Холодные размышления о самых жгучих проблемах

Почему?

   Нас все больше начинает волновать и озадачивать: почему миллионы людей на земле до сих пор лишены условий, гарантирующих социальное и интеллектуальное равноправие? Почему несмотря на такое изобилие товаров и продуктов миллионы людей на земле еле сводят концы с концами, живут на уровне прожиточного минимума и даже в нищете?
  Какая сила порождает национальное, социальное, политическое, духовное и нравственное противостояние народов? Почему, прекрасно понимая, что войны – это дикость, безбожность, бесчеловечность, бессмысленность, мы упорно создаем все новые и новые средства ведения войн, демонстративно готовимся к ним, торгуем оружием, как самым необходимым средством существования?
   Почему в нашей жизни, вопреки всем нашим материальным и духовным возможностям, жить дружно, красиво, благородно, творится столько гадостей, мерзостей, лицемерия, цинизма, преступности, что наше сознание начинает будоражить ощущение того, что «человек – это самое страшное существо на земле», что «в политике нет ничего человеческого».
   Но ведь большинство в мире – это нормальные, хорошие, как мы говорим, добрые люди. Сколько мужества, героизма, самоотверженности в выполнении своего человеческого долга! Сколько благородных, гуманных, так нужных человечеству открытий во все сферах жизни! Сколько прекрасного в искусстве, как благородны наши нравственные идеалы! И все это для человека, во имя человека и все это сделал человек. Но почему же при всем нашем желании, при всех наших потугах и ухищрениях мы не можем сделать нашу жизнь разумной, достойной нашей чести и наших желаний? Почему мы сумели совершить такой гигантский скачок в области научно-технического прогресса? И почему мы так мучительно долго бьемся над совершенствованием наших общественных отношений? Что мешает нам подняться до таких интеллектуальных и нравственных высот, чтобы слово ЧЕЛОВЕК ЗАЗВУЧАЛО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ГОРДО? Чтобы каждый из нас был не просто примат в человеческом облике, а ЧЕЛОВЕК – величайшее творение природы, которое живет не по велению инстинктов и страстей, не по воле близорукого рассудка, а по хорошо известным нам законам разума? И теоретически, и духовно мы знаем ответы на эти вопросы, но… почему же мы юлим нашими душами и избегаем конкретных, объективных, не по-сатанински, а по-божески разумных ответов? И не улучшаем жизнь в соответствии с ними?
   Дорогие мои люди, вот я и хочу откровенно, доверительно, на равных поговорить с вами на эту тему, не опираясь на постулаты социологии, политической и религиозной философии и морали. Все эти общественные теории, умозаключения выдуманы людьми, а мы с вами поговорим о том, что «выдумано» самой природой, породившей нас. Я не предложу вам амбициозных прожектов изменить существующий порядок вещей. Я просто назову вам то, что в моем понимании является истоком всех жизненных проявлений. Моя концепция ничего не отрицает ни в науках, ни в философиях, ни в религиях, ни в нравственности. Я, может быть, и не скажу ничего нового для вас: вы наверняка догадываетесь об этом, но… На эту тему наложено негласное табу, и наше личное (потому что эта истина неприятна нам) и общественное (потому что это противоречит общественным установкам). Но жизнь настоятельно продвигает это во главу угла и, с моей точки зрения, в самом недалеком будущем оно станет отправной точкой нашего миропонимания и осознания крайней необходимости преображения всех нынешних постулатов жизни.

