Паоло Коэльо. Манускрипт - Впечатления от прочитан
Любовь - это всего лишь слово, но - до той минуты,
пока мы не позволим ей обладать нами со всей недюжинной силой.
Любовь - это всего лишь слово, но -
до тех пор, пока кто-нибудь не наполнит его смыслом.
П. Коэльо. Манускрипт.
«Любите ли Вы притчи?» - когда я задаю этот простой вопрос на своих семинарах, взрослые дяди и тети начинают улыбаться и кричать «ДА!!!».
Это все равно, как если спросить у детей: «Любите ли Вы сказки?». Реакция примерно та же, только более бурная и непосредственная. Что поделаешь, дети радостнее нас, взрослых, воспринимают мир.
Впрочем, если спросить меня, я тоже буду улыбаться и кричать «Да».
А Вы? Вы любите сказки и притчи?
Если ответ утвердительный, то Вы наверняка хотя бы раз в жизни следовали за героями Паоло Коэльо.
Казалось бы, чего проще сказать: «Поступай так!» или «Не делай этого!» Однако эти простые фразы мы будем воспринимать как нравоучение и нетерпеливо отмахнемся от них.
Однако в глубине нашего сознания сохранится потребность снова и снова повторять простые истины, возвращаться к ним, как к свидетелям незыблемости и устойчивости такого переменчивого мира.
Поколения сменяются, цивилизации повергаются в прах, но «Возлюби ближнего своего, как самого себя» не теряет своей актуальности.
И в этой привычной обыденности и сладкозвучии этих истин скрывается ответ на нашу глубинную потребность в безопасности, в чувстве сопричастности с чем-то нерушимым, вечным, тем, что больше нас и всегда пребудет, даже когда мы уйдем.
Именно притчи и сказки повторяют нам снова и снова эти истины, возвращая нас, заблудившихся в искушениях мира, к основам.
К простому и вечному. К тому, что пребудет всегда. Как фундамент бытия человечества.
Удивительно ли, что мы так любим их в любом возрасте и готовы снова и снова слушать?
Впрочем, что такое притча? Это короткая история про реальных или вымышленных героев. Примерно секунд на 30-40. Ну, или на полстранички печатного текста. Не больше.
Если очень постараться, то можно и самому сочинить такую историю. (Ведь не из воздуха же они берутся – кто-то однажды сочиняет их за чашкой кофе).
Но если Вы попробуете сочинить притчу на 100 страниц, да так, чтобы невозможно было оторваться – вряд ли получится что-то путное.
А у Паоло Коэльо получается снова и снова. Наверное, поэтому более миллиона человек в мире прочитало его истории. Он очень виртуозно использует тот же стиль и те же приемы, что и короткая притча, только ухитряется продлить это удовольствие надолго. Маг, одним словом.
Как известно на цвет и вкус товарищей нет, я встречала как людей, многократно перечитывающих истории Коэльо, так и тех, кто называл их «примитивной писаниной».
Что же, мы все идем по одному пути разными дорогами и движемся каждый со своей скоростью. Не у каждого возникает потребность идти в ашрам или читать Кастанеду. Точно также и Коэльо не всем приходится по вкусу.
Что касается лично меня, то я люблю притчи. И читаю Коэльо. Правда, кроме «Алхимика» и «Пятой горы» мне мало что по-настоящему нравится. Во всяком случае, перечитывать не тянет однозначно.
«Манускрипт, найденный в Акко» - последняя вещь этого автора. И производит более чем неоднозначное впечатление.
Наверное, так и должны быть оформлены древние манускрипты, рукописи, по которым прошла тяжелая поступь веков. Истории Нового завета. Истории о пророках и мудрецах.
Что нас тянет заглянуть в них? Что за неодолимая жажда для людей в большинстве своем нерелигиозных читать о мудрецах или кропотливо расшифровывать осколки древней мудрости?
Может быть, нам кажется, что тот самый пророк, который все знал о мире, сможет сквозь века дотянуться до нашей души и ответить на важный вопрос, который мы не то, что другим, но и себе подчас не рискуем задать?
И часто бывает так, что мы находим ответы. Как ни странно это прозвучит. Одна строка, короткая мысль, выраженная предельно просто и лаконично, вдруг заставляет что-то откликнуться в душе и думаешь: «Вот оно, то самое, именно так мне и надо поступить!»
И многие современные авторы прибегают к такому приему. Повторяют в формате притч или сказаний, или речей пророков какие-то простые истины, которые мы с жадностью впитываем и ищем отклика.
Ищем лекарства от боли. И исцеляемся.
Если у автора у самого хватает мудрости, знания человеческой природы и понимания, для чего он это пишет.
Много лет назад моя знакомая прочитала «Пророка» Калила Джебрана. Она неустанно повторяла, что эта книга у нее стала настольной, каждый день она читает пару страниц…
Я поначалу не поняла, думала, что это какой-то женский роман
Купила маленькую книжечку, прочитала, ничем не вдохновилась, но зато поняла, в чем смысл.
