Книги. февраль, 2013. пост 2

Шкала оценок:
1 - мусор, не брать в руки
2 – бумага стоит дороже напечатанного на ней текста
3 – литература домохозяек
4 – банальность и вторичность
5 - неплохо, читать для разнообразия
6 - качественная литература, стоит прочесть
7 - ещё чуть-чуть, и было бы блестяще
8 - блестяще, гигантское поле для размышлений
9 - шедевр, читать непременно
10 - Тора, Евангелия




О прорыве в русской словесности, секретах пластилина и человеческой жадности…


Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае
они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их
молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство.
Б. Ясенский, «Заговор равнодушных»

Я приветствую всех читателей блога Неравнодушного Обывателя! Наступил февраль, последний зимний месяц, и я продолжаю обзор книжных новинок. Сегодняшняя подборка книг не менее представительна, чем та, что была в январе (да что там – много круче!) Я надеюсь между тем, что вы успеваете покупать и прочитывать хоть что-нибудь из рекомендованного – во всяком случае, очень хочу в это верить.  Бессмертные слова Бруно Ясенского, вынесенные в эпиграф, безусловно заслуживают того, чтобы их иногда вспоминать. Тем более тогда, когда общим стандартом поведения является именно равнодушие – и тем дисгармоничнее и непонятнее для окружающих выглядит поступок, скажем, учителя Колмановского, или жест композитора Никитина, или слова мультипликатора Норштейна – дескать, ну этим-то что нужно, куда они-то лезут? А вот именно из-за этого прекрасного человеческого качества – неравнодушия. Если периодически не сверять часы с неким универсальным эталоном времени, они неизбежно начинают врать – а ты, глядя на них, этого не осознаёшь – и в результате непременно отстаёшь или убегаешь вперёд. Так же и с нравственным идеалом, видимо…
 

Во славу Персонажа в Холодном и жестоком Одиночестве.
Дж. Керуак, «Вера и техника современной прозы», пр-п №27

