Александр и его женщины. 9 часть. Окончание

   Саша прочитал и сразу захотел послушать. Песни Вени действительно, как яркое пятно в истории России. Действительно красивый человек. Но что писать - Саша не знал. Тут помогла Анжела: "Ты его песни слушай, слушай, думай, думай.  Текст сам к тебе придет".

   Саша так и сделал. Но мысли нужные не шли. Рождалось все не то. Не получалось. Все эти дни он, как и Женя, только Веней жил; посуду мыл, гулял иль завтракал - все время возвращался к его песням.


 Через неделю Жене-крану позвонил: "Заказ готов. В любое время приезжай. И не тяни. Мы скоро уезжаем". Женя тот час появилась. Опять уселась в сложной позе на полу и начала читать.

         "Жизнь, казалось, всё дала для счастья. Но счастье (в том понимании простых людей вокруг) к нему не долетело. Не стал известен ... не пробился ... не звезда. Все так. Но!

     И не так.

Веня Дыркин в жизни Александр Литвинов своим талантом певца-поэта всем людям подарил себя, как откровенье. Откровение - открытия себя и всех и времени, в котором жил. Откровение событий переломный лет России.

   Не хочется его талант вмещать в истасканную фразу "имел свой взгляд". Это звучит фальшиво. У многих взгляда нет, есть подражание - продолжение - плагиат. Веня мыслил, и его мысли будут раскрываться долго ... и продолжаться - подряжаться бесконечно.

   Его отец директор школы. Мама - учительница. Значит, вырос под прицелом многих добрых и недобрых глаз. Малейшая его оплошность может разрастаться в словах людей недобрых до скандала. Это минус. Он, возможно, по этому не очень-то и верил людям. Папа - директор, в этим есть и плюсы, как незаслуженный пока аванс внимания и уважения. Но итог - он болью откликался... "Не прощали... не ругали" - мысли эти, как у Тарковского в его последнем фильме, финальном кадре.

   Он был любим, талантлив и в себе уверен. Прекрасно рисовал, в шесть лет уже писал стихи, много читал; тексты песен подтверждение. "Клином в точку  сходятся стены", "Море уставов и море инструкций", "Полная власть у некомпетентных", "На фонарных столбах по улицам ада..."  - лишь крохотный пример.

   В старших классах создал рок группу и сам как Бог гитарой овладел. Можно сказать, он не играл, он, с ней, с гитарой сросся. Его руки, струны, голос - неразделимое единство волшебства.

   Работал, где придется. И всякая работа перерождалась в песни. Песни-контрасты жизни и мечты. Как "Танго и станок" в веселом ритме, или "Отходняк" насмешливо живой. И жизнь пока и не била, и талант объединял; с ним рядом юная прекрасная скрипачка, баянист, ударник. Их всех талантом Муза одарила. Четыре человека без всяких плюсов в своих живых концертах сказочно неповторимы. Спасибо тем, кто записи все эти людям подарил.

   Он встретил девушку. Женою стала, его Полина-Пэм. Она его любила. Его считала свои принцем. Сына родила. А он не шел обычною дорогой: институт, друзья, работа, квартира, мебель и машина во дворе.

   Он встал, как настоящий гений, на путь своей трагической судьбы. Песни стали смыслом жизни. Когда-то Дмитрий Шостакович сказал: "Творить и в собачьей будке можно". Так и у Вени.

   Он, как комета яркая ворвался в души. Принес с собою другие мысли, чувства. И, если Цой, как многие в стране, ждал перемен, то Веня их дождался. И как все это к нам пришло без фальши описал.

   Этот гениальный бард собой олицетворял Советскую Россию, верней - её закат, еще вернее - её смерть. Сейчас слова "распад Союза" звучат обыденно, привычно. Но Веня, как и многие другие, узнал лицо распада-смерти. Он - свидетель слома мировоззрения  страны. Он воплотил то время. И воплотил без всякой фальши, не приукрасил низменность и мерзость опущения человеческого духа. Веня не лгал. Он точно нашел слова, которые цитировать не стыдно. Смерть Союза - это смена идеалов. Их слом. Точнее, их убийство. Власть денег, желание их иметь любой ценой - все это  резко изменило людские души. В страну впустили доллар, марки, наркотики  лавиной хлынули на бедную Россию. Она - Россия - доверчивый ребенок, поверила тому, кто ею правил. И появились города кладбищенские погибшей глупой молодости, которая безумно ринулась в поток нечистоты соблазна.
   России заново пришлось рождаться. Это перерождение людских взаимосвязей... 
   И  был ответ, кто это все сделал? Кто все разрушил... Мы - гады. Мы. Наши страсти все ломали, и наши страсти все возрождают вновь. Такой вот парадокс.

   Его песни не только откровения собственной беды-ухода... Его песни - это прощение и крик "Убейте", гнев и благодарность жизни. Его песни - это душа России, душа всех молодых, подрезанных на стыке перемен.


   "Одиноким одиноко" - боль обнаженная звучит. Звучит не жалуясь, звучит так чисто, так достойно, как дуновение в густом лесу. И так, как он поет - никто не повторит. Закрыв глаза, и никого не видя, - он не поет, он песнею живет. Звучит не только голос, звучит таинственная сила жизни, которая в таланте родилась. И эта сила бесконечно себя дарит. Веня - как возродившийся Орфей славянский. Он пением своим всю душу забирает... И дарит нам себя.

