На помощь!

«Помогите!» Это был клич, способный развеять самый главный из устоявшихся мифов, когда-либо сотворённых человеком, иезуитскую ложь, гласящую: «Природа – мать».  Услышала ли эта матрона душераздирающий рёв одного из своих чад, пускай безмозглого, не рассчитав силы, отплывшего так далеко от берега? Но она, эта мадонна, ещё миллион лет назад впавшая в старческий маразм, и глазом не моргнула. Лоскуты облаков, словно платки обесчещенных корсарами девственниц, безхозно плыли по синему морю, опрокинутому вверх дном.  Вечное Светило, успев обратить пляж в пекло, тщетно пыталось ещё и вскипятить толстые слои воды. Редкие птицы, пролетающие над озером, как всегда, по неистребимой привычке путали его с беспошлинным ватерклозетом. И лишь ветер – гордый цыган, похоже, считал ниже своего достоинства присутствовать при казни, вершимой с молчаливого согласия слепоглухонемой  старой карги, нареченной людьми «матушкой».  «Помогите!» Любая тварь, имеющая уши, содрогнулась бы от этого неподражаемого зова, коему надлежало бы прозвучать разве что в Судный день; глухого вопля захлёбывающегося водой несчастного; крика, преисполненного великого ужаса и отчаяния.

Пляж облекла жуть. Разом оглянулись на озеро все, кто только лежал, сидел или гулял на песчаном берегу безмятежного, ласкающего взор водоёма. Вскочили даже женщины – существа, которые чем слабее, тем отзывчивее; и дети на несколько минут забыли о своих сказочных замках и башенках. Но лишь трое или четверо бестрепетных шальных парней из полуобнажённой ватаги растерянных от взрывной неожиданности отдыхающих, не раздумывая, кинулись в воду. В их числе был и ваш покорный слуга.

В воде я чувствовал себя молодым дельфином; не только хорошо плавал, но и умел задерживать дыхание  все четыре минуты. Спасать мне кого-либо ещё не доводилось, однако прекрасно знал, как укрощать обезумевших от страха тонущих слонов, дабы не пойти ко дну вместе с ними без предварительного согласия хотя бы одной из сторон.

Оставив далеко позади соперников по импровизированному турниру за звание «Спасатель утопающих», я подплыл к бедствующему достаточно близко, чтобы отчетливо видеть барахтающиеся руки, искажённое лицо и глаза, способные навеять тоску и на самого беспечного кита. Это был тот миг, когда спасателю нужно набрать в лёгкие воздуха, сколько только влезет, и нырнуть – подплыть вплотную к заветной цели следует сугубо под водой и сзади. Боже упаси быть замеченным утопающим!.. Как только взору Ихтиандра представятся  трепыхающиеся ноги и спина, пора вынырнуть. Затем надо откинуть голову незадачливого пловца назад так, чтобы брюхо страдальца оказывалось на поверхности воды; левой рукой обхватывать его шею, как бы обезвреживая вражеского часового. А потом… Впрочем, если кому любопытно, сведений о том, как всё это делается, в интернете хоть отбавляй; пусть просветится – мало ли что… На обратном пути к нам примкнули мои дублёры – экс-претенденты на титул чемпиона по плаванию, безропотно принявшие на себя скромную обязанность плавучих собак-конвоиров. В их сопровождении я доставил потерпевшего на берег в целости и сохранности;  не пришлось даже откачивать его. С некоторым усилием выкашляв остатки воды, бедолага вскоре оправился. Несколько человек из собравшейся вокруг нас толпы похлопали в ладошки, заодно и мне по плечу; прозвучали сочувственные и хвалебные слова. Опьянённый впервые испытываемым чувством, я вдруг понял, что теперь мне следует превратиться в скромнягу. Супруга несостоявшегося утопленника, обтирая мохнатым полотенцем утихомирившегося гиппопотама, пару раз мельком взглянула на меня, вероятно, пытаясь вычислить по плавкам социальный статус непрошеного спасателя; особой такой радости на её лице я не приметил. Кто-то протянул бутылку пива – вручил кубок победителю; я усмехнулся: вряд ли мог теперь взять в рот какую-либо жидкость ранее, чем через год.

