Лекция 18 о Ветхом Завете в Йельском Университете

ПРОФЕССОР  КРИСТИНА  ХЭЙАС:       На прошлой лекции мы говорили о кризисе, связанном с ассирийским вторжением.   Мы обсуждали пророков из северного царства Амоса и Осию и приступили к Исайе, пророку из (южного царства) Иудеи.  Теперь мы поговорим о втором пророке из южного царства времён ассирийского вторжения, Михее.  Он пришёл из городка Мошет, расположенного в 25 милях к юго-западу от Иерусалима. Он был последним пророком восьмого века. Он сильно отличается от урождённого городского жителя Исайи.  Похоже, он был сельским пророком, вещавшим для бедных фермеров.
Он пророчествует во второй половине восьмого века в период примерно с 740г. по 700 г. (ДНЭ).
Он резко осуждает северное царство за идолопоклонство и предсказывает ему гибель в качестве наказания.
Он присоединяется к остальным пророкам в осуждении людей за их моральное падение.  Алчные землевладельцы, бесчестные купцы, аристократия - все они являются объектом его резкой критики, также как и другие представители элиты - священники, судьи, царский двор и фальшивые пророки.
Однако большим различием между взглядами Исайи и Михея является их восприятие города.
 С точки зрения Михея, город греховен по своей сути и обречён на уничтожение.
Исайя проповедовал непоколебимость Сиона, а Михей жёстко критиковал династию Давида.    Он осмеивает идею нерушимости Сиона и веру в то, что присутствие храма в Иерусалиме может защитить  город.  Напротив, он  говорит, что Бог  уничтожит город Давида и его Дом, когда посчитает нужным.
Михей гл.3: 9-12:

     "Слушайте вы, правители Дома Иакова,
     Властители Дома  Израилева,
     Справедливость презирающие.
     И очерняющие всё что есть честного,
     Которые наполняют Сион преступностью,
     А Иерусалим  беззаконием!
     Его правители  судят и оправдывают за взятки,
     Священники  выносят решения,
     А пророки пророчествуют за плату;
     Тем не менее, они опираются на Господа, говоря:
     "Господь среди нас;
     Никакое бедствие не коснётся нас."
     Несомненно, из-за вас
     Сион будет вспахан как поле,
     И Иерусалим превратится в груды развалин,
     И Храмовая гора
     Станет Храмом в лесу."

Это резко контрастирует с виденьем Исайи, который имеет абсолютную веру в то, что Бог никогда не позволит уничтожить Свой святой город и храм. Его присутствие в  центре города  гарантирует, что он выживет.  Михей же считает, что это вовсе не гарантия.
Одним из самых известных абзацев Книги Михея являются восемь стихов в гл. 6, которые написаны в форме иска по договору, о которой мы уже говорили, и структура её такова: первые два стиха - вручение повестки по делу. Так пророк  выступает в качестве адвоката Бога и вызывает обвиняемого и  свидетелей - это будут горы, которые будут слушать дело по иску Бога против Израиля.
   "Послушайте, что говорит Господь:
     Смелее, представь [Моё] дело  горам,
     И холмы да слышат твои мольбы.
     Слушайте, горы, дело Господа -
     Вы твердыня  земли!
     Ибо Господь имеет дело [= иск] против Своего народа,
     У него есть иск против Израиля."

Это первые строки, и в стихах 3-5  мы перейдем к обвинению истца, Божьего обвинения. 
 И оно дано, опять же, через поверенного, который обращается к памяти Израиля, напоминая о событиях, продемонстрировавших  великую любовь Бога к Израилю.  Они начинаются с Исхода, конечно, и продолжаются вступлением в землю обетованную, и он говорит, что Израиль, кажется, забыл все эти дела, которые Бог совершил для него, а также обязательства, которые эти дела, логично, влекут за собой.   Неблагодарность Израиля в ответ на эту длительную доброжелательность Бога представляется отвратительной.
В стихах 6,7  мы читаем просьбу ответчика. Это пытается говорить Израиль, но в действительности, конечно, ему не чем оправдаться.  Израиль знает, что его единственный выбор заключается в  попытке примирения, но он не знает, с чего начать.
"С чем предстать мне перед Господом,
     Проявить уважение к Богу в небесах?
     Должен ли я приблизиться к Нему с жертвоприношениями,
     С тельцами однолетними?
     Можно ли умилостивить Господа тысячью баранов,
     Мириадами потоков масла?
     Должен ли я отдать Ему первенца моего за преступление,
    Плод чрева моего за мои грехи?"

И пророк, выступающий здесь в качестве поверенного, отвечает в стихе 8:
"Он сказал вам, о человек, что  есть хорошо,
     И то, что Господь требует от тебя:
     Только поддерживать справедливость
     И любить добро,
     И смиренно ходить с твоим  Богом."
   
