Книги. март-2, 2013. пост 4

Шкала оценок:
1 - мусор, не брать в руки
2 – бумага стоит дороже напечатанного на ней текста
3 – литература домохозяек
4 – банальность и вторичность
5 - неплохо, читать для разнообразия
6 - качественная литература, стоит прочесть
7 - ещё чуть-чуть, и было бы блестяще
8 - блестяще, гигантское поле для размышлений
9 - шедевр, читать непременно
10 - Тора, Евангелия


Об опасности «фанатизма глупцов», итальянском марксизме и человеческой пошлости

Есть легионы сорванцов, у которых на языке "государство",
а в мыслях - пирог с казённой начинкою.
М. Салтыков-Щедрин

Я многое бы отдал, чтобы снова уйти в тень приватной жизни — ходить на семинары, писать статьи, ездить на конференции, кататься на лыжах — мало ли еще чего хорошего есть в жизни приватного человека. К не-счастью, каждая порция утренних новостей из России провоцирует у меня острый приступ гастрита, а
мой врач всегда говорит, что лечить надо причину, а не следствие. Поэтому обсудим меры лечения.
Андрей Заякин, физик

Я – Неравнодушный Обыватель, и я снова с Вами!
Мне безумно приятно приветствовать Вас на страницах моего блога. Жизнь в нашей стране бьёт ключом – причём, на всех фронтах - одновременно с радующими слух новостями мы узнаём о мерзких, и даже скотских, поступках людей, чьи должности и реноме сами по себе обязывают быть образцом нравственности и порядочности. Бессмертный Салтыков-Щедрин как всегда актуален. А исключений до обидного мало. Причём не только из безразмерной толпы лживых и вороватых, но и из не менее огромной толпы глупцов и фанатиков. А глупцы и фанатики – явление сколь безобидное (когда они отдельно друг от друга), сколь и очень страшное – когда некто усваивает оба этих качества. Вот кто такой г-н Мамонтов? Он ведь не мздоимец (мне кажется), не вор (и подавно), не мошенник (точно) – и нет у него квартир в Майями и домов во Флориде (как у некоторых «слуг народа»). И не в чем его обвинить - принципиален, аскетичен, беден (как истинный художник), служит Родине… Не в чем – кроме, как мне кажется, пресловутого недалёкого фанатизма, который порой почище воровства будет. И ему обидно – он хронически обижен на то, что он, выбиваясь из сил, фанатично, не жалея себя, подобострастно угадывая желания тех, кого (почему-то) идентифицирует со страной, клепает заказухи, а его – вместо уважения коллег и признательности россиян, стыдятся и сторонятся, опасаясь оказаться скомпрометированными… Но я отвлёкся – нас ждёт встреча с незапятнанным прекрасным.


Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Посл. римл. св. ап. Павла, 10:21

Книга 1. Александр Иличевский, «Город заката»
Для чего. Любителям травелогов, Иличевского и Иерусалима.
О том, кто. Александр Иличевский родился в 1970 году. Он - прозаик, лауреат премии «Русский Букер» 2007 года. В 1991—1998 занимался научной работой (физика) в Израиле и Кали-форнии. С 1998 г. снова в Москве. Автор (в том числе) трилогии «Солдаты Апшеронского полка», которая в процессе написания стала квадригой – она включает четыре его программных романа.
И ещё. Иличевский – поэт. Хороший, без преувеличения, настоящий поэт, хоть я и не люблю, и не понимаю поэзию. Терпеть не могу слова «наше время», но в наше время – когда стихи – это не модно, поэты – не властители дум, а поэзия – полуживой жанр – такое явление, как Иличевский, находка.
Когда и где. Иерусалим, наше время.
О чём. Травелог – жанр не новый – ему уже лет сто. В сущности, это смесь дневника путе-шественника и сборника эссе, написанных под впечатлением поездки. Это ни в коем случае не путеводитель, но и не вполне художественное произведение. Травелог Иличевского посвящён Иерусалиму - городу заката (это одна из версий происхождения названия: «иарах» - основывать, Шалим – древнее божество заката). Однако город в течение повествования ширится и во времени и в пространстве – описание улиц и зданий перетекает в историю Иерусалима, а затем – в историю и трагедию еврейского народа с большим количеством этнографических и биографических подробностей. Порой автор покидает Иерусалим, и речь заходит о поселении его предков на Апшеронском полуострове, о боях под Белоруссией в Великую Отечественную, в которых участвовал его дед, и так далее. Но эти путешествия в пространстве и времени не случайны – их необходимость диктуется в логике Иличевского тем или иным артефактом, попавшимся ему на глаза. Постепенно и читатель проникается ощущением всеобщей неслучайности и взаимообусловленности.
Кто. Иличевский.
Как. Книжка очень неторопливая и релаксовая. В один момент плывёшь по улицам Иеру-салима, в другой поднимаешься к высотам ветхозаветного Синая, минутой спустя ухаешь в бездну энциклопедически выверенных и почти неизвестных фактов из всемирной истории. Иличевский чувствует этот город. Но не только - он любит его. И человек, ни разу в нём не побывавший, тоже начинает ощущать Иерусалим. Ведь это не только (и даже – не столько) географическая точка, сколько метафизическое ядро истории библейского народа. И стихи – хоть я ничего в них не понимаю – в «Город заката» включены удивительно трогательные и нежные стихи. Читать, как мне думается, стоит – на малой литературной форме можно попробовать Иличевского. А там – и за «Солдат Апшеронского полка».
Цитата. «Римлянин вошёл в святая святых и ничего не увидел. Не для каждого Иерусалим полон Богом. Не для каждого он Им раскалён. Нет ничего проще, чем увидеть в этом городе груду камней, разложенных по крутым склонам. Но и человек тоже - с виду - плоть и прах, и только; поверить в его божественное происхождение - тяжкий труд».
Что, кроме. Квадрига «Солдаты Апшеронского полка» - романы «Матисс», «Перс», «Математик» и «Анархисты». Сборники поэзии и эссе.
На сколько. 6 баллов.


