Первомайская демонстрация в Ярославле 1918 г

Первая первомайская демонстрация трудящихся в Ярославле прошла под лозунгами: «Долой империализм!», «»Мир и братство народов», «Да здравствует Интернационал!», «За восьмичасовой рабочий день». Однако праздник пролетарской солидарности пришелся не по душе врагам рабочего класса. Вот колонна рабочих вышла на Семёновскую площадь. Но что там такое? Шум в рядах, колонна гудит, ряды демонстрантов начинают распадаться. Руководитель колонны Иван Алексеевич Ремизов заволновался. Дал задание молодёжной группе разобраться, в чем дело. Пошли по рядам к центру толчеи. Люди подходили туда, прислушивались, и, затем, расходились. И, даже, некоторые убегали.
«В чем дело? Что случилось?»
«Немцы! Австрийцы!»
«Какие немцы?»
«Обыкновенные. Которые пленные…»
Было известно, что в первомайской демонстрации участвуют и военнопленные интернационалисты. Но что же все-таки случилось? В середине толпы высокий парень с рябым лицом рассказывал о происходящем на Пробойной улице. Он горячился, речь его была нервной.
«Там, на Пробойной…. И на Ильинской площади…. Это…. Свалка! Пленные дерутся! Кровь рекой!»
«С кем дерутся?»
«С кем? Известно, с ингушами! Не ходите туда, убьют!»
«Уже много убитых и раненых. Расходитесь скорее, расходитесь. Все разбегаются. Слышите?» - поддакивал второй, в длиннополом пальто, с распаренным, как после бани, лицом.
Со стороны Ильинской площади доносились выстрелы.
«Надо разобраться. А не провокация ли это? - сказал Ремизов – Ну-ка, быстро, влет, узнать! Остальным продолжать демонстрацию! Соблюдать спокойствие! Без паники, товарищи!»
И он оказался прав. Выстрелы на Ильинской площади были провокационными. Никакой свалки, никаких раненых или убитых. Демонстрация продолжалась. Были задержаны несколько провокаторов. В том числе и парень с рябым лицом и его напарник. Всех направили в милицию, чтобы там разобрались. Задержанные оказались бывшими городовыми. Когда стали разбираться, по чьему заданию они работали, то они заявили, что выпущены из тюрьмы комитетом общественного порядка.
«Что же выходит? Вместо общественного порядка другое получается. Сплошной беспорядок от этого комитета. Да и от меньшевиков тоже…» - говорили рабочие. Мнение рабочих все больше склонялось на сторону большевиков. Меньшевики ссылались на Февральскую революцию и торжествующе улыбались:
«Вспомните первые недели февральской революции! Все были настроены радостно! Все были равны и равно любили друг друга. И рабочие, и солдаты, и генералы, и заводчики, и фабриканты, и купцы. Все боролись за свободу, равенство, братство! А теперь? Теперь большевики всех перессорили!»
Но рабочие слушали меньшевиков и эсеров все меньше и меньше.


Рецензии