Паоло Коэльо. Манускрипт - Впечатления от прочитан

Паоло Коэльо. Манускрипт

Любовь - это всего лишь слово, но - до той минуты,
пока мы не позволим ей обладать нами со всей недюжинной силой.

Любовь - это всего лишь слово, но -
до тех пор, пока кто-нибудь не наполнит его смыслом.

П. Коэльо. Манускрипт.

«Любите ли Вы притчи?»  - когда я задаю этот простой вопрос на своих семинарах, взрослые дяди и тети начинают улыбаться и кричать «ДА!!!».

Это все равно, как если спросить у детей: «Любите ли Вы сказки?». Реакция примерно та же, только более бурная и непосредственная. Что поделаешь, дети радостнее нас, взрослых, воспринимают мир.

Впрочем, если спросить меня, я тоже буду улыбаться и кричать «Да».

А Вы? Вы любите сказки и притчи?

Если ответ утвердительный, то Вы наверняка хотя бы раз в жизни следовали за героями Паоло Коэльо.

Казалось бы, чего проще сказать: «Поступай так!» или «Не делай этого!» Однако эти простые фразы мы будем воспринимать как нравоучение и нетерпеливо отмахнемся от них.
Однако в глубине нашего сознания сохранится потребность снова и снова повторять простые истины, возвращаться к ним, как к свидетелям незыблемости и устойчивости такого переменчивого мира.

Поколения сменяются, цивилизации повергаются в прах, но «Возлюби ближнего своего, как самого себя» не теряет своей актуальности.

И в этой привычной обыденности и сладкозвучии этих истин скрывается ответ на нашу глубинную потребность в безопасности, в чувстве сопричастности с чем-то нерушимым, вечным, тем, что больше нас и всегда пребудет, даже когда мы уйдем.

Именно притчи и сказки повторяют нам снова и снова эти истины, возвращая нас, заблудившихся в искушениях мира, к основам. 

К простому и вечному. К тому, что пребудет всегда. Как фундамент бытия человечества.
Удивительно ли, что мы так любим их в любом возрасте и готовы снова и снова слушать?
Впрочем, что такое притча? Это короткая история про реальных или вымышленных героев. Примерно секунд на 30-40. Ну, или на полстранички печатного текста. Не больше.
Если очень постараться, то можно и самому сочинить такую историю. (Ведь не из воздуха же они берутся – кто-то однажды сочиняет их за чашкой кофе).
Но если Вы попробуете сочинить притчу на 100 страниц, да так, чтобы невозможно было оторваться – вряд ли получится что-то путное.

А у Паоло Коэльо получается снова и снова. Наверное, поэтому более миллиона человек в мире прочитало его истории. Он очень виртуозно использует тот же стиль и те же приемы, что и короткая притча, только ухитряется продлить это удовольствие надолго. Маг, одним словом.

Как известно на цвет и вкус товарищей нет, я встречала как людей, многократно перечитывающих истории Коэльо, так и тех, кто называл их «примитивной писаниной».
Что же, мы все идем по одному пути разными дорогами и движемся каждый со своей скоростью. Не у каждого возникает потребность идти в ашрам или читать Кастанеду. Точно также и Коэльо не всем приходится по вкусу.

Что касается лично меня, то я люблю притчи. И читаю Коэльо. Правда, кроме «Алхимика» и «Пятой горы» мне мало что по-настоящему нравится. Во всяком случае, перечитывать не  тянет однозначно.

«Манускрипт, найденный в Акко» - последняя вещь этого автора. И производит более чем неоднозначное впечатление.

Наверное, так и должны быть оформлены древние манускрипты, рукописи, по которым прошла тяжелая поступь веков. Истории Нового завета. Истории о пророках и мудрецах.
Что нас тянет заглянуть в них? Что за неодолимая жажда для людей в большинстве своем нерелигиозных читать о мудрецах или кропотливо расшифровывать осколки древней мудрости?
Может быть, нам кажется, что тот самый пророк, который все знал о мире, сможет сквозь века дотянуться до нашей души и ответить на важный вопрос, который мы не то, что другим, но и себе подчас не рискуем задать?

И часто бывает так, что мы находим ответы. Как ни странно это прозвучит. Одна строка, короткая мысль, выраженная предельно просто и лаконично, вдруг заставляет что-то откликнуться в душе и думаешь: «Вот оно, то самое, именно так мне и надо поступить!»
И многие современные авторы прибегают к такому приему. Повторяют в формате притч или сказаний, или речей пророков какие-то простые истины, которые мы с жадностью впитываем и ищем отклика.

Ищем лекарства от боли.  И исцеляемся.

Если у автора у самого хватает мудрости, знания человеческой природы и понимания, для чего он это пишет.

Много лет назад моя знакомая прочитала «Пророка» Калила Джебрана. Она неустанно повторяла, что эта книга у нее стала настольной, каждый день она читает пару страниц…
Я поначалу не поняла, думала, что это какой-то женский роман

Купила маленькую книжечку, прочитала, ничем не вдохновилась, но зато поняла, в чем смысл.
 Не умея молиться, можно прочитать несколько страниц «Пророка», чтобы приглушить свою боль, свои страхи, свою тревогу о будущем, загадать мечту. Да все, что угодно!