ЗАГАДКА  ПРИРОДЫ

Человек, как оторвавшаяся от земли птица, стремится вперед и выше, выше и вперед. Мечты и надежды свои он претворяет в действительность: экспериментирует, конструирует, строит, испытывает, совершенствует, создает все новые и новые творения, открывает новые закономерности, создает невиданные в природе материалы, преумножает свое могущество, становясь властелином природы и при этом оставаясь самим собой, таким, каким он был и 10, и 20, и 50 веков тому назад. Странно, загадочно – не правда ли?
  Так откуда же у него столько сил, энергии, терпения и желания? Что движет им? И зачем ему все это нужно? Что является той движущей силой, которая не только не иссякает, а наоборот возрастает, преумножается вместе с ростом ее потребности? А потребности все растут и растут, и эта таинственная сила не только растет вместе с ними, но и опережает их, зовет человека в новые дали и выси. И самое поразительное в этом то, что эта преобразующая мир силища всего-то на всего даже не материя и не орган в человеческом теле. Человек это непознаваемо сложное творение природы, многогранное, неизмеримое никакими параметрами, никакими материальными и интеллектуальными величинами. Каждый человек в его физиологическом, психическом, духовном «содержании» и проявлении – это обособленный мир со своим величием и ничтожеством, со своим духовным богатством и нищетой, с прекрасным и безобразным, с добром и злом, со своими тайнами, замыслами, расчетами и оценками. И тем не менее и внешнее, и внутреннее несходство, непохожесть людей друг на друга, их личные судьбы, их место в социальной структуре определяются главным образом этой «таинственной» силой. Верующие считают, что это божья воля, некоторые философы – что это результат воздействия космических сил. Наиболее близки к истине прагматики, считающие что этой силой является человеческий разум.
   Не будем торопиться с оценкой объективности этого заключения. Отметим лишь только тот неоспоримый факт, что разум появился не вместе с «сотворением» человека. Если бы человек появился на свет божий разумным, он не стал бы прозябать в пещерах, не стал бы людоедом и варваром и строил бы не рабство, а коммунизм. Так что давайте вместе поразмышляем над тем, что же такое разум и насколько это (для нас красивое и гордое) определение отвечает действительности.
               
НЕПРИЗНАННЫЙ ГЕНИЙ

«Человек – существо разумное», « человеческий разум» - эти понятия привычны и хорошо известны нам как «высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически и творчески мыслить». Но дело в том, что в своем познании мира человеческий разум поднялся уже не на одну ступень и высшая ступень где-то впереди и выше. Каждая ступень – это не только объем познания, но и новое качество познания. В своей повседневной (в том числе и в научной) практике мы логически мыслим уже известными нам понятиями, чаще всего компилируем, медленно совершенствуя устоявшиеся комбинации наших представлений. Наиболее ярко это проявляется в общественных науках. Уметь логически мыслить и быть разумным – в моем понимании – вещи неравноценные. Наши личные «будничные» житейские ошибки и огромные общественные просчеты – это ведь тоже результат логического и творческого мышления. Разум – это не просто тонкий, изощренный, надрессированный ум, который легко и успешно оперирует известными понятиями и предопределяет взаимодействие типичных явлений. Разум – это способность выходить за пределы привычных понятий, открывать новые закономерности, видеть пути, уходящие за горизонт господствующего миропонимания. Если рассматривать разум с позиций его общественной значимости, то главным его качеством должна быть свобода от социальной обусловленности и ограниченности.
   Наш сегодняшний общественный разум – как орудие познания и управления бытием – слишком мягок, податлив и неустойчив. У нас нет ясного, четкого, объективного мировоззрения: мы мечемся между материализмом, идеализмом и религиозной мистикой. У нас нет научно обоснованной системы социальных и межгосударственных отношений и т. п. И как следствие этого – Содом и Гоморра в сознании и поступках как на чисто житейском, так и на геополитическом уровне – непредсказуемость и неуправляемость многих явлений.
   Итак, разум – это не абсолютная величина, это понятие относительное, многостороннее и многоступенчатое. К современным вершинам разума (и то лишь в той или иной сфере познания) поднимаются немногие. Основная масса мудрствует на уровне полученного образования, социальной и бытовой дрессировки, на уровне рассудка, здравого смысла, на уровне сегодняшнего мировоззрения. Конечно, способности человеческого разума неизмеримы, но возможности его ограничены и материально, и социально, и политически, и духовно. Наш сегодняшний общественный интеллект не соответствует нашим материальным и духовным возможностям. Если бы наша жизнь управлялась разумом, как высшей категорией познания, абсолютной способностью предвидения результатов нашей жизнедеятельности, у нас не было бы кризисов, дефолтов, войн, революций. У нас не было бы таких диспропорций в национальных, государственных, социальных, политических, правовых и других жизненных сферах. Так что нашего нынешнего «образования» недостаточно для того, чтобы считать себя разумными. Мы просто образованы по типу и подобию образцов сегодняшнего дня. А современная обстановка в мире уже требует других образов и образцов.
   Итак, наш разум – это еще не признанный жизнью гений, не избранный нами вождь, не всемогущий наш бог, который способен оказывать решающее влияние на все наши восприятия действительности.

