День Победы

   Я легла спать накануне Дня Победы, как обычно и, казалось, сразу могла бы уснуть. Но, почему-то, не спалось до шести утра. Вспоминалось детство, мое безмятежное, спокойное детство, когда была жива и бабушка, и был жив дедушка-фронтовик.
   Мама много мне рассказывала, как жили они с сестрой в довоенное, военное и послевоенное время. Дедушка до войны был пекарем, получал зарплату 80 рублей в месяц. Однако, несмотря на это, бабушка моя не работала, а воспитывала дочерей и вела хозяйство. Они жили скромно, но все необходимое всегда в доме было. Бабушка никогда не занимала денег, наоборот, это у нее всегда занимали. И эта жизнь ее детей была не такая, как сейчас – конфеты, чупа-чупсы, киндер-сюрпризы… Конфеты в семье были только по большим праздникам. Но моя мама и ее сестра никогда не жаловались на это. Просто тогда дети воспитывались по-другому.
   В первые дни войны дедушка пошел защищать Москву. Он служил в зенитном дивизионе, и всю войну прослужил, защищая Москву от налетов немецких стервятников. Его скромные награды, медали до сих пор хранятся в нашей семье.
   Помню, когда мама привозила меня к бабушке и дедушке (они жили в скромной однокомнатной квартирке гостиничного типа в Бескудникове), я доставала эти медали и перебирала их, рассматривая и гордясь своим дедом.
   Во время войны мама с сестрой и моей бабушкой (их мамой) поехали в деревню, потому что там было легче прокормиться. Мама рассказывает, что, когда в их деревне стоял кавалерийский полк, она, засмотревшись на лошадей и кавалеристов, была окликнута каким-то солдатом:
   - Дочка, принеси, пожалуйста, ножницы – мы лошадям хвосты подрежем!..
   Ей тогда было 4 года. И мама сходила и принесла.
   А еще она говорит, что, когда немцы летели бомбить Москву, раздавался страшный гул, такой, что закладывало уши – самолеты летели не очень высоко над деревней. И сама же его воспроизводила, складывая губы трубочкой – у-у-у-у… Но, благодаря зенитчикам, среди которых был и мой дедушка, очень немногие самолеты долетали до Москвы. А дедушке моему, можно сказать, повезло – вернулся домой без единой царапины. С медалями. И зажили они уже послевоенной, но тоже нелегкой жизнью.
   Мама рассказывает, что в первом классе заболела тифом и чуть не умерла. Из-за этого она осталась в первом классе на второй год – много пропустила по болезни. Ей обрили голову наголо и она все время ходила в косынке. Но все же ей повезло, она выздоровела…
   Другой мой дедушка ушел на фронт тоже с первых дней войны, но погиб почти сразу же…
   Сейчас, смотря на оставшихся в живых ветеранов, я представляю своих дедушек и бабушку, какими они были бы, доживи они до наших дней. Но они, увы, уже умерли. Мамины родители, дедушка мой и бабушка, умерли уже не на войне, а в мирное время. А я все вспоминаю и вспоминаю свое детство, какое оно было безоблачное, благодаря им… Им и еще миллионам и миллионам советских людей, которые отстояли свою Родину, Москву, свою землю и дом. Вечная Слава живым! Вечная Слава и Память павшим!!! Пусть больше никогда не озарятся небеса всполохами взрывов, не дрогнет земля от падающих бомб, не станут умирать от голода и болезней тысячи и тысячи детей, стариков, женщин – невинных жертв войн. Пусть всегда над нашей головой светит яркое мирное солнце!!!



                9 мая 2013 г.


Рецензии
Покуда сердца стучатся,
Какою ценой завоёвано счастье, -
Пожалуйста, помните!

Молодец, что публикуешь семейную память о страшной войне!

Наталья Ромодина   21.05.2014 11:57     Заявить о нарушении
Спасибо, Наташа!!!

Елена Сафонова 4   26.05.2014 17:43   Заявить о нарушении