Антоновы страсти. Роман. Часть 2. Глава 9

Глава 9

Церковь села Мудыкино была построена еще в семнадцатом веке и, хотя висела на ней табличка «Охраняется государством», находилась в плачевном состоянии. Ремонт был необходим, причем капитальный. Местные жители в церковь ходили больше по христианским праздникам, а в обычные дни о Боге редко вспоминали. Повешенная на входе копилка с надписью «На ремонт храма» ощутимыми средствами не пополнялась. Свечи лежали на столике при входе, книги тоже, рядом стояла копилка, и каждый сам назначал «разумную» цену.
Протоиерей Федор, новый священник, думал, что делать со своим приходом. Он обращался за советом к своим коллегам, и те честно делились своим опытом, как заставить прихожан раскошелиться. Батюшка прислушивался к их советам, но все не решался им последовать, опасаясь, что из-за нехватки денег и из-за стыда этой нехватки кто-то может отказаться вообще лишний раз прийти в церковь. Отец Федор очень любил притчу о женщине, принесшей Богу голубицу, и считал, что бедность не может стать преградой для веры, преградой между человеком и Всевышним. С другой стороны, если не принять меры по ремонту, то, в конце концов, здание станет аварийным, и никто сюда зайти не сможет. А виноватым  в этом назовут опять же протоиерея Федора. Хотя того, что кто-то назовет его виноватым, батюшка опасался меньше всего. Но что-то надо было делать.

Перебирая запасники, он обнаружил старую большую икону. Не поверив своим глазам, перекрестившись, батюшка бережно вынес икону наверх, поставил на стул и всмотрелся в изображение Пресвятой Богородицы. Затем помолился и попросил Всевышнего вразумить его и дать ему решение проблемы. Как только протоиерей закончил молитву, тотчас вдруг услышал голос и увидел незнакомца.

Внушительных размеров мужчина поставил свечку за здравие и молился:

- Господи! Дай ей здоровья! И если так надо, то пусть без меня... Но пусть она будет счастлива! Она ведь такая хорошая! Пусть ей будет хорошо! Пусть будет так, как она захочет. Даже если мне будет плохо... Пусть! А я выдержу! Боже! Спаси и сохрани рабу твою Елизавету!

Слова эти поразили Федора. Обычно он слышал, чтобы люди просили что-то для себя, для близких. Но чтобы кто-то просил что-то для другого, даже если ему самому будет от этого плохо? Такое отец Федор припомнить не мог.

Когда человек закончил молиться и хотел уже уходить, протоиерей позвал незнакомца.
- Батюшка? – испугался здоровяк. – Я только свечку за здравие поставил. Я заплатил! Честное слово! Богом клянусь!

- Богом клясться не надо! Не хорошо это! Я верю тебе! Как зовут тебя, сын мой?

- Василий.

- Хорошее имя. А о ком ты молился?

- Это... Это…  Неважно, батюшка!

- Секрет? Но почему на лице твоем написано страдание?

- Ничего там не написано! – Василий начал тереть щеки и лоб, как-будто стирая оттуда написанное.

Отец Федор улыбнулся.

- Так красноту с глаз не сотрешь. Расскажи мне!

- Грех это! И я не хочу, чтобы знали.

- Грех это или не грех, посмотрим. И если это грех, то это моя работа за грехи людей молиться и людей на путь истинный наставлять. И поверь мне: если это тайна, никто об этом не узнает, кроме меня, а Бог и так знает.

Василий взглянул в лицо батюшке и, захлебываясь и сбиваясь, начал повествование истории своей жизни.

Он рассказал о том, как по пьяни погиб его отец, а сельские мальчишки очень скоро после смерти отца начали дразнить Василия безотцовщиной.

