Моя тайна

Перед сном в голову приходят мысли, которым в обычное время дня не находится места. Картины на отвлечённые темы, бывает, совсем уже не совместимые ни с отношениями, реально сложившимися в жизни, ни со здоровьем. Обрывки стихов. Всё реже – новых. Больше – из прошлого. Из любимых поэтов. Что интересно – стихи вспоминаются в сопровождении той обстановки, которая окружала на момент их создания. Так, вспоминая ночь любви, мы помним ещё и запахи травы, волос любимой, помним свет звёзд…

«У нас с тобой одни и те же звёзды. Мы – через пропасть – рядом, в двух шагах…». В далёком от шумного и многолюдного мира Адамовском районе, в селе Слюдяное я ходил передавать режим на газораспределительную станцию. Холод, жара, ночь, буран – газ идёт к потребителю, нужно, чтобы этот потребитель не замечал, что за окном метель или дождь. На диспетчерский пункт передаёшь показания приборов. Подстраиваешь регуляторы, если давление газа вдруг изменилось.
Я шёл передавать режим. Мороз. Декабрь. Ночь. Звёзды – как у Чехова – будто их вымыли и натёрли снегом. В радиусе ста километров нет ни одного завода. Небо чёрное, чистое – открытый космос. И – яркие точки звёзд. Мерцающих и спокойных…
«У нас с тобой одни и те же звёзды…». Вот – сходил, передал режим, принёс ещё домой стихотворение…

В сарае убрал навоз. Подоил корову. Дал ей сена. Иду с вёдрами домой. Большие валенки с калошами. Из сарая к дому тропинка в снегу. Поднимаюсь на крыльцо. Останавливают строчки:  «Сердце моё мечется, артачится. Я пытался сладить – видит Бог! Сделайте на сердце операцию, чтоб реаниматор не помог…».

Лето. Вечер. Иду за коровами. У околицы трансформатор. Столбы с проводами. Заходит солнце и всё вокруг окрашивает в оранжевый цвет, который на глазах густеет. «Не угадать, когда в последний раз Прервётся нить пунктирной дружбы нашей…».

То, что видят глаза и то, что творится в голове – никакой связи!..

А это – ещё в Актюбинске. Наша замечательная дача. Наша мечта, которая стала реальностью. Яблони с удачными прививками. На каждой из них вырастут несколько сортов самых вкусных яблок! Из гладких бетонных плиток дорожка, выложенная прямо к реке… «Ну, вот – я потерпел фиаско… Уродливый поэт не осквернил ваш брак… Любезный Вам за письменные ласки, Ваш Сирано де Бержерак…».

Или – въезжаю на своей машине на мост через железную дорогу – «Во всём подъезде нету кошки краше…».

И – вот крутилось у меня всё это опять ночью перед сном, уже перед самым засыпанием. И пришла в голову мысль, которая обычно перед сном появляется последней. Бывает – это – новая строчка замечательного стихотворения. Когда – только и трудов-то – встать и записать. Но чаще бывает лень. И говоришь себе, что строчка такая хорошая, что забыть её уже невозможно и до утра с ней ничего не случится. И – откладываешь всё до утра. А утром – сколько ни перебираешь темы, слова – уже не получается того чуда, что приходило ночью. И оно уже не вернётся…

Но вот эта – последняя перед сном мысль – она никуда не пропала. Потому что не была стихотворением, а – так, обычная, громоздкая, в прозе. Она даже не совсем была мысль,  а – открытие. Я подумал: если я по своим стихам вспоминаю обстановку, среди которой они возникали, то, вероятно, можно было бы воспроизвести и обратный процесс. То есть: по стихам поэта воссоздать картины, которые на тот момент были у него перед глазами.


Моё открытие в иные времена могло бы носить чисто теоретический характер. Ни медицина, ни техника не располагали такими возможностями, чтобы так проникать в глубины человеческого сознания. Но сейчас многое упростилось. Обладая определёнными навыками обращения с компьютером, можно не только насмотреться всяких диковинок, но и прямо из спальни запустить ракету с Байконура.

Мне сын Витя всегда говорит: - Папа, если какие проблемы – спроси Гугл.


Открытие – вещь такая, что лучше до поры о нём никуда не распространяться.
Поэтому я ничего не сказал даже Вите.


В Гугл пошёл сам.