Слово, переведённое как добро, это слово "hesed".  Оно обозначает верность договору, верную любовь партнёров по договору.   Это классический абзац, являющийся типичным образцом подчеркивания пророками  приоритета морали в пророческой мысли. 
В книге Михея три пророчества  гибели чередуются с тремя пророчествами надежды на восстановление.   Последние пророчества рассказывают о том величии, которое ожидает Сион в будущем.
 Эти абзацы, рассказывающие о восстановлении,  могут показаться немного не согласующимися с уничтожающей критикой или осуждением Иудеи в других частях пророчества Михея, и поэтому некоторые ученые предположили, что эти оптимистические абзацы и те ссылки на безусловное обещание Бога сохранить царство Давида, и радужные прогнозы всеобщего мира - они, наверное, являются вставками более позднего редактора.
И в самом деле, подобные абзацы мы также видим  в книге пророка Исаии.  И всегда очень трудно достоверно определить авторство, потому что мы знаем, что пророческие писания действительно сильно колеблются между осуждением и утешением. Так что я думаю, что перемена полюса в теме сама по себе не всегда даёт достаточное основание утверждать об  интерполяции -  увы, прямое противоречие возможно даже в писаниях одного и того же автора.
 Тем не менее, анахронизм является очень хорошим средством уловления  интерполяции.    Так Михей явно ссылается на вавилонское изгнание, которое будет в 586 г., тогда как Михей пророчествует в восьмом веке.
Он также упоминает о восстановлении стен Иерусалима, которые  во время его жизни были целы, а  уничтожены - лишь в 586 г.  Такие  не состыковки, конечно, могут свидетельствовать об интерполяции  более поздних редакторов. Но в его нынешнем виде, в структуре чередования "денонсация, восстановление, денонсация, восстановление", этот шаблон, который применяется  три раза - эта структура, я думаю, является типичной для общего парадокса, который мы находим в пророческих писаниях, где они пытаются сбалансировать суровый Божий суд с его наказанием, с одной стороны, и милосердной любовью Бога и спасением своего народа, с другой стороны.
Еще один парадокс заключается в том, каким образом  сохранилось пророчество Михея.      Эти пророчества, вероятно, сохранили священники в храме, хотя священники очень часто становились объектами нападок и осуждения пророков, особенно Михея.
Итак, напомню, четверо пророков, которых мы обсудили, Амос, Осия, Исайя и Михей пророчествовали во времена ассирийского вторжения в конце восьмого века.
Иерусалим выдержал атаку ассирийцев, когда они в 701 г. взяли город в осаду. 
Это усилило доверие к самодержавной идеологии, укрепило идею о том, что Бог был с Сионом, Иерусалимом, с Домом Давида и будет защищать их, но при всём этом Иудея переходит в следующий век, в 600е годы, значительно ослабленной после нападения и осады. Ассирия же в первой половине следующего века достигает зенита своего могущества.
  В то время в Иудее правил царь Манассия,  и его правление растянулось примерно на 50 лет.
Условно говоря, с 690х по 640е - более точно  установить не удалось.
Второзаконнический историк посвятил этому так долго правившему царю всего лишь 18 стихов, причём все они носят негативный характер.  И совсем иначе он относился к его отцу Эзекии и его внуку, Иосии.
Манассия был, вероятно, верным вассалом Ассирии и, в соответствии с библейским автором,  он упразднил реформы своего отца Эзекии, который, как говорит автор, уничтожил идолопоклонство.
Манассия же, вопреки этому, принял ассирийские  нормы.
К концу века, однако, Ассирия, миновав пик своего расцвета, начинает клониться к упадку, и некоторые государства Древнего ближнего Востока, такие как Египет и Вавилония, сумели отделиться.
Иосия садится на трон Иудеи в 640 г.   Воспользовавшись ослаблением Ассирии, он провозглашает независимость Иудеи, осуществляет серию реформ в 622 г., одна из которых направлена на очищение культа от ассирийского религиозного влияния, а также на централизацию эксклюзивного культа поклонения Яхве в Иерусалиме.
Эта централизация культа являлась частью повестки дня - утверждения политической независимости от Ассирии, которая неуклонно продолжала ослабевать. В конце концов, в 612 г. столица Ниневия пала под ударами вавилонян, которые, уничтожив столицу, в союзе с Мидянами завоевали Ассирию.   
Осия становится необычайно популярен в Иудее, но погибает в сражении с египтянами под Мегиддо в 609 г.   На этом историческом фоне во время правления Иосии  в Иудее пророчествовал Софония.
 Итак, мы приступаем к двум пророкам Вавилонского периода, Софонии и Иеремии, поскольку они являются основными пророками этого периода, действующими на юге.
Некоторые из пророчеств Софонии относятся к периоду до реформ 622 г., они очень пессимистичные и зловещие.  Иудея обречена, она осуждена  за вероотступничество, за разложение, за все те вещи, которые процветали во время правления Манассии.            Бог разгневан, и его месть неминуема. Согласно Софонии, грядёт всеобщее уничтожение, и вся жизнь, животные и люди будут истреблены.  Это перекликается с книгой Амоса, в которой День Яхве, День Господа, столь страстно ожидаемый, станет не днём триумфа, а днём темноты, разрушения и отчаяния.
Софония гл 1:15-18:

    "Этот будет день гнева,
    День скорби и отчаяния,
    День бедствия и разорения,
    День тьмы и  полного мрака,
    День сгустившихся туч,
    День звуков горна, возвещающего беду -
     Укрепленным городам
     И высоким угловым башням.
     Я наведу бедствие на людей
     И они будут бродить, как слепые,
     Потому что они согрешили против Господа;
     Кровь их прольётся, как грязь,
     А жир их - как навоз.
     Более того, их серебро и золото
     Будет не в состоянии спасти их.
     В день гнева Господа,
     В огне Его ярости,
     Вся земля погибнет;
     Ибо Он сделает ужасный конец
     Всех живущих на земле."