Он рассказал о том, как учителя  признали его ребенком с низкими способностями и хотели перевести в спецшколу, которой рядом не оказалось. Поэтому приняли решение учить его по облегченной программе в той же школе. С тех пор и звали его дурак Василий. Даже когда он хотел отвечать на поставленный классу вопрос и тянул руку, учителя говорили, чтобы он занимался своим делом, находясь в классе с остальными ребятами.

Он рассказал о том, как работал за копейки, которые и то не всегда ему обещавшие платили. Об Антоне, давшем ему работу и заплатившем вперед, хотя он почти еще ничего и не сделал.

Он рассказал о любимой девушке Лизе, которую друг Антона богатый еврей Яков увез в Москву на операцию, и которая, вернувшись, конечно забудет о своем дурачке Ваське.
И уже заканчивая, Василий добавил:

- Да! Я дурак! Я много не знаю,  не понимаю и не умею. Но я умею чувствовать. Я умею любить. Я знаю, как болит сердце... Вот тут! – он ударил себя кулаком в грудь. – И никто не защитит меня от этой боли!

- Знаешь, Вася. Я не знаю, почему решили, что ты дурак. Хуже те дураки, которые считают себя умными. Не каждый умный рассказал бы мне свою историю, как ты рассказал свою.
Василий с интересом посмотрел на батюшку. До этого никто и никогда не высказывал никаких сомнений в его низких умственных способностях.

- А у меня есть для тебя подарок! Я разбирал комнаты в подвале и обнаружил там маленькую иконку. Смотри! – протоиерей протянул деревянную почерневшую дощечку Василию.
Василий взглянул на изображение и возмутился:

- Какая же это икона, батюшка? Мужик какой-то голый.

Протоиерей совсем не разозлился. Он будто ожидал такой реакции.

- Этого, как ты сказал, голого мужика сам царь Иоан Грозный боялся. Звали его Василием Блаженным. Но ты правильно сказал. Голый! Народ называл его Василием Голым. Когда он умер, то гроб его несли знатные люди, бояре и даже царь. Вот так-то. Есть собор на Красной площади в Москве, который назвали в его честь: Храмом Василия Блаженного. Бери! Носи эту иконку возле своего сердца! Помолись! И защитишь сердце свое. А еще возьми Библию. Почитай! Прочти всю, а что непонятно будет, потом спросишь. Хорошо?

- Хорошо! – почувствовав себя значительно лучше и увереннее, ответил Василий.
И тут у отца Федора мелькнула мысль. Ведь это может быть знаком, о котором просил он до встречи с Василием. А что если он предложит богатому другу работодателя Васи большую найденную икону, а за вырученные деньги отремонтирует церковь? Конечно, продать икону, тем более иудею – это нехорошо, но не зря же он ее нашел. И эта встреча. И этот разговор.

Протоиерей спросил у бережно вкладывающего иконку во внутренний карман Василия:

- А ты можешь проводить меня к Антону?

 «А может и Антон купит? Он же тоже человек не бедный. Так лучше бы было!» - мелькнуло в голове у батюшки.

- Конечно! – согласился Василий. – Только далеко. А у меня машины нет.

- У меня есть. Поехали? – батюшка не обращал внимание на иногда необъяснимую реакцию Васи.

- Поехали! – Василий обрадовался предстоящей поездке. Чтобы пересчитать, сколько раз он ездил на машине за всю жизнь, хватило бы пальцев одной руки.

Антон заканчивал виолончель и сначала даже слегка разозлился на незваных гостей. Он приказал Василию вести гостя в дом и направился туда сам.

«Почему не предупредили?» - задал он вопрос Голосам.

«Опасности нет! И если бы предупредили, то раньше бы отвлекли от работы. Тебя, Антоша, пойми!» - ответил Дед.

«Ну, извините!» - признал свою неправоту Антон.

Он вошел в комнату и поздоровался с гостями.

- Здравствуйте, Антон Петрович! – сказал Василий и поклонился.

