Книги. март, 2013. пост 3

Шкала оценок:
1 - мусор, не брать в руки
2 – бумага стоит дороже напечатанного на ней текста
3 – литература домохозяек
4 – банальность и вторичность
5 - неплохо, читать для разнообразия
6 - качественная литература, стоит прочесть
7 - ещё чуть-чуть, и было бы блестяще
8 - блестяще, гигантское поле для размышлений
9 - шедевр, читать непременно
10 - Тора, Евангелия



О «чувстве верующего», молекулярной кухне и человеческом тщеславии

Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не был коммунистом.
Потом они пришли за социалистами, я молчал, я же не был социал-демократом.
Потом они пришли за профсоюзными деятелями, я молчал, я же не член профсоюза.
Когда они пришли за мной, больше не было никого, кто бы мог протестовать.
М. Нимеллер

Я, Неравнодушный Обыватель, приветствую всех читателей своего блога!
На носу – март. Или даже так – Март. Я надеюсь, что «чувства верующих» не задевает это название – всё-таки назван месяц в честь римского бога войны Марса (ведь может статься, что сегодня мы упоминаем имя чуждого нам бога, завтра – в его честь начнём называть детей, а там – и до оскорбления «чувств верующих» дело дойдёт). А можно ли, кстати, оскорбить чувство веры? Отвечу: моё – нет (Паисий Святогорец, которого в прошлом году рекомендовал к прочтению г-н Кузьмичёв, считает, между тем, так же – и больше – уверен, что чем сильнее гонения и оскорбления, тем сильнее вера и бескорыстнее личный духовный подвиг). Ведь это очевидно – до чувства веры не доплюнуть, как до неба, хоть исхаркайся. Зато есть чувства, которые задеваются постоянно – потому что они от мира сего и не так сильны, как «чувства верующих» - это чувство справедливости, эстетическое чувство, чувство свободы, но законодательно они не защищены. Так, например, всего лишь выделение в общественном и юридическом контексте термина «пропаганда гомосексуализма» и, соответственно, некоей группы ответственных за эту «пропаганду», оскорбляет все три названных мной чувства – я начинаю ощущать себя живущим в 1933 году, когда Генрих Ягода написал Сталину знаменитое письмо, в котором отмечал, что «педерасты занимались вербовкой и развращением совершенно здоровой молодежи, красноармейцев, краснофлотцев и отдельных вузовцев» с целью создания шпионской сети. Именно тогда и появилась уголовная ответственность за мужеложество. Так что, и нам есть, куда развиваться.
Но давайте лучше о литературе – рука законодателя пока не дотянулась до царящих там свободы, справедливости и красоты.


Я пришёл в этот мир не для того, чтобы сделать
людей лучше, а для того, чтобы использовать их слабости.
А. Гитлер, «Застольные беседы»