Легко понять, почему людям не очень нравилось слушать подобных пророков, но в то же самое время, как и другие пророки, Софония также предлагал надежду.
Скромные остатки иудеев будут искать спасения в Боге. Эти еврейские изгнанники, говорит Софония, будут уведены от их угнетателей и даже язычники будут поклоняться Богу.
 Софония гл. 3:11-13:
   "В тот день,
     Вы больше не будете стыдиться за все дела
     Которыми вы оскорбляли меня.
     Ибо тогда Я удалю
     Гордость и ликование, овладевшие вами,
     И вы не будет более превозноситься.
     На моей священной горе.
     Но я оставлю внутри вас
    Бедных, простых людей,
    И они найдут убежище
     Во имя Господа.
     Остатки Израиля
     Не будут поступать неправильно
     И не будут  лгать;
      В их ртах не будет более
      Лживых языков.
     Только такие, как они, будут пастись и покоиться,
      И никто не будет беспокоить их. "

При этом все изгнанные будут возвращены и собраны воедино. Стих 20:

"В то время я соберу вас,
     И в то время  Я приведу вас  [домой];
     Ибо Я сделаю вас известным и знаменитым
     Среди всех народов на земле,
     Когда я возвращу ваши владения
     У них на глазах."
Один из абзацев представляется особенно радостным.  Похоже, что он вещает о спасении, как будто оно уже происходит, и поэтому многие учёные думают, что это реакция Софонии на реформы Иосии, которые он воспринимает как  столь желанное народом спасение.
 Гл. 3:14-15:
     "Ликуй, Благородный Сион,
     Кричи громко, о Израиль!
     Радуйся и веселись, всем сердцем своим,
     Справедливый Иерусалим!
     Господь отменил приговор против вас,
     Он смёл ваших врагов.
     Суверенный Израиль с Господом внутри вас;
     Вам не нужно больше бояться несчастья."

Это и в самом деле очень похоже на восхваление Иосии, проводившего реформы централизации и унификации культа Яхве.   Это приветствуется как восстановление присутствия Бога в общине Иудеи, бывшее столь желанным. Приговор аннулирован, страшные вещи, которые были предсказаны, не произойдут.
  Ещё одной короткой пророческой книгой, которую мы не можем обойти вниманием, является Книга Наума.  Она сильно отличается от остальных пророческих книг.
Фактически она не содержит пророчеств и осуждений людей за их падение, наполняющих книги других пророков. 
Книга Наума представляет собой серию из трех стихов и первым из них является акростих,  алфавитное стихотворение, каждая строка которого начинается с последующей буквы еврейского алфавита, и  в этих стихах выражается радость по поводу падения Ниневии, столицы ассирийской империи, в 612 г.
Ассирия вызывала всеобщую ненависть в Древнем Ближнем Востоке.
Она была известна своей исключительной жестокостью в процессе завоеваний, строительства и укрепления империи.
 Ассирийцы массово депортировали население, отрубали конечности пленным, словно мясники, в том числе женщинам и детям. У нас есть много свидетельских показаний по этому поводу, как в ассирийских источниках, так  и  в других источниках Древнего Ближнего Востока в виде текстов, а также произведений искусства.
Так что Книга Наума является поэмой, восхваляющей разгневанного и мстящего Бога, который наконец повернул колесо истории таким образом, что  ужасный и могучий враг Израиля и всего мира был разбит.
Согласно Науму, Бог использовал Ассирию в качестве своего орудия, для того чтобы образумить царство Израиль и Иудею и наказать их за их грехи.
Однако, являясь абсолютным и универсальным сувереном, Бог, использовав Ассирию в своих целях, считает нужным наказать и её за её жестокость и бесчеловечность падением Ниневии.
Книгу Наума часто хвалят за её яркий поэтический стиль.
Он описывает эти вооруженные легионы, что выступили в поход против Ниневии и грабят её сокровища, и одним из самых захватывающих событий археологии являются раскопки Ниневии.
 Хотя дальнейшие раскопки были остановлены по причине политического климата в стране, находки в Ниневии поразительны тем, что соответствуют письменным данным  - как вырывались мелкие ямы и  в них бросались сокровища,  как ворота города, упав, накрыли их,  как люди бежали, пытаясь спастись - когда читаешь описание Ниневии и сопоставляешь с археологическими данными, это потрясает.
Наум заглядывает в  счастливое и свободное будущее Иудеи, и он говорит в гл.1:15: "Никогда более зло не выступит против вас."   
Однако, это не является правдой, и через несколько лет Иосия убит.  Иудея становится зависимой от Египта и Вавилонии.  К 605 г. Вавилония получает от Иудеи, как от вассала, дань.
 Так что  это пророчество является вопиющей ошибкой Наума,  однако при этом, она не была отредактирована или заретуширована, для того чтобы уберечь его репутацию как пророка.
Получается, что некоторые пророческие книги редактируются, пересматриваются, подвергаются вставкам для того чтобы их прорицания были актуальны и уместны, а иные пророческие книги оставлялись нетронутыми.
С падением Ниневии народное самосознание поднялось, но ситуация быстро переменилась к худшему со смертью Иосии в 609г., что явилось тяжёлой утратой для Иудеи.
Иудея оказалась в ловушке между двумя сверхдержавами: Египтом на юго-западе и Вавилонией на северо- востоке.
В 605 г. Вавилония сумела разгромить Египет и опустить Иудею до статуса вассала, платящего дань, под правлением царя Иоакима.
Царь Иоаким восстаёт, и Вавилоняне берут Иерусалим в осаду.  Этот город дважды осаждается вавилонянами - в 597г. и в 587 г. - и оба раза царём Навуходоносором.
В 597 г. он не разрушает Иерусалим, но убивает царя, увозит в качестве пленника сына царя и усаживает на трон кукольного царя, чтобы держать под контролем Иудею.
Однако Седекия оказался не совсем кукольным царём и также пытается восстать и установить независимость Иудеи.   Тогда Навуходоносор возвращается (в 587г.), захватывает город, полностью разрушает храм и отправляет большую часть населения  в изгнание, и на этом заканчивается четырёхсотлетний период независимости еврейского народа.
Книга Аввакума была написана в  период, когда вавилоняне дважды нападали на Иерусалим.
Она также является необычной пророческой книгой и содержит не столько пророчества, сколько философские размышления о поведении Бога. И мы увидим эту тенденцию по мере  продвижения в следующий раздел Библии, когда завершим пророческий раздел.   
  Мы встретим  произведения очень разных жанров, и некоторые из них действительно содержат эти философские размышления о поведении Бога.
Главы 1 и 2 представляют собой своеобразный диалог между пророком и Яхве, и пророк  горько сетует на бездействие Бога.  Гл. 1 стих 2 и 3:
"Доколе, Господи, я буду взывать
     А Ты не будешь слышать,
     Я стану кричать Тебе "Помогите!"
     И Ты не спасёшь?
     Почему Ты заставляешь меня видеть беззаконие
     [Почему] Нравится ли Тебе смотреть на такое? -
     Грабёж и насилие предо мною,
     Борьба и раздор продолжаются."

