Последняя гастроль Людмилы Зыкиной - 17

Г л а в а   17
                СНОВА ЭДУАРД НОРДМАН

      На рассвете 22 июня 1941 года, после первых немецких бомбежек, в кабинете первого секретаря Пинского обкома ВКП (б) состоялся необычный разговор.  Василий Корж, выдающийся специалист по партизанской войне, награжденный за боевые действия в Испании орденами Боевого Красного Знамени и Красной Звезды, предлагает партийным руководителям:
      - Разрешите создать партизанский отряд?!..
      - Товарищ Корж?! – в испуге восклицает Авксентий Минченко, первый секретарь. – Не сейте панику!..
      А 28 июня 1941 года произошел первый в истории Великой Отечественной войны партизанский бой отряда Василия Коржа. Пленный немецкий обер-лейтенант приходит в полное недоумение:  его танк подбили сопляки в цивильной одежде!..
      В этом первом партизанском бою принимает участие будущий генерал – майор КГБ, легендарный Эдуард Нордман.
      - Иван! – доверительно рассказывает он Некудышневу. – В первые дни войны в Пинске было много проявлений не только мужества, но и паника царила, дезертиры разбегались по домам… Я всегда был рядом с Коржом. В боях гибнет секретарь Пинского подпольного обкома партии Павел Шаповалов. А Корж был неуловим. Он спасает от верной смерти Минский обком партии. Минчане хотят переподчинить Коржа под свое крыло.  Не на того напали. Позже это было преподнесено Центру как неподчинение и проявление анархии. Помню, Василий Захарович  расстрелял перед строем старшего лейтенанта за разорение ульев на пасеке крестьянина…  В 1946 году Василий Корж окончил Военную академию Генерального штаба и в том же году был уволен в запас. В 1949—1953 годах работал заместителем министра лесного хозяйства Белорусской ССР. Проявил характер, и Герой Советского Союза, генерал-майор Василий Корж до самой смерти — всего лишь - председатель колхоза «Партизанский край».
      Эдуард Нордман снискал славу верного последователя Василия Коржа.
      Осень 1953 года. Проходит пленум ЦК КПК. Идет третий день заседаний. Все устали от речей и долгого сидения. Зал приглушенно гудит. Кто слушает вполуха, а кто и вполголоса рассказывает анекдоты.
      Эдуард Нордман пишет записку и просит слова.
      - О какой принципиальности можно говорить, если бюро ЦК КПБ необдуманно выдвигает руководящие кадры, представляет к орденам и высоким званиям?! – зал притих, не ожидали такого. – Алексей Клещев был оставлен в тылу врага членом Пинского подпольного обкома КП (б) Б.  Но он ушел в родную деревню, отрастил бороду, а затем оказался в комфортабельной «землянке» гостиницы «Москва»! Ему присвоили звание генерал-майора, а затем и Героя Советского Союза. За что? Он и немца живого в глаза не видел!.. Главный снабженец Белорусского штаба партизанского движения – нарком торговли – ухитрился получить и орден Ленина, и даже орден Красного Знамени. Не выходя из комфортабельной «землянки» гостиницы «Москва»!..
      Председатель Совета Министров Белорусской ССР Кирилл Мазуров, в перерыве пленума, скажет в узком кругу:
      - Не умрет Нордман своей смертью!..
                ***
      Однажды летом 1991 года неожиданно раздается звонок в квартире заместителя Председателя Государственного комитета СССР по иностранному туризму Эдуарда Нордмана.
      - Эдуард Болесловович?!..
      - Да! – отвечает Нордман.
      - Будете разговаривать с председателем КГБ Владимиром Александровичем Крючковым. Соединяем…
      Разговор продолжается на Лубянке. Крючков нажимает потайную кнопку, и Нордман слышит в динамике собственный голос: «В последнее время никто не может взять в толк, куда ведет страну Горбачев?.. Кем вы себя окружили, какими людьми? Яковлев, Медведев и академик Шаталин – больно смотреть… Раиса Максимовна, неужели вы не понимаете, что вы докатитесь до румынского варианта. Вы хотите участи Чаушеску?!»…
      - Ты же – генерал КГБ! – восклицает председатель КГБ. – Как ты мог себе позволить ЭТО выговаривать супруге Президента СССР, Генерального секретаря ЦК КПСС?!.. Да еще по телефону?!..
      -  Я знаю их с тех времен, когда Раиса Максимовна была преподавателем научного коммунизма в Ставрпольском сельхозинституте. Они даже не имели тогда финского домика – дачи! А что творят сейчас?! – Нордман не рассчитывал на поддержку человека, 1924 года рождения, который не понюхав пороха, сделал карьеру в системе КГБ. И все же!
      - Эдуард Болеславович! Вы лично, будучи начальником Ставропольского краевого управления КГБ, рекомендовали от ОРГАНОВ Михаила Сергеевича на должность Первого секретаря крайкома партии! – приводит убийственный довод Александр Крючков. 
      Крыть было нечем. И легендарный чекист,  которому в свое время сам Кирилл Мазуров прочил неестественную смерть, промолчал.
      В машине Эдуард Нордман вспоминает эпизоды, которые были тесно связаны с судьбой загадочного человека столетия - «ГОРБИ». 
      1966 года. Он получает конфиденциальное поручение заместителя председателя КГБ СССР по кадрам А.И. Перепелицина подобрать кандидатуру на должность начальника УКГБ  по Ставропольскому краю. В Ставрополе партизанский его товарищ Николай Лыжин, долго работавший секретарем крайкома по кадрам, посоветовал присмотреться  к Михаилу Горбачеву, секретарю горкома КПСС. Когда эту кандидатуру рекомендовали тогдашнему председателю КГБ СССР В.Е. Семичастному, тот отверг ее категорически: «Не подойдет. Не показывайте больше эту кандидатуру!»
       1970 год. Первый заместитель председателя КГБ СССР Семен Цвигун вызывает Эдуарда  Нордмана в Москву из Ставрополя.
      - Кого ты видишь первым секретарем  крайкома? – задает вопрос генерал-полковник, который был женат на сестре жены Л.И. Брежнева. – Леонид Ильич интересуется!
      -  Михаила Сергеевича Горбачева! – не задумываясь, отвечает начальник УКГБ  по Ставропольскому краю. - Заботится о развитии экономики края. Поддерживает и подхватывает добрые инициативы. Подготовит ему аппарат материал, напишет «болванку». Он это прочитает, осмыслит. Закроется на несколько дней в кабинете и тогда диктует стенографистке свой текст. Который затем обсуждается коллегиально!
      - Все секретари обкомов Коммунистической партии так поступают! – несколько грубовато прерывает Семен Цвигун. – Говори по существу!..
      - В Домбае, за завтраком, разгорелась дискуссия об отчислении в союзный фонд. Иван Кэбин, эстонец, вскипел: - Как я могу сдерживать в республике национализм, если эстонец потребляет мяса меньше, чем в 1940 году?!..
      Горбачев взрывается: - Не пугайте эстонским национализмом. Вы никогда не задумывались о русском национализме? Если он проснется, всем будет плохо!..
      - Пиши! – пододвигает Семен Цвигун чистый лист бумаги. 
                ***
           Человек из легенды Эдуард Нордман стоит на перроне Брестского вокзала и машет Ивану Некудышневу рукой, которая подписала объективку на человека, который впоследствии перевернет уклад жизни Сверхдержавы – СССР. И всего мира!..
      Режиссер «ВОЕН-ТВ» заходит в купе и занимает место знаменитого партизана, генерала КГБ.
 (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)    

      
    


Рецензии