Книга 1. Эдвард Радзинский, «Апокалипсис от Кобы. Последняя загадка»
Для чего. Это заключительная часть трилогии о Сталине.
О том, кто. «Поэт тиранов и царей», Эдвард Радзинский – имя уже почти нарицательное. Драматург, телеведущий и писатель, автор десятков околоисторических и художественно-исторических книг, популяризатор истории, человек с абсолютно узнаваемым голосом и повадками, энциклопедист – он не нуждается в представлении. Фамилия Радзинский – почти знак качества в том жанре, которым он занимается. Образы, которые он рисует взамен реально существующих исторических персонажей, пугают нас и поражают, веселят и заставляют уважать, отталкивают и вдохновляют нас гораздо сильнее и достовернее, чем, если бы это были жившие некогда люди.
И ещё. От брака с первой женой Аллой Гераскиной, у Радзинского есть сын Олег — бывший участник диссидентского движения, политический заключённый, ныне гражданин США, председатель совета директоров компании «Рамблер Медиа Групп».
Когда и где. 1939-1953 гг. Москва.
О чём. «Последняя загадка» завершает трилогию «Апокалипсис от Кобы». Загадка, вынесенная в первый том – каким же образом умер Сталин, а точнее – две загадки – почему началась Вторая Мировая Война, почему никому и никогда не доверяющий Сталин вдруг поверил Гитлеру – так до конца и не разрешается. Правда, винить в этом Радзинского глупо – он, конечно же, не знает ответа на эти вопросы. И задача его совсем другая – подобрать факты в той последовательности, которая позволит выстроить некие версии произошедшего – а выстроить их предстоит нам самим. Но и это не главное – самый большой интерес в этой книге представляет описание так и не осуществлённой, но уже спланированной и начатой третьей, самой страшной и жесточайшей волны террора, предвестием которой стала истерия 52-53 гг. по поводу «врачей-убийц» и необходимости депортации евреев в Сибирь, и посредством которой Сталин избавился бы от последних из властной элиты, кто расстреливал предыдущее поколение партии большевиков. Третья мировая война тогда перестала бы быть фантастикой, а мир сегодня был бы совершенно иным.
Кто. Сталин, Молотов, Берия, Хрущёв, Маленков и другие.
Как. Читать Радзинского – сплошное удовольствие. Написано сочно и ярко, откладывать книгу на потом совершенно не хочется. Она затягивает, как триллер. По сути это и есть исторический триллер – только в другом масштабе – если убийца, то убийца миллионов, если преступление – то против человечества, если загадка – то «последняя». Именно поэтому мы больше ничего и не ждём от «Последней загадки» - помимо развлечения и приятного времяпрепровождения. Нет здесь и научной точности, и каких-то прозрений или тайн – просто хорошо написанная качественная книга, пусть и остросюжетная.
Цитата. «...В пустых залах Музея Революции горел ослепительный свет. Мы вошли в первый зал. Сотни картин были развешены по стенам. И всюду на них - чёрные усы Кобы. По центру стояли мраморные величественные Кобы. И все они - изображения на полотнах и мраморные кумиры - строго и мудро или с душевной улыбкой глядели на старого маленького плешивого рябого человечка».
Что, кроме. «Александр II: жизнь и смерть», «Сталин: жизнь и смерть», «Николай II», «Загадки истории», «Апокалипсис от Кобы» (первые две части).
На сколько. 6 баллов (это, наверно, максимум для этого жанра)


Забавный сноб: мечтал о том, чтобы на его визитной
карточке перед фамилией стояло не д-р или гр., а св.
Станислав Ежи Лец