Я бы согласился жить на земле вечно, если прежде мне
показали бы уголок, где не всегда есть место подвигу…
В. Ерофеев, «Москва-Петушки»

Книга 2. Оке Эдвардсон, «Танец ангела»
Для чего. Настоящее шведское качество.
О том, кто. Оке Эдвардсон – шведский писатель, родился в 1953 году в Гётеборге (там и живёт). Работал журналистом, радиоведущим. Автор серии романов о приключениях инспектора Эрика Винтера. Сейчас он, по мнению критиков, один из лучших мастеров скандинавского детектива. Его популярность сравнима лишь со Стигом Ларссоном и его «Миллениумом», прогремевшем на весь мир. Сериал про Эрика Винтера, снятый по книгам Эдвардсона, переведён на 22 языка и возглавляет все европейские списки бестселлеров. Писатель удостоен трёх высших премий шведской Академии писателей детективного жанра, и даже стал лауреатом американских литературных премий (что для неамериканских писателей – редкость). Но пока Европа и Америка пять лет рукоплескала новому автору, на русский язык его книги даже не начали переводить - до России, располагающейся на мировой культурной обочине, как всегда, всё доходит с большим опозданием. Только полгода назад было положено начало присутствию Эдвардсона на российском рынке – и я уверенно предрекаю ему успех.
И ещё. Я начал писать о книге «Зов издалека» - первом переведённом на русский язык романе Эдвардсона, и отсюда – мой предыдущий брюзжащий пафос. Однако обнаружил, что буквально пару дней назад (без анонсов) в книжных магазинах появилась вторая книга этого автора – «Танец ангела», что поменяло мои планы – и говорить я буду уже о ней. (Но «О том, кто» я переписывать не стал – всё-таки там содержится уже начавшееся сбываться пророчество).
Когда и где. Современность. Лондон, Гётеборг.
О чём. Проанонсирую вкратце. В Лондоне найдены изуродованные трупы молодых шве-дов. В это же время в Гётеборге находят такие же обезображенные мёртвые тела – только англичан. Все преступления сняты убийцей (похоже, это – один человек) на видео. Расследованием необычного преступления начинает заниматься инспектор Эрик Винтер. Действие происходит то в одном городе, то в другом – причём на всех их уровнях - от криминальных забегаловок до элитарных закрытых клубов. В общем, классический детектив – с разочарованиями и неудачами главного героя. Но сам главный герой нетрадиционен. Эрик Винтер – пижон и красавчик, аккуратист и любитель одеваться по последней моде (ходит в костюмах от Zegna и Baldessarini), резко отличающийся как от других полицейских Швеции, так и от главных героев других детективов - например, от дебошира и алкоголика Харри Холе (Ю Несбё).
Кто. Эрик Винтер, инспектор. Коллеги, жертвы и свидетели.
Как. Оке Эдвардсон – классический представитель скандинавской школы со всеми её не-ожиданностями и психологическими изысками. Я уже писал о том, что Швеция (как и вся Сканди-навия) – это другая планета – и там иные целеполагания, иные ценности, иные бытовые привыч-ки, иная система координат, наконец, - и многое из этого нам, россиянам, непонятно и неблизко. Но очень любопытно и, когда врубаемся, немножко завидно. Детектив – такой же жанр, как се-мейная сага или очерк, и так же способен нести в себе все признаки «скандинавщины». И так же, как существуют бренды «испанский хамон» или «амстердамский coffeeshop», сейчас устоялся бренд «скандинавский детектив». Что касается меня, я не очень люблю детективы, за редким исключением, одно из которых – «Танец ангела».
Цитата. «При виде яркой утренней зелени сон прошел окончательно. Улицы были чисто выметены после ночного буйства, по асфальту текла вода. Винтер пересекал Линнеплац, велосипед занесло, и он чуть не упал».
Что, кроме. «Зов издалека».
На сколько. 5 баллов.


Procul este, profani.
Прочь, непосвящённые.
Эпиграф к стихотворению «Поэт и толпа» А.С. Пушкина

Книга 3. Паоло Вирно, «Грамматика множества»
Для чего. Любителям философии.
О том, кто. Паоло Вирно – известный идеолог операизма и постопераизма – итальянской разновидности марксизма. Родился в 1952 году в Неаполе. С начала 1970-х занимался активной политической деятельностью в составе группы «Potere Operaio» («Власть рабочих»), в 1979 году был арестован по подозрению в связях с террористической организацией «Красные бригады», провел три года в предварительном заключении, находился под следствием вплоть до полного снятия обвинений в 1987 году. В разные годы редактировал политические журналы «Metropoli» и «Luogo Comune». С 1993 года преподает философию в университетах Италии и Канады.
И ещё. Постулаты операизма таковы. В условиях индустриального конвейера (фордизма