Итак, книга 1. Евгений Водолазкин, «Лавр»
Для чего. Это образец настоящей литературы, без оговорок и сомнений.
О том, кто. Евгений Водолазкин – в современной литературе почти дебютант, «Лавр» - его вторая художественная книга. С первой – «Соловьёв и Ларионов» - он вошёл в шорт-лист премии Андрея Белого (2009), а в 2010 стал финалистом Национальной премии «Большая книга». Но научных работ, монографий и статей у него более ста. Специализация Евгения Водолазкина – древнерусская литература, 15 лет он работал под руководством Дмитрия Лихачёва, доктор филологических наук, сотрудник Института русской литературы РАН. Живёт в Питере, ему 46 лет.
И ещё. О Евгении Водолазкине нет статьи в Википедии. То ли его взлёт на вершины русской словесности оказался таким стремительным, то ли таким незаметным для окружающих – не знаю.
Когда и где. 15 век от РХ. Рукина слобода, Псков, путь до Иерусалима, Иерусалим, Псков, пещера в лесу у Рукиной слободы.
О чём. Юноша Арсений по трусости и недомыслию губит свою возлюбленную Устину и их неродившегося ребенка – они умирают в родах. И тогда Арсений для того, чтобы отмолить любимую женщину и сына, умерших без причастия, принимает решение отдать свою жизнь за их жизни. Не отдать – в смысле умереть за них, а отдать – то есть прожить жизнь за них – то есть настолько свято и настолько отрёкшись от себя, своего тела, своего имени и своей личности, насколько это возможно. Так начинается его путь - путь целителя, юродивого, паломника, схимника, одинокого мудреца. От севернорусских земель до самого Иерусалима, меняя по дороге имена и звания, встречая и теряя близких людей, но храня в сердце великую любовь к своей мёртвой - но живой - Устине, Арсений движется к цели. Заслужит ли он прощение на этом свете, дарует ли Господь ему мирный уход из жизни, не запутается ли он в дьявольских кознях, обычно усиливающихся по мере приближения к святости – узнайте сами.
Кто. Арсений, Устин, Амвросий, Лавр – это всё имена одного человека. Все прочие герои – девушка Устина, настоятели и настоятельницы монастырей, юродивые, излеченные им – лишь фон.
Как. Это шедевр. Книга, которая попадает в руки не часто. По форме – стилизация под 15 век, но такая непринуждённая и живая, а местами - юмористичная стилизация, что возникает иллюзия полного погружения в старину. Причём безо всяких «еси», кокошников и зипунов – которые автор, будучи настоящим специалистом по Древней Руси, любимым учеником Лихачёва, сам ненавидит. И даже не так – никакая это не стилизация, Водолазкин просто говорит на языке и в понятиях того времени. Но и тут не всё просто – автор строит ловушки – вроде бы роман исторический, а на обложке есть подзаголовок – «неисторический роман» - что тут не так? История здесь нелинейна, а закручена по спирали – и там, где витки сближаются, одни события проглядывают сквозь тонкие временные стенки – то пластиковые бутылки из-под снега в 15 веке вылезут, то Амброджио увидит 20 век – как его праправнучка смотрит сон, в котором сам Амброджио без головы, то Арсений с юродивым заговорит о поэте, безвинно погибшем в 37 лет. Все эти забавные как бы проколы, подброшенные сознательно, добавляют тексту пикантности и юмора. Однако, в первую очередь работают на основную концепцию романа – о сбивчивости времени, о его дискретности, фрактальности, повторяемости. Удивительно досконально выстроенный стилистически и исторически роман пронизан страстной любовной линией – историей живого Арсения и мёртвой, но живой для Арсения, возлюбленной Устиной. Это делает его ещё колоритнее, глубже, искреннее – лично я не встречал такого сочетания классического консерватизма и постмодернистских штучек, древнерусской исконной патриархальности и тонкого современного юмора, глубочайшего понимания исторического аспекта – и такого сильного и живого литературного таланта.
Цитата. «Арсений испугался, что отныне он будет гнушаться своего собственного тела, и заплакал. Когда же Арсения озарило, что отныне будет гнушаться своего собственного тела, засмеялся».
Что, кроме. «Соловьёв и Ларионов», «Инструмент языка»
На сколько. Впервые и с удовольствием 8.