Книга 2. Эдуард Лимонов, «Illumination»
Для чего. Любопытный пример теории заговора. Причём, в заговорщиках – сам Создатель.
О том, кто. Лимонов – фигура крайне противоречивая и неоднозначная. В январе я рассказывал о нём в связи с его биографией авторства Каррера. Он – писатель, долгое время прожил в США и Франции. Вернувшись в Россию, с 1990-х годов в политике – публичной и подпольной. Бывший председатель запрещённой НБП. Председатель «Другой России». Автор «Стратегии-31», «Маршей Несогласных». Один из лидеров непримиримой оппозиции. В 90-х участвовал в вооружённых конфликтах в Югославии и Приднестровье. В 2000-х был арестован и сидел в тюрьме по обвинению в создании незаконных вооружённых формирований. Был женат шесть раз. Автор более сорока книг – художественных и публицистических.
И ещё. NB! Многие произведения Лимонова должны сопровождаться надписью «18+». В частности, и это – содержащее утверждение, приведённое в качестве цитаты.
Когда и где. Библейские времена. Планета Земля и «Бездна Хаоса».
О чём. Лимонов, анализируя Библию и иные богословские и философские работы, разработал некую концепцию мироустройства, которая утверждает следующее. Создатель (Бог) со своим народом (ангелами) вывел род человеческий с целью взращивания в нём души, которая является для Него (и них) пищей. Основываясь на этом постулате, он объясняет основные библейские события – создание человека (Адама), клона из его ребра (Евы), вкушение плода с Дерева Познания (обретение разума), роль в этом одного из ангелов (змий), изгнание из Эдема (боязнь Высших человеческого взросления), убийство Авеля Каином (внедрение гена убийства, дабы в будущем не ждать естественной смерти человека, когда его душу можно съесть), и так далее. По всему выходит, что высшая цель человечества, обретшего разум благодаря единственному порядочному существу из «высших» - Люциферу, это накопить такую критическую сумму знаний, стать настолько умными, чтобы в конце концов скинуть власть Создателя и его приспешников и обрести свободу. Эта концепция довольно забавна, изобилует противоречиями и откровенными глупостями, и вообще к ней вряд ли можно относиться серьёзно. Однако она имеет право на существование, как и любой другой бред, изрекаемый людьми. Интересно другое, задевает ли она «чувства» каких-нибудь «верующих»?   
Кто. Создатель, ангелы, человек.
Как. Каррер написал, что для таких людей, как Лимонов, после творчества и партстроительства, следующая ступенька – создание собственной секты. А что ещё нужно лидеру секты – кроме харизмы, хорошего языка, дара убеждения, мощного ума, уймы знаний и организаторского таланта, ещё и с богатым опытом? Видимо, Лимонов и сам это понимает и постепенно дрейфует в эту сторону. А эта книга – первая ласточка нового псевдорелигиозного учения. Ну, или вторая – пару лет назад вышли «Ереси» - часть из них упоминается в «Illumination». Вообще, Лимонов с удовольствием называет себя ересиархом и периодически примеряет на себя корону будущего спасителя человечества. Получается это не очень, конечно, впечатляюще – художественный вкус изменяет ему, когда он вторгается в область сакрального и божественного. Но, с другой стороны, он, возможно, и не претендует на то, чтобы художником оставаться – для лидера секты достаточно быть просто убедительным. 
Цитата. «Love making - единственная данная человеку возможность преодолеть свою трагическую заброшенность во Вселенной, причём гомосексуальный Love making также является преодолением космического одиночества и принципиально не отличается от варианта «женщина - мужчина».
Что, кроме. Лучшее – «Это я, Эдичка», «Подросток Савенко», «Дневник неудачника», «История его слуги», «Палач» - всё, что до 2000 года.
На сколько. 4 балла.

Да. Больше пейте, меньше закусывайте.
Это лучшее средство от самомнения и поверхностного атеизма.
В. Ерофеев, «Москва-Петушки»