Человек спасён от гибели – нет чувства, сильнее и возвышеннее, чем сознание того, что это сделал ты. Ног под собой я не чуял – не иначе как  раздулся от  гордости так, что, наверное, любой желающий мог бы отправиться на мне в кругосветное воздушное путешествие. Вернувшись на облюбованный мной участок песка, лёг на живот и, пытаясь успокоиться, взял в руку сборник рассказов О.Генри. Но не тут-то было.  Слегка покашливая, подошёл хорошо одетый, солидный мужчина вкупе с той флегматичной дамой. «А вот он», —  сказала она. Я медленно поднялся и приготовился принимать слова благодарности и подобающе на них отвечать. 

— Спасибо. Не знаю, что на меня нашло, не заметил, как далеко отплыл… А тут вдруг ноги окоченели.  Оглянувшись назад, так запаниковал!.. Если бы вы чуточку замешкались, моя лучшая половина очумела бы от счастья. — Мужчина приятно улыбнулся.

—  Не стоит благодарности. Если не я, кто-то другой сделал бы то же самое.

— Но спасли меня вы. — Он вынул из портмоне стодолларовую банкноту. — Жизнь на суше  приятнее, чем на воде, тем более – под водой, согласны?

— Да ладно, что вы.

— Берите, берите. На одну зарплату сейчас разве проживёшь.

— Пожалуйста, не смущайте меня, не могу. Признаюсь, вне себя от радости, что помог вам… Поймите, это только всё испортит, — я кивком указал на его руку, в которой едва заметно дрожала банкнота.

— Да не возьмёт он, — поддержала меня супруга спасённого.

— Вот вы какой. — Лицо мужчины вновь облагородила тёплая улыбка. — Даже странно как-то… Извините за любопытство, у вас оклад?

— Оплата у меня сдельная.

— Как это? — неподдельно удивился мужчина. — Не хотите ли вы сказать, что здесь люди тонут пачками каждый божий день?.. Интересно, сколько вам платят за спасённую голову? Или я не так вас понял?

— Да. На заводе я работаю. Не спасатель.

Мужчина озадаченно посмотрел на супругу, которая в ответ пожала плечами.

— Вот оно что... —  искренне смутился он. — Ей-богу, извините. Надо же, как сплоховал. Хм-м… Простите ещё раз. Не откажите в любезности. Пожалуйста. — Вытащил ещё две стодолларовые бумажки.

— Да будет вам. — Я невольно сделал шаг назад.

Мужик подошёл ко мне так близко, будто хотел обнять, и спросил шёпотом:

— А сколько вы просите?.. Говорите, не стесняйтесь, дело хозяйское.

Подумалось, что мне предстоит заново учиться говорить. В изумлении посмотрел собеседнику в глаза. А ему хоть бы  хны.

— Ну, говорите, говорите же. — Он закашлялся. — Думаю, не помешает показаться врачу. На всякий случай. Не хотел бы и у вас отнимать времени. — Вынул ещё пару зелёных. — Пятьсот баксов – цена неплохая за получасовую работу, полагаю. Но вы это заслужили. И я признателен вам.

Несколько зевак, которые следили за нашим разговором, отвернулись.

— Кажется, мы друг друга не понимаем. Попросил бы вас положить деньги обратно.

Теперь, вроде, он что-то уразумел.

— И в правду не возьмёте?

— Извините, не могу.

— Но вы же… спасли меня… почему-то… Совершили поступок, который  не каждому под силу. С детства меня учили, что всякая работа, любое доброе дело должно быть вознаграждено… Не понимаю, что в этом зазорного?
 
— Я сделал то, что мог, что нужно было сделать. Потому что это нормально, и в этом нет ничего удивительного. — Я демонстративно лёг на спину и прикрыл лицо книгой.

— Ладно, пойдём, — сказала  дама мужу. — Спасибо ещё раз, молодой человек.

Я вспомнил о бутылке пива. Открыл  её и, присосавшись к горлышку, опорожнил. Прежний кайф словно ветром сдуло. Люди стали какие-то не такие…

Тут мужик, весь уже вспотевший, внезапно вернулся и сунул мне под руку охапку денег:

— Ну, что ты ломаешься-то, парень? Я уже не дитя, меня не обштопаешь. Даром только сыр в мышеловке. И не надо клевать мне мозги!.. Впрочем, вот тебе моя визитка. Если что, я смогу расплатиться ещё не с одним таким героем. Оставаться в долгу – не мой стиль.

Спина уходящего господина была не менее представительна, чем его фасад.

«А парень-то, оказывается, себе на уме. Ишь как умеючи обкорнал шерсть этого жирного барана», – услышал я чей-то голос.

Поднял с песка одну из грязновато-зелёных бумажек. Бесстрастный взгляд Бенжамина Франклина и тот внушал мне: «Все в порядке, все правильно».