Красивым был и деньги имел - это не считается.
Еврейская поговорка

Книга 2. Джоан Роулинг, «Случайная вакансия»
Для чего. Это первый роман для взрослых от автора Поттерианы. Интересно, каков он.
О том, кто. Джоан Роулинг не нуждается в представлении. Она – автор серии романов о Гарри Поттере – очень хороших, «правильных» книжек для детей – которые научают разбираться в жизни, отделяя Добро ото Зла, Нравственное от Безнравственного, Истинное от Ложного (смотреть книгу Андрея Кураева «Гарри Поттер в Церкви: между анафемой и улыбкой»). Суммарный тираж книг Роулинг – около полумиллиарда экземпляров. По всем частям эпопеи выпущены фильмы, компьютерные и настольные игры, мир Гарри Поттера дополняют специализированные сайты, пособия и справочники. Состояние Роулинг превышает состояние королевы Великобритании и равняется примерно одному миллиарду долларов.
И ещё. Роулинг не убила Гарри Поттера, как планировала и обещала сначала, чем оставила себе шанс вернуться когда-нибудь этой истории. Говорят, что это обязательно произойдёт, и, якобы, какие-то предварительные контракты уже подписаны – во всяком случае, сейчас писательница не так категорична, как несколько лет ранее.
Когда и где. Городок Пэгфорд (Британия), наше время.
О чём. История о выборах в городке под названием Пэгфорд. Члена местного совета внезапно настигает смерть, его место становится свободным, и кому-то необходимо его занять. Вместо проведения элементарной процедуры выборов общественность задумалась о более глубинных аспектах – кто вообще достоин этой вакансии. С этого момента весь клубок накопившихся, но спящих до поры до времени – экономических, моральных, культурологических, социальных, семейных, поколенческих, медицинских, психологических проблем городка (чего только пунктуальная Роулинг не впихнула в 500 страниц текста!) – начинает распутываться. Вылезает такое, что размеренному и тихому Пэгфорду и не снилось, хотя всё это не возникло вдруг, а существовало всегда. Разные кандидаты прокладывают себе дорогу к власти, строя планы относительно друг друга. Попутно вырисовывается главный конфликт – между взрослыми и подрастающим поколением. Такова фабула – углубляться не имеет смысла.
Кто. Более 50 персонажей, в т.ч. Саймон Прайс, Ховард Моллисон, Гэвин Хьюз, Сик, и др.
Как. Во-первых, сразу узнаётся почерк Джоан Роулинг – огромное, даже избыточное, количество персонажей, информации о них, подробностей быта и характеров, создающее эффект присутствия в некоем полностью выдуманном ей мире. И это несмотря на то, что книга на русском выходит только 13 февраля, и я читал её в далеко несовершенном переводе. Во-вторых, моментально чувствуется – что это британская литература – вещи называются своими именами - бытовой национализм, адаптация гомосексуалов, проституция, наркотики, уличные хулиганы, насилие над детьми, ранние роды – названы и разобраны именно те пороки, что волнуют современное западное общество. В-третьих, сюжетная линия при всей запутанности сюжетных ходов очень проста – хорошие остаются хорошими, плохие – плохими. И в-четвёртых, я поймал себя на мысли, что авторитет Писателя с полумиллиардным тиражом за спиной довлеет надо мной, и я начинаю слишком внимательно вчитываться между строк,  хотя объективно – это заурядный и скорее слабый роман, на который до Поттера никто не обратил бы внимания.
Цитата. «Удивительно, как мозг может знать то, что отказывается принять сердце».
Что, кроме. 7 романов о Гарри Поттере
На сколько. 4 балла


Ни один человек не похож на другого человека.
Поэтому каждый обязан думать: ради меня сотворён мир.
Талмуд, «Санхедрин», 37а

Книга 3. Джеффри Евгенидис, «А порою очень грустны»
Для чего. Чтобы наполнить сердце воспоминаниями об ушедшей юности.
О том, кто. Джеффри Евгенидис – американский писатель, 1960 г.р. Изучал английскую филологию в Стэнфорде. Писал заметки и эссе в разные журналы, публиковал рассказы. Автор трёх романов. За второй – «Средний пол» получил Пулитцеровскую премию. В настоящее время – ведёт обзор книжных новинок и поп-музыки на радио. Одним словом, скучнейшая биография совершенно небанального автора.
И ещё. Раз в 10 лет выдаёт по роману – 1993 – «Девочки-самоубийцы», 2003 – «Средний пол», 2013 – «А порою очень грустны».
Когда и где. Начало 80-х гг, Америка, Франция, Индия, Америка.
О чём. Три человека – романтичная Мадлен и два влюблённых в неё парня - одновременно заканчивают Университет. Темы их выпускных работ и вообще научных интересов неотделимы от их поступков и их жизни. Непонятно порой, где заканчивается одно и начинается другое. Так, Мадлен обожает викторианскую эпоху и пишет диплом по теме «Матримониальный сюжет», а кумиры её друзей - Эко, Деррида, Хемингуэй, и жизнь их проходит в бесконечных диспутах и богоборчестве. Но жизнь закручивает их судьбы так, что никакого традиционного викторианского финала с хэппиэндом не будет – кто-то из парней, но лишь один, станет её мужем. Вместе с тем, это не экшн – это неторопливое, ровное, академическое повествование с огромным количеством отсылок к классикам.
Кто. Мадлен, Митчелл, Леонард – выпускники Университета Брауна.
Как. При всей неторопливости изложения, история увлекает. Однако направление этого интереса – не финал истории, не «кто с кем будет», а внутрь личности главных героев, ради понимания механизма их поступков. И не обращайте внимания на упоминание «матримониального сюжета» - это лишь обманный приём в постмодернистской игре, которую мастерски ведёт автор. Книжка – абсолютно не скучная, но, безусловно, на любителя.
Цитата. «Университетские феминистки потешались над небоскребами, называя их фаллическими символами. То же самое они говорили о космических кораблях, хотя, если задуматься на секунду, их форма была продиктована не фаллоцентризмом, а аэродинамикой. Интересно, долетел бы до Луны «Аполлон-11» в форме влагалища?»
Что, кроме. «Девочки-самоубийцы», «Средний пол»
На сколько. 6 баллов