Спросил совета, как сделать такую программу, чтобы представлять себе в подробностях миры своих любимых писателей. Ну, Гугл – система безотказная. Нужно только терпение.

Выдал он мне все необходимые инструкции. Пошаговые. В шагах я, правда, много раз ошибался, но, наконец, получилась у меня программка. Для её максимально точной работы требовалось что-то вроде ключа. Или – уже существующей модели, из которой выводился весь необходимый для расчётов алгоритм. Ну, ключ – это был я сам. Я знал, что я видел, когда придумывались мои стихи. Я помнил и стихи. Поэтому   сфотографировал, заснял на видео те места, которые сопровождали появление у меня поэтических строчек. Даже специально в Актюбинск съездил.

Потом попарно всё заложил в компьютер. Чтобы он всё это обдумал, просчитал.


Я ему всё объяснил: - Вот это видео – тут получаются такие стихи. Эта местность – тут вот эти. И – чтобы возможна была и обратная процедура: закладываешь стихи – получаешь картинку.


Не сразу всё получилось. И перезагружать пришлось несколько раз, и восстанавливать систему. Компьютеру, конечно, проще было бы северное сияние над Африкой устроить. Но, ничего. Справился.


И выбрал я отдельный вечерок, чтобы заглянуть в прошлое своих любимцев, в их святая святых.


Всё упрощено до предела – не нужно даже за книгой тянуться – любая фраза, любой автор – через того же Гугла на блюдечке с голубой каёмочкой.



«Дым табачный воздух выел.
 Комната —
 глава в крученыховском аде…».


«Я изучил науку расставанья
В простоволосых жалобах ночных…».


«Приближаются ночью друг к другу мосты
 И садов и церквей блекнет лучшее золото,
 сквозь пейзажи в постель ты идешь, это ты
 к моей жизни, как бабочка, насмерть приколота».


«Я боюсь двадцать первого века,
Даже если не будет войны,
Я двадцатого века калека,
А калеки там не нужны…».


(Маяковский, Мандельштам, Аронзон, Щеглов.)


Я просмотрел картины от многих стихов. Долгую, бессонную ночь провёл я у компьютера…


Потом я компьютер выключил. И я неделю к нему не подходил.


Со мной произошла какая-то ошарашенность, оглушённость чужой тайной. Да, там не увидел я ничего особенного. Дороги, ямы, незнакомые лица. Стены квартир, беспорядок, недоеденная пища на столах. Бывали сюжеты, многократно повторяющиеся. Одно стихотворение, а перед глазами крутится или тканный вручную половик, или окурки в пепельнице.


Нельзя так! Нельзя так! Нельзя!!!


И так мы уже всё перешарили, переполоскали в биографиях своих кумиров. Каждый клочок бумаги изучен и просвечен. Каждая вещь…

Как им ТАМ? Мы же домогательствами подробностей, своими непрестанными проникновениями не даём им покоя! Ну, да, они люди публичные. Они должны были предполагать, что у славы есть издержки, что внимание к ним, не знающее границ, бесстыдное, будет сопровождать их имена вечно!..


Да ни о чём поэт не думает, пока пишет свои стихи. Как глухарь, который не слышит ничего, когда поёт свою главную песню…


Через неделю я компьютер включил. Программу уничтожил. Всё убрал, всё стер. Винду перенавесил. Никаких следов.


Вообще-то человека, который владеет какой-то опасной тайной, полагается убить.
Но моё открытие, моя тайна со мной.


А я никому об этом не расскажу…


Рецензии
Хорошая вещь.
Разные ассоциации возникали по мере прочтения. Даже из детективного рассказа Чапека, где по стихотворению поэта, свидетеля происшествия восстанавливался номер машины, на которой удрал преступник... Да, из такого сора, как известно. И среди такого. Вопреки такому, а не благодаря. И это не важно. Это не главное - как, как - оно главное в том, что получилось, а для нас это - что.

Путано и туманно, но так)

Спасибо, тёзка, и здравствуйте! :)

Жалею, что не так много осталось прочесть у вас...

Ааабэлла   24.03.2019 14:43     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Александр!
Рад, что нашёл в Вас своего читателя. Их у меня немного. Может, чуть более десятка.
Но каждый - уникум.
Ещё раз спасибо.

С уважением -

Александръ Дунаенко   24.03.2019 20:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.