Рецензии
В-о-о-т!.. Вот что я искал у Вас, Агзам! Вы опять показали читателю изначальный конфликт между сутью человека, созданного по образу и подобию божьего и современной человеческой цивилизации, существующей по законам и правилам ведения бизнеса. Встретились две противоположности: человек (в рассказе он действует от имени первого лица) и некий едва не утонувший бизнесмен, которого человек вовремя вытащил из воды. Встретились два странных друг для друга мира, обладающих разным восприятием реальности.

Один из них - обычный человек, живущий от зарплаты до зарплаты, читающий бесполезные книжки.

Второй - успешный даже процветающий (по всей видимости) предприниматель, типичный продукт общества потребления, где царствуют товарно-денежные отношения.

Бизнесмен отлично понимает законы своего социума (ты - мне, я - тебе) но тут он впервые сталкивается с ситуацией, понять которою не в состоянии. С его точки зрения мир делится лишь на имущих и неимущих.

Деньги - вот основная цель существования и цель жизни. На них приобретается все: положение в обществе, бытовой комфорт, красивая, правда, нелюбящая жена (но это не имеет никакого значения, так как красивая женщина для бизнесмена - только необходимый атрибут, выполняющий представительские функции). Все это имеет свою цену и стоимость. Разумеется, стоит денег и спасение чьей-то жизни, в данном случае - жизни самого бизнесмена. Сто долларов... А что?.. Хорошая же цена за получасовые хлопоты!.. Отказываетесь?.. Хм-м... Разумеется, мало! Я-то стою больше!

Агзам, я в полном восторге от дальнейшей пикировки героев.

Бизнесмен явно не понимает своего спасителя, ведь есть правила, по которым устроена современная жизнь... И правила эти должны свято соблюдаться: оказал услугу - назови цену и получи положенное...

Бизнесмен начинает пугаться.

Пятьсот баксов!..

А человек не хочет брать!

Бизнесмен никак не может понять, что прийти на помощь ближнему в трудную минуту - это нормально, это обычно для человека, и что это нельзя оценивать в денежном эквиваленте!

Подсознательно бизнесмен чувствует, что столкнулся с чем-то, что неизмеримо выше его, выше законов его среды, где царит культ денег.

Он не понимает происходящего. Он унижен, уничтожен и раздавлен абсурдностью ситуации. Он уходит в смятении, в полной панике от собственного бессилия, от бессилия его великого божества - золотого тельца!

Великолепно, Агзам!

Спасибо за публикацию!

С уважением!

Александр Халуторных   29.02.2020 12:33     Заявить о нарушении
Спасибо Вам огромное, Александр, за внимание и столь тёплый, благоприятный отзыв!

Прочитав его, я, конечно, очень обрадовался… и в то же время подумал: неужели мой рассказик так хорош? дай-ка перечитаю…

Описательная часть, изобилующая вымученными тропами, стилистическими и, возможно, более грубыми погрешностями и словесной шелухой, ввергла меня в унынье. Впечатление такое, словно эта часть и диалоги написаны разными авторами. И связь меж первой и второй ощущается лишь умозрительно, и то с трудом. Этот неприятный момент косвенно подтверждается и Вашим отзывом, где Вы коснулись только диалоговой части.

Скажу без ложной скромности: я всегда знал, отчего так получается. Бессюжетность – вот причина происхождения псевдорассказов, словесного беспредела. А когда есть сюжет, каждое лишнее слово как на ладони и тут же из текста изымается. Бессюжетные вещи меня, извините, просто бесят. Но тут… никак бес меня попутал. Что поделаешь, трудно придумать хороший сюжет.

Как бы то ни было, Вы восприняли мою задумку (пускай без должной реализации) именно так, как мне хотелось. И ваше исчерпывающее «пояснение» привело меня в детский восторг.

С признательностью,

Агзам Камилов   29.02.2020 16:27   Заявить о нарушении
Агзам, Вы очень строги к себе! Конечно, в любом тексте можно отыскать погрешности (но, если из видит сам автор - то это только свидетельствует, что он растет как литератор с каждым новым произведением!) Я тоже иногда перечитываю свои ранние вещи и не могу не морщиться от их несовершенств. И это нормально!

Однако, общее впечатление от прочитанного, если рассказ стоящий, не может испортить небольшая шероховатость текста.

Можете писать лучше? Так пишите на здоровье!

С уважением!

Александр Халуторных   29.02.2020 18:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.