13 дней в хирургии

      
                (записки пациентки)
Пожалуй, больше всего мы боимся заболеть – одни лекарства чего стоят! А уж если направляют
в областную больницу…Слухов ходит столько, что и не знаешь, чему верить, а чему нет. Одни говорят,
что без толстого кошелька простому человеку там делать нечего. Другие рассказывают, что как
лечили бесплатно, так и теперь лечат. Об отношении медперсонала  к больным тоже  приходилось
разное слышать. Прошлой весной я узнала, что мне необходимо оперативное лечение и операцию
придётся делать в областной клинике. А я, как Скарлет, решила подумать об этом …осенью. Лето
пролетело незаметно, надо было решаться.  И так, отправляясь на операцию,   я  решила
вести дневник…

День  первый.
Я в областном центре. В клинику к 13 часам, и я с 7 утра убивала время в районе вокзала. В  подземном 
переходе  купила сборник  стихов Андрея Дементьева. Дорого, но я давно о таком мечтала. Дошла до
Храма-на-Крови. Полюбовалась на его поразительную красоту и торжественность. Постояла перед иконами, мысленно попросив, дать мне силы и терпения. В общем, тянула до последнего, отдаляя момент перешагивания больничного порога. Зашла в первую, встретившуюся на моём пути, парикмахерскую , где сделала короткую, страшненькую и совершенно не нужную стрижку.
А потом, стоя перед входом в приёмный покой мелькала мысль  повернуться и рвануть на вокзал. Но…

День второй.
Утро, 9 часов. Непонятный сигнал вроде сирены. Оказалось, он означает « Пожалуйте кушать « В столовой очередь перед окошечком. Лица буфетчицы не видно, но чувствую, женщина добрая. Шутит: «Я  новеньких по кружкам для чая узнаю! « (кружки у всех домашние, разные)
10 часов . Заглянул в палату молодой красивый доктор(тут почти все доктора молодые мужчины)и дал мне команду: « Быстро в ординаторскую! «  И я вприпрыжку за ним. Операцию назначили на понедельник.

День третий.
Окончательно  познакомилась с соседками по палате. Милые, добрые женщины. Ведём бесконечные душевные разговоры. Так в поезде бывает, когда с соседями по купе повезёт. Делимся скудными съестными припасами. Стоя в очереди  в больничной столовой, почему-то испытала неловкость, сама не знаю за кого: толи за правительство,  толи за богатых людей. Даже не предполагала, что в огромной клинике крупного областного центра, готовят для больных так не съедобно. Но все больные по сигналу всё  равно тянутся в столовую, так как это вносит некое разнообразие в больничную жизнь.
Сегодня на раздаче пищи другая буфетчица. Сердитая. Слышала, как на просьбу дать горячего кипяточку, проворчала: « Что за больные пошли? Как с голодного края! « Но мы особо не унываем.   У запасливой Ле-ночки есть кипятильник, у меня сахар и пакетики чая. А тётя Нина один банан на троих поделила. И, Сслава Богу, стонов в отделении не слышно. Из палат чаще громкий смех доносится.


День четвёртый.
Общение с персоналом за эти составило не более15 минут. Зато от соседок по несчастью  получила инфор-мации « выше крыши «  Женщина из соседней палаты, она уже к выписке готовится, зашла к нам и говорит:
- «Девки, не бойтесь операции! Терпеть можно, только маленько ногу током  дёргает,  да палёным пахнет, когда сосудики в ране прижигают. « Я как услышала про это, так уши зажала и одеялом с головой укрылась.

Пришла к выводу:
1.Чтобы болеть – надо быть сильной!
(Слышала,   как врач говорила больной,  готовящейся к операции: «Спуститесь в подвал, получите свою одежду, оденьтесь. Выйдете на автобусную остановку. На первом проедете три остановки, потом по тропинке между гаражами     пройдёте метров 200, увидите больничный корпус, пройдёте  вдоль него, а в следующем здании лаборатория. Вот направление, вам туда»

2.Заболев, не воображайте себя «пупом земли «. Рассчитывайте на свои силы. И душевные. И физические (см. пункт 1-й)