ПЕРВЫЕ ЗАКОНЫ ЖИЗНИ

   Уважаемые мои читатели, мы с вами достаточно обстоятельно поразмышляли и в какой-то мере убедили себя в том, что разум – очень важная составная часть какой-то энергии и какой-то силы, которая движет нами. И что эта движущая сила – не единичные обособленные разовые проявления, а целый комплекс непрерывных воздействий, формирующих нашу натуру, наш образ жизни. А что такое жизнь?
   Жизнь каждого человека (так же как и каждого живого существа) – это неизбежное постоянное стремление к удовлетворению своих прежде всего физиологических потребностей. У любого вида живых существ и у наших первобытных предков господствовали только физиологические потребности. Главную роль в этом процессе играли инстинкты и формирующиеся рефлексы, тысячами тысяч лет наполняясь не только физиологическими, но и чувственными» интеллектуальными» и «духовными» потребностями и желаниями. Именно они были есть и будут остовом всех  живых существ и, разумеется, человека. Подсознательное, а потом и сознательное мышление формировалось у первобытных тысячелетиями. И первобытное сознание играло подсобную роль в совершенствовании условий удовлетворения физиологических потребностей. В условиях неизбежной борьбы за существование определяющую роль играла сила – чисто физическая, мускульная и здоровье организма, а «интеллект» был лишь слабеньким подсобным инструментом.
   Разные физические и физиологические возможности индивидов и, естественно, разные материальные условия существования порождали разные чувственные восприятия и отношения и разные ответные реакции, оценки происходящего. Каждое живое существо тех эпох было обусловлено и ограничено своим индивидуализмом ибо на нем на одном лежала вся ответственность за его собственную жизнь. И он в первую очередь болел за себя и всеми силами боролся за свою жизнь. И это было главным, первым, всеопределяющим в его поневоле эгоистичной натуре. Любой  живой индивид рождается, живет и умирает один. Он только ступает в определенные отношения с другими такими же и не такими же индивидами. Они живут в окружающем их мире, в условиях, которые «нравятся» и «не нравятся»им. И еще совершенно «безмозглые», бессмысленные они вынуждены искать то, что для них удобно, выгодно, что соответствует их состоянию, что позволяет им жить «комфортно». Они вынуждены были приспосабливаться к окружающей среде и друг к другу. Особенно друг к другу. Они могли нравиться и не нравиться друг другу. Они могли мирно сосуществовать в благоприятной обстановке, они же могли и «воевать» друг с другом. Они могли и оберегать, и пожирать друг друга. Они вынуждены были двуличить, лицемерить, хитрить, обманывать, выгадывать для защиты своих интересов, для своей выгоды. Жизнь с самого начала возникновения живых существ наполняла их эгоизмом – биологической энергией жизни.
   Уважаемые читатели, добрые люди, вы не могли на секунду не увидеть в этом «зеркале» самих себя, всех окружающих и характер современной жизни. Но вы тут же отвергли это впечатление: оно слишком неприятно, унизительно и оскорбительно для нашего самолюбия, то бишь, для нашего эгоизма. В нашем привычном понимании эгоист – это просто такой нехороший человек, который
Все измеряет только выгодой для себя, даже среди своих. А так ли это узко и просто это понятие? И действительно ли это качество присуще лишь некоторым, отдельным людям? Биологическая жизнь – это эволюционный прогресс полный противоречий, противостояний, противоборства, нескончаемой и многогранной борьбы за приобретение благоприятных условий существования. В этих условиях, в этой «атмосфере» и формировался чисто биологический, неосознаваемый эгоизм как энергия, как сила жизни, как инстинкт выживания. Именно в этих первобытных условиях существования формировался такой сложный, противоречивый физиологический, чувственный и духовный остов человека стержень, основа его будущих интеллектуально-нравственных возможностей. Это и были первые понятия, первые нормы, первые правила, первые законы. Они не были плодами разума, они были непроизвольными выводами из объективных условий жизни. И эта закономерность и сейчас обусловлена преимущественно характером жизни. Не разум диктует законы, а жизнь. Разум лишь 2сочиняет», корректирует законы, наиболее расчетливо, наиболее эгоистично, наиболее выгодно «подгоняя» их к жизненным ситуациям, к социальным интересам.
      