Не умея молиться, можно прочитать несколько страниц «Пророка», чтобы приглушить свою боль, свои страхи, свою тревогу о будущем, загадать мечту. Да все, что угодно!
Я одно время раз за разом повторяла молитву «Искусство маленьких шагов». Говорят, что ее автор Антуан де Сент-Экзюпери. К своему стыду, я не помню произведения или дневников, где была бы эта молитва. Хотя «Цитадель» этого автора можно назвать моей настольной книгой. Хлебом для души.
Но слова эти я помню наизусть. Вероятно, в напряженном ритме, в быстрое сменяющихся впечатлений, в бесконечном круговороте «надо» именно эти слова исцеляли меня от торопливости и стресса…
Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня. Научи меня искусству маленьких шагов.
Сделай меня наблюдательным и находчивым, чтобы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытиях и опыте, которые меня взволновали.
Научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни. Подари мне тонкое чутье, чтобы отличать первостепенное от второстепенного.
Я прошу о силе воздержания и меры, чтобы я по жизни не порхал и не скользил, а разумно планировал течение дня, мог бы видеть вершины и дали, и хоть иногда находил бы время для наслаждения искусством.
Помоги мне понять, что мечты не могут быть помощью. Ни мечты о прошлом, ни мечты о будущем. Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринять эту минуту как самую важную.
Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко. Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем.
Напоминай мне, что сердце часто спорит с рассудком.
Пошли мне в нужный момент кого-то, у кого хватит мужества сказать мне правду, но сказать ее любя!
Я знаю, что многие проблемы решаются, если ничего не предпринимать, так научи меня терпению.
Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в дружбе. Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного Дара Судьбы.
Дай мне богатую фантазию, чтобы в нужный момент, в нужное время, в нужном месте, молча или говоря, подарить кому-то необходимое тепло.
Сделай меня человеком, умеющим достучаться до тех, кто совсем "внизу".
Убереги меня от страха пропустить что-то в жизни.
Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо.
Научи меня искусству маленьких шагов."
Впрочем, вернемся к Коэльо и Джебрану.
Аль-Мустафа, покидающий город, который приютил его на 12 лет, говорит с народом, отвечает на вопросы о добре и зле, о любви и справедливости, о страхе и даянии.
«И спросил один из старейшин города:
- Скажи нам о Добре и Зле.
И он ответил:
- О добре в вас могу я говорить, но не о зле.
Ибо что есть зло как не добро, терзаемое голодом и жаждой…»
Это - Калил Джебран. Пророк.
«Опиши нам тех, кто потерпел поражение, - попросил какой-то купец, когда Копт замолчал.
И тот ответил так:
- Не следует путать потерпевших поражение с побежденными.
Поражение в битве или даже в войне ничего не значит. Признать себя побежденным – значит прекратить борьбу.
Проигравший бой или кампанию не достиг того что было столь желанно. Побежденный теряет способность мечтать. Девиз его отныне: «Ничего не желай – не будешь страдать».
Проигрыш забывается, когда мы вступаем в новый бой. Поражение конца не имеет – это жизненный выбор».
Это – Коэльо. Манускрипт.
Оба отрывка мистистически-философские. Оба – слова пророков, покидающих город. В одном случае – накануне отъезда на родину, в другом случае – накануне великой битвы, когда сам город может быть стерт с лица земли.
Но хоть канва сюжета и одинакова, обратите внимание, как различен стиль. Натренированная рука Коэльо превращает даже мистическое откровение в притчу. И увлекаешься ею, и читаешь, затаив дыхание, и ощущаешь смутные ответы на не заданные вопросы.
Простота обманчива. За ней может не скрываться ничего, а может – тот самый ответ на тот самый вопрос… Кто знает?
Думаю, что «Манускрипт» может стать настольной книгой для большего числа людей, чем «Пророк».
И в наши дни, когда мы далеки от средневекового сражения, мы хотим понимать любовь и верность, хотим откровений о победах и поражениях. Чтобы потом найти отклик в своей душе и мужественно встречать все, что нас ждет за поворотом. И считать себя достойными каждого дня. И не опускать глаза под тяжестью стыда или вины.
Все понятия в нашем мире, все, что мы знаем о нем – это всего лишь слова.
Нет мира за пределами слов.
Мы просто не воспринимаем того, чему не знаем названия. Наше сознание не видит эти грани. Но как только слово придумано – предмет или явление обретает форму, материализуется и становится частью нашей реальностью.
Наш мир соткан из слов. Мы все каждодневно используем слова для того, чтобы общаться и для того, чтобы выразить себя.
И мы по-разному используем слова.
Мы вкладываем даже в одни и те же слова разный смысл.
А некоторые слова не имеют для нас смысла, пока они с нами не случатся…
Любовь - это всего лишь слово, но -
до тех пор, пока кто-нибудь не наполнит его смыслом.
Чтобы оценить «Манускрипт» и сказать о нем собственные слова, надо всего лишь его прочесть…
Свидетельство о публикации №213050901217
Спасибо!!!)))
Валентина Яровая 07.10.2013 14:10 Заявить о нарушении