Ч. 43 Осётр пышет паром из всех ноздрей
По возвращении Григорий Иванович сразу же получил назначение на должность начальника практической эскадры винтовых канонерских лодок. Краббе своё слово всегда держал.
Эти маленькие плоскодонные судёнышки, поспешно построенные в конце Крымской войны, предназначались для усиления обороны Кронштадта и могли действовать в шхерах и в Финском заливе. Они имели осадку менее двух метров.
Перемещались эти шедевры кораблестроительного искусства неторопливо, с достоинством, развивая максимальную скорость хода до восьми с половиной узлов, если только не дул встречный ветер и не было волнения, а поверхность воды напоминала зеркало.
Поэтому забавно читать в приказе Бутакова, больше напоминающем художественный очерк: «Мне весело видеть, как «Осётр» пышет паром из всех ноздрей, идя для получения приказаний, и как командир этой лодки лейтенант Римский-Корсаков исполняет сигнал «приблизиться» так хорошо, что, несмотря на шум машин двух лодок, можно внятно и явственно переговорить с ним!».
Конечно, пара и шума хватало, на них, собственно, и уходила вся энергия машины, а лодка еле двигалась, но тогда такая скорость казалась высокой, по сравнению с гребными канонерскими лодками на Дунае, которыми когда-то командовал отец Григория Ивановича.
И, кстати, по поводу приказов: Бутаков требовал от своих подчинённых необычной краткости докладов, о чём я уже упоминал, но на себя он такое мудрое правило не распространял, распоряжения его крайне многословны.
Вот только маленький отрывок из того же приказа № 59: «Считаю нужным при этом объяснить взгляд мой на предмет, издавна получивший в наших водах особенную важность: это вицмундир и визитный рапорт.
Мне кажется, что дельным людям нет никакого дела, в каком именно из узаконенных костюмов находится лицо, имеющее надобность переговорить с начальником о деле…
Относительно почестей при часто случающихся проездах моих мимо лодок считаю нужным присовокупить, что я далёк от мысли, чтобы беспрерывные вызовы команды во фронт возвышали моё достоинство, тем более что вызовы эти не могут не быть обременительными для нижних чинов.
Не по этому я буду судить об исправности военного судна: что мне за дело, что люди бойко кричат: Ваше-ство! – тогда как мачты или гафеля смотрят в разнотычку, паруса плохо закреплены, постановка тента небрежная, за бортом висят концы, флаг или вымпел запутан, шлюпки дурно управляются или неопрятны, бельё развешено кое-как, буксиры подаются медленно и т.п.!».
Следует заметить, что не всё в его приказах было бесспорно, иногда Григория Ивановича, как говорится, «заносило». Это можно объяснить стремительностью его карьеры, что иногда приводит таких начальников к завышенной самооценке.
В состав эскадры Бутакова входили 40 канонерских лодок. Часть из них на зиму ставилась на прикол в Петербурге, а часть в Гельсингфорсе.
Привести в порядок суда после зимовки – задача непростая. Деревянные корпуса лодок текли, как решето, выявлялось и множество других неисправностей. Дельных механиков, машинистов и кочегаров можно было пересчитать по пальцам.
Несовершенные машины, изготовленные на отечественных заводах с множеством дефектов, и неумелый обслуживающий персонал составляли такое устрашающее сочетание, что руки опускались.
Но и это ещё не всё. Угля на эскадру отпускали крайне мало, а машины пожирали его огромное количество. Чтобы собрать свою мелкую армаду в Гельсингфорсе, не истратив за переход весь уголь, Бутаков договаривался о выделении парохода, который, тащил их с Большого Кронштадского рейда, как Гулливер лилипутский флот.
А на рейде группировались по две лодки: одна буксировала другую, так меньше расходовали угля. Вся эта гроза европейских морских держав собиралась в Гельсингфорсе только в начале июля.
Можно лишь восхищаться энтузиазмом Григория Ивановича, который горел желанием создать боеспособное соединение из таких судов и команд.
Продолжение http://www.proza.ru/2013/05/10/1029
Снимок из интернета
Свидетельство о публикации №213050700908