- Василий! Я же тебя просил мне не кланяться. Будешь мне кланяться, я буду кланяться в ответ и злиться, потому что я не люблю, когда кланяются. Здравствуйте, Василий! – и Антон низко поклонился. – Здравствуйте, проторей Федор?

- Протоиерей. – поправил гость. -  Можно называть батюшкой или отцом. Как вам удобнее.

- Простите! Как скажите вас называть, так и будет удобнее.

- Позволю себе заметить, что кланяться – это не так уж и плохо. Люди Богу кланяются.
- Очень хорошо! Но я не Бог! А Василий мне не раб, а работник, а значит сотрудник.

Федор даже и не ожидал таких слов от местного богача. Обычно ему приходилось говорить богатым людям, что нужно хорошо обращаться со своими работниками.

- Мне хотелось бы поговорить с вами по одному делу. Дело деликатное. – и батюшка указал глазами на Василия.

- Василий! А ты собак сегодня кормил?

- Конечно! Я там и убрал. И... Нет! Это тайна!

Может, в другой раз Антон и поинтересовался бы «тайной», но после слова «деликатное», будучи уверенным, что разговор пойдет о педофильном прошлом, хотел побыстрее избавиться от Василия.

- А тебе никуда не нужно пойти, Вася?

- Нет! Мне никуда не нужно! – Вася искренне не понимал, что ему нужно удалиться.

- А ты никуда не хотел бы пойти?

- Ой! Антон Петрович! А можно я к вам на крышу пойду. Ну, в ту комнату. Ну, откуда все видно.

- В обсерваторию? – догадался Антон.

- Да! Об-сер-ва-то-ри-я. – по слогам повторил Василий. – Я запомнил.

- Иди! – удивленно разрешил хозяин.

Василий вскочил и побежал по лестнице вверх.

- Я слушаю вас. – обратился к отцу Федору Антон, когда они остались вдвоем.

- Я хотел вас спросить, вы иконами не интересуетесь?

- Что? – Антон даже вскрикнул от неожиданности. – Вы что? Иконы продаете? Как пылесосы? По домам ходите и иконы предлагаете?

- Нет! – даже испугался отец Федор. – Я нашел старинную икону и хочу ее продать. Мне нужны деньги на...

- Да вы что! Нет! Я иконы не собираю. И вообще! – Антон задумался. – Знаете. До свидания! Вы спросили –  я отказался.

- Извините! Но мне очень нужны деньги. Может, ваш друг Яков интересуется?

- Яков? Я не знаю. – Антон растерялся. Может, его друг действительно интересуется.

- А можно было бы с ним поговорить?

- Я не думаю... Хотя... – с этими словами Антон набрал номер своего друга.

- Алло! – раздалось на другом конце провода.

 Антон включил громкую связь.

- Здравствуй, Яков! Тут ко мне пришли с интересным предложением, которое может тебя заинтересовать.

- Интересно! Продолжай!

- А вот папаша Федор продолжит.

- Здравствуйте, Яков! Я отец Федор. Дело в том, что я нашел у себя в церкви старую икону. Я знаю, что сейчас это модно собирать старые иконы. Вот я и подумал... Понимаете, мне нужны деньги на ремонт церкви. К сожалению, люди не оставляют достаточно пожертвований. Поднять цены на продаваемые в храме вещи я не могу. У меня и нет этих цен. Каждый платит, сколько ему совесть подсказывает. Я понимаю, что у меня в приходе люди небогатые, но церкви и для бедных людей необходим ремонт, а для ремонта нужны средства. Вот я и подумал.

- Отец Федор! Очень хорошо, что вы ко мне обратились. Я и сам хотел к вам прийти, да все откладывал. Думал уже, что после Нового года. Или в новом году. Как правильно? Неважно! Вы мне сами предложили то, что хотел предложить вам я. Ну, почти. Я покупаю у вас эту икону. Не глядя. Вы говорите, что на вырученные деньги вы хотите отремонтировать храм. Я так понимаю, что в делах коммерческих вы не столь сильны, как в богословии. Я правильно понимаю.