Только что беседовала с анестезиологом. Операция назначена на завтра. Рассказала доктору о некоторых вредных особенностях моего бедного организма (пришлось признаться, что мы почти коллеги).Объяснила, что при слабом местном обезболивании боюсь, что помешаю им работать. А общий наркоз не хочу, так как, наверняка, доставлю лишние хлопоты в послеоперационном периоде. В общем, подвела такую базу, что беспокоюсь о них. Лишь в конце беседы робко добавила, что хотелось бы избежать боли на сколько это возможно. А о том, что я ещё та трусиха, промолчала. Доктор успокоила меня.И я почти поверила в реальность благополучного исхода.
Лирическое отступление:
Ночь. Больничная палата.
Дождь в окно стучит уныло.
Если в чём-то виновата,
Ты прости меня, мой милый.
Тишина, а мне не спится.
Чем я сердце успокою?
И листаю вновь страницы
Жизни, прожитой с тобою.
И плывут воспоминанья,
Словно льдинки по реке.
Где то первое свиданье
В том далёком далеке.
Сколько зим прошло и вёсен…
Внучки первые шаги…
На висках порошей проседь…
Ты себя побереги!
Не готова я к разлуке.
Не умру. Вернусь домой.
Ты мои согреешь руки,
Я прижмусь к тебе щекой.
Только рядышком с тобою
Мне цветные снятся сны-
Небо нежно-голубое
В ожидании весны.
И цветут цветы на грядке,
Словно в сказке « алый цвет «,
Значит, будет всё в порядке.
Расставанью скажем: «Нет! «
Ночь. Больничная палата.
Дождь в окно стучит уныло.
Если в чём-то виновата,
Ты простишь меня, мой милый?

        День пятый, день шестой…
Пытаюсь рассказать о них три  дня спустя.
« Ангел мой, пойдём со мной…» - слова этой незатейливой молитвы,  которую записала на бумажке старая подруга и  прощаясь,  дала мне , невольно всплыли в памяти, когда в 9 утра у моей кровати появилась каталка. В заторможенном состоянии (воздействие укола и таблетки)  я взгромоздилась на неё. Помню, как перемещалась на операционный стол, который показался мне мокрым,      холодным и очень узким. Посчитала лампочки над головой, их было шесть, но одна не горела. Подошел хирург и спросил:- « Как настроение? «  Я прошептала в ответ: - «Хорошее « Дальше не помню.
Очнулась поздно вечером и ,скосив глаза, с радостью увидела Леночку. Её оперировали следом за мной. Кровати стояли совсем рядом и я, чтобы убедиться, что это действительность, дотронулась до неё. На следующее утро  из реанимационной палаты мы  перебрались в свою палату. И я уж не помню как, по сте-ночке - по стеночке, но самостоятельно оказалась на своей дооперационной койке  в своей палате 505. По-следующие  два дня прошли в какой-то тупой апатии. Боли сильной не было, но  и сил не было тоже. Ле-жала и мечтала:  « Вот открою глаза, а я дома. А больница – это просто сон «

День седьмой.
Я оживаю! Вечером ходила вместе со всеми за кашей. Потом спускалась на лифте к навестившим меня родственникам. Устала так,   будто две грядки вскопала…Но зато смогла угостить соседок по палате вкус-неньким! Приглашали перед сном на обезболивающие уколы. Я не пошла. Тут это дело добровольное.

