О поурочной системе фронтального обучения

«Чем легче учителю – тем труднее ученику»

«К сожалению, надо признать: учителя в массе своей разучились учить, а школьники – учиться. Это объективная ситуация, и она гораздо более сложна и страшна».
(«РГ», № 77 – 09 г.)

Эта мысль, высказанная нашим бывшим министром образования А. Фурсенко, - не аксиома. Она, как и подавляющее большинство наших истин, характеризующих общественные состояния, отражает лишь одну сторону многогранной действительности. Причин у этой ситуации несколько и не менее сложных и страшных, порожденных укладом общественной жизни и природой самого человека. Единственная из них, «устранение» которой под силу современному обществу и школе, - это не отвечающая требованиям времени устаревшая структура фронтального обучения.
Мы вступили в эпоху бурного роста материально-технических и интеллектуальных возможностей. Это открывает новые горизонты общественного бытия, которые окажут огромное влияние на характер общественного сознания. В связи с этим резко возрастает роль обучения и воспитания. Перед школой встает необходимость закладки прочного научного фундамента для обеспечения возможности получения высококачественного профессионального образования каждым человеком. Становится важной не добросовестная «зубрежка» всех параграфов по всем предметам, а способность логически и творчески мыслить, опираясь на фундаментальные законы объективности.
Школа должна сформировать в каждом ученике научно обоснованное мировоззрение, способное трезво, аналитически относиться к любой жизненной (материальной, социально-политической, духовной) ситуации. Ведь в конечном счете развитие общества определяется не столько положениями Конституции и других нормативных актов, сколько гражданской культурой, ответственностью, деятельностью миллионов трудящихся и служащих. И современный учитель должен быть не узким предметником, а многогранным диалектиком.
Насколько готова наша школа к выполнению к выполнению этих исторических задач? Мы хорошо учим только тех, кто сам хорошо учится, у кого есть желание, способности и возможности. Остальная масса школьников – в полной зависимости от действующей (формальной, бюрократической) тенденции фронтальных методов обучения. А фронтальные методы обучения обусловлены поурочной (порочной) структурой учебного процесса. Урок является основной формой обучения и воспитания. А как это у нас осуществляется в повседневной практике? На большинстве уроков учитель имеет возможность выделить на изучение нового материала не более 20-30 минут. Таким образом качество изучения нового материала всей своей тяжестью ложится на домашнее задание, на прилежание и на не развитые способности большинства детей.
Понимание и знание материала, «изученного» на прошлом уроке, учитель может, и то поверхностно, проверить лишь у нескольких учащихся. Такая организация учебного труда не может способствовать формированию таких качеств личности, как трудолюбие, ответственность, настойчивость, честность и т.д. Коэффициент полезного действия урока зависит не столько от авторитета учителя, от привлекательности подачи изучаемого материала, сколько от качества мыслительной деятельности каждого ученика, от активности участия в организованном учителем процессе познания.
Если бы каждый ученик в течение всего урока мог быть обеспечен подконтрольной учителю познавательной работой, - КПД урока можно было бы считать высоким. Если же ученик может только присутствовать на отдельных этапах урока – КПД такого урока остается загадкой. Творчески работающие учителя находят массу приемов, чтобы повысить эффективность каждой составляющей урока, привлечь внимание класса, заинтересовать, но… большинство этих приемов носит фронтальный и для несерьезных ребят лишь поверхностный, развлекательный характер.
Для того чтобы эти яркие «минутные» впечатления превратились в знания, они нуждаются в осмыслении, в закреплении, в связи с другими явлениями, становились неотъемлемой частью того целого, что представляет собой изучаемый предмет, надежным «инструментом», который должен быть под рукой в любой момент.
Бесконтрольное, безответственное присутствие учащихся при традиционном опросе и объяснении, плюс практически такое же бесконтрольное домашнее задание – вот условия, губительно влияющие на наши усилия и надежды. Ни инновационные находки, ни техническая оснащенность, ни категории, ни гранты, ни изменения системы оплаты учительского труда при всех своих положительных возможностях не в силах в корне изменить обветшавшую систему фронтального обучения.