ОСТОВ ЛИЧНОСТИ

   Изобретение орудий труда, их постоянное совершенствование, разделение труда, товарообмен, деньги, торговля, механизация производства, изменение форм собственности привело к формированию в обществе различных профессионально- социальных слоев, классов и в конечном итоге – государства со своими силовыми структурами. Борьба за существование приняла не только биологический, но и социальный, классовый характер. У людей, кроме биологических инстинктов и рефлексов, формировались и социальные потребности, интересы и привычки. Биологические темпераменты тесно взаимодействовали с социальными характерами поведения. Весь этот сложный процесс, длившийся тысячелетия, чисто биологическое существо преобразовал в человека, в существо социально-биологическое, в личность со своими интеллектуально-духовными качествами и потребностями, со своей социальной значимостью. Таким образом, его биологическая энергия, его биологический эгоизм получил мощную материальную, интеллектуальную, правовую и духовную поддержку. И теперь становым хребтом, движущей силой каждого человека стал его уже социально-биологический эгоизм. Формы и виды его проявления настолько многообразны, настолько неисчерпаемы и так запросто неуловимы и необъятны, как необъятна сама жизнь. Социально-биологический эгоизм – это не просто характерная черта отдельных личностей, это все виды и формы, все проявления жизни, это характер существования всего человечества, его духовная сила. Это его история – предельно простая и предельно необъяснимая. Социально-биологический эгоизм вбирал в себя весь жизненный опыт, сознание, здравый рассудок, мудрость, достижения науки, плоды фантазии и творчества. Все, что мы называем разумом, он превратил в послушный инструмент, позволяющий ему подчинять своим интересам все материальные и социальные условия общественного существования. Результатом этого появились правила, нормы, законы, конституции, государственные органы, регулирующие общественные отношения в духе этого самого социально-биологического эгоизма. Этот эгоизм пронизал, наполнил и национальные, и государственные, и классовые, и политические, и духовные интересы. Но это не просто интересы, нет, это потребы в самом обнаженном, в самом прозаическом, в самом прагматичном проявлении. И именно эти эгоистические потребы, порой не знающие и не желающие знать никакой меры, порождают неизбежные противоречия, противостояния и даже кровавые противодействия. Для удовлетворения своих интересов, своих потребностей человек находит в себе столько физических и духовных сил, что он способен подниматься на вершины самопожертвования и падать в пропасть бесчеловечности.
   Эгоизм – фактор исторический: он сделал человека человеком. Эгоизм – это характер наших восприятий, это ответные реакции наших чувств и мыслей на воздействия раздражающих нас явлений, впечатлений и т. д. Духовная энергия эгоизма возбуждает и развивает наши переживания, наши размышления, формирует убеждения и характер наших поступков. Чем сильнее в человеке его эгоизм – тем выразительнее, тем значительнее, тем совершеннее человек во всех своих положительных и отрицательных проявлениях. Характер каждого человека, его значимость, его способности, его достижения в любой сфере жизни определяются главным образом его внутренней духовной энергией, его целеустремленностью, силой его воли, эгоистической жаждой достижения своей цели, своего успеха. Это торжество его самолюбия, его гордость, его самодостаточность, его самооценка. А что может быть сильнее и выше в человеке? В этом его социальная, материальная и духовная высота.
   Чем сильнее в человеке биологическая составляющая его эгоизма, тем он эгоистичнее, циничнее, лицемернее, наглее, изворотливее, находчивее, целеустремленнее и т. д. Тем он лучше ориентируется в современной социальной среде, тем он значимее, «круче», «продвинутее», тем больше его влияние на тех, кто слабее его «духом». Сегодня это самые востребованные, самые успешные во всех сферах жизни (если, конечно, они умны, талантливы. Высоко квалифицированны и дипломатичны). Человек не может интеллектуально и нравственно не оправдывать эти проявления своей натуры. И поэтому в наше время соц – био эгоизм приобрел еще и интеллектуально нравственную мощь и стал нормой общественных отношений на всех уровнях.
   
