Отдых в стране Советов

Отдых в Стране Советов
  Вечером мне позвонил Марк - весельчак и повеса.   Он спросил:

- Куда ты пропал, не хочу ли я провести свой отпуск с ним в его родной Беларуссии.
- Что же там нам делать, собирать грибы в лесу?
- Там можно купаться в речке Припять, загорать, собирать ягоды, ловить рыбку, возьмем детей. Я уже договорился с Валей Крангаузом и заготовил сеть для ловли вкуснейшей речной рыбки. Поживем в Наровле - еврейском местечке, попьем молочка из под коровки. Наровля - это районный цетр Гомельской области, родовое шляхетское гнездо рода Оскерков.  Скучно не будет!
Я согласился, потому что его лёгкое, озорное отношение к жизни всегда доставляло мне удовольствие. Так называемый “дикий, неорганизованный турагенствами” туризм был широко распространен  в стране. Но мы брали с собой детей, поэтому я спросил Марка:
- Где нам придется жить?”
- Поживем в городской гостинице.
- Марк разве ты не знаешь, что в любой гостинице навечно давно приколочено объявление: ” Мест нет!”
- Это для таких олухов, как ты, мест нет, а я послал в гостиницу телеграмму:
”Забронировать с такого-то числа семь мест для московской делегации“ и подписался: секретарь Гомельского  обкома.
Сомнение в эффективности такой телеграммы меня не покидали, и я понимал что с таким озорным пpоходимцем не пропадешь.
Мы приехали в Наровлю. Начали спрашивать у прохожих, где у них гостиница. Никто не знал. Наконец, какой-то забулдыга догадался:
- Это, наверное,  дом для отдыха шоферов дальних рейсов.
Дом отдыха для шоферов был небольшим двухэтажным зданием. Мы все ввалились с чемоданами и детьми в гостевой зал, где стояла только одна  грубая скамья. Марк пошел искать администратора “гостиницы”. Какая-то старуха в засаленом фартуке вышла к нам и, увидев детей, заявила:
-  У меня мест нет!
- Вы же должны были приготовить места в соответствие с распоряжением обкома партии. Разве Вы не получали телеграммы?.
- Была какая- то бумажка, была, но куда я дену шоферов. Хотя они вечером напьются и переночуют под забором или на сеновале. Ведь сейчас лето. Идите наверх.
Все три наши семьи расположились в комнате без мебели, но с пятью ржавыми кроватями покрытыми соломенными тюфяками.
Гостиничный номер имел только одно удобство: окно с видом на пыльную дорогу.
Чуть позже пришли шофера, покорно забрали свои вещи и отнесли их в кладовку. У этих неприхотливых людей большой нужды в кровле над головой очевидно не было.
-Теперь не плохо бы подзакусить,- предложил Марк. Я полез в рюкзак за московской провизией.
- Нет! Надо осваиваться на местности. Я заметил столовую недалеко от реки. Там, наверняка, есть свежая речная рыбка. Я уже чувствую ее хрустящую корочку.
В столовой не было народу. Ассортимент блюд оказался таким убогим, что настроение у нас сразу упало: стоило ли вообще так далеко ехать, чтоб жевать перловую кашу.  Но Марк пошел прямо на кухню к так называемому шеф-повару. Из кухни выбежал мальчишка, куда-то побежал и вернулся с ведром сверкающей серебром плотвы. Через полчаса корочка свежей плотвы  хрустела у нас на зубах:

 - Марк, ты волшебник!
 Дети довольно облизывали свои губы.
- Вы решили, что я постоянно Вас буду так кормить? Сегодня же вечером идём на работу, будем сами рыбачить. Я привез рыболовецкую сеть. Днем сетью ловить нельзя: здесь рыбоохранная зона.
Вечером наши  браконьеры растянули на берегу Припяти сеть и заспорили кому лезть в воду и тянуть сеть по дну реки. Вода реки пугала своей ночной чернотой. Конечно, Марк остался на берегу якобы для того, чтоб выслеживать появление рыбинспектора. С берега доносилась его издевательские замечания:

- Валя, заходи глубже, не утонешь! Два еврея тянут сети, как один антисемит.
        Ой! Ой! Чьи это ноги торчат из воды?
Вместо рыбы Вы тянете утопленника! Я думал, что Вы поймаете мне золотую рыбку.Но золотая рыбка клюет только у золотого рыбака!
- Зачем тебе золотая рыбка? У тебя итак все есть!
- Я учу английский язык, а английские слова не запоминаются. Вот я и рассчитывал на ее помощь. Да вижу, что на Вас надеяться нельзя. Вон Леня уже тянет сеть совсем у самого берега!
Понимая, что никакого утопленника нет, это очередная шутка, тем не менее у меня  возникло желание все бросить и выскочить из воды. Вдруг я почувствовал, что сеть  действительно стало тяжело тянуть. Теперь слова Марка о торчащих ногах показались реальностью и я трусливо выбежал из реки. Мы выбрали сеть. В ней не было ни одной рыбки, но полно камней. Пришлось отказаться от заманчивой идеи питаться своей добычей.
В гостинице нас встретила жена Марка, Таня. Она была рада нашему удрученному виду:


 
(копия)

- Слава Богу, не вляпались в конфликт с рыбоохраной, да и мне не надо готовить рыбу на всю ораву.

- Молодец, Таня! Не ворчит по поводу того, что мы                остались без рыбы. Моя Лариса бы три дня со мной не разговарива бы!
            
