независимые государства.
                2013 год


Рецензии