                ДВИЖУЩАЯ СИЛА ИСТОРИИ

   Уважаемые мои читатели, вы не могли не заметить, что я пишу не научный труд, а откровенно, доверительно, на равных говорю с вами. Это мои впечатления, мои размышления, мои убеждения. И я предлагаю их вам не как абсолютную истину, не как аксиому, а как побуждение к размышлению. Современное понимание жизни перестает быть убедительным, оправдательным. Сегодня на наши головы осенними пожелтевшими листьями посыпались социальные, политические, нравственные и прочие разнотолии. А я предлагаю вам маленький зеленый росточек, своеобразное размышление о характере жизни человечества. Может быть с вашей помощью он будет расти, крепнуть и приносить плоды.
   Итак, я стараюсь убедить вас в том, что движущей силой истории, началом всех начал, причиной всех причин, следствием всех следствий, основой всех основ, истоком всех научно-технических, социальных, политических и нравственных достижений и вообще всего созданного человечеством за все время его существования является социально-биологический эгоизм. Эта особенность нашей жизни не укладывается в прокрустово ложе словарных, отдельно взятых биологических, социальных, политических и всех иных понятий. Оно как сама жизнь неуловимо, непредсказуемо, чаще всего необъяснимо и тем не менее – закономерно. Социально – биологический эгоизм, как макромир и микромир проявляет себя в «микроскопических» нюансах движения биологической энергии каждого человека в отдельности и в неизмеримом могуществе исторических событий, меняющих формы и характер существования человечества. Он формирует все условия существования человечества, все прекрасное и безобразное, противоречивое и непримиримое, объединяющее и исключающее друг друга. Его влияние на жизнь всего человечества также грандиозно и неотвратимо, как воздействие космических сил на природу нашей планеты.
   Открытые нами законы материалистической диалектики в сфере общественной жизни действуют не как часы. Атмосфера общественной жизни очень похожа на нашу земную атмосферу, на господствующую в ней хаотическую, капризную погоду. Сформированные нами социальные нормы нелегко осуществляются в природных капризах нашего теперь уже не только социально-биологического, но и интеллектуально-нравственного эгоизма. Всеобъемлющей нормой во всех сферах жизни сегодня, по моему мнению, является блистательный по своей глубине прорицания афоризм: хоть и нельзя, но если очень хочется, то можно. То, что нельзя, не нужно делать, мы все равно делаем не меньше, если не больше того, что должны делать. Вот один из самых кричащих примеров: нищета, бедность, низкая зарплата – это не позорный прожиточный минимум – это наш, общественный интеллектуально-нравственный мини ум – покорный раб нашего эгоизма. Жизнь складывается не из больших заветов и не из конституционных постулатов, а из судеб миллионов людей, из того, как они устраивают свою жизнь, насколько она похожа на их представления о ее сути, как в ней удовлетворяются их потребности и желания. Именно этим формируется характер и течение общественной жизни. Мы родились в беспросветной тьме материальной объективности возможности существования. Из поколения в поколение, взрослея, набираясь ума и опыта, совершенствуя свои возможности, мы пробивались из этой тьмы «на свет божий». Но мы не знали, где этот свет и какой он. Мы кидались из