   Саша Литвинов сделал себе имя Веня Дркин. Два имени, два полюса. Александр Литвинов - звучит красиво. Зачем тогда себя до Дркина он опустил? Дркин - дыра, в которую мы провалились. Дыра, в которой обрекли на смерть дорогу, по которой раньше шли. И Саша интуитивно выбрал это имя.

 Собою не гордился. Но точно знал бесценность собственного дара. Истинный талант трагичен. Он не дает богатства. Богатство - оно различно по своей природе. Богатство для "игры - наживы" - жалкое явление. Богатство чтоб гордиться - пузырь пустой  души. Богатство, чтоб себя дарить - вот это счастье. И Веня раздарил себя по капле.

   "Коперника" послушайте; прощальная молитва. Тихо прощает всё. За свой талант благодарит. "Ветхой пылью рок-н-ролл на чердаках я иглою на зрачках наколол". Он знает, в каждой звучащей песне он возродится  - "Твори меня вновь"...


   Не отрекается он от своего пути. Пути судьбою данного таланта! НЕ ОТРЕКАЕТСЯ! И за талант своею жизнью платит"


  Все это прочитав, Женя немного растерялась. "Я не то ждала". Опять стала читать. Задумалась. На неё глядя, Сашка улыбнулся. Решили сделать так; Женя будет песни Вени пропагандировать в миру, а Саша попытается все это напечатать.

  Пришло время отъезда. Дела все сделаны, и чемоданы собраны у входа. Прощание с друзьями Анжела решила провести у моря. И вот толпа слегка подвыпивших, веселых, шумных молодых людей уже который час на берегу резвится.

  К Александру проститься подошли знакомые, с которыми гулял он много лет вдоль моря. Саша сидел на берегу. Коньяк не пил. Он наблюдал внимательно за всеми. Женька-кран опять уплыла далеко, за ней ребята. Друзья Анжелы мужского рода старались очень повзрослеть в его глазах. А Анжела! ... Сияет вся!... Чудачка! ... Любит ли он её? ... пока не понимает. Но точно знает, он будет её беречь и не откажется от её чувств к нему. Это красивое создание природы все время говорит, что его любит, все время называет "солнышко моё".

  У него было две жены. Первая - старше на семь лет. Очень его любила. Как мама. Избаловала. К этому привык (чтоб с полуслова понимали). Пять лет прожили вместе. Умерла от рака. Он тогда не оценил её, не понял. Опять женился на очень молодой. Эта истеричка просто измучила его способностью страдать в любой момент. Её страдания вином смягчались, затем наркотики пошли, и полное непонимание себя и всех вокруг. Конечно, он сбежал.


   И вот Анжела третьей хочет быть женой. Он улыбнулся. Да, она умна; так ловко убрала с его пути всех его женщин. Старается хозяйкой быть хорошей. Находчива. С деньгами расстается беззаботно. И деньги к ней идут. Однажды утром они встали и обнаружили, что в доме денег нет. У своей мамы Анжела деньги не брала принципиально. Но ... выкрутилась...
   Сашину картину продала. Там он писал Анжелу в смешной позе; на первом плане ноги, и каждый пальчик на ступнях украшен крупным бриллиантом, а на лице лукаво подмигивает глаз, и на его ресницах сияет бриллиантовая пыль. Вот эта ерунда, которую купили сразу, кормила их неделю.

   Солнце готовилось к закату.  Людские затихали голоса. Все уходили с пляжа. Саша и Анжела  вдвоем сидели. В этот вечер они решили солнце проводить. Солнце спокойно за море спускалось. И, глядя на него, Саша подумал - Вся жизнь заложена "в сей час". И видит Бог, как в этот час душа моя спокойна.
       Жизнь, спасибо.



12 февраля 2013.

Е.М. Шурделина - Осипова.


Рецензии
Спасибо за прекрасное повествование! Ещё кое-что узнала о нашем прекрасном рок барде. Ах, как жаль Веню-Сашу! Он на нашем фестивале был ЗВЕЗДОЙ, а потом мы всем миром были на благотворительном концерте , когда он уже был сильно болен. Красавец, нежный лик его останется у всех, кто знаком с его творчеством. Талантище, действительно он и гитара-одно целое и голос, а какие тексты!

Это ему я посвятила...

Жизнь улетела в дырочку,
Словно в ушко игольное,
Венчики крутят бирочку,
Имя на ней «прикольное».

И за пределы памяти
Смех беззаботный канет,
Вы перед Богом станете
Вновь Литвиновым Саней.

Там облака, как стены
Белых палат больничных:
Надо ходить степенно,
Скучно и непривычно.

Вот бы с собой гитару,
Вы б там концерт дали!..
«Глянь, он опять за старое»,
Ангелы бы роптали.

Здесь вас никто не заменит
Смерть Ваша всех ранит,
Нам очень жаль, Веня!
Нам очень жаль, Саня!

Татьяна Марюха   23.12.2022 23:34     Заявить о нарушении
Да! Все так! О нем бесконечно можно писать. Его никто не заменит.

Елена Осипова 3   10.01.2023 11:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.