Далее, в  стихах 13 и 14 читаем:
"Ты, чьи глаза слишком чисты, чтобы смотреть на зло,
     Кто не может одобрить правонарушения,
     Почему Ты терпишь предательство.
     И праздно наблюдаешь
     Как неправый пожирает
     Того, кто  прав?
     Ты сделал человечество подобным рыбе в море,
     Подобным пресмыкающимся, у которых нет правителя."

Бог отвечает на эти обвинения, что  вавилоняне служат инструментом его правосудия, хотя и приписывают своё могущество и успехи благоволению своего бога, а не Яхве.  Эта идея уже встречалась в тех книгах, которые мы рассматривали, идея, заключающаяся в том, что завоеватели служат орудием возмездия в руках Бога.
Однако книга Аввакума немного необычна, потому что он не формулирует эту идею в том смысле, что Иудея заслуживает этого разрушительного  наказания.
 В отличие от Второзаконнического историка, Аввакум не утверждает, что люди страдают за свои грехи.
 Аввакум борется с тем, что в его понимании является  системным отсутствием справедливости.
 Второзаконнический историк  утверждает справедливость Бога, и все происходящие с людьми страдания считает оправданными.  Аввакум противостоит этой идее, и мы увидим, как его борьба достигает кульминации, когда приступим на следующей лекции к Книге Иова. 
Аввакум  гл.1:4 : "... решимость падает / И справедливость никогда не возникает /  Ибо негодяй вытесняет  праведника -.. / Поэтому приговоры выносятся не по справедливости."   Дело не  в том, что нечестивых и праведных постигнет одна и та же участь,  а в том, что нечестивые на самом деле живут куда лучше, чем праведники, и это снижает человечество до уровня рыб и пресмыкающихся, для которых  грубая сила, а не мораль определяет их поведение. Теперь, сделав это обвинение, Аввакум ждет ответ Бога. В главе 2:1-5 он  говорит:
"Я буду стоять на моих часах,
     Займи моё место у поста,
     И жди, чтобы услышать, что Он скажет мне,
     Что Он ответит на мою жалобу.
     Отвечал мне Господь и сказал:
     "Напиши пророчество,
      Начертай его отчётливо на скрижалях,
     Таким образом, чтобы его можно было легко прочесть.
     ... Праведник награждён будет жизнью
     За свою верность.
     Насколько меньше тогда неправедные уйдут безнаказанными ..."