Если подвести итог результативности нашего современного подхода к обучению, то… способные хорошо учиться теряют половину учебного времени почти на каждом уроке, тупеют, расслабляются, привыкают к несерьезности; «троечники» - не имеют возможности выйти из своей посредственности; «слабаки» так и остаются неопределенно-личными местоимениями.
Основу современной жизни составляют:
1. Высокий уровень производства и потребления.
2. Физическое и духовное здоровье населения.
3. Всеобщее образование, идущее впереди процесса общественного развития.
При нормальном состоянии первых двух основ жизни образование, формирование личности занимает лидирующее положение во всей структуре государства. Все это говорит о необходимости серьезных изменений в структуре учебного процесса. По моему убеждению, урок целиком и полностью должен быть посвящен глубокому усвоению учебного материала. Проверка знаний учащихся должна осуществляться (в основном) во внеурочное время. Она должна быть системной, индивидуализированной, исправляющей недостатки, совершенствующей знания и формирующей способности. Без этого уже нет, и не может быть возможности сделать каждого ученика предельно успевающим, таким, какой он нужен обществу. И это должно лежать в основе оценки и оплаты учительского труда. Идеально урок должен бы длиться столько времени, сколько его нужно для глубокого осмысления и прочного удержания в памяти изученного, но… выйти из поурочной системы так запросто мы не можем. Поэтому следует упорно искать и материальные и интеллектуальные пути ее совершенствования, внедрении их в пространственные и временные условия школ.
С общегосударственной и педагогической точки зрения одно из таких условий – это необходимость изменить подход к программам и учебникам: все второстепенное, подобное, идентичное или слишком «заковыристое» следует исключить из поурочного изучения. Исключение второстепенного программного материала высвободит уроки для обобщающих работ, для решения логических задач, обзора тождественных явлений, для контрольных работ и т. д. В каждой учебной дисциплине во главу угла должна быть поставлена прагматичная, жизненно востребованная сумма твердых и глубоких знаний, необходимых в общей структуре научного мировоззрения. У каждого учебного предмета есть такая же «родословная» взаимосвязь, как у математики (2 х 2 = 4), и этим маленьким инструментом мы пользуемся в любых математических комбинациях. Так, например, история должна быть постепенным формирование обществознания на основе всех наших исторических событий и этапов. Все остальное – в хрестоматийном плане.
Именно в этом подлинная суть, подлинная жизненная необходимость всего того, чему мы должны учить. Надо делать все возможное, чтобы наш выпускник не был «мешком, набитым книгами», как об этом образно выразился Н.В. Шелгунов.
Каждый учебный предмет специфичен и методы его изучения должны соответствовать его природе. Как бы ни был построен урок (лекция учителя, самостоятельное изучение параграфа, сообщения учащихся, фронтальная работа и т.п.) учитель должен организовать активное участие каждого ученика в работе по усвоению темы. Именно в этом вся суть, все достоинство и эффективность избранного метода. И не менее многообразна должна быть методика контроля за знаниями каждого ученика. Даже при неизбежности традиционной структуры урока в нем должны отчетливо прослеживаться не просто его составные, а методика «опроса», методика «объяснения» и методика «домашнего задания».
Особое внимание учителями всех предметов должно быть уделено развитию логического мышления, грамотного, логичного, убедительного выражения мыслей. «Базисом логического мышления» (А. Фурсенко) является математика. И закладка логического мышления и выражения своих мыслей начинается с первых уроков в первом классе. Дети, с первых дней обучения не научившиеся быстро и правильно читать, считать, решать задачки – это потенциальные «слабаки». Работу учителя первого класса и воспитателя группы продленного дня следует превратить в единый учебный процесс.
Каждый человек хочет быть здоровым, умным, привлекательным, востребованным и авторитетным, но природа не нашла в себе сил одарить каждого этими прекрасными качествами. Но она предоставила нам возможность самим совершенствовать свои физические, психические и интеллектуальные особенности. Так что в педагогике, как и в медицине, нужно создавать свою диагностику и профилактику возможных интеллектуальных отклонений.
Без глубоких совершенствований системы народного образования нам не выйти из указанного министром тупика. Учителям нужно создать реальные, материальные условия, возможность творчески подходить к учебному процессу, профессионально и по-матерински заботливо учить и воспитывать каждого школьника.


Рецензии