Антоновы страсти. Роман. Часть 1. Глава 6

Глава 6

Антон проснулся еще до рассвета и вышел во дворик. Ночная прохлада, тишина и звездное небо. Он пытался не думать о том, где он, хотя и чувствовал себя очень неплохо. А еще он понимал, что волновался. Сможет ли работать руками, а главное, не разочарует ли Деда. А вообще –  подумал он – нет плохих учеников, есть плохие учителя.

- Философ! – услышал он ставший родным голос. – Что же ты так громко думаешь-то. Дай поспать!

То, что Дед читал его мысли, уже не злило Антона, а даже забавляло.

Уснуть Антон так и не смог.

Дед недовольно бурчал с утра.

- Дед! Хорош с утра причитать. Ты вчера обещал, что сегодня начнешь учить меня работать с деревом. – затем Антон захотел добавить что-то приятное и сказал. – Я хочу стать таким же хорошим плотником, как и ты.

- Плотником? – и с этим вопросом Дед дал Антону подзатыльник. – Какой я тебе плотник? Я столяр!!! Плотник. Меня плотником назвать!

- А в чем разница?

- А в том, что всякий столяр может быть плотником, а вот плотник – это совсем не значит быть столяром.

«Интересно, а что бы сказал плотник?» - подумал Антон, но увидев глаза Деда, сказал:

- Я просто не знаю.

- Ладно! О! Завтрак принесли.

В окошко передали пару кульков.

Закончив завтракать, Дед встал, подошел к верстаку и положил на него доску. Антон еще допивал чай с бутербродом.

- Вот смотри! Плотник может использовать эту доску. Он может сделать из нее оконную раму, крышу, дверь. Но чтобы он ни сделал доска останется доской. В конце концов поменяют раму, крышу или дверь и доска сгорит. А вот если доске повезет, и она попадет в руки хорошего столяра, то превратится во что-нибудь такое, что человек пожалеет кинуть в огонь, даже если ему будет очень холодно.

Антон открыл рот от такого монолога.

- Вот смотри! – Дед с гордостью поднял законченную виолончель. –  Красота! А звук какой! Ну, до этого тебе еще далеко. И это не совсем столярничество. А вот! – Он показал резную шкатулку.

- Сегодня будем делать шкатулку?

- До шкатулки тебе тоже далеко. – Дед сделал паузу, подумал, рассмеялся пришедшей ему в голову шутке и добавил, - но ближе чем до музыкальных инструментов. Сегодня будешь пилить.

- В каком смысле?

- В пилильном. Берем рейсмус, проводим линию, берем пилу и пилим. Так любой плотник может. Понял? – Дед отпилил ровно по линии, снова взял в руки рейсмус, и провел новую полосу. – Пили!

Когда этим занимался Дед, Антону казалось все просто, но, сделав первые движения, он понял, как обманывался. Первая полоска оказалась совсем неровной, а начерченная линия оказывалась то справа, то слева от пилы. Но Дед не стал ругаться, а взял другую доску, провел несколько параллельных линий и спросил Антона:

- Тоша! Что я должен тебе сказать? Прочитай мою мысль!

- Пили! – ответил Антон.

- Ты читаешь мои мысли! – с усмешкой произнес Дед. – И пока ровно не отпилишь, будешь пилить.

А сам Дед взял загубленную Антоном полоску дерева и карандаш, и нарисовал на полоске какой-то рисунок. Потом с помощью резчика довольно быстро вырезал орнамент и отложил полоску в сторону.

Антон пилил аккуратно и медленно, но все равно отклонялся от линии, а Дед потом делал из простых деревянных полосок интересные объемные резные формы, причем к удивлению Антона, несмотря на сложный узор, выходили эти детали одинаковыми.

В конце концов, Антон смог отпилить ровно. Дед взял в руки полоску Антона и свою, отпиленную первой, и приложил друг к другу. В двух местах он показал Антону отклонение, но, тем не менее, похвалил.

- Хорошо! Не надоело пилить? Правильный ответ: «Не надоело!»

- Не надоело!

- Тогда ...., – Дед от руки провел кривую линию, повторяющую линию, отпиленную Антоном, на первой испорченной доске, - раз почти научился пилить ровно, учись пилить криво. Но ровно по линии.

А Дед продолжил вырезать такие же детали, как и ранее.

Антон удивился сам, но отрезал он точно по линии.

Дед едва заметно улыбнулся и начал что-то напевать. Он достал две широкие доски, нарисовал на них два одинаковых круга и узор, дал в руки Антону лобзик и произнес:

- Аккуратно! Не торопясь! Точно по линии! Хорошо?

- Постараюсь!

- Я тебе постараюсь! Точно по линии! – и Дед для пущей убедительности погрозил пальцем. Потом он достал какую-то бочку с проводом, налил туда воды и включил в сеть.

Когда Антон закончил выпиливать круги, Дед осмотрел его работу, похвалил и подозвал к бочке, откуда уже вовсю шел пар. Он приспособил резные детали над этой бочкой, закрепил каждую с обоих концов натянутыми тросиками. Резные палки начали медленно гнуться.

Дед снова подозвал Антона к себе и приказал смотреть за своими действиями. Он взял круг и по ранее нарисованным линиям начал вырезать узоры. После того, как он закончил с первым кругом, он подошел и подтянул веревки, крепившиеся к концам гнущихся палок.
Затем он вырезал узоры на втором круге. Второй круг в точности повторял первый. Дед снял гнутые резные палки с крепления и прикрепил их в первый круг. Взял вторую резную доску и прикрепил сверху. Получилась дырявая, резная, красивая бочка. Дед посмотрел на свое произведение со стороны, быстро вырезал два круга с причудливыми узорами и надел их как обручи на бочку с двух сторон.

- Во! Теперь красиво! Этот! Как его? Егард? Рьегард? Арьергард? Не! Авангард! Во!

Антон рассмеялся:

- Так ведь красиво получилось!

- Вот видишь, как ты можешь! Сделал почти сам, я только резчиком чуть-чуть поработал.
 
Вот когда такой бочонок весь  сам сделаешь, будем учиться делать шкаф.

- А я думал, что шкаф легче делать, чем...

- Ну, это ты думал. Ты только не торопись. И завтра у тебя такая бочка не получится. Потихоньку. Не торопясь! Начнешь с кругов. Там вырезать полегче будет. Когда получатся круги, тогда начнешь и стенки для бочки делать. Понял?

- Понял!

- А теперь давай ужинать!

- Ужинать? – Антон только сейчас понял, что прошел весь день, и обед они пропустили. Но он был доволен. Конечно, он понимал, что сам бы такое сегодня не сделал, но все же в этом творении была вложена и его доля труда, и он мог похвастаться, что они с Дедом такое сделали. Только перед кем?

глава7: http://www.proza.ru/2013/05/08/1686
 


Рецензии