Не очень глубокий ответ. Праведники просто должны верить, что справедливость восторжествует, и эта вера должна поддерживать их в испытаниях, которые  оспаривают  саму  эту идею.  Мы увидим более глубокий ответ на эту же проблему в Книге Иова.
В третьей главе картина резко меняется, что даёт повод учёным предполагать позднюю вставку.
Однако я напомню, что крутая перемена темы и тона не являются такой уж необычной вещью в пророческих книгах, и потому мы воздержимся от категорических выводов. 
В этой третьей главе Бог изображён воином.
 Он с грохотом появляется с востока, он бросает свое копье, он стремится отомстить угнетателям Израиля. Может быть, это попытка некоторых редакторов реагировать на скептицизм Аввакума относительно того что Яхве принесет справедливость - и принесёт её скоро - потому что он ждет  и вопрошает: как долго? Почему ты так долго бездействуешь?
И этим образом мстительного воина Бог отвечает на первый вопрос Аввакума: Как долго будет Бог стоять в стороне и смотреть, как вавилоняне насилуют и грабят? Но, с другой стороны, вполне возможно, что эта глава написана Аввакумом.  Почему в его книге не может быть той же парадоксальной реверсии точек зрения, какую мы видели в большинстве пророческих книг?
В частности, он придерживается парадоксального мнения, что Божья справедливость наступает медленно, но праведники должны иметь абсолютную веру в её полное исполнение.
Он поднял вопрос теодицеи, проблему зла, тему страдания. В конечном счете, он видит решение проблемы лишь в некоем видении будущего -  Бог воздаст месть, и тогда справедливость восторжествует.  Это характерно для некоторых текстов, которые мы рассмотрим позже, особенно в апокалиптической литературе, которая призывает к терпеливому ожиданию  конца света, когда после финального вселенского катаклизма воцарится правда и справедливость.
Пророк Иеремия - живший во времена окончательного уничтожения Иудеи, и видевший падение Иерусалима от рук вавилонян в 587 г. -  является автором длинного пророческого произведения. Так что у нас есть три объёмные пророческие книги: Исаия  времён ассирийского вторжения, Иеремия времён вавилонского завоевания, и Иезекииль, писавший в период вавилонского изгнания.
Иеремия родился в семье священника в деревне Анафоф неподалёку от Иерусалима.
Он начал пророчествовать ещё будучи мальчиком. Он был современником царя Иосии и очевидцем проводимой им радикальной реформы - искоренение ассирийского влияния, которому поддался царь Манассия, возобновления завета -  всей той деятельности, которую так восхвалял  библейский писатель.
Когда Иосия умер, Иеремия вместе со всем народом оплакивает его уход.
Иеремия был свидетелем последовавшего за реформами разрушения и изгнания.
Книга Иеремии является собранием самых разных видов материалов. Они не слишком чётко расположены в смысле хронологии да и в смысле логики также, то есть это не та книга,  прочитав которую от корки до корки,  можно получить ясное представление о её содержании.
 В ней есть пророчества, оракулы и обличительные речи в отношении чужеземных царств, есть рассказы, биографические повествования, стихи, и в самом конце краткое исторического приложение, которое напоминает Книгу Цар. гл. 2: 24 и 25.
В аспекте истории книга сама по себе довольно запутанная, поскольку сильно расходится с древними источниками.   Септуагинты, которые являются греческим переводом Библии третьего века до нашей эры - содержат писания Иеремии в более краткой версии, чем версия еврейская, и материал в них  структурно устроен иначе.  Также имеются большие различия  между еврейским текстом, которым мы располагаем,  и некоторыми частями из Книги Иеремии, обнаруженными среди свитков Мёртвого моря. 
Это свидетельствует об очень открытом характере письменных сочинений в древности.
 В Книге Иеремии мы находим три основных вида материала.
1) Поэтические прорицания, авторство Иеремии которых традиционно признаётся.
2) Биографические рассказы и анекдоты о самом Иеремии, которые приписываются его личному  писцу и помощнику  по имени Барух Бен Нирии, Бен означает сын, так что Барух, сын Нирии; эта личность упоминается мимоходом в Книге Иеремии.
3) Имеются также  некоторые редакторские заметки, написанные в стиле Второзаконнического историка и редактора.  В сущности, язык и идеология Иеремии  и Второзаконнического историка имели много общего.
Таким образом, если мы посмотрим  на структуру книги Иеремии, мы увидим, что главы  с 1 по 25 содержат в основном введение и рассказ о вызове Иеремии, но далее также и поэтические оракулы и некоторые биографические фрагменты, представляющие собой миниатюрные  биографические повествования.   В  гл. с 26  по 29  мы читаем рассказы о его встречах - вернее сказать, о его стычках - с другими пророками и с различными авторитетными фигурами. Главы 30 - 33 представляют собой оракулы надежды и утешения; главы 34 - 45 - это рассказы в прозе, и эти истории центрируются вокруг и после момента окончательного разгрома.
Гл. 46 -51 содержат прорицания против других народов.  Некоторые из них,  как  считают ученые, могут принадлежать  другим писателям.    Книга завершается историческим приложением о падении Иерусалима, которое было взято из  2 Книги Цар.
Иеремия прорицает неизбежную гибель народа  по причине нарушения им договора, который был главным условием его существования, и его описания были очень яркими и ужасающими.
Он резко критикует израильских лидеров и в особенности профессиональных пророков, с которыми у него были жёсткие споры. Он называл профессиональных пророков лжецами, потому что они предсказывали мир.  Он также плохо отзывался и о некоторых священниках,  но более всего он осуждал царя Иоакима, который был сыном Иосии.
  Так же как и Михей, Иеремия критикует популярную идею о нерушимости Сиона.            До тех пор пока в Иудее царит несправедливость и угнетение, присутствие храма не даёт никакой гарантии от бедствий.
Иудея не минует своей судьбы, которую она заслуживает за невыполнение своих обязательств по договору.
 Так Бог говорит Иеремии встать у ворот храма и сказать эти слова, и этот отрывок  обычно упоминается как "Храмовая Проповедь."   (Гл. 7): 
"Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: Исправьте пути ваши и действия, и Я оставлю вас жить на этом месте. Не надейтесь на иллюзии, произнося:  "Это храм Господень, храм Господень, храм Господень." Нет, если вы действительно исправите пути ваши и ваши поступки, если вы установите справедливость между одним человеком и другим, если не будете притеснять иноземца, сироту и вдову..."