Книга 3. Джек Керуак, «На дороге»
Для чего. По мнению авторитетнейших рейтингов, роман входит в сотню лучших книг ХХ века.
О том, кто. Джек Керуак – помимо того, что всемирно известный американский писатель, ещё и один из прародителей поколения «битников» (50-60-е годы), а также основоположник и теоретик «спонтанной (импровизационной)» прозы, которую уподобил джазу, указав, что «процесс письма не должен быть полностью осознаваемым действием, а должен направляться исключительно потоком впечатлений от происходящего вокруг». Его же перу принадлежит статья «Основные принципы импровизационной прозы», где выработаны знаменитые девять принципов и тридцать технических приёмов письма. Помимо Керуака, «бит-поколение» олицетворяют ещё два писателя – Уильям Берроуз и Аллен Гинзберг. Кстати, взгляды этого поколения, так же, как и особенности творчества их духовных лидеров, довольно сильно расходятся с теми ценностями, которые пропагандируются современными депутатами milonovimi – в частности, в вопросах пределов половой самоидентификации или наркотиков, так что на все эти книжки, не исключая романа «На дороге», нужно смело ставить значок «18+».
И ещё. Роман «В дороге» автор закончил в 1951 году после трёх недель непрерывной работы, напечатав на пишущей машинке за 21 день 125 тысяч слов. При этом свои силы он поддерживал исключительно бензедрином и кофе. По рассказам самого Керуака, поскольку его выводила из себя необходимость постоянно вставлять в машинку чистые листы, он склеил множество листов для рисования и использовал получившийся 147-метровый рулон для непрерывной печати.
Когда и где. Конец 40-х гг. 20 в. США, Мексика.
О чём. Роман основан на собственной биографии и представляет собой описание путешествия двух друзей — Сала Парадайза (alter ego Керуака) и Дина Мориарти по Соединённым Штатам и Мексике. Они ездят автостопом, выпивают, пользуются услугами проституток, принимают наркотики, занимаются сексом по любви (в т.ч. и однополым), и говорят, говорят, говорят… На первый взгляд, сюжет незамысловат и не имеет определённой цели – то есть может продолжаться сколь угодно долго либо быть прерванным сколь угодно рано. Собственно, так и думалось первым издателям и редакторам, которым попалась рукопись романа. Однако за те 55 лет, что книга издаётся, отношение и к автору, и к тексту коренным образом поменялось, и сейчас это произведение считается классикой американской литературы. Между тем, поэма «На дороге», а именно так я определил бы её жанр по аналогии с бессмертной ерофеевской поэмой «Москва – Петушки» - абсолютно законченная и самодостаточная вещь. По сути это история о взрослении, одиночестве и поиске самого себя в чуждом и враждебном мире.
Кто. Сал Парадайз, Дин Мориарти, Карло Маркс, Старый бык Ли, Джейн и др.
Как. Моё знакомство с Керуаком и всей его компанией пришлось на начало 2012 года (книга в очередной раз была переиздана). С тех пор я прочитал много, что. Однако «На дороге» - первый в жизни роман Керуака, не шёл у меня из головы, и вот, несмотря на то, что это совсем не новинка, я искренне рад посоветовать его вам. Чтение Керуака завораживает, и читатель неизбежно становится соучастником происходящего, сначала раздражаясь на такое обилие мельчайших подробностей быта и личных переживаний главного героя, но затем втягиваясь, в полной мере ощутив на себе главный принцип автора - «Это важно, потому что имеет священное значение для меня».
Цитата. «Они приплясывали на улицах как заведённые, а я плёлся сзади, как всю жизнь плетусь за теми, кто мне интересен, потому что интересны мне одни безумцы, те, кто без ума от жизни, от разговоров, от желания быть спасённым, кто жаждет всего сразу, кто никогда не скучает и не говорит банальностей, кто лишь горит, горит, горит, как фантастические желтые римские свечи, которые пауками распускаются в звёздном небе, а в центре возникает голубая вспышка, и тогда все кричат: Ого-о-о!»
Что, кроме. «Бродяги Дхармы», «Биг Сур», «Ангелы опустошения». Совместно с У. Берроузом – «И бегемоты сварились в своих бассейнах». А. Гинзберг – поэма «Каддиш».
На сколько. 7 баллов.


Ты что, так любишь свиней? – Я люблю свиные ножки.
Будь у свиней ног не четыре, а восемь, я бы ещё больше их любил.
Ж. Верн, «Таинственный остров»