- Да! Вы правильно понимаете! – протоиерей уже успел пожалеть, что вообще пришел с таким предложением, но ему стало интересно, какую же хитрость предложит этот иудей.

- Так вот! Давайте договоримся так! Я покупаю эту икону. Икона эта становится моей, но остается у вас в храме. Я, может, и другие иконы куплю, раньше просто не интересовался...

- А я других не находил.

- Нет! Я имею в виду, что где-то куплю, а вам передам на хранение. Только на видном месте. Какие иконы, я с вами позже посоветуюсь. Так вот. Вам я пришлю бригаду рабочих, которые сделают ремонт, я бы сказал, реставрацию. Вы не стесняйтесь! Требуйте, чтобы делали на совесть. И все, что требуется. Я хочу, чтобы в церкви было красиво и хорошо, как должно быть. А приход ваш скоро станет богаче. Это к слову. Согласны?

Батюшка пытался найти подводные камни, но не находил их.

- А если...

Предвидя вопрос, Яков ответил:

- А если вас что-то не устроит, договор устный. Я рассчитываю на вашу честность. Но говорю, что в любой момент, вы можете отказаться от сделки. Если вы меня обманете, это будет на вашей совести. А если вдруг вы захотите когда-нибудь выкупить икону обратно, тоже сможете. Согласны?

Антон понимал, что Яков посмеивался.

- Согласен! – неуверенно произнес протоиерей.

- Хорошо! Тогда завтра, максимум после завтра к вам приедет бригада. Любые вопросы, звоните! Антон вам даст мой номер телефона.

- Завтра? – с детским восторгом не веря в услышанное переспросил батюшка.

- Максимум после завтра! – повторил Яков уже деловым тоном. – А икону повесьте там, где она должна быть. Я думаю, что многие захотят на нее посмотреть и ей поклониться. И о нашей сделке не надо распространяться. Договорились?

- Договорились!

- Тогда я с вами прощаюсь.

- Яков Семеныч!!! – вниз сбежал Вася. – Яков Семеныч! Как там Лизонька? Когда она вернется.

- Василий? Ты все слышал? – спросил Яков растерянно.

 - Нет! Я только сейчас услыхал ваш голос. Так как там Лизонька?

- Лиза в больнице. Ее готовят к операции.

- А когда она домой вернется?

- Это я не знаю. Но точно после новогодних праздников.

- А раньше никак?

- Нет, Вася! Раньше никак. Не волнуйся! Вернется.

- Спасибо, Яков Семенович!

- Антон! Ты там еще?

- Да! – Антон онемел от услышанного. Он так плохо обращался с протоиереем.

- Антон! Переключи звук на трубку. Мне нужно, чтобы только ты слышал.

- Сделано! – Антон прижал трубку к уху.

- Антон! Ты конечно меня извини, но ты что? Охренел? – последнее слово Яков выкрикнул.

- Да я не знал.... – Антон зашел в другую комнату.

- Какой папаша Федор? Ты ведь его даже не выслушал! Я не узнаю тебя!

- Я сам себя не узнаю. Виноват!

- Ладно! У меня там как? Я тут одно дело затеваю. Ты же догадался уже?

- Нет!

- Странно! Ты узнай: дело того стоит?

- Но откуда вы знаете? – Антон понял, что Яков просит его «поколдовать».

- Я догадываюсь, что ты можешь узнать. Я что дурак? Ну, откуда Ксения могла тогда узнать о Вале? Можешь мне помочь? Я обещаю не злоупотреблять.


- Могу! – честно ответил Антон.

- Когда узнаешь? – заинтересованно спросил Яков.

- Прямо сейчас. «Ну? Что молчим?» - обратился Антон к Голосам.