стороны в сторону, изнуряли себя непосильным трудом до потери сознания. И таким образом, в этой тьме образовался огромный исторический социальный лабиринт, выхода из которого мы так и не нашли. Конечно, в этом безвыходном лабиринте жизнь постепенно становилась лучше, чем у предков. Но нам же хочется еще лучше. Всем хочется и тем, кто купается в роскоши, и тем, кто еле-еле сводит концы с концами. И все это уже осточертело. У нас никогда не было, нет и не будет единства в оценке жизни, в выборе пути на свет божий, в котором всем будет жить хорошо. Проклятый эгоизм разъединяет, обессиливает нас, заставляет смириться, убеждает нас в том, что по иному быть не может. Мы испробовали все направления – и нас не утешило ни одно. И мы растерялись, заблудились. У нас столько политических партий, столько религий, общественных организаций, идейно-нравственных группировок, столько разнотолков – а толку?
   Прежний социально-биологический эгоизм с головы до ног оброс частнособственнической щетиной, которая, как зараза, перекинулась с хребтов господствовавшей и ныне господствующей элиты на всю биомассу. Животворящая, жизнедеятельная энергия эгоизма постепенно превращается в консервативную, в агрессивную энергию интеллектуально-нравственного эгоизма с ярко выраженной тенденцией взаимоотношения. Интеллектуально-нравственный эгоизм переступает границы разума и нравственности. Достижения научно-технического, социального и культурного прогресса используются им как оружие в беспощадной борьбе всеобъемлющих проявлений эгоистической диалектики жизни.
   Сегодняшний интеллектуально-нравственный эгоизм, закамуфлированный таким модным, шикарным прагматизмом, является руководящей и направляющей силой производственных, социальных, политических и межгосударственных отношений. Отсюда неизбежны и холодные, и горячие войны, сумасбродный экстримизм, бесчеловечный терроризм, экономические и политические кризисы, многогранная и многоступенчатая преступность во всех сферах жизни, двуликая нравственность и прочая негативность, господствующая в современном мире. Всякие из ряда вон выходящие события в жизни человечества в конечном итоге – не что иное, как кровавые уроки истории, как свидетельства уже не социально-биологического и не интеллектуально-нравственного эгоизма, а порой гениального идиотизма.
   Три величайших события 20 века – Великая Октябрьская социалистическая революция, вторая мировая война, разгром СССР – как нельзя лучше показали, как величайшую по своей простоте историческую истину: какие мы – такая и жизнь, какая жизнь – такие и мы. 20-й век знаменателен величайшим взлетом двух взаимоисключающих друг друга мировых проявлений эгоизма. Это фашизм и социализм. Фашизм – это биологическое мракобесие, варварство, человеконенавистничество. Социализм – это величайшая в истории человечества, благороднейшая попытка утверждения на земле подлинно человеческого гуманизма, альтруизма, свободы, равенства и братства. Капиталистические государства не захотели превращаться в колонии германского фашизма и не захотели утратить свое эгоистическое господство, уступив место социалистическому гуманизму. Победителем остался социально-биологический эгоизм, как мировой плацдарм для продолжения борьбы между диким биологическим и разумным человеческим эгоизмом.

ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД?