Книга 4. Ферран Адрия, «Семейный ужин»
Для чего. 1) отличный подарок любимой жене, 2) мало кулинарных книг, которые можно читать просто так, без намерения что-нибудь приготовить.
О том, кто. Ферран Адрия – каталонский шеф-повар одного из самых известных в мире ресторанов «El Bulli» (имевшего три мишленовские звезды и на протяжении четырёх лет занимавшего первую строчку самого престижного ресторанного рейтинга The S.Pellegrino World’s 50 Best Restaurants), который в настоящее время превращён в место для проведения мастер-классов для шеф-поваров со всего света. Адрия – именно звезда высокой кухни – он стал знаменит и ворвался в элиту поварского искусства буквально за три года – как это бывает в спорте или шоу-бизнесе. До этого он лишь читал французские поваренные книги и готовил еду во время службы в армии – так называемый компонент «испанского бедного» прочно вошёл в многие изобретённые им рецепты. Ещё его называют автором «молекулярной кухни» - где бал правят пена (в её основе сотни видов продуктов, от чернил каракатицы до банана), желе, сорбет и граните. Ею он занимается последние десять лет. Однако до этого был период классической кухни, которой и посвящена эта книга.
И ещё. В годы работы ресторана El Bulli в него была запись из 1,5-2 миллионов человек – а за столик попадали только 10-15 тысяч. Да и ресторан работал только полгода – другую половину года Ферран Адрия использовал для разработки рецептов и меню, обучения персонала, лекций и просветительской работы.
Когда и где. Наше время. Буквально – в недрах ресторана El Bulli, где готовятся ужины для сотрудников ресторана. В идеале – на Вашей кухне.
О чём. В этой книге нет молекулярной кухни, зато есть под сотню простых, но очень притягательных и, на мой взгляд, эстетически безупречных рецептов, доступных для приготовления в домашних условиях. В рецептах нет безумных специй, непонятных продуктов и неосуществимых гастрономических приёмов – но и нет прогиба в утилитарно-обывательскую сторону – такие ужины обидно готовить ежевечерне – просто, чтобы не сделать такие шедевры повседневностью. Книга структурирована очень оригинально – это не сборник рецептов блюд, это сборник меню – «одно меню - один ужин». Помимо того, что она снабжена яркими и сочными картинками, основной текст (как, кстати, у великого Похлёбкина в «Моей кухне») предваряет описание необходимого для кухни оборудования, перечня необходимых специй, полуфабрикатов, соусов и спиртных напитков, а также рецепты для приготовления базовых компонентов – многоразовых соусов и бульонов с указанием блюд, в которых их можно использовать и сроков и условий их хранения. Расчёт ингредиентов для самих рецептов сделан для 2, 6, 20 и 75 человек (именно столько (75) сотрудников работало в El Bulli и именно столько садилось каждый вечер за общий стол).
Кто. Ваши руки и ваши вкусовые рецепторы.
Как. Не устаю восторгаться профессионализмом вообще, и кулинарным, в частности. Поэтому ответственно заявляю - в «Семейном ужине» нет ни строчки лишней информации – и вместе с тем это настоящая поэма вкусной еде. Используя советы «Семейного ужина», у вас не пропадёт ни один однажды зарезанный стручок красного перца или открытая банка белой фасоли, и одновременно – эта книга меньше всего напоминает «Советы молодой хозяйке», позволяющие пускать в расход любые пищевые обрезки. Здесь всё очень сбалансировано и продумано – профессионализм в чистом виде. И самое главное – всё осуществимо.
Цитата. Примеры ужинов. Ужин 7. «Ризотто с шафраном и грибами. Индейка по-каталонски. Йогуртовая пена с клубникой». Ужин 9. «Рыба в лаймовом маринаде. Оссобуко. Пинья колада». Ужин 18. «Гуакамоле с кукурузными чипсами. Курица с рисом по-мексикански. Арбуз с ментоловыми леденцами».
Что, кроме. На русском языке, к сожалению, ничего.
На сколько. 6 баллов.


Бада заподозрил зоков в краже мёда, но они выдали ему свидетельство об раке. «Вчера ночью мы шли
мимо мёдохранилища. Вдруг оттуда кто-то побежал, неся сто банок мёду,
и исчез в пруду. Это был рак. Вот куда делся мёд. Зоки».
И. и Л. Тюхтяевы, «Зоки и бада»