От стен полицейского управления веяло духом чуждой народу власти.
Я. Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка»

Книга 4. Мо Янь. Страна вина
Для чего. Всё-таки Нобелевский лауреат 2012 года.
О том, кто. Мо Янь – китайский писатель, автор десятка романов и сборников рассказов. Мо Янь - псевдоним, который в переводе означает «молчи». Настоящее его имя - Гуань Мое. Произведения писателя переведены на десятки языков, но в России Мо Янь пока переводился только отрывками. Пишет в стилистике соцреализма, перемешивая его со сценами насилия, непристойностями, сексуальными перверсиями, которые сам считает «отголосками изначальных сил конфуцианства». Свои произведения называет «взрывом жизненных энергий».
И ещё. Нобелевскую премию ему вручили с формулировкой «за галлюцинаторный реализм, который объединяет народные сказки с историей и современностью». А книжка написана в 1992 году.
Когда и где. КНР, конец 80-х.
О чём. Провинциальный литератор-любитель Ли Доу (в переводе «Ли Десятилитровый») переписывается с маститым писателем, отсылая ему свои рассказы о китайском быте, и попутно угощая разными сортами вина своей местности. Мэтр Мо Янь («Молчи») радуется возможности пообщаться с молодым литератором и выпить присылаемого вина, количество которого увеличивается в геометрической прогрессии – так же теплеют и рецензии старого мастера. Следователь Дин Гоуэр – герой рассказов Ли Доу, с ним-то и происходит основная масса событий этого романа – поиск группы партийных функционеров, употребляющих в пищу детей, встречи с чешуйчатым карликом, столкновение с Академией Кулинарии – куда жители сдают своих детей для отправки в рестораны, и прочая, прочая инфернальная чушь и бредятина.
Кто. Ли Доу – литератор-новичок, Мо Янь – гуру литературы, Дин Гоуэр – детектив.
Как. Я никогда не любил китайскую литературу – ни в виде Конфуция и Лао-цзы, ни в виде чего-нибудь современного (даже привести не могу – не читал) – точно так же я не люблю китайский менталитет, китайскую кухню, китайское искусство, китайскую философию. Это не имеет отношения к тому, что мы преимущественно живём в мире «Made in Cina» - я говорю не про мир потребления – а про вещи для исконно внутреннего китайского употребления – сферу мировоззрения и ценностей. Так вот, Мо Янь – со своей «Страной вина» - для меня теперь синоним этой «китайскости» - бредовых абсолютно всеядных, а подчас и каннибалистских пристрастий (я не шучу - почитайте в интернете, как любят некоторые китайцы человечинку), рабски-покорного совкового быдлячьего менталитета, кривого штампованного языка (на каждой странице – по три-четыре сноски – иначе не разберёшься), раблезианско-дионисийского национального характера, требующего постоянного услаждения плоти и беспросветной безысходности для свободной индивидуальной души. Пояснения критиков, что это метафора, притча, аллюзия, памфлет, для меня ничего не значат – книга отвратительна и мерзка и по замыслу, и по воплощению. Или я ничего в ней не понял. Что тоже возможно.
Цитата. «А еще она говорила, что выкинутые недоношенные плоды уносит и съедает больничный персонал. Я слышал, питательная ценность таких шести- или семимесячных плодов очень высока, так что резон в этом есть».
Что, кроме. На русском – почти ничего.
На сколько. 4 балла


Некоторые художники изображают солнце
жёлтым пятном, другие же превращают жёлтое пятно в солнце.
П. Пикассо

