На безымянной высоте к дню Победы

На Украине в Запорожской области,
Невдалеке от села Гоголевка, у проселочной дороги, стоит скромный обелиск. Надпись на нем гласит:
Остановись прохожий
здесь погиб
гвардии старший сержант
Афросин
Алексей
Антонович
Я хочу рассказать вам историю появления этого памятного знака

В январе 2011 года, разбирая архивы недавно ушедших из жизни родителей, я наткнулся на портрет и пожелтевший, обветшалый листок:
Временное удостоверение № 720453
Предъявитель сего
Гвардии старший сержант: Афросин Алексей Антонович,
Награжден: приказом № 080 от 25. 02. 43 года по 54 гвардейской стрелковой дивизии
за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронтах борьбы с немецкими захватчиками.
Орден «Красная звезда»
Вручающий: гвардии капитан Бугаев
6 мая 43 года.
На обратной стороне от руки приписано:
Убит 15.09.43год.

С портрета, на меня глядит красивый, молодой парень – родной брат моей мамы. На обратной стороне, ее рукой, сделана надпись: Афросин Алексей. Год рождения 1923. (В армейских документах он числится 1922 года рождения.) Как я позже выяснил, в 41 году в армию призывали с 19 лет, и чтобы попасть в призыв Алексей прибавил себе один год….
Мои знания о нем минимальны: родился в маленьком Сибирском шахтерском городке Осинники – погиб на войне.
Жизнь распорядилась так, что не довелось нам встретиться. Я вглядывался в его родные черты и думал – он мог бы прожить долгую и счастливую жизнь, обзавестись семьей…. Я бы дружил и играл с его ребятишками, вместе ходили бы в школу. Но нет – я уже в три раза старше его. Не будет у гвардии старшего сержанта ни детей, ни внуков. Закончился род Афросиных – за что?
Он был бы опорой родителям, но война….
Ушел добровольцем защищать отечество и отдал за него жизнь.
Вспоминаю раннее детство – гляжу на его портрет, висящий в доме деда, и расспрашиваю: «Где воевал? Как погиб? Где похоронен?». Но в ответ, лишь скупая слеза, да слова – Не знаю…. Прости внучок…. Где не испрашивали все без толку.
Когда пошел в школу – увлекся рассказами о войне. В моем воображении, мой дядя, вместе с книжными героями, поднимался в атаку, громил врага….

***
Прошли годы. Пришли новые информационные технологии. И то, что не смогли сделать мои деды и родители, получилось у меня:
В результате долгих поисков, я узнал, что Алексей Афросин, с 1941 года воевал в составе Калининского (К северо западу от Москвы - Новая Русса), а затем юго-западного фронтов. Командуя орудием батареи 76 мм пушек, прошел битву под Сталинградом. В составе 5 ударной армии 54 гвардейской дивизии брал Суровикино, Белую Калитву, Луганск (Ворошиловоград), Донецк (Сталино), Иловайск, Макеевку. за что был награжден орденом «Красной Звезды».
В описании совершенного им подвига говорилось:
Афросин с 10 по 12января 1943года в боях за хутор Сенной уничтожил прямой наводкой с открытой огневой позиции две автоматические пушки противника
22.01.43г. В боях за высоту 110,5 – Белая Калитва. Уничтожил одну автоматическую пушку, две минометные батареи, два станковых пулемета и разбил четыре ДЗОТа противника. На его счету уничтожено из винтовки двенадцать гитлеровцев.
Достоин правительственной награды – ордена «Красной Звезды»