Книга 5. Ирина и Леонид Тюхтяевы, «Школа зоков и бады»
Для чего. Забавная отечественная книжка для детей, продолжение «Зоков и бады»
О том, кто. В восьмидесятых годах супруги Леонид и Ирина Тюхтяевы придумали для своих детей интересную повесть-сказку про баду и зоков, обозначив ее как "Пособие для детей по воспитанию родителей", а фирма «Мелодия» записала эту прекрасную книгу на диск. Леонид - физик-ядерщик по образованию, председатель Совета директоров Судостроительного банка, занимается воздухоплаванием с 1996 г., установил несколько российских рекордов. Ирина – домохозяйка, и тоже никакая не писательница.
И ещё. Первоначально отдельные истории про зоков и баду просто копились, а когда историй стало много – супруги Тюхтяевы сделали самодельную книжку со своими рисунками и стихами. Ксерокопия попала в самиздат, там ее и нашли редакторы одного издательства. Так вышел первый тираж, и 100 тысяч экземпляров сразу разошлись.
Когда и где. Непонятно и неважно.
О чём. В книге рассказывается об очень симпатичных созданиях — большом и строгом баде, который занимается воспитанием четырёх маленьких непоседливых зоков. Больше всего на свете бада любит порядок и послушание, зокам же нравятся шоколадки и мёд, и слушаться баду им совсем не хочется. Но Чёрный бада (есть ещё и Белый) терпелив и организует для зоков (своих зоков, у Белого бады тоже есть зоки – Гирькин, Бирькин и другие) школу. А вообще, это продолжение первой книги «Зоки и бада», не менее интересной и милой.
Кто. Чёрный бада и зоки – Мёдов, Ме-Одов, Ми-Одов, Мю-Одов, и другие герои.
Как. Мои дети – 2 и 12 лет, одинаково фанатеют от этой книжки – но скорее всего, по разным причинам. Одно интересно – взрослому очень сложно понять и язык повествования, и каламбуры, и юмор, и саму вселенную (полухармсовскую) непонятного существа бады и не менее непонятных зоков, хотя у детей всё происходящее совершенно не вызывает ни когнитивного диссонанса, ни даже удивления - этот мир для них совершенно естественен и логичен. Правда, если прочитать книжку раз пять (как это сделал я – вслух, для младшего), то шутки и жонглирование словами становятся оправданными и цепляют. А концептуально – это история о назидательных и боящихся за своих чад родителях и их детях, которые живут своей особенной, кажущейся нам нелепой и неправильной жизнью, без навыков самоконтроля и самокритики, и воспринимают мир непосредственно – так, как, может быть, он и должен быть воспринимаем. В общем, отличное чтиво для всей семьи.
Цитата. «Всё, - сказал им бада. – Раз вы такие обманщики и обжоры, я с вами жить не буду. Ухожу от вас в коровы. – Не уходи, предупредил его зок Мёдов, - вся жизнь коровы проходит в муках. – В каких муках? – не понял бада. – «Му» да «му», всю жизнь мукает, - пояснил зок».
Что, кроме. «Зоки и бада».
На сколько. 5 баллов.
Летоисчисление, как думаешь, сменим или оставим как есть? - Лучше оставим как есть. Как говорится,
не трогай дерьмо, так оно и пахнуть не будет… - Ты у меня ценный теоретик, Вадя, а это хорошо.
В. Ерофеев, «Москва-Петушки»

