Ростовское действо

Не могу не поделиться!
 
Первая русская опера -  «Ростовское действо»
 
Пьеса «Ростовское действо», написана святителем Димитрием митрополитом Ростовским. Первая постановка пьесы, которая в оригинале носила название «Комедия на Рождество Христово», состоялась в Ростове Великом в 1702 году. Спектакль был возрожден в 1982 году Московским государственным академическим Камерным музыкальным театром под руководством народного артиста СССР Бориса Покровского, и сегодня остается в репертуаре театра.

Святитель Димитрий митрополит Ростовский и Ярославский (1651–1709) — один из наиболее известных русских духовных писателей и историков.  В XVIII–XIX веках его труды переиздавались каждые пять лет. Особой популярностью пользовались духовные драмы, написанные святителем. Среди них — «Плач на погребение Христово», декламация «На Воскресение Христово», «Комедия на Рождество Христово». Последняя пьеса и была положена в основу современного оперного спектакля, которому режиссер Борис Покровский дал название «Ростовское действо».

Святитель Димитрий сам ставил в Ростове свои духовные действа (которые в местной архиерейской школе именовали не «комедиями», а, сдержанно, «диалогами»), чем вызывал удивление горожан и неодобрение некоторых чиновников того времени.

Вкратце содержание пьесы «Ростовское действо» можно пересказать так. Человек (Натура людская) мучим сомнениями о своей грешной двойственной природе. Ему встречаются  «чистые» (аллегорические фигуры добродетелей) и  «нечистые» (аллегории грехов), которые поочередно тянут его к себе. Человек полагает Смерть единственным мерилом всего земного и отказывается верить в вечную жизнь. Однако перед ним разыгрывается библейская история рождения Христа, и Человек понимает, что ничто не способно отрешить его от жизни вечной, и прославляет ее.

На сотню лет эта «Комедия» стала популярнейшей пьесой народных театров и кукольных вертепов.

В спектакле звучат многочисленные церковные песнопения, а также народные колядки, но поскольку нотной записи музыки к спектаклю не существовало, в каждом случае литературный первоисточник брался за основу, а музыкальный материал составлялся из популярных народных мелодий и церковных песнопений.  Пьеса дошла и до XX века: ее разыгрывали солдаты на фронтах Первой мировой войны. По словам режиссера Бориса Покровского, в некоторых деревнях до сих пор поют отдельные кусочки «Комедии».

Прежде чем возродить спектакль спустя почти 300 лет после его премьеры в Ростовском архиерейском доме, музыковед Евгений Левашев в течение многих лет собирал старинные напевы, песенные «забавы», языческие ритуалы и церковные песнопения. Они и составили музыкальную основу реставрированной оперы.

Древние фольклорные и церковные напевы, сюжеты библейской и русской истории были с восторгом приняты публикой. Церковнославянский язык, многоголосое пение без оркестровой поддержки и без дирижера — все было новым. «Это произведение очень многих удивляет, — рассказывал Борис Покровский.  — К нам приходили выдающиеся дирижеры и музыканты и всегда спрашивали, куда мы спрятали дирижера. Они  не могли понять, как без дирижера может идти такая сложная музыкально-драматическая ткань. Вступления были всегда точны и определенны».
Спектакль был возобновлен в 2001 году, накануне 30-летия театра и 90-летия Бориса Покровского. «Ростовское действо» и сейчас идет с неизменным аншлагом. Театр с успехом показывал его в Великобритании, Германии, Италии и других странах.
Это отрывки из рецензии Анны Курской.
 
Это мои впечатления.

В этом сезоне - моё последнее посещение театра им.Б.Покровского.

Жанр спектакля определяется как  комедия XVII века на Рождество Христово с прологом и эпилогом. Я бы назвала это так: лубок-балаган-комикс!

Сегодня это захватывающее произведение назвали бы мюзиклом: сюжеты священного писания, разыгранные посредством музыки, танца, декламации и световых эффектов, образуют стремительное действо.

Действие разворачивается на деревянном помосте, который, разрезая зал пополам, тянется от черной, ничем не украшенной стены к сцене.

По обе стороны от него, вдоль зала – ряды кресел.

Первое что видит зритель, входя в зал - помост, а на нем лежит мужик в рубахе до колен, в обмотках, лаптях.

Вообще, все персонажи, кроме Ирода - в лаптях.

Актеры изъясняются на староцерковном  языке! Это и понятно, и забавно, и  сразу отрывает от дня сегодняшнего!

Минут за 5 до начала спектакля Натура людская (так именуется мужик) спрыгнул с помоста и отправился по рядам милостыню собирать с прибаутками, да приговорками.