Я вчитывался в этот документ и волна гордости за предка, поднималась во мне. Каков был воин – ведь здесь, из двух боевых лет, описаны всего несколько дней!
Вскоре Алексей был назначен командиром отделения разведки батареи 76мм пушек.
Впереди были: Ребриково, Куйбышево, Украина и последний бой.
 Из списка безвозвратных потерь по 28 армии гвардии старший сержант Афросин погиб: хутор Украинка Златопольского района Запорожской обл. Но полученная информация, направила меня по ложному следу. Как потом оказалось, после этих боёв, дивизию из 5 ударной передали в 28 армию и там напутали где находится хутор. 
Никакой Украинки в Златопольском районе найти не удалось…. Но однажды я наткнулся на список безвозвратных потерь 54 гвардейской и там значилось, хутор Украинка находится в Куйбышевском районе. На сайте «Мемориал» нашлась схема захоронения моего дяди Алёши и рядового Бочкарёва – в ней хорошая привязка к местности, река Гайчул – Правда на современной карте, хутора с таким названием, нет, но есть село Новоукраинка.
Из переписки с преподавателем местной школы Павлом, я узнал, что до 1946 года Новоукраинка называлась с. Гайчул, а хутором Украинка именовали – расположенное невдалеке село Гоголевка.
 Изучая спутниковые снимки местности, и накладывая на них схему захоронения, я, как мне казалось, определил место погребения, с точностью до десятка метров, но Павел там, ничего не обнаружил. Прояснить, что-либо у старожилов, он тоже не смог.
Сердце подсказывало – не сдавайся, поезжай и найди….
Наступило 8 августа. В Гоголевке я появился около пяти часов вечера, въехал на улицу и вдруг у дороги, почти напротив места, где по моим расчетам были захоронены разведчики, увидел небольшой обелиск. Сердце ёкнуло. Разум возликовал. Но оказалось рано  – надпись на камне гласила, что улица расположенная далее, носит имя, погибшего под Веной, героя Советского Союза, Василия Андреевича Баранова. Я положил к его подножью несколько сорванных тут же полевых цветков и подумал –  разведчики, хоть и не оценены так высоко, но достойны не меньшего, ведь они отдали за это село свои жизни – они где-то здесь, они частичка этой земли.
Через несколько минут мой автомобиль тихо покатился по пустынной улице. Я разглядывал проплывающие мимо хаты, заборы, безлюдную улицу. У открытой калитки, одного из дворов, стоял здоровенный мужик. Я остановился, подошел, познакомился и стал рассказывать о цели моей поездки.
Мне крупно повезло. Александр Вакула – потомок Гоголевских, Диканьских кузнецов, оказался честным и открытым человеком. Несмотря на чувство неловкости – нашел в себе силы признаться, что он тот самый тракторист, который исполняя приказ начальства, запахал мешающее полевым работам захоронение.
Вскоре мы уже были у места гибели – гвардии старшего сержанта Афросина и гвардии рядового Бочкарёва – как оказалось, могилка находилась в двух километрах от указанного на схеме места. (Видать, тому кто отметил место захоронения, сказали, что на юго-западной окраине. Он и нарисовал крестик где рука легла).
 Вокруг рос подсолнечник, в долине виднелись спасённые ими от разрушений Новоукраинка и Гоголевка.
Не вдаваясь в подробности: из рассказов местных жителей сложилась следующая картина. Сплошной линии фронта здесь не было. Немцы спешно отступали. На этой высоте ими был оборудован опорный пункт и велся минометный и пушечный обстрел сёл и наступающих советских войск.
Разведчики, по балке, подобрались на расстояние, буквально пятидесяти метров, (там их нашли после боя) и, передав координаты цели, вызвали огонь на себя. Артиллерия обработали врага так, что он, побросав часть своего снаряжения, бежал.
 Для Новоукраинки и Гоголевки бои на этом были закончены – разрушения минимальны.
Девятое августа, восход я встречал посреди поля подсолнухов – у места гибели бойцов.
Дул легкий, свежий ветерок. Солнце, устремляясь в небесную синеву, медленно всплывало над горизонтом. Я достал привезённую из дома горсть земли, высыпал её и подумал – царствие вам небесное, далеко ваша родная земля, но теперь частичка её присутствует и здесь.
День пролетел на одном дыхании: В поселковой администрации было дано разрешение на  установку памятника. Съездил, за восемьдесят километров, в бывшую вотчину батьки Махно – Гуляй поле, заказал гранитный обелиск и к восьми часам вечера с готовым памятником вернулся в Гоголевку. Договорился с местными мужиками: Анатолием  Гончаром и Александром Вакулой (на счет помочь с установкой), а на следующий день к обеду, уже всё было готово. Оставалось организовать небольшие поминки и собраться в обратный путь.
***
Чтобы не перегружать статью, многие подробности мною упущены. Трудностей было предостаточно. Порой казалось всё – тупик.  Но главное я думаю, передал – никто не должен быть забыт! Связь и память поколений не должны быть нарушены….
15 сентября исполняется 70 лет со дня освобождения Новоукраинки и Гоголевки от фашистских захватчиков. За это были отданы две бесценные жизни героев разведчиков. Они хотели дойти до победы и вернуться домой, но жизнь распорядилась по-другому. Вечная память вам ребята!



Кемеровская обл. г. Осинники 2013 год
Валерий Фёдоров.


Рецензии
Очень правильно Вы поступили. Нация без памяти мертва.

Николай Серяков   07.04.2023 18:26     Заявить о нарушении
На это произведение написано 317 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.