Победитель номинации «TOPSHIT - март» - Владимир Мединский со своим первым романом «Стена». Он долго шёл к этой книге. До неё было много чего – руководящая работа в органах «Единой России» (с 2002 года), депутатство в ГД РФ (2003 и 2007 гг.), профессорская должность в МГИМО, работа в Комиссии «по предотвращению попыток фальсификации истории в ущерб интересам России» (2010-2012 гг.), несколько диссертаций по истории и политологии (он дважды доктор наук), в частности скандальная диссертация, посвящённая оценке достоверности записок европейских путешественников о Московском государстве, которая: 1) небезосновательно обвинена (что доказано журналом «Актуальная история») в плагиате, и 2) развивает ключевую мысль Мединского о сознательном формировании европейцами негативных мифов о России; и, наконец, пост министра культуры. Вообще, развенчивание «мифов» о России – это пунктик нашего героя – он неустанно говорит и пишет книги на эту тему, тем самым, сам того не желая, формируя единый огромный «МИФ» о России, как о величественном и непоколебимом, святом и вечном царстве добра, справедливости, мудрости, благородства и всепрощения – одним словом, Царстве Божием на Земле. И о русских – как о самых цивилизованных, глубоконравственных, героических и безгрешных людях на свете. Именно этому посвящены все книги Мединского – трёхтомник «Мифы о России» и разрозненные произведения и статьи. Наконец, он созрел и до большого романа – конечно же, с ура-патриотической риторикой и любимым патриотическим сюжетом русофилов - защитой Смоленска от польских захватчиков в Смутное время (1609-1611 гг.).
Роман презентовался, как история русских «мушкетёров», а автор, как новый Дюма-отец. Я не знаю, преследовал ли Дюма цель популяризации французской истории во имя «противодействия попыткам её фальсификации в ущерб интересам Франции», или писал книгу о настоящей мужской дружбе и благородстве, но Мединский явно отдал предпочтение первому. Это не тянет не только на Дюма, но и на Акунина с его историческими реконструкциями – всё-таки Эраст Петрович не самый бледный персонаж российской беллетристики. У Дюма герои – живые, неидеальные – да что там? – пороков у них только отбавляй – один бабник, другой – пьяница, третий - обжора и хвастун, четвёртый – карьерист. У Мединского же – сплошной лубок (ну или комикс) - защитники крепости – один другого честнее и отважнее, их женщины – святые недотроги, поляки - пьяницы и чревоугодники, полячки – падшие распутные девки, предатели – отвратительны и мерзки. Всё настолько пошло, двумерно и предсказуемо, что чтение доставляет настоящее мучение. Словесные штампы перемежаются с развенчиванием мифов о России. У архиепископа – «глаза с добрым прищуром», у Кати – «коса до колен», горящая на солнце, король Сигизмунд – жалкий алкоголик, у немца Фрица – «рыжие усы», польскую девушку зовут Крыса, добрые выживают, злые погибают, предателя убивает крест, упавший с храма, икона мироточит, белый сокол мистически помогает защитникам Смоленска, которые в свою очередь по-нормальному разговаривать не умеют – их язык – это тошнотворно-пафосные былинные лозунги, вроде «живота не пожалею, до конца стоять буду», или «чтобы сраму не имати, надобно сейчас всем воедино собираться и врагам отпор дать!», ну или «рад, что в сей трудный час могу быть с вами, братья и сестры». И если вот это всё – не фальсификация истории, против которой наш герой сражается, тогда я ничего не понимаю.
Но причину я вижу - осознание себя не столько писателем (писательство для Мединского – это тщеславие, ему мало докторских степеней, министерских портфелей и борьбы с мифами), сколько воином на защите Родины – таким же бесстрашным и несомневающимся в своей правоте, как защитники Смоленска. И поэтому несколько интересных отвлечений в тексте – не про Смоленск 17 века – а про оправдание Святой Инквизиции, борящейся с содомитами, и рассуждение о будущем гей-параде, которое пришло в голову одному из героев, и отсылка к знаменитому изречению нашего Президента по поводу «мочить в сортире», и подсмеивание над французской кухней – с улитками и лягушачьими лапками. В общем, наворочено здесь немало – и откровенной пошлости, и откровенной лжи – недаром Толстой говорил о патриотизме, как о «последнем прибежище негодяя». Хотя, с другой стороны, Мединский – на мой субъективный взгляд, всего лишь неисправимый графоман, полагающий себя Писателем – а это и есть то самое тщеславие, которым так болен герой рубрики «TOPSHIT - март».
Пару цитат для наглядности.
«На Руси такого безобразия уж точно никогда не будет», — подумал Григорий. На секунду представил себе, как по улицам Москвы неприкрыто, не таясь, идут парадом сотни напомаженных, нарумяненных мужчин в женских платьях, и прыснул в кулак. Нет, милостивые государи, такое возможно только в ошалевшей Европе, но уж никак не дома…
Везде супостатов преследовать будем. На дороге — так на дороге. А ежели в сральне поймаем, так и в сральне загубим, в конце концов...


