Э. Э. Шмитт. Женщина в зеркале. Впечатления от про

Э. – Э. Шмитт. Женщина в зеркале

Бывало ли у Вас состояние дежавю? Или переживание внезапного узнавания мест, где Вы раньше не бывали, переживание глубокого сочувствия к людям или ситуациям, участником которых Вы не являетесь? Сочувствия на уровне знания «со мной это тоже было»?

Такие явления происходят с нами постоянно, и мы часто склонны отмахнуться от них, не придавать им значения. Ведь однозначного объяснения разум им не находит. А все непонятное – пугает, вызывает настороженность.

Впрочем, попытки объяснить этот феномен были всегда. Самое распространенное объяснение связано с памятью о прошлых жизнях.

Можно верить в реинкарнацию души, можно – не верить, но ряд исследований подтверждает способность человека каким-то непостижимым образом знать или «помнить» события, которые в этой жизни с ним не происходили и детали которых не могли быть ему известны.

Как правило, такие воспоминания настигают людей в детстве или под гипнозом. Ряд наиболее интересных случаев исследован и задокументирован. И можно с достаточно большой определенностью сказать, каков механизм высвобождения таких знаний, почему именно под гипнозом, можно проверить полученные таким образом сведения.

Хотя официальная наука до сих пор не может дать однозначный ответ на вопрос: «Откуда берутся такие знания или воспоминания»?

И если уж нам непременно нужен ответ на этот вопрос, то предположение о прошлых жизнях и о памяти души ничуть не хуже прочих.

Роман «Женщина в зеркале» основан именно на такой памяти души, на родственности чувств, восприятия, памяти.

Анна из Брюгге, знаменитая Дева, мученица, которую обвинили в ереси и сожгли на костре во фламандском средневековом городе. Ханна, последовательница Фрейда, аристократка из сильных мира сего в императорской блистательной Вене.

Энни – голливудская звезда, ищущая себя в наркотиках и выпивке, бегущая от славы, от всего наносного, неважного, преходящего…

Что общего может быть между этими тремя Аннами, кроме имени?

Разные эпохи и разные проблемы. Как бы выйти замуж или как бы не выйти замуж; как следовать ожиданиям семьи и не быть белой вороной; как следовать ожидания бизнеса и достигать в нем успеха…

Ответы на эти вопросы разные. Они зависят от культуры и обычаев времени.

Эрих-Эммануэль Шмитт со свойственной ему тонкостью и остротой восприятия умеет увидеть общее у всех трех женщин в зеркале.

Непохожесть на свое окружение, другие потребности, которые заставляют быть «не как все» и причиняют страдания во все времена…Смелость сказать «Я НЕ КАК ВСЕ!»…

Поиск себя и своего предназначения, мучительный поиск смысла жизни и своего места в мире…
Ах, этим грешат только философы-мужчины? Женщины не способны даже придумать себе такие вопросы?

Позвольте с Вами не согласиться.

Женщины острее чувствуют диссонанс, свое отличие от окружения. Они более эмоциональны и зачастую свое отличие переживают мучительно, одиноко, не решаясь им поделиться даже с лучшими подругами. Так не принято.

Женщине труднее нарушить условные правила, ведь во все времена, ее положение было более уязвимо в обществе. То, что дозволено мужчине, не приемлемо для женщины. Где камни, чтобы закидать ее немедленно?

Анна из Брюгге убежала в лес в день своей свадьбы. Ей непонятна зависть сестер и подруг – она не мечтает о замужестве и детях. Ее влечет к себе сила природы, энергия неба и земли, те самые живительные токи в деревьях и цветах, в облаках и дожде, которые пронизывают всю Вселенную и которые она способна почувствовать.

Удивительный дар. Кому он нужен в средневековье?

Кому он понятен?
Монах, встреченный Анной в лесу, видит в ее затворничестве, в желании уйти от мира, признаки священного экстаза, мистического откровения. Ему кажется, что ее видения и ощущения как-то связаны со страданиями Иисуса и лишь необразованность не позволяет ей выразить правильными словами то, что она чувствует и переживает.

Попытка научить Анну «правильным» словам ни к чему не приводит. Анна может подружиться с волком и оставаться рядом с ним в безопасности. Но не может правильно общаться с архиепископом, который оскорблен ею, этой необразованной дурой-девкой…

Чем все заканчивается? Костром. На заре инквизиции.

Сожалеет ли Анна? Боится ли смерти?

Она принимает все: и жизнь, и смерть, И то, что ведомо ей, не ведомо людям, судившим ее.
И потеряли больше те, кто приговорил ее к костру, чем сама Анна, ушедшая в новую жизнь.
Вена. Фрейд. Высшее общество. Ханна.

Не она ли та самая непонятная и отверженная Анна?

Ханна не видит себя в браке, не хочет иметь детей, чувствует вину за не оправданные ожидания своего круга. Хочет как лучше, но лишь запутывается в своих внутренних проблемах. Все хорошо. На первый взгляд. Если не считать, что Ханна глубоко несчастна.
Да, в Вене уже не отправляют на костер. Но чтобы найти себя Ханне тоже приходится уйти, сменить круг общения. Такая, как есть, она не может быть принята. Она не понятна окружающим.

Все, что непонятно, нас пугает. И мы стараемся уничтожить причину своего страха…

Ханна нашла обрывки истории об Анне из Брюгге и написала о ней. Так, как почувствовала.
А она могла чувствовать ее как родную душу. Как себя саму…

Энни – успешная кинозвезда. Девочка, выросшая без родителей, ищущая любви  и натыкающаяся на различные формы потребительского отношения.

Да, это привычно. Мы используем, нас используют.

Когда мы это понимаем, то во что бы то ни стало, стремимся освободиться от этого. Нам важна наша сущность, наша душа.
«Я – не вещь!!!» – кричим мы молча.

Энни тоже не хочет быть вещью, зарабатывающей деньги для себя и других. Она хочет понимать себя, видеть любовь в глазах близких людей. И вообще – близких людей…. Каких-нибудь…

Очевидно, что наркотики, алкоголь и беспорядочный секс со всеми подряд могут лишь дать кратковременное забвение. Кто я? Этот вопрос остается с нею.

Энни снимается в фильме об Анне из Брюгге по мотивам истории, написанной Ханной…

Три женщины встречаются взглядами в зеркале времени, прикасаются ладонями к изображению и чувствуют душу. Родную душу там, за полированной блестящей поверхностью. Ту, что ушла или ту, что вернулась частичкой своей?

Нет ответа на вопрос: кто мы есть и сколько жизней прожито нами. И способны ли мы, будучи в здравом рассудке проследить линию своих шагов сквозь века в этом мире?

Эрих-Эммануэль Шмитт показал нам, что можем.

Можем чувствовать.

 А что может быть проще и больше этого?


Рецензии