Эти последние три категории всегда упоминаются вместе во Второзаконии, да и сам стиль напоминает стиль Второзакония. 
"Если вы не  будете притеснять иноземца, сироту и вдову, если вы не будете проливать кровь невинных в этом месте, если вы не будете следовать другим богам,  к вашему собственному вреду - только тогда я позволю вам жить на этом месте, в земле, которую Я дал отцам вашим  на все времена. Видите, вы полагаетесь на иллюзии, которые  бесплодны.  Будете ли вы красть, убивать, прелюбодействовать, и давать лживые клятвы ..."
Вы видите сходство с Декалогом, в котором присутствуют  эти четыре условия.
 " Будете ли вы красть, убивать, прелюбодействовать и давать лживые клятвы, и приносить жертвы Баалу и следовать за иными богами, которых вы не познали, а потом приходите и становитесь пред лицом Моим в Доме, который носит Мое имя и восклицаете: "Мы в безопасности!"  В безопасности, чтобы сделать все эти отвратительные вещи? Считаете ли вы этот Дом, который носит Мое имя, вертепом разбойников? Что касается Меня, Я видел всё - говорит Господь." 
Так он нападал на доктрину о неприкосновенности Сиона, что являлось по сути  иконоборческой деятельностью, если не сказать больше.
Для доказательства своих утверждений он привлекал историю.  Он приводит Шило в качестве примера.
Вы помните, в период Судей, когда Ковчег Завета был странствующим и  останавливался в разных местах, и в течение некоторого времени он оставался в Шило со священником Эли и его сыновьями.
 Именно в это время филистимляне разрушили храм, захватили Ковчег и отвезли его на свою территорию.  Таким образом, говорит Иеремия,  присутствие Ковчега Завета ещё не является гарантией от бедствий, и вера в то, что Бог не позволит разрушить его храм, его город, его помазанника на троне - это просто иллюзия или обман.
Его политический посыл сильно напоминает посыл  его предшественников. Он говорит, что отчаянные попытки Иудеи сопротивляться великим державам и вступать в альянсы с одним против другого - всё это абсолютно бессмысленное дело.
Для жёсткой иллюстрации уничтожения и рабства, которые были неизбежны, он маршировал вокруг Иерусалима, сначала с деревянным, а затем с железным ярмом на шее. Об этом говорится в гл. 27 и 28.
Это символ рабства, гнёта хозяина, который грядёт.
В гл. 27:6 он утверждает, что Бог обладает властью над всей Землёй и отдал Землю Навуходоносору Вавилонскому, слуге Бога.
Как вы понимаете, обозначать завоевателя слугой Бога весьма странная позиция, если не сказать опасная.  Попробуйте представить себе подобное в наше время, где  Бог столько значит для большинства американцев.  И как будет выглядеть тот, кто  скажет, что Бог организовал атаки против нас?   Это вызвало бы у людей те же самые чувства и реакцию, какую вызывали увещевания царя пророком Иеремией сдаться вавилонянам, чтобы не противиться Божьей воле, которая материализовалась в виде армии вавилонян, окружившей  Иерусалим.
Для того чтобы обеспечить сохранность своих слов, которые были весьма не популярны, пророк завёл себе писца, записывающего слово в слово всё, что Бог говорил Иеремии.
Глава 36 даёт нам представление о том, как это происходило.
Бог специально говорит Иеремии, как это сделать. "Достань свиток, - говорит он - и напиши на нем все слова, которые Я говорил тебе - об Израиле и Иудее и остальных народах - начиная со времени, когда я впервые заговорил с тобой в дни Иосии, и до сего времени." (36:2). Это было время царя Иоакима.
Далее, в  стихе 4 мы читаем: "Так призвал Иеремия Баруха сына Нирии; Барух и записал в свиток, под диктовку Иеремии, все те слова, которые Господь говорил ему."
 Иеремия скрывается в это время, потому что он очень политически не популярен.          Он поручает Баруху принести книгу в храм, встать там и читать ее народу.
 Царские чиновники доложили царю о вредных проповедях, порученных Баруху.
 Последнему удалось  скрыться, но свитки были разорваны в клочья и сожжены.   
    Бог приказывает Иеремии достать другой свиток и повторить попытку, и Иеремия подчиняется.
Гл. 36 стих 32: " Итак, Иеремия достал другой свиток и отдал их писцу своему Баруху сыну Нирии. Под диктовку Иеремии Барух записал весь текст, тот же что и на свитке, сожжённом царём Иудеи Иоакимом, и даже более к тому прибавлено было."
   Некоторые учёные предполагают, что речь здесь идёт о материале, составляющим содержание глав  1 по 25, составленных из пророчеств.
Во всяком случае, этот рассказ даёт нам некоторое представление о процессе прорицаний. 
Они не кажутся результатом экспромта.   Сочинения пророков были литературными произведениями, которые  запоминались дословно и  могли быть продиктованы снова.
И относительно археологии,  я должна упомянуть про очень интересную находку, обнаруженную  в 1975 году, а именно глиняную буллу, на которой  отпечатано "Барух, сын Нирии, писец."    
Другая была обнаружена в 1996 году.  Говорят, что её обнаружили в сгоревшем здании Иерусалима, и она относится примерно ко времени падения Иудеи.
  Она всплыла на рынке древностей, поэтому некоторый вопрос о её подлинности допустим.
 На этой находке имеется отпечаток пальца, и говорят, что это может быть отпечаток Баруха сын Нирии. Во всяком случае, это забавный  материал, с которым сталкиваются те, кто занимается археологией, но  многие думают, что это, вероятно, печати писца Баруха сына Нирии и что он ставил печати на всём, что ему приходилось записывать или писать.
  Иеремия был отвергнут, презираем и подвергался преследованиям со стороны других иудеев.
Понятное дело, они воспринимали его как предателя.  Его подвергли порке и заключили в тюрьму. Часто ему приходилось скрываться. Он был очень беспокойной личностью, жившей в очень беспокойное время. 
Зато мы имеем возможность проникнуть в его эмоциональное состояние, чего у нас не получается  в отношении других пророков. Он сильно страдал. Он оплакивает Иерусалим в гл. 8 и 9.
Мы понимаем чувство потрясения, которое он переживает и которое описывается   в абзацах, именуемых  Признаниями Иеремии, абзацах, разбросанных в книге - некоторые из них присутствуют в главах 11 и 12, 15, 17, 18, 20.  Эти отрывки раскрывают его внутреннее состояние.
Некоторые люди ставят под сомнение их подлинность, но в любом случае они рисуют очень увлекательный портрет пророка.
Он проклинает тот день, когда он родился, и обвиняет Бога в обмане и в том, что Бог заставляет его действовать в качестве посланника Божьего за что в ответ он получает лишь унижения и хулу, и он не может выдерживать это.
Божьи слова бушуют внутри него, и он должен пророчествовать.   Лучше бы он не родился  на свет, чем терпеть эту непрерывную боль.