НЕМНОГО об оформлении блога. Прошу обратить внимание – от РЕЙТИНГа «THE BEST 2013» отпочковался РЕЙТИНГ «TOPBABYBOOKS 2013» - всё-таки книги для детей не должны конкурировать на равных со взрослой литературой. Кроме того, устоялся РЕЙТИНГ «TOPSHIT 2013», и небольшие изменения претерпели турнирные таблицы, в частности, стало нагляднее происхождение книг, и для сравнения с моим появился независимый рейтинг с сайта Имхонет (книги, получившие у меня одинаковый балл, ранжируются по рейтингу Имхонета). Также РЕЙТИНГ «TOPSHIT 2013» конкретизировал свою нравственно-обличительную функцию и обозначил перечисляемые пороки, как бичуемые.  И это, надеюсь, окончательная структура ТОПов блога НО. Все они будут приводится в самом конце, без дополнительных пояснений. Вот как сейчас.

РЕЙТИНГ «THE BEST 2013»


НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ГОД ИЗДАНИЯ/ СТРАНА/ РЕЙТИНГ/ ИМХОНЕТ

1. Евгений Водолазкин, «Лавр»/ 2012/ Россия/ 8/ 8,3
2. Джек Керуак, «В дороге»/ 2012 (1960)/ США/ 7/ 7,6
3. Эммануэль Каррер, «Лимонов»/ 2012/ Франция/ 7/ 7,0
4. Ферран Адрия, «Семейный ужин»/ 2012/ Испания/ 6/ 9,5
5. Э. Радзинский, «Апокалипсис от Кобы», книга 3/ 2013/ Россия/ 6/ 8,5
6. Джеффри Евгенидис, «А порою очень грустны»/ 2012/ США/ 6/ 8,4
7. Эрленд Лу, «Фвонк»/ 2013/ Норвегия/ 6/ 8,0
8. Харуки Мураками, «1Q84», книга 3/ 2012/ Япония/ 5/ 7,8
9. Ричард Бренсон, «Достичь небес»/ 2012/ Британия/ 5/ -
10. Джоан Роулинг, «Свободная вакансия»/ 2013/ Британия/ 4/ 7,6
11. Мо Янь, «Страна вина»/ 2013/ Китай/ 4/ 6,2
12. Эдуард Лимонов, «Illumination»/ 2012/ Россия/ 4/ -


РЕЙТИНГ «TOPBABYBOOKS»

НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ГОД/ СТРАНА/ РЕЙТИНГ/ ИМХОНЕТ

1.    С. и Л. Хокинг, «Джордж и большой взрыв»/ 2012/ Британия/ 6/ -
2.    Рони Орен, «Секреты пластилина»/ 2012/ Израиль/ 5/ 7,0
3.    И. и Л. Тюхтяевы, «Школа зоков и Бады»/ 2012/ Россия/ 5/ -


РЕЙТИНГ «TOPSHIT»

МЕСЯЦ/ НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ПОРОК/ ЖАНР

Январь/ Коко Шанель, «Жизнь, рассказанная ею самой»/ ложь/ автобиография
Февраль/ Александра Маринина, «Оборванные нити»/ жадность/ детектив
Март/ Владимир Мединский, «Стена»/ тщеславие/ истор.-прикл.



PS: читайте хорошие книги и знайте о плохих! А я постараюсь помочь, ведь моя задача – сэкономить вам время.

Ci vediamo. НО


Рецензии
Уважаемый Неравнодушный Обыватель!
Ваше понимание современной литературы удивительным образом совпадает с моим. Считаю, что Вам не нужно останавливаться и довести это дело хотя бы до конца года, чтобы получился ряд статистических таблиц, характеризующих современную прозу, пусть и на Ваш субъективный взгляд.

Солон   09.05.2013 08:43     Заявить о нарушении