Пролог

Ровно в 19 появился гусляр и вывел попарно  аллегорические фигуры - Золотой век и Железный, Добро и Зло и т.д. ( 7 пар). У всех в руках были таблички опознавательные на длинных древках с прикрепленными колокольчиками. Добрые и злые силы разделились и пошли вдоль стен, за спинами зрителей. Чем больше выходило актеров (шли ещё и помощники) тем большим звоном наполнялся зал! Формировалось какое-то удивительное настроение! Звонкое легкое! Было совершенно понятно,  что несмотря на персонажей с именами Ирод. Смерть - всё закончится хорошо. С перезвоном по-другому и быть не могло!

Натура людская принялась жаловаться. С разных сторон помоста к нему с улыбками, с нежнейшими  распевами двинулись две дамы: Вера и Надежда. Сняли с него цепи. И тут началось! Выходили парно Золотой век-Железный, Кротость-Ярость и пр. каждый эту Натуру перетягивать пытался к себе, но Вера и Надежда были на страже!

И тут я сообразила! А ведь не звучит оркестр! Только живые голоса! Редко бубен и барабан - ритм задается. И больше ни одного музыкально инструмента!

Натура людская опять впал в депрессию всех разогнал, но Вера и Надежда же наши - они этому типу депрессивному поднесли чарочку) На этом приятном моменте закончился Пролог.

1-е действие - Пастухи узнают о рождении  Иисуса, приходят в Вмфлеем, заглядывают в Вертеп.

Тут и ангелы с Архангелом,и Звездочет, и Волхвы...

Все костюмы в спектакле  условно-неприхотливы.  Нужны только для того, чтобы отличить одного персонажа от другого и как-то его эмоционально окрасить. Главное, конечно, актерская работа и поразительная, потрясающая, удивительно исполненная – отданная зрителю – музыка. Распевы поразительной глубины и красоты!

За спинами зрителей колокольные переливы сменяются роскошными голосовыми! В одной из сцен за моей спиной пели сопрано и тенора, в другой меццо, басы и баритоны...

Все одеты в простые белые рубашки - у женщин они длиннее. Только Смерть - раскрашена и, разумеется, с красной косой. Когда вышел этот персонаж, дивный баритон, включили красную подсветку даже под помостом! Красивый молодой певец превратился в кошмарного персонажа из американского фильма.

Ещё раз повторю - к огромному сожалению я не нашла  ролики с музыкальными записями. Распевы - потрясающие! Ощущение невероятное - я внутри музыки!  Я внутри живой музыки, не инструментальной! Пение везде - на помосте, напротив, за спиной! Часты повторы фраз...и начинает казаться, что музыка забралась внутрь и останется  со мной навсегда! И я пою внутри себя!
 
2-е отделение.
Ирод, убийство малышей и смерть Ирода.

Задник сцены занавешен золотистой тканью. Вместо занавеса три куска ткани - в центре красный по бокам небеленое полотно.  То все части поднимают, то одну... Подняты все три части занавеса. В центре сцены трон, на котором сидит Смерть. По помосту к сцене движется Ирод. Он похож на Кащея бессмертного! Золотые батильоны, золотая, плотно облегающая голову шапочка (шлем своеобразный), золотое оплечье. Черное трико с прорисованными костями. Всё правильно - абсолютное зло вечно. Ироду подкидывают идею об убийстве детей. Пока он думает с него снимают красный плащ и растягивают за его спиной. Это полотнище с прорезями для рук. Дают красную подсветку и получается, что Ирод стоит на фоне глаз, которые поднялись из преисподней! Он отдает приказ.

И идет потрясающий плач Рахили! Символ материнского горя.

Общее впечатление настолько сильное! Зал, в  ходе спектакля не аплодировал. Это было невозможно! Руки не поднимались... просто не поднимались! Распевы следовали один за другим, их перемежали арии.... Восторг уходил внутрь.....

Выполнение приказа Ирода - из фойе к помосту идут мужчины, у них на плечах нескончаемый мешок с головами убитых младенцев, а между этими взрослыми маленькие дети со свечами.
 
 Метафоры, аллегории - одна из сильных сторон этого театра.

Великолепна световая проработка. Свет-цвет ведет своего персонажа по залу...

Эпилог.

Добрые и злые аллегории выясняют - может ли что-нибудь отрешить человека от вечной жизни? Приходят к выводу (с помощью хора) - Никто не отрешит. Потому что  Спаситель всё взял на себя (Человечество потрясающее образование на Земле! Даже в мифологии - халявим!). Последним  из аллегорий выходит Смерть - без своего устрашающего антуража, без раскраски - высокий стройный красивый весь в белом - оглядывает зал и нежно спрашивает своим потрясающим баритоном: "может ли смерть отрешить человека от жизни?" Знаете - ёкнуло! Но хор радостно грянул за спиной: "Не может". Актер хмыкнул, но с залом и коллегами согласился!

Спектакль - феноменальный!

Распевы - поразительные! Инструментал был просто не нужен!!!

Аллегоричность - несколько прямолинейна, лубок все-таки, но интересна. Даже изящна, по своему!

Древнерусский язык придал всему действу удивительный колорит... Получилась своеобразная Машина времени!

В высшей степени достойное завершение сезона.


Рецензии