- «Если он о сделке, подписанной в Гонконге, то прибыль будет, но меньше ожидаемой. Если об испанской сделке, то там даже лучше ожидаемого будет. Ты узнай, о каком предприятии он интересуется, а то у меня тут длинный список» - Голос капитана Шкандыбайло был ровным и доброжелательным.

- Яков! Вас какая сделка интересует? Гонконгская, испанская или какая другая?

- Ух ты! Ты обо всех знаешь?

- Не знаю, но могу узнать. Но вы же не будете этим пользоваться все время.

- Вообще не буду. Но в крайних случаях можно?  Ты почему на вы перешел? Обижаешь!

- Ну, прости! Так о чем?

- Ну, назовем это Мудыкинской программой. Или аферой?

- «Превзойдет все ожидания!» - весело отрапортовал командир.

- Превзойдет все ожидания.

- Вот за это спасибо! Ладно! Пока! На Новый год увидимся. Через неделю уже. А ты никак не пригласишь.

- Не успел еще. Приглашаю конечно!

- Приедем! Пока!

- До свидания, Яков!

Антон выключил телефон и обратился к командиру:

- «А ты будто не знал, про какую сделку он спрашивал?»

- «Знал! Но теперь он точно поверил, что ты ему правду сказал. Зачем хорошему человеку лишний раз нервничать?»

- «Теперь он хороший человек? А раньше как ты его называл?»

- « Я тоже иногда ошибаюсь, но в отличии от некоторых признаю свои ошибки!» - с недвусмысленным намеком и упреком сказал Голос капитана Шкандыбайло.

- «Отец Федор!» - мелькнуло в голове Антона.

- «Вот именно!» - без обиняков подтвердил капитан.

- «Да, Антон! Извинись! Не хорошо получилось!» - добавил Дед.

Антон вышел в комнату, где оставил своих гостей и упал на колени перед отцом Федором, склонив голову:

- Простите меня, протоиерей! Я был тысячу раз не прав.

- Я тоже не бог! – ответил батюшка. – Когда люди становятся предо мной на колени, я понимаю, что они стоят на коленях перед богом. Вы извинились перед богом, встаньте и извинитесь передо мной!... Если считаете нужным.

Антон поднялся, посмотрел в глаза безосновательно и незаслуженно оскорбленному им человеку и произнес:

- Простите меня! Я был не прав. Я неправильно вас понял. Нет! Я не оправдываюсь, я объясняю.

- Ничего! Я тоже не с того начал. Я прощаю вас. И давайте забудем об этом! – Федор просто протянул руку, и мужчины обменялись рукопожатием. –  А ваш Кирюша часто приходит ко мне. Он дружит с моими детьми. Хороший мальчик. – продолжил батюшка. А потом серьезно спросил. – А вашему другу можно доверять?

- Якову? – Антон улыбнулся. – Более чем кому-либо... из людей, по крайней мере. Если к вам не заявится группа завтра, то только потому, что они не успеют доехать. При том, к вам приедут лучшие специалисты. Уж я Якова знаю.

Мужчины попрощались, Василий сказал, что направится во владения Лизы за собаками посмотреть и попросил протоиерея довести его до церкви. Отец Федор догадался, что Васе просто по-детски нравится кататься на машине и конечно же предложил подвести его туда, куда нужно.

Попрощавшись с Антоном, Василий осмелел:

- Антон Петрович! А можно.. у меня идея есть... в обсерваторию еще прийти. Пока зима и Лизы нет... в свободное от работы время?

- Можно, Василий, только не с самого утра.

- Спасибо, Антон Петрович! – Василий поклонился.

- Пожалуйста, Вася! – Антон поклонился в ответ, скривив недовольную гримасу и комично схватившись за спину.

- Больше не буду, Антон Петрович! Я постараюсь! – быстро проговорил Василий и сел в машину.

глава 10: http://www.proza.ru/2013/05/09/1154

 


Рецензии