Мадрид

     Наверное, мне бы не понравился Мадрид после таких бриллиантов, как Гранада, Севилья и Кордоба, если бы не прекрасный гид Алина - владеющий замечательным русским литературным языком искусствовед, человек невероятной эрудиции. Она провела экскурсию по ночному Мадриду, и вот удача - мы увидели настоящий египетский храм. Причём, если в современном Египте храмы будто вырастают из песков, этот храм возвышается над гладью воды - именно так было на его родине в древние времена, храмы всегда сооружались на берегу водоёма. Забавно, что, красиво освещённый, он напомнил мне наши каменные мосты над родной Фонтанкой, особенно тот, который я видела чуть ли не каждый день с самого моего рождения - мост Ломоносова (петербуржцы по привычке называют его "Чернышёв", но "Ломоносова" тоже ничего - не "Урицкого" же, прости Господи!).
     Мадрид напомнил мне Петербург ещё и тем, как власти пытаются втиснуть в старый город разного рода стекляшки, иногда даже с претензией на высотки. Конечно, там нет такого уродства, как у нас, всё более или менее интеллигентно, фасады зданий, как правило, свидетельствуют о наличии архитектурной мысли. И всё же я консерватор и не считаю уместными подобные явления.

     Прадо - это, конечно же, главное удовольствие от посещения Мадрида. Вход в музей бесплатный. Схватив путеводитель на Русском, я бросилась в те залы, которые должна была посетить. Я бы впоследствии себя замучила, изъела бы поедом, если бы, к примеру, не побывала в зале Веласкеса и не увидела бы его "Менин" (в Эрмитаж не привозили). "Сад удовольствий" Босха меня поразил ещё более нежными красками, чем предполагалось. Стояла, изучала, улыбалась.
     Открыла для себя интересного художника Патинира. Радовалась Дюреру и Тициану. А "Красный кардинал" Рафаэля! Я люблю рассматривать портреты работы старых мастеров, мурашки по коже бегут, когда на меня из глубины веков смотрят современники титанов Возрождения. Начало 16 века, мудрый взгляд довольно молодого римского кардинала. Разве это не чудо? Ловлю себя на мысли, что сейчас таких лиц не бывает. Наверное, человечество не становится лучше и умнее. Увы.
     Когда я вернулась из Испании, один знакомый позвонил и спросил о том, что я там посетила "по части культурной программы". Я перечислила и в конце говорю: "Ну а в Мадриде - Прадо, разумеется, и Тиссен-Борнемиса". "Как? Киса-порно-миса?"... Ну просто нет слов! Даже относительно "продвинутый" россиянин не знает музей Тиссен-Борнемиса. А я с удовольствием посетила эту галерею, где "представлены второстепенные произведения выдающихся мастеров и выдающиеся произведения второстепенных". Вместе с нами в музей привели большую группу маленьких детишек, лет четырёх, не больше. Правильно, надо изучать искусство. А в зале малых голландцев расположилась компания студентов, лектор что-то рассказывал, они отвечали на вопросы. Много групп школьников. Такое же явление (нашествие молодёжи) я наблюдала в галерее Уффици во Флоренции. И никогда у нас! То есть, бывает, что школьников насильно приводят в Эрмитаж или в Русский музей, где они фотографируются на фоне дворцового великолепия, беснуются и шумят, совсем не слушая экскурсовода. Похоже, им совсем не нужна ни история, ни культура.

     Был свободный вечер, и мы с Ксюшей решили пройтись по Мадриду. Погода благоприятствовала - тепло, но не слишком. В Мадриде не так щедро освещают здания как у нас, разве что какой-нибудь фрагмент, поэтому город кажется тёмным и загадочным. Ксения хотела купить кофе, и мы пытались найти хоть какой-нибудь продуктовый магазин. Это было непросто - всюду кафе и кафешки. Эти заведения буквально набиты народом, из открытых дверей доносится невероятный ор, у входа стоят группы девушек и юношей, и все одновременно громко разговаривают.
     Мы шли к Plaza de Majore. Встретившийся по пути монументальный собор с освещённым барельефом приветственно звякнул колоколом. "Смотри, как напоминает сталинскую архитектуру", - сказала Ксения. Мы задержались и, оценив "сталинку", пошли дальше. Не найдя ничего "продуктового", кроме "Музея хамона",  немного погуляли в районе площади и направились к "дому" (т.е. к нашему отелю). Мы хохотали, вспоминая, как ко мне на площади подошёл некий джентльмен и стал что-то быстро говорить по-испански, а я ничего не поняла, кроме слова "сеньора", а он не понял даже "I don`t understand". И мы какое-то время смотрели друг на друга как инопланетяне.
     Так мы дошли да "сталинского" собора и вдруг остановились. "Там не было трамвайных путей", - сказала Ксения. "Там был другой барельеф", - сказала я. Мы заблудились. Пришлось возвращаться обратно, на Plaza de Majore, где знакомый с английским испанец показал нам правильное направление, и мы потопали в отель. Бедные наши ноги!


Рецензии