Я одно время раз за разом повторяла молитву «Искусство маленьких шагов». Говорят, что ее автор Антуан де Сент-Экзюпери. К своему стыду, я не помню произведения или дневников, где была бы эта молитва. Хотя «Цитадель»  этого автора можно назвать моей настольной книгой. Хлебом для души.

Но слова эти я помню наизусть. Вероятно, в напряженном ритме, в быстрое сменяющихся впечатлений, в бесконечном круговороте «надо» именно эти слова исцеляли меня от торопливости и стресса…

Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня. Научи меня искусству маленьких шагов.

Сделай меня наблюдательным и находчивым, чтобы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытиях и опыте, которые меня взволновали.

Научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни. Подари мне тонкое чутье, чтобы отличать первостепенное от второстепенного.

Я прошу о силе воздержания и меры, чтобы я по жизни не порхал и не скользил, а разумно планировал течение дня, мог бы видеть вершины и дали, и хоть иногда находил бы время для наслаждения искусством.

Помоги мне понять, что мечты не могут быть помощью. Ни мечты о прошлом, ни мечты о будущем. Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринять эту минуту как самую важную.

Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко. Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем.

Напоминай мне, что сердце часто спорит с рассудком.

Пошли мне в нужный момент кого-то, у кого хватит мужества сказать мне правду, но сказать ее любя!

Я знаю, что многие проблемы решаются, если ничего не предпринимать, так научи меня терпению.

Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в дружбе. Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного Дара Судьбы.

Дай мне богатую фантазию, чтобы в нужный момент, в нужное время, в нужном месте, молча или говоря, подарить кому-то необходимое тепло.

Сделай меня человеком, умеющим достучаться до тех, кто совсем "внизу".

Убереги меня от страха пропустить что-то в жизни.

Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо.

Научи меня искусству маленьких шагов."

Впрочем, вернемся к Коэльо и Джебрану.

Аль-Мустафа, покидающий город, который приютил его на 12 лет, говорит с народом, отвечает на вопросы о добре и зле, о любви и справедливости, о страхе и даянии.
«И спросил один из старейшин города:

- Скажи нам о Добре и Зле.

И он ответил:

- О добре в вас могу я говорить, но не о зле.

Ибо что есть зло как не добро, терзаемое голодом и жаждой…»

Это - Калил Джебран. Пророк.

«Опиши нам тех, кто потерпел поражение, - попросил какой-то купец, когда Копт замолчал.
И тот ответил так:

- Не следует путать потерпевших поражение с побежденными.

Поражение в битве или даже в войне ничего не значит. Признать себя побежденным – значит прекратить борьбу.

Проигравший бой или кампанию не достиг того что было столь желанно. Побежденный теряет способность мечтать. Девиз его отныне: «Ничего не желай – не будешь страдать».
Проигрыш забывается, когда мы вступаем в новый бой. Поражение конца не имеет – это жизненный выбор».

Это – Коэльо. Манускрипт.

Оба отрывка мистистически-философские. Оба – слова пророков, покидающих город. В одном случае – накануне отъезда на родину, в другом случае – накануне великой битвы, когда сам город может быть стерт с лица земли.

Но хоть канва сюжета и одинакова, обратите внимание, как различен стиль. Натренированная рука Коэльо превращает даже мистическое откровение в притчу. И увлекаешься ею, и читаешь, затаив дыхание, и ощущаешь смутные ответы на не заданные вопросы.

Простота обманчива. За ней может не скрываться ничего, а может – тот самый ответ на тот самый вопрос… Кто знает?

Думаю, что «Манускрипт» может стать настольной книгой для большего числа людей, чем «Пророк».

И в наши дни, когда мы далеки от средневекового сражения, мы хотим понимать любовь и верность, хотим откровений о победах и поражениях. Чтобы потом найти отклик в своей душе и мужественно встречать все, что нас ждет за поворотом. И считать себя достойными каждого дня. И не опускать глаза под тяжестью стыда или вины.

Все понятия в нашем мире, все, что мы знаем о нем – это всего лишь слова.
Нет мира за пределами слов.

Мы просто не воспринимаем того, чему не знаем названия. Наше сознание не видит эти грани. Но как только слово придумано – предмет или явление обретает форму, материализуется и становится частью нашей реальностью.

Наш мир соткан из слов. Мы все каждодневно используем слова для того, чтобы общаться и для того, чтобы выразить себя.

И мы по-разному используем слова.

Мы вкладываем даже в одни  и те же слова разный смысл.

А некоторые слова не имеют для нас смысла, пока они с нами не случатся…

Любовь - это всего лишь слово, но -
до тех пор, пока кто-нибудь не наполнит его смыслом.

Чтобы оценить «Манускрипт»  и сказать о нем собственные слова, надо всего лишь его прочесть…


Рецензии
Я много прожила и много видела. Несколько раз пыталась читать Коэльо, но почему-то каждый раз откладывала. Попытаюсь ещё раз. Под впечатлением Ваших слов, Полина.
Спасибо!!!)))

Валентина Яровая   07.10.2013 14:10     Заявить о нарушении