Глава 20:7-18, выборки из неё:


    "Ты заманил меня, Господь, и я был соблазнен;
     Ты  пересилил меня и одолел.
     Я стал постоянным посмешищем,
     Все издеваются надо  мной.
     Потому что, каждый раз, когда я говорю, я должен кричать,
     Должен кричать, "Беззаконие и грабеж!"
     Ибо слово Господа навлекает на меня
     Постоянный позор и презрение.
     Я решил: "Я не буду упоминать Его,
     Больше не буду говорить во имя Его"-
     Но [Его Слово] было словно бушующее пламя в моем сердце,
     Запертое в костях моих;
     Я не мог удержать его, я был беспомощен.
     Я слышал шепот толпы -
      Все вокруг испуганы:
     "Давайте донесём на  него!"
     ... Проклят день
     Когда я родился!
     ... Проклят человек
     Который принес моему отцу новость
     И сказал: "Мальчик / ныне родился вам,"
     И дал ему такую радость!
     Пусть участь этого человека станет подобна городам,
     Которые разрушил Господь без сожаления!
     ... Потому что он не убил меня до рождения
     Так чтобы моя мать стала моей могилой,
     И чтобы её чрево осталось большим [со мной] на все времена.
     Зачем я  вообще вышел из чрева,
     Чтобы увидеть страдания и горе,
     Чтобы провести все свои дни в позоре!"
Тем не менее, несмотря на всю его резкую критику правительственной элиты, царского дома, даже книжников и других пророков, которых Иеремия клеймил как лжецов, его слова были сохранены писцами и Второзаконническими редакторами.
Вскоре после падения Иудеи, Иеремия был насильно увезён в Египет, где он и провёл свои последние годы. Однако и там он не оставил свою деятельность. Он продолжал обличать людей. У нас имеются записи, в которых он обвиняет своих соотечественников иудеев, пригнанных в Египет, за поклонение Царице Небесной, но как и раньше, мало кто прислушивался к его речам.
Но так же как и ранние пророки, Иеремия перемежал свои обличения с посланиями утешения, которые носят интересные и уникальные черты.  Эти оптимистичные абзацы можно найти в главах 30 - 33.
Он предвидит восстановление, окончание изгнания, и фактически, Иеремия был первым, кто установил  временной предел доминированию идолопоклонничества над верой в Господа, этот период, по его мнению, составит 70 лет.
Иеремия  пишет письмо первой партии депортированных. Это происходит, вероятно, где то после первой осады в 597г.  Царь убит, а его сын вместе со многими иудеями был выслан в Вавилонию.
Письмо Иеремии мы видим  в гл. 29, в котором он советует ссыльным смириться со своим изгнанием, принять свой новый дом и выжидать. Окончанию ссылки назначено время.
 Он предупреждает изгнанников не попадаться на удочку лживых пророков, толкующих о скором возвращении.  Израильтянам придётся служить царю Вавилонскому, и только так они смогут выжить.
Гл. 29:4-7: "Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, для всего сообщества, которое Я изгнал из Иерусалима в Вавилон, - он обращается к переселенцам, - Стройте дома и живите в них, разводите сады и ешьте плоды их. Берите жен и родите сынов и дочерей, а дайте жён вашим сыновьям, а дочерям мужей, чтобы они рожали сыновей и дочерей.  Плодитесь там, а не вымирайте. И заботьтесь о благосостоянии города, в который Я сослал вас и молитесь Господу именем его, потому что в его процветании будет успех и вам."
Другими словами, вам предстоит долгий путь. И вы не должны обманываться пустыми мечтаниями или болтовнёй  лжепророков, которые говорят вам, что возвращение не за горами. У Бога  другие планы. Они задуманы во благо, а не на зло, и они дадут вам будущность и надежду.
По истечении семидесяти лет, говорит Иеремия, произойдёт великая война всех народов, в результате которой Иудея и Израиль будут возвращены на свою землю.  Сион, заявляет он, будет признан Святым Городом и на троне воцарится новый царь из колена Давидова.      Также будет заключён новый договор с Израилем.  И на этот раз, говорит Иеремия, этот завет будет выгравирован на сердце и закодирован  в человеческой природе.
Иеремия  гл.31:31-34:
  "Слушайте, наступает время, - говорит Господь, - когда Я заключу новый завет с Домом Израиля и Домом Иудеи. Это будет не такой завет, какой Я заключил с отцами их, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, завет, который они нарушили, так, что я от них отказался,- говорит Господь,- но таков завет, какой Я заключу с домом Израилевым после того как минуют эти дни - говорит Господь:  Я вложу Мое учение в их внутреннюю сущность и впишу его на их сердцах. Тогда я буду их Богом, а они будут Моим народом.    Не будет больше нужды им учить друг друга и говорить друг другу:  "Внимайте Господу", ибо все они, от малого до великого,  будут внимать Мне - говорит Господь."
  Здесь, кажется, выражается недовольство элементом свободной воли, который имеет столь важное значение для библейского понятия завета и морали: идеи, что люди свободно выбирают своих действия.
В конце концов, если присмотреться и вдуматься в основные темы и принципы, транслируемые еврейской Библией с самых первых глав, то это, пожалуй будет тема выбора.
Однако свободный выбор означает, конечно, возможность плохого выбора, насилия  и зла. Люди устают от этого, а Иеремия ведь был тоже не более чем человек.