- Если бы государства управлялись женщинами, то воин                не было бы, но множество стран не разговаривали бы друг с другом, а другие страны болтали бы между собой о моде.
 
Утром Марк нас поднял:

-В такой тесноте жить невозможно. Пошли искать тебе и Вале Кронгаузу квартиры. Англичане уходят, не прощаясь, а евреи прощаются и не уходят.
 Утро было прохладным, солнышко своими косыми лучами ещё не успело нагреть землю. Мы шли вдоль главной улицы Наровли по росистой траве, не решаясь погрузить ноги в глубину пыли дороги.

- На главной улице живет начальство. Надо пройти на боковые улицы ближе к окраине. Там живут семьи, которые содержат скот. Им проще устроить на ночлег еще пару поросят. Вот хороший дом, пахнет парным молочком. Заходи с дочкой,- предложил мне Марк.
Навстречу нам вышел средних лет мужчина. Марк его очень быстро уговорил принять нас. Я  сбегал за своим чемоданом и дочкой. Не помню как звали хозяина, но фамилия его была Фридман. Он постоянно что-то чинил, стругал, заготовливал дрова на зиму. Eго дочка, чуть старше моей, уже мыла полы, помогала матери, доила корову вечером. До наступления фашистов в Белоруссию Наровля была зажиточным еврейским местечком.
Увы! Дочь хозяина не стала для моей дочери примером трудолюбия. Я вытащил из чемодана вечером школьную тетрадку и карандаш, усадил дочку за стол и начал диктовать ей диктант. Мне хотелось улучшить её школьные “успехи”.
- Пиши: по золотистому полю спелой пшеницы двигались трактора. Почему ты пишешь:” трактура”?  Как надо написать?
- Трактыра.
- Почему “трактыра”, когда я ясно говорю: “трактора”.
- Потому что есть проверочное слово. Вчера я сама слышала, как подъехал трактор к гостинице и гудел: “тыр, тыр, тыр”.
Я не стал ломать веру дочки в правило проверочного слова. Пусть хоть какие-то опорные правила останутся в её головке.
- И почему Господь сделал женщин красивыми и глупыми?
Красивыми, чтоб мы их полюбили, а глупыми, чтоб они могли полюбить нас!
Дочь хозяина познакомила нас с ягодными и грибными местами, а папа объяснил как можно наловить рыбу без удочки.  Припять весной разливается. Когда вода в реке спадает, то образуются старицы - мелкие озерца.  В этих лужаx и плавает попавшая в ловушку природы рыбка. Щука и карась становятся братьями по несчастью. Лужи эти быстро прогреваются солнцем и рыбки задыхаются. Для них попасть в наши  полиэтиленовые мешки было наилучшим выходом из тупиковой ситуации рыбьей жизни.
Собирать желтые упругие грибы-лисички было одно удовольствие,- так много их было в одном грибном месте. Огромная сковорода хозяина помогала нам справиться с лесной добычей. Хуже было с земляникой. За ней нужно было наклоняться, но детям большого труда процесс сбора земляники не доставлял. И  дни отпуска потекли  безмятежно.
Мой отпуск подошел к концу, я оставил своих друзей нежиться на берегах Припяти. Талант Марка-организатора наиболее ярко проявился, когда наступило время ехать из Наровли домой. Отпускной сезон кончился, настало время массового отъезда отдыхающих и организационных катастроф. Не было проездных билетов!
Находчивость Марка спасла положение. По Припяти раз в сутки проходил  речной кораблик ”Ракета”. Он шел  в Киев. В таком незначительном пункте кораблик не останавливался, так как пассажиров и хорошего причала  не было.
Марк приоделся. Cамоуверенности ему было не занимать:

- Я знаю чиновника наизусть и вижу его насквозь. Для него без бумажки ты букашка, а с бумажкой человек.

Он уверенно постучался в кабинет начальника речного хозяйства и представился:

- Академик Кнастер. Вот мое академическое удостоверение. Мне надо завтра срочно выехать на совещание по космическим проблемам. Прошу обеспечить меня и мою семью речным транспортом до Киева. Со мной ещё мой референт с сыном.

Чиновник повертел в руках красное удостоверение Марка, дающее ему право входа в Дом ученых академии наук (обладатель удостоверения заведывал там биллиардной секцией) и робко попросил паспорт. Фамилия в удостоверении и в паспорте совпали.
Добивших первого успеха, Марк попросил записать ему фамилию чиновника для объявления ему благодарности за содействие в важном государственном деле по обеспечению проведения совещания в Президиуме Академии Наук СССР.
Как все чиновники этот также привык к тому, что проситель идет к нему с рабским поклоном и с подарком. Этот же был самоуверен. Чиновник растерялся, но чтобы показать свою значимость неожиданному визитеру он попросил того выйти и вернуться за решением проблемы выезда через двадцать минут.  Скорее всего на всякий случай он позвонил в обком партии, а там также на всякий случай рекомендовали ему принять решение на его усмотрение. Осторожность - первое правило бюрократа, иначе не усидеть на хлебном месте.
И что же Вы думаете? На следующий день “Ракета” подошла к причалу и забрала озорника-проходимца со всей компанией на борт. Кораблик был полон людей, многие стояли на палубе, но столь почетным пассажирам принесли стулья. Риск не только благородное дело: кто не рискует, не пьет шампанское! Поиздеваться над испуганным чиновником это все равно как считать деньги в чужом кошельке, предварительно отобрав его у хозяина. Такое же удовольствие!


Рецензии