День восьмой.
Ура! Ура! Я жива! Вечером бродила по коридору и любовалась вечерним городом. Очень красиво! А то из окна палаты видны только мед. городок и участок старого парка, в котором бомжи каждый вечер жгут костёр. Решила провести своё не зависимое расследование о платном лечении. Узнала,  что есть платные палаты. Заглянула в одну двухместную и выяснила следующее. Муж пациентки заключил договор со стра-ховой компанией, застраховав всю семью на 40 тысяч рублей и заплатив 5 тысяч .Страховая компания за-ключила договор с  клиникой, оплатив услуги: операцию, медикаменты, отдельную палату и питание. (Я убедилась, что питание не намного лучше, чем у нас, бесплатников).
Зашла в одноместную палату. Уютная комнатка   - кровать, два кресла, тумбочка, столик, шкаф для одеж-ды. Разрешён приход посетителей в течение дня. Можно приносить домашние вещи – телевизор, видео и пр. Холодильник в палате есть, но…не работает. Стоимость пребывания в такой палате  300 рублей в сутки, без питания.
В больнице то и дело слышу разговоры о том, надо или нет платить врачам. Большинство считает, что на-до.(за хороший укол, за косметический шов и др.), и платят от 500 до 1000 рублей.
Примечание: Цены указаны от2004года.
Мне кажется, что это « сарафанное радио «  так работает, что больные сами друг друга настраивают на оп-лату. Хотя при направлении на операцию в поликлинике говорят так: - «Операция бесплатная, но возмож-на оплата дополнительных услуг «
           Мысли вслух:
Нельзя падать духом! Важно, как можно раньше войти в дружелюбный, доверительный контакт с со-седями по несчастью. Независимо от возраста, симпатий, профессии, социального статуса. Помочь , если нужно, тем, кому хуже, чем тебе.
День девятый
Утром во время очередной перевязки, как бы мимоходом, сняли швы. Вчера со швами я чувствовала себя увереннее. Заходил на минутку лечащий врач и кратко пояснил, что сделано, что удалено во время опера-ции. Сказал, что для сохранения качества жизни, всю оставшуюся жизнь надо будет принимать таблетки. Это меня не очень огорчило.  Во-первых,         одну таблетку в сутки, а во- вторых, слова – качество жизни – звучат так красиво!
А появление доктора в палате похоже на минутное дуновение ветерка. Больные с нетерпением ждут об-хода, готовятся. Но не успевают и рта раскрыть, а его уж и след простыл. Сегодня с утра предупредили, что профессорский обход будет. Все лежали два часа, а потом прошёл слух, что обхода не будет. Мне, профессиональному медику советской школы, странно всё это видеть. Я считала, что областная клиника – это, в любом случае, на порядок выше, чем наша горбольница. А тут свои порядки, а точнее, беспорядки. Полы могут три дня не мыть. Я до операции бралась за «лентяйку « и мыла пол в своей палате. Правда, не потому, что я такая чистюля, а так, для успокоения нервов. За 9 дней только одна медсестра предлагала измерить температуру. Это я не жалобу строчу, а просто чтобы другие не делали большие глаза на подобные случаи.


      День десятый

Сегодня на перевязке сказали, что всё хорошо и через 3 дня на     выписку. В нашей палате новенькая. Её прооперировали 2 дня назад. Она заплатила за обезболивание, такое же,  как и у меня было, тысячу руб-лей. Лена, которая упорно твердила, что раз операция бесплатная, то ни кому и ничего платить не собира-ется, сегодня уже носила в ординаторскую коробку конфет и ещё что-то. Я поэтому вопросу ещё не опре-делилась. Вчера увидела на сестринском посту толстый журнал «для жалоб и предложений «. Первая за-пись в нём сделана 1998 году. Я просмотрела его почти весь и за 6 лет не обнаружила ни одной жалобы. Только благодарности. Я не удержалась и вписала туда свои  стихи.

Зеркала

Мне жить мешают зеркала.
Моей души не понимают.
Твердят, что молодость прошла,
Морщинку каждую считают.

Ворчат – пора степенней стать,
Забыть о мини сарафане,
Стихов наивных не писать,
Не ждать чудес, как с неба манны.

Всё это знаю наизусть.
Понятен мне намёк их тонкий,
Но втайне всё же остаюсь
 Той прежней сельскою девчонкой.

Завесят чёрным зеркала.
Моё лицо в серьёзной раме…
А это просто, я ушла
К берёзкам стройным на поляне.

Там буду ждать. Вдруг ты придёшь.
Люблю. Надеюсь. Верю. Знаю.
Ромашку белую сорвёшь-
Тебе я счастье нагадаю.

День одиннадцатый.
Воскресение. День тянется бесконечно. Для проверки своих физических возможностей спуска-лась до первого этажа и без лифта поднималась на пятый. Два раза меня вызывали к телефону, так прият-но слышать родные голоса.  Хочется, чтобы время летело, а оно ползёт. Да ещё бессонница привязалась! Купила в аптечном киоске гомеопатические  гранулы с многообещающим названием « Вернисон «. Увели-чила дозу в трое, а всё - равно всю ночь проворочалась, как медведь в берлоге.  Интересно, видел ли кто того медведя?


       Мысли вслух:
Тысячу раз прав мой любимый поэт Расул Гамзатов, сказав: -
- « А я не врач – не сказочный целитель,
Но всё же людям дать хочу совет –
Друг друга, по возможности,     любите.
Любовь! Вот снадобье от наших бед.
И пусть не всё, я знаю, в нашей силе.
Не каждый любящий не уязвим,
Но чем сильнее любит он, тем боле,
 Он хочет быть здоровым и живым «

Сколько трагедий, слёз, болезней можно было избежать, если бы люди не обижали друг друга. Для себя решила учесть это на всю оставшуюся    жизнь.
             День двенадцатый.