Книга 5. Рони Орен. Секреты пластилина
Для чего. Чтобы приятно провести вечер с ребёнком.
О том, кто. Рони Орен - один из ведущих израильских аниматоров, художник, профессор израильской академии искусств "Бецалел". Он  владеет собственной студией, которая на данный момент произвела более 500 короткометражек и получила разнообразные награды. Но всемирно известен он и как талантливейший педагог, который создал методику, развивающую у детей посредством пластилина речь, эстетический вкус, мелкую моторику, фантазию и так далее.
И ещё. На видео с мастер-классами, которые проводит Орен, видно, как дети просто прилипают взглядом к его рукам, творящим чудеса из цветных комочков, и визжат от восторга, когда то же получается у них самих.
Когда и где. Сейчас, у вас за столом.
О чём. Эта книжка содержит несколько десятков элементарных инструкций (с картинками), позволяющих за десять минут из пластилиновых шариков и колбасок налепить целое стадо улиток, слонов, коровок или пингвинов. Самое удивительное во всём этом – осознание того факта, что всё многообразие фигурок может быть сведено лишь к шарику и колбаске, как основе всего сущего.
Кто. Твои руки. Руки твоего ребёнка.
Как. Восторг, который получает ребёнок, от почти моментального изготовления разных зверушек, можно сравнить только с вашим восторгом. А это, согласитесь, немало – и это не считая того драгоценного времени, которое вы провели вместе со своим малышом.
Цитата. «Глаза и брови тюленя. Скатайте два маленьких тёмно-лиловых шарика, два белых шарика размером побольше (глаза) и две крохотные чёрные бусинки (зрачки)…»
Что, кроме. «Секреты пластилина. Новый год», «Секреты пластилина. Динозавры», «Секреты пластилина. Праздник Рождества».
На сколько. 5 баллов


Ничто и никогда не является абсолютно верным. 90% чего угодно – полное дерьмо.
Закон Старджона

А теперь – становящаяся традиционной, номинация «TOPSHIT», и победитель февраля - Александра Маринина с третьим (!) томом саги «Оборванные нити».
Александра Маринина – автор плодовитый, примерно такой же плодовитый, как номинант «TOPSHIT» января – Н. Павлищева. Разницы между ними почти нет – и та, и другая скорее штампуют «романы», чем сочиняют их – только одна нашла своё «призвание» в историческом жанре, да поднаторела в написании чужих «автобиографий», а другая – возомнила себя российской Агатой Кристи. За последние двадцать лет из-под печатного станка Марининой вышло более 50(!) книг, и если поначалу на один год приходился один роман, а порой были и провальные годы (так бывает, ничего не поделаешь, вдохновение – такая эфемерная и капризная штука, сегодня есть, завтра ушло), то в последнее десятилетие скорость станка увеличилась, и один роман в год превратился в два, а порой – и в три. Я прикинул, что многие люди прочитывают меньше, чем Маринина пишет – не много, не мало, а 20-30 страниц в неделю получается. Быстрее, я знаю, писал гениальный Филип Дик, но это продолжалось недолго, он почти не спал и поддерживал бодрствование амфетаминами, гашишем и галлюциногенными грибами. За Марининой, однако, подобных вещей не замечалось. Но и Б-г ей судья, казалось бы – пусть пишет, человеческая жадность часто побеждает человеческое достоинство. Однако последний роман Марининой показал, что пределов этой жадности нет. «Оборванные нити» - обычная, вполне себе заурядная книжка, типичная для этого автора – с картонными героями, с картонными характерами – прямыми, бескомпромиссными, безжизненными, с картонными диалогами – словно из учебника по русскому языку для иностранцев. Такая, как всегда – только хуже, чем предыдущие, потому что имеет претензию на прозу. Но главный её грех не в этом – а в том, что она настолько раздута, что поместилась лишь в три тома, третий из которых недавно и увидел свет. У меня есть правило – я не пишу о книгах, которые не читал. Так вот, я осилил эту «сагу» (пусть и недостаточно глубоко) и заверяю ответственно, что даже пошлейшие «Пятьдесят оттенков…» разбиты на три книги с большим основанием и резоном. В «Оборванных нитях» сюжет настолько беден и схематичен, что от уныния сводит челюсти в зевоте, и размазывание этой сопливой истории на полторы тысячи страниц оправдано только одним – заработать в три раза больше. Позор Вам, г-жа Маринина! Вы не уважаете своего читателя этим крохоборством на фоне отсутствия свежих идей для новых историй!
И последнее. Тоже о жадности. Маринина – единственная, кого я знаю, кто зарегистрировал товарный знак на свою героиню Каменскую и свой псевдоним. Даже Акунин не превратил Фандорина в инструмент зарабатывания денег вне творчества. Всё-таки нет границ человеческой жадности.
 

