Бескрылая Россия

  Лет десять тому назад писалась эта статья.Помню,как было нестерпимо больно и обидно за утерянные позиции великой русской авиации.Но десять лет могут стать для неё целой эпохой.И действительно,дела,во всяком случае в военной её части,пошли на поправку.А вот теперь на глазах всего мира за один только месяц произошли небоевые потери на палубе авианосца,
причём по одной и той же причине-ошибке в пилотировании. . .







В конце девяностых, с молодецкой удалью названных почему-то «лихими», довелось мне быть участником одного семинара в столице. Как вдруг получаю сообщение с просьбой решить вопрос с приобретением для предприятия муфельной печи для закалки мелких деталей. И где бы вы думали? В московском авиационном институте – знаменитом МАИ. Еду по указанному адресу, испытывая при этом гордость и уважение к одному из самых престижных советских вузов. Ведь в нем преподавали и учились многие выдающиеся ученые с мировыми именами, известные летчики и космонавты. Знакомство с институтом началось с полутемной проходной со стариками – «вохровцами» и погнутым металлическим диском номеронабирателя внутреннего телефона. Приятный женский голос на другом конце провода сообщил, что мне надо пройти на аэрокосмический факультет; после простой формальности выхожу во внутренний двор учебного заведения. Антисанитария в виде переполненных мусором контейнеров предстала перед моим удивленным взором во всей своей откровенной бесхозяйственности, а аэрокосмический факультет, куда я поднялся, встретил усеянной окурками лестничной площадкой и отсутствием какой-либо учебной суеты, хотя на дворе стоял сентябрь.  Вместо названий на дверях аудиторий и кафедр, - офисы фирм, причем все с ограниченной ответственностью. Менеджер, - аккуратный молодой человек, поглощенный компьютерной карточной игрой, при  моем появлении не сразу освободился от уз игромании, но все же выйдя из этого состояния, весь превратился во внимание по отношению ко мне. Выслушав, он пространно стал объяснять, что теплоизоляционным материалом печи служит так называемая «буранка», предназначавшаяся в свое время для  обшивки кораблей многоразового использования. Насколько мне известно, пластины из этого материала были серьезной проблемой при создании «Бурана» и наверняка их производство было по понятной причине засекречено, а вот теперь… Впрочем, мне довелось видеть и продажу каких-то хитрых замков в академическом институте оптики имени Лебедева. Главное в наше время – выжить, а профильное предназначение заведения подождет лучших времен.
Только сейчас я понял: с высшей школой, авиацией и космонавтикой у нас благополучно покончено.
Прошли годы. Это посещение МАИ подзабылось, вернее отодвинулось на задворки прожитого. С тех пор человеческая жизнь у нас еще больше обесценилась, как будто мы вернулись в мрачное средневековье, а потому убийства, взрывы, экономические и техногенные катастрофы стали ничем не выдающейся реальностью нашего общества. Ну подумаешь, разбился один – другой самолет с пассажирами. Эка невидаль! Бьются, как по расписанию, военные самолеты, вертолеты, авиалайнеры и даже всепогодные «Аннушки». Но последняя катастрофа с Як – 42 под Ярославлем с хоккеистами на  борту стала символом Российской немощи перед лицом мирового сообщества. Именно в это время и в этом городе проходил международный форум с участием нашего Президента, которому в этой ситуации ничего не оставалось, как покинуть гостей под предлогом траура и возложения цветов на месте трагедии. В чем же можно  убеждать после случившегося иностранцев? Уж только не в надежности и инвестиционной привлекательности России. Ведь в руинах все без исключения отрасли экономики, культура и образование – основной фундамент любого государственного построения. В специально разрушенном мире не может оставаться нетронутых оазисов благополучия; не стали во всероссийской разрухе исключением авиация и космонавтика, зародившиеся еще в дореволюционной России, прошедшие через войны, голод и разруху, развивавшиеся в невероятных трудностях и взошедшие до высот под марш авиаторов "Всё выше и выше,и выше!".