Увеличила нагрузку в ходьбе по лестницам. Немного устала и вот лежу и философствую. Уже практически ничего не болит, Но все мы тут немножко жалеем о том, что хирурги чего-то там  отрезали и выбросили из наших бедных организмов. Богом, наверное, было предусмотрено, задумано, чтобы всю жизнь всё было в полном комплекте. Наконец-то вечер. Все укладываются спать. Надеюсь, эта ночь последняя в больнице.
Ещё раз возвращаюсь к теме платных услуг. Узнала,  что операция подобная моей, но менее травматичная и более    эстетичная ( минимальный разрез, косметический шов, современное обезболивание ) , стоит 3 тысячи рублей.   Всё это я узнала из первых уст.
(Напоминаю-цены 2004 года )
Что касается меня, то с меня денег никто не просил, а сама я при пенсии полторы тысячи, предлагать не стала. Но, всё же не устояла и приготовила к выписке небольшие гостинцы (конфеты, кофе, печенье ) для хирурга и анестезиолога.
Толи поддалась общим настроениям, толи от радости, что всё позади и, Слава Богу, обошлось благополучно.

Мысли вслух:
О, если б лечащий врач уделял каждому больному всего лишь  5-6 минут ежедневно, они бы его боготворили.


День тринадцатый.

Сегодня домой. Кстати билеты куплены в тринадцатый вагон. Вспомнилось, что в студенческие годы   мы с подружкой снимали угол в        частном доме  номер 13 и считали каждое тринадцатое число своим праздничным днём. Особенно, если это ещё и с понедельником совпадало!
Наша палата заселяется новенькими, и уже на моё место у окна есть кандидатура. А я, наверное, ещё долго буду видеть сны на больничные сюжеты и… с радостью просыпаться дома.

p.s.Нечто, вроде инструкции, для тех, кто боится оперативного лечения,  долго  колеблется в раздумьях – мои выстраданные советы.
1.Убедитесь ( пусть доктор вас убедит ) , что операция действительно необходима.

2.По возможности спланируйте время операции, то есть наведите порядок на работе, на даче, дома, в отношениях с близкими людьми, в собственной душе.

3.Настройтесь и победите страх перед болью. Ведь уже давно из операционной не слышно стонов. Обезболивание проводится всем!

4.Не верьте, что в больнице за всё надо платить! И богатых и бедных оперируют одни и те же хирурги, в одной и той же операционной. Хотя, понятно, что с большими деньгами можно позволить себе комфорт  в   платной клинике. Мой рассказ о обычном государственном учреждении.

5.Верьте, что в вашей общей многоместной палате окажутся самые симпатичные, самые добрые,  самые интересные соседи. А это здорово, так как ту волну доброты, взаимопонимания, которые коснутся вас, вам непременно захочется передать другим. Значит, будем жить!
Приложение: Весёлые истории из нашей палаты.

Картинка первая.
Нину оперировали под местной анестезией. Она рассказывает сама о себе: - « Хирург-то меня спросил – Не больно?
Я сказала, что нет, а потом сама не знаю зачем, говорю: -
-Вот у нас в больнице был хирург, так он во время операции песню пел.
А врач спрашивает: -
-Какую песню, спой?
А я отвечаю:-
-Мотив забыла…
А он:-
-Надеюсь, не Боже царя храни!

Картинка вторая.

Поступила новенькая,  откуда-то из глубинки. Она всё сокрушалась о том, что свинью закололи, а на улице оттепель. Ей назначили операцию на завтра под местной анестезией. Вот она , бодренько так,  вспоминает:-
- «Мне под заморозкой-то ноготь на ноге убирали. Минут пять прошло и врач-то говорит, что можно вставать. А я ему-
-Неуж-то всё? А я и не слыхала как!»
А врач мне:-
-«Вы что хотите, чтобы я вам все ногти содрал?»
Все смеялись, а я завидовала терпеливости этой женщины и отсутствию у неё моей излишней эмоциональности.

 







               
               



 


Рецензии
Понимаю, что вы добра хотите остальным больгым! но советы почему-то -сижают ценностьвашего рассказа и превращают его в методичку. А как интресно написано. Лично я добавила бы портреты врчей и историю вашней соседки. А так лишь набросок. Для памяти

Галина Щекина   06.03.2014 22:11     Заявить о нарушении
Спасибо,что прочли. Согласна,что "вкладки"звучат,как инструкция к применению.

Элеонора Жукова   11.03.2014 23:56   Заявить о нарушении