А теперь к итогам первых двух месяцев 2013 года.



РЕЙТИНГ «THE BEST 2013»


НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ГОД ИЗДАНИЯ/ СТРАНА/ РЕЙТИНГ/ ИМХОНЕТ

1. Евгений Водолазкин, «Лавр»/ 2012/ Россия/ 8/ 8,3
2. Эммануэль Каррер, «Лимонов»/ 2012/ Франция/ 7/ 7,0
3. Джеффри Евгенидис, «А порою очень грустны»/ 2012/ США/ 6/ 8,4
4. Эрленд Лу, «Фвонк»/ 2013/ Норвегия/ 6/ 8,0
5. Харуки Мураками, «1Q84», книга 3/ 2012/ Япония/ 5/ 7,8
6. Ричард Бренсон, «Достичь небес»/ 2012/ Британия/ 5/ -
7. Джоан Роулинг, «Свободная вакансия»/ 2013/ Британия/ 4/ 7,6
8. Мо Янь, «Страна вина»/ 2013/ Китай/ 4/ 6,2



РЕЙТИНГ «TOPBABYBOOKS»

НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ГОД/ СТРАНА/ РЕЙТИНГ/ ИМХОНЕТ

1.    С. и Л. Хокинг, «Джордж и большой взрыв»/ 2012/ Британия/ 6/ -
2.    И. и Л. Тюхтяевы, «Школа зоков и Бады»/ 2012/ Россия/ 5/ -


РЕЙТИНГ «TOPSHIT»

МЕСЯЦ/ НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ПОРОК/ ЖАНР

Январь/ Коко Шанель, «Жизнь, рассказанная ею самой»/ ложь/ автобиография
Февраль/ Александра Маринина, «Оборванные нити»/ жадность/ детектив


PS: сегодня произошло знаменательное событие, «Лавр» получил 8 баллов. Казалось бы – ну и что? С 7 баллами же встречались книжки – разница всего лишь в единицу. Нет. Поясняю. Наша шкала – не линейна, как время в «Лавре», наша шкала – четырёхуровневая пирамида (я даже изобразил это – см. рисунок 1), первому уровню которой соответствуют оценки от 1 до 4 (это макулатура разной степени пригодности), второму – от 5 до 7 (собственно, такого качества литературу мы и рассматриваем в большинстве случаев), третьему уровню – от 8 до 9, четвёртый – почти недосягаем. Знаменательность сегодняшнего события в том, что некая книга пробила второй уровень массового хорошего чтива и попала на третий – где место лишь шедеврам и нетленкам. Такие пироги, друзья. Читайте хорошую литературу!

Ci vediamo. НО



      10

   8      9

        5     6      7

    1    2   3 4

                рисунок 1


Рецензии
Кое-что я читал из обозреваемого Вами и даже рецы писал на Роулинг, Водолазкина и Мо Яня. Знаете, про Роулинг совершенно согласен. Про Водолазкина - он у меня не пошел именно потому, что я и тему саму не люблю. Мо Янь - я эту книжку тоже обругал, как мог. Но - по прошествии года я помню его и Роулинг, а "Лавр" стерся и слышится каким-то стоном в снегах. Так что оценки выставляем не мы сразу по прочтении, а наша память. А в целом - спасибо, было любопытно Ваше мнение.

Cyberbond   12.02.2015 14:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.