   Уважаемые читатели, если выв хоть чуть-чуть поверили в то, что движущей силой жизни является биологическая энергии, которую я назвал эгоизмом, то нам с вами следует очень глубоко задуматься над возможностями и путями выхода из нашего социального лабиринта. В мире существуют два направления в развитии миропонимания: религиозное и научное. Религиозное миропонимание – это первоначальные восприятия, представления, воображения, возведенные религиозной идеологией до комплексного и стройного миропредставления. Религия ничего не дает человеку, она абсолютно бессильна в материальном мире, но она оказывает очень сильное влияние, даже давление на человека, на его сознание, на его психику, делает из человека послушное, надрессированное существо. И этим самым устраивает все виды и формы господствующего в мире эгоизма.
   Научное, материалистическое восприятие мира дает человеку безграничные возможности совершенствования материальных условий существования. Это требует от человека огромной и материальной, и духовной ответственности. К великому сожалению, большинство человечества еще не готово соответствовать этим требованиям жизни. Оно находится в состоянии интеллектуально-нравственной гражданской аморфности и инертности, и нуждается в постоянном управлении, подчинении, принуждении. Что и создает условия для процветания социального равноправия и многогранной несправедливости.
   Это первая, главная и пока несокрушимая преграда на пути достижения «свободы, равенства и братства». Вторая, не менее грандиозная преграда – это собственность. Она была, есть и, по всей вероятности, будет материальным воплощением всех наших устремлений. Частная собственность – как часть национального, общественного достояния, находящаяся в руках отдельных личностей – это историческая закономерность, и ее уход с исторической сцены может быть только таким же закономерным. Частная (как материальная, так и интеллектуальная) собственность теперь расценивается не как продукт незаконного обогащения, не как средство эксплуатации, а как результат человеческих способностей и возможностей – наемный труд теперь расценивается не как эксплуатация, а как сотрудничество рабочих и работодателей. Все это в характере современного капитализма, конечно, камуфляж, косметика, но вместе с тем – это маленькое начало очень серьезных социальных преобразований. Извечное рабство превратилось в социальную, правовую и интеллектуальную взаимозависимость человека от человека. Теперь мы стали «рабами» друг друга. Мы социально, законодательно, интеллектуально и нравственно обусловлены и зависимы друг от друга. Мы все и во всем профессионально, по-граждански и по-человечески должны друг другу, ответственны друг перед другом. Наши судьбы теперь зависят не только от эгоизма современных «рабовладельцев», но и от нашей человечности.
   Мир все еще погружается в пучину сплошной капитализации во всех сферах жизни. Это лучшее свидетельство того, что нашей жизнью правит не разум, не научно-технические достижения, а, главным образом, социально-биологический эгоизм, который наш интеллект и нашу нравственность превратил в своих послушных рабов. Это закономерный исторический результат развития нашей цивилизации, это возрастная болезнь всего человечества, социально-экономический и, разумеется, интеллектуально-нравственный переходный период.
   Теоретических предсказаний будущего немало. Самое обоснованное из них – марксистская теория социализма и коммунизма. Но первые попытки строительства социализма не выдержали натиска частнособственнического буржуазного эгоизма. И как будет развиваться исторический процесс – «известно» только будущему. А сегодня это пока тайный поединок между различными формами буржуазной демократии и тщательно замаскированным фашизмом – стремлением к мировому господству.
   У человечества есть потенциальная возможность освободить себя от необходимости доходить до гениального безумия, до идиотизма, но… эгоистическая диалектика жизни частично бывает сильнее наших разумных желаний и возможностей. И мы вынуждены пробиваться сквозь дебри социально-биологического эгоизма, шаг за шагом приближаясь к постоянно уходящим от нас горизонтом непостижимого будущего.
   Государства и впредь будут социальными «кандалами», разум не может стать становым хребтом человеческой натуры, жизнь при любом уровне материального благосостояния будет зависима от противоречивых законов диалектики. Значит, человек во все времена должен быть сильным, умным и благородным борцом за свое существование и за совершенствование общественной жизни. В этом смысле, цель и содержание жизни человека.


Рецензии