Так что его утопический идеал вдохновляет, но он полностью исключает элемент свободной воли. Кажется, он предлагает ситуацию, в которой люди  жестко подчиняются Божьему завету. Это представление, которое будет также разработано в некоторых поздних текстах.
Иеремия очень красочно описывает будущее восстановление храма, жертвоприношений, пения псалмов и восхвалений, и это  контрастирует с гл. 25, в которой он предупредил, что Бог изгонит "звук радости и веселья, голос жениха и невесты", оставляя землю пустынной и разорённой. Теперь в его оракуле слышится утешение.   Иеремия говорит:  " Опять будет слышен на этом месте - в городах Иудеи и на улицах Иерусалима, которые пусты, безлюдны, без домашних животных - звук радости и веселья, голос жениха и невесты, голос кричащих "Славьте Господа Саваофа, ибо благ Господь, ибо Его доброта вечна!", в то время как они будут приносить жертву благодарения Дому Господа. Ибо Я возвращу благодать этой земле как было встарь, - сказал Господь. "[Иер 33:10-11].
Так что суммируя этих выдающихся пророков периода до разрушения (потому что в следующий раз мы будем говорить об изгнании и позднее - о возвращении), можно сказать, что падение Иерусалима потрясло национальную и территориальную основу культуры Израиля и его религии.
Вавилоняне сожгли храм и сровняли остатки с землёй, они угнали большую часть людей в Вавилонию, оставив в основном членов низших классов, чтобы выживали как могли.
Это было завершение трагедии, которая началась веками ранее и которая воспринималась как осуществление проклятий завета.   Это был конец монархической династии Давида, хотя Второзаконнический историк упоминает о том, что сын Иоакима был жив и находился в Вавилонии, и выражает надежду и радость, что линия не пресеклась и династия полностью не исчезла.
Однако на данный момент она парализована.  Это был конец храму, священничеству, Израилю как государству, независимости народа, и таким образом, израильтяне подверглись чудовищному испытанию.
Как я уже подчеркивала ранее, одним из вариантов было бы видеть в этих событиях печальный факт, что Господь оставил их или был побеждён богом вавилонян, и тогда Мардук заменил бы Яхве  в процессе ассимиляции израильтян. И, конечно же были израильтяне, которые пошли по этому пути, но другие, которые прочно укоренились в эксклюзивном Яхвизме,  остались ему верными даже в изгнании, и именно они  оставили нам свою литературу.
Как  могла эта вера выжить вне рамок национальной культуры израильтян, находившихся в дали от своего храма и земли, у израильтян, выкорчеванных и рассеянных на чужбине?  Сможет ли израильская религия выжить без государственного образования и институтов  на чужеродной почве, или же она разделит участь религий остальных народов, то есть попросту исчезнет?  Вы слышите боль и отчаяние, которые испытывал в то время псалмопевец и выразил их в псалме 137, который написан в это время:
    "На берегах вавилонских рек,
     Мы сидели,
     Сидели и плакали,
     И  думали о Сионе.
     Там, на тополях
     мы повесили наши лиры,
     Хотя наши поработители просили нас спеть им песни
     Наши мучители требовали развлечь их, "Спойте нам одну из песней Сионских."
     Как нам петь песнь Господу
     на чужой земле?
     Если я забуду тебя, Иерусалим,
     пусть моя правая рука отсохнет;
     пусть мой язык прирастёт к нёбу
     Если я перестану думать о тебе,
     Если я не сохраню Иерусалим  в памяти
     даже в мои самые счастливые часы."
Это было послание пророков, которые помогли некоторым израильтянам осмыслить ситуацию таким образом, что они сохранили свою идентичность и сделались не подверженными ассимиляции.  И это было, вероятно, причиной  сохранения пророческих писаний, хотя пророки были часто презираемыми и обойдёнными вниманием при жизни.
Они заявляли, что Яхве не побеждён. Бедствия народа не опровергали Его могущество и договор, а наоборот, служили доказательством ему.
Пророки были правы, когда говорили, что разрушения последуют, если народ не прекратит нарушать моральные и религиозные законы, установленные Богом.
Таким образом, разгром и изгнание  в интерпретации пророков не только не подорвали веру в Бога, но и послужили основательным аргументом, побуждающим евреев продемонстрировать абсолютную и безраздельную преданность Богу и его приказам,  и таким парадоксальным образом великая народная скорбь смогла трансформироваться при помощи пророков в плацдарм для обновления религиозной веры.
Большим вкладом пророков является их упорное отстаивание требований морали Богом, выраженных в древнем договоре.
Заслугой Иеремии является его настойчивая защита вечного договора Бога с его народом, который не теряет силу даже вне пределов Израиля, а также после потери государственных религиозных символов - храма, святого города и царя из колена Давидова.
И это утверждение, что личные отношения верующих  с Богом не были разорваны, даже в идолопоклоннической земле, добавленное к понятию нового договора, заявленного Иеремией, духовно укрепили изгнанников идеей, которая заложила в народе Израиля основы иудаизма.

В следующий раз мы обратимся к двум пост изгнанническим пророкам, которые также помогли еврейскому народу сформулировать жизнеспособный отклик на эту трагедию, которая обрушилась на них. Это точка, в которой мы можем начать использовать такое слово, как «иудаизм.»


[end of transcript]


Рецензии