Это были годы, когда комсомол работал, учился на рабфаках, закалялся физически, шел в аэроклубы, а каждый школьник мечтал стать военлетом, полярным летчиком, авиаконструктором, а позднее и космонавтом. Именно на этой волне всеобщего патриотизма и увлеченности молодежи авиацией стало возможным появление в нашей стране замечательных конструкторов, летчиков, первых Героев Советского Союза, которых знала и восхищалась ими вся страна. Вспомним и мы о некоторых из них, выдающихся тружениках и воинах Пятого океана.
Герой Советского Союза Громов М.М.
1934г. – мировой рекорд дальности полета (свыше 12 тыс. км.)
1937г. – беспосадочный перелет Москва – С. полюс – США с Героями Советского Союза Юмашевым А.Б. и Данилиным С.А.

Герой Советского Союза Чкалов В.П. – летчик-испытатель
1936г. – беспосадочный перелет Москва – о. Удд
1937г. – беспосадочный перелет Москва – С. полюс – Ванкувер с Героями Советского Союза Байдуковым Г.Ф. и Беляковым А.В.


Герои Советского Союза Леваневский С.А. и Ляпидевский А.В.
1934г. – спасение экипажа ледокола «Челюскин»
Герои Советского Союза Гризодубова В.С., Осипенко П.Д., Раскова М.М.
1938г. – беспосадочный перелет Москва – Дальний Восток.
Герой Советского Союза Водопьянов М.В. – полярный летчик.
Герой Советского Союза Мазурук И.П. – полярный летчик.
Трижды Герой Советского Союза Кожедуб И.Н. – летчик-истребитель
сбил 62 самолета противника.
Трижды Герой Советского Союза Покрышкин А.И. – летчик-истребитель сбил 59 самолетов противника.
Дважды Герой Советского Союза Речкалов Г.А. – летчик-истребитель сбил 56 самолетов противника.
Дважды Герой Советского Союза Глинка Д.Б. – летчик-истребитель сбил 50 самолетов противника.
Дважды Герой Советского Союза Полбин И.С. – летчик бомбардировочной авиации.
Герой Советского Союза, «настоящий человек» Маресьев А.П. – летчик-истребитель.
Герои Советского Союза, летчики-испытатели Коккинаки В.К., Галлай М.Л., Елян Э.В.
Здесь перечислены лишь некоторые из сотен наших летчиков, одержимых небом, внесших свой неоценимый вклад в престиж советской авиации, авторов мировых рекордов по дальности, высоте, скорости и грузоподъемности.
Сейчас наша авиация в упадке, если не сказать большего, живет еще советским запасом прочности и разработками того времени, а глубину пропасти, в которой она оказалась, можно оценить только с вершины. Для этого попытаемся мысленно взойти на нее, беря во внимание только важнейшие вехи развития авиации в нашей стране.


*   *   *
В невероятно трудных условиях разрухи, в боях с контрреволюцией и иностранной интервенцией, в стране в короткий срок были сформированы десятки авиационных отрядов. Национализированные в 1918 году авиазаводы получили кредиты. Была проведена мобилизация специалистов, ранее работавших в авиапромышленности, работники предприятий были переведены на красноармейский паек. За годы гражданской войны авиапредприятия отремонтировали 1574 самолета и 1740 двигателей,  построили 669 самолетов и 270 двигателей. В декабре 1918 года был основан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), ставший впоследствии крупнейшим в мире центром авиационной науки. Его возглавил выдающийся русский ученый Н.Е. Жуковский. В 1919 году открыл двери авиационный техникум, вскоре реорганизованный в Институт инженеров Красного воздушного флота, а в 1922 году в Военно-воздушную инженерную академию, вырастившую целую плеяду ученых и конструкторов. В 1920 году создается научно-опытный аэродром для  испытания новой авиационной техники. Создание Воздушного флота стало поистине всенародным делом. В результате за 1923 год авиационные заводы выпустили более 300 машин!
Теперь уже можно было утверждать: в стране происходит становление авиационной промышленности и науки.
Конструкторским отделом ЦАГИ под руководством А.Н. Туполева создан самолет, получивший название ТБ-1 (АНТ-4). Он стал прототипом всех бомбардировщиков монопланной схемы. Многие зарубежные конструкторы копировали схему АНТ-4. В послужном списке АНТ-4 – участие в знаменитой эпопее спасения челюскинцев. Самолет долгое время оставался лучшим в мире самолетом своего класса.
Коллективом, возглавляемым Н.Н. Поликарповым, создан простой в производстве и обслуживании, надежный в эксплуатации самолет У-2 (По-2). В течение многих лет самолеты У-2 были единственными машинами первоначального обучения в летных школах и аэроклубах Осоавиахима. На этом самолете в годы войны подготовили почти 100 тысяч летчиков. В большом количестве строился У-2 в варианте легкого ночного бомбардировщика. В период войны было сформировано несколько авиационных полков, вооруженных самолетами У-2. Они наносили бомбовые удары по переднему краю и ближним тылам противника. Всего было построено около 40 тыс. самолетов У-2.
Тяжелый бомбардировщик АНТ-6 представлял собой выдающееся достижение советской конструкторской мысли. Это был первый в мире четырехмоторный моноплан с двигателями, установленными в ряд по размаху крыла. На этом самолете летчик А.Б. Юмашев в 1936 году установил пять мировых рекордов подъема на высоту с грузом 5, 10 и 12 т.
Конструкторский коллектив, возглавляемый Н.Н. Поликарповым, создал маневренный истребитель И-15, который в те годы не имел себе равных по маневренности на горизонталях. Вираж на нем выполнялся за 8 секунд. На этом самолете летчик В.К. Коккинаки установил мировой рекорд подъема на высоту без груза – 14575 м.
В 1934 году мир узнал о выдающемся достижении экипажа М.М. Громова. На одномоторном самолете АНТ-25 он, пробыв в воздухе 75 часов, пролетел 12 441 км. Этот абсолютный мировой рекорд дальности беспосадочного полета по замкнутому маршруту держался много лет. Автором этого замечательного самолета явился конструкторский коллектив П.О. Сухого, работавшего под общим руководством А.Н. Туполева.
Среди самолетов, созданных советскими конструкторами перед войной, видное место занимал скоростной пикирующий бомбардировщик Пе-2 (Петляков - второй). Пе-2 стал основным фронтовым бомбардировщиком. Прославленный командир пикировщиков И.С. Полбин особенно ценил этот самолет.
Конструкторский коллектив, возглавленный С.А. Лавочкиным, В.П. Горбуновым и М.И. Гудковым, создали истребитель ЛАГГ-3, развивавший скорость до 600 км/час. ЛАГГ-3 в первый период войны был одним из основных фронтовых истребителей. В 1941-1943г.г. заводы построили свыше 6,5 тыс. самолетов ЛАГГ.
Самолеты конструкторского бюро А.С. Яковлева – Як-1, Як-3, Як-7, Як-9 по своим пилотажным и боевым качествам были в числе лучших фронтовых истребителей. По скорости, маневренности, дальности полета и вооружению Як-9 превосходил все серийные истребители фашистской Германии. До конца войны заводы дали фронту более 36 тыс. самолетов «Як».
На фронтах Великой Отечественной войны самой широкой известностью пользовался наш штурмовик Ил-2, созданный коллективом, возглавляемым С.В. Ильюшиным. Ни одна армия не имела даже приблизительно равного ему по боевым качествам самолета – штурмовика. Заводы построили более 36 тыс. машин этого типа.
Под руководством А.Н. Туполева был сконструирован фронтовой пикирующий бомбардировщик Ту-2. Его скорость достигла 547 км/час, потолок – 9,5 км, бомбовая нагрузка – 1т. Самолет Ту-2 состоял на вооружении до замены его реактивными бомбардировщиками.
Самолет-труженик Ан-2, ставший одним из самых долговечных самолетов в мире, разработан коллективом, возглавляемым О.К. Антоновым. До начала семидесятых годов на Ан-2 летчики Аэрофлота выполняли большую часть всех пассажирских, почтово-грузовых перевозок и сельхозработ.
Развернувшаяся после войны научно-техническая революция знаменовала для нашего воздушного флота переход на новый, высший уровень, вступление на порог больших скоростей, в эпоху реактивной авиации.
Коллектив, возглавляемый А.И. Микояном и М.И. Гуревичем, создал многоцелевой реактивный истребитель МиГ-15, оказавшийся исключительно удачным и в начале пятидесятых годов приобрел мировую известность. Истребитель показал такие боевые качества, которыми не обладал в то время ни один самолет такого назначения.
Созданный конструкторским коллективом С.В. Ильюшина фронтовой реактивный бомбардировщик Ил-28 был в свое время одним из лучших в мире самолетов этого класса.
Конструкторское бюро А.Н. Туполева создало могучий тяжелый реактивный бомбардировщик Ту-16 с выдающимися летно-техническими данными. Эти качества и мощное оборонительное вооружение позволяли экипажам бомбардировщиков выполнять самые различные задания без сопровождения своих истребителей.
На основе Ту-16 конструкторский коллектив создал затем грозный ракетоносец, способный поражать цели, не входя в зону противовоздушной обороны противника, и первый реактивный пассажирский самолет Ту-104. Этот самолет пользовался огромной популярностью на выставках в Лондоне, Париже, Нью-Йорке и Ванкувере.
Невольно ловлю себя на мысли: уж не справочное ли пособие по отечественной авиации выходит из-под моего пера? Ведь моей задачей было в меру своих возможностей постараться показать, сколько творческой энергии, целеустремленного труда и мужества советских людей было вложено в дело создания могучей авиации, а потому продолжать список выдающихся достижений в этой области представляется излишним в данном формате статьи.
Но иные могут спросить, почему я не обмолвился о нашумевшем в последнее время пассажирском лайнере «Суперджет-100» - детище современного российского авиапрома? Мол, с патриотизмом плоховато. А я с большим сожалением отвечаю:
- «Суперджет-100» - гибрид из иностранных комплектующих, а чисто российскими являются только заклепки на корпусе.

Так неужели мы безвозвратно теряем отечественную  авиацию, с такими трудностями созданную нашим народом? Зачем это делается и кто в этом виноват?
Грустный вопрос, на который ответит жизнь. А я просто обязан высказать свою точку зрения как гражданин своей страны. Скажем так, - своеобразный разбор полетов.
Прежде всего позволю себе неожиданный пассаж. Никто не будет возражать, что основополагающим моментом безопасных полетов является дисциплина – так называемый «человеческий фактор». Здесь имеется ввиду личная, коллективная, технологическая дисциплина, включая и дисциплину властных структур. В связи с этим памятен случай в Алтайском заповеднике, когда группа высокопоставленных охотников во главе с представителем Президента в законодательном собрании страны решила с вертолета поохотиться за редкими животными, занесенными в Красную книгу. В результате этого преступления, в пылу охоты, вертолет врезался в гору. Это случай с логическим концом. Высший суд свершился. Но как быть с законопослушными гражданами, являющимися заложниками разгильдяя в воздухе?
Последняя катастрофа Як-42 по предварительным данным произошла из-за невнимательности пилота на взлете, видите ли, находившимся в дурном расположении духа.
В петрозаводской катастрофе с Ту-134 пьяный штурман в условиях плохой видимости запоздал с уходом на другой аэродром. При посадке лайнера в Перми штурвал находился в руках несовершеннолетнего сына командира экипажа. Итог тоже трагичен.
На виду у всей страны «В стельку» пьяного пилота выводили по трапу с самолета, прибывшего с зарубежного курорта.
Печальную статистику наверняка можно продолжить. Только эти филиппики не помогут. Все здесь гораздо сложнее. Жажда легких денег, сросшаяся подобно сиамским близнецам с обществом, и является первопричиной всех бед в государстве, где не все равны перед законом, да и сами законы, скорее всего специально, созданы «дырявыми».
«Подаренный обществу в начале девяностых тезис «что не запрещено – то разрешено» привел многих к желанию обогатиться любым путем, отбросив все нормы человеческой морали. Так что мораль осталась за бортом российской жизни; она, в отличии от права, не требует обязательного исполнения ее требований, а санкционируется лишь формами духовного воздействия (одобрения или осуждения).
Уход же от моральных норм, как правило, приводит к игнорированию законов, тем более, что провозглашенная в нашем обществе так называемая демократия, является на самом деле вседозволенностью со всякого рода амнистиями, приведшими страну к фактическому безвластию без торжества закона, без уважения к закону и без равенства всех перед законом.
Жадность, выросшая на почве вседозволенности, растерзала Аэрофлот на 140 компаний, каждая из которых, не имея возможности вкладывать средства в обновление парка самолетов да и не веря в экономическое будущее России, работает до полного износа техники, жадность и загубленная мораль приводят к установке на сложнейшие узлы контрафактных деталей, отремонтированных или изготовленных полукустарным способом, жадность руководителей компаний и безысходность пилотов делают последних международными преступниками при переброске по воздуху оружия конфликтующим сторонам в чужих странах и оказанию «услуг» наркобаронам, жадность владельцев фактически заставляет пилотов совершать посадку самолета в сложных метеоусловиях, а уход на запасной аэродром предполагается за счет экипажа.
О положении дел в военной авиации можно легко догадаться, да и факты, ставшие достоянием гласности, подтверждают плачевное ее состояние. А у руля министерства обороны до недавнего времени подвизались специалисты в области филологии и торговли, военным образованием заведовала дама, говорят, что «очень даже ничего». Так что профессиональную армию у нас создают непрофессионалы.
Факты только подтверждают, что метастазы тяжелой болезни общества поразили и военную авиацию. Ежегодные закупки новых самолетов в военно-воздушные силы составляют единицы; даже знаменитые на весь мир пилотажные группы «Русские витязи» и «Стрижи» планируется перевести с боевых самолетов на легкомоторные. С экранов радаров уж очень часто по техническим причинам исчезают истребители с нашими парнями на борту, а мздоимство совершенно удивительным образом проникло и в армейскую среду. Достоянием гласности стали факты совершавшихся на элитной Липецкой военно-воздушной базе поборов командования с пилотов, получавших за свое мастерство дополнительное денежное вознаграждение.
Как говорится, - лететь дальше некуда.


Рецензии
Жадность, анархия, моральное разложение верхних слоев власти привело к массовой экономической преступности и недееспособности правоохранительных органов, а в конечном счете к утрате СССР. Уничтожено практически все что было самого передового и прогрессивного в различных отраслях народного хозяйства. "Метастазы раковых опухолей" в виде внутренних паразитов и предателей дают о себе знать до сих пор. Остались и процветают те, кто непосредственно приложил руку к уничтожению первого в мире советского государства. Те цели и задачи, которые не удалось решить гитлеровцам и власовцам в военное время, удалось во многом осуществить в процессе "холодной войны". Пока раковые очаги в организме не будут уничтожены хирургическим путем, никакие таблетки, о которых намекал Президент России, разрушительные процессы не остановить. Жаль, что этого еще не осознало большинство людей на постсоветском пространстве, в так называемом "союзе никчемных государств".

Владимир Агарёв   23.03.2018 04:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.