Из книги Возрождение

Мне тоже посчастливилось некоторое время поработать на Верхнетагильской ГРЭС. Сюда я приехала из Перми, где еще накануне работала технологом на крупнейшем машиностроительном заводе имени Ленина. А поскольку в городке, куда я перебралась, преобладала другая специфика деятельности – энергетическая, то работу, близкую к инженерному профилю, а именно: «обработке металлов резанием», с трудом, но удалось найти в цехе ТАИ, куда меня приняли токарем 2-ого разряда.

 Как и следовало ожидать, работник из меня вышел неважный, поскольку в течение всей производственной преддипломной практики, проходящей на том же самом заводе в Перми, мне приходилось стоять на поточной линии и производить одну и ту же технологическую операцию. Так получилось и здесь: из-под моего резца лихо выходили болты и гайки, а надлежало обрабатывать изделия более сложные. И я решила уйти и освободить место токаря, которое я занимала не по праву.

 Ребята из цеха были обескуражены моим решением. Заместитель начальника цеха Николай Васильевич Серегин долго уговаривал меня остаться в коллективе и заняться бумажной работой. Мне и самой было очень сложно уходить, поскольку здесь я нашла настоящих друзей и мудрых наставников, это: Олег Иванович Лавров, Николай Васильевич Бороздин, Валерий Иванович Данда, Владимир Иосифович Заросинский, Георгий Иванович Фирсов, Валерий Унисихин, Михаил Глинских, Саша Арапов, Юра Медведев, Зинаида Клевакина, Александр Щербинин, Михаил Горохов.

 Олег Иванович Лавров с нашей первой встречи воспринимался мною, как старший товарищ и умудренный жизнью человек. Мы с ним постоянно разговаривали во время наших пятиминуток, пока к нам в мастерскую не набивалось толпа народа, целая бригада ремонтников. Приходилось вставать и в очередной раз включать станок, пытаясь механическим грохотом железа выжить непрошенных гостей. Кстати, поначалу я удивлялась, почему здесь, в мастерской, где я работаю, постоянно сидят какие-то люди? Потом поняла: в царящей на станции температуре невозможно подолгу находиться, а этим людям надо было еще и работать, вот они и забегают к нам в каморку, чтобы передохнуть. И как только я это поняла, то перестала каждый раз без надобности включать станок.

 Короткий обеденный перерыв мы с ребятами проводили в бильярдной, специально оборудованной для отдыха комнате, но когда стрелки часов доходили до нужного времени, всякий раз исчезали – каждый шел на свое рабочее место.

 Однажды Николай Васильевич Бороздин, в будущем  заместитель главы администрации города, по моей просьбе любезно рассказал о том, по какому принципу работает станция, обрисовал весь производственный цикл, циркуляцию воды, за что я ему очень благодарна.
 Прежде, чем уйти из цеха, мне посчастливилось принять участие в выступлении Агитбригады – 78.
 Холодные ночи августа посеребрили листочки деревьев, природа готовилась ко сну, а мы готовились... к выступлению. После наших предконцертных посиделок в ДК болели животы от смеха, поскольку сценарий молодежного праздника был написан великолепно, блистал юмором и патетикой. Наблюдая за тем, как придуманные автором герои оживают на сцене, мы, входя в роль этих персонажей, в изнеможении буквально валились с ног от хохота. Сценарий написала талантливейший человек и изумительная актриса Надежда Бабайлова, многие репризы дописывались ею прямо на ходу, и мы ей в этом по возможности помогали.

 И вот наступил решающий день конкурса. Мы в волнении расхаживали за кулисами сцены, а в зале, оказывается, сидят Секретарь Свердловского обкома КПСС Борис Николаевич Ельцин со свитой, директор станции Александр Иванович Винокуров, руководство города Верхнего Тагила, Кировграда, начальники цехов ГРЭС, мастера и просто энергетики. В общем – полный аншлаг!
 Наконец представление началось, в ходе которого Зинаида Клевакина сногсшибательно сыграла любопытную старушку, Юра Медведев очень точно изобразил «работника-летуна», Миша Глинских в маске горького пьяницы никак не смог расстаться со своей стеклянной подружкой. Саша Арапов показал себя в образе героя-матроса, после чего Миша Глинских, держа в руках воображаемый руль и гордо задрав голову вверх и обозревая окрестности, убедительно «проехал» по сцене «на тракторе», не обращая внимания на наше пение: «Прокати нас, Петруша, на тракторе, до околицы нас прокати».

 Такого хохота стены Дома Культуры не выдерживали давно. После нашего триумфа за кулисами появился Борис Николаевич, встал в наш кружок и, глядя прямо на меня, сказал: «Ребята, вы молодцы! Просите все, чего хотите!». Конечно, мы скромно промолчали. Но после того как он ушел, кто-то негромко сказал: «Квартиру надо было просить...».

 Об этом случае я вспомнила чуть позднее, когда из окон своего самого «древнего» в городе дома увидела проходящего директора станции в окружении зарубежной делегации, а именно: как он, минуя ветхое здание, в котором в то время я жила, был несказанно смущен его ненадлежащим видом и виновато что-то объяснял приезжим гостям.
 После первого выступления нам предстоял еще концерты в Кировграде и Свердловске. И везде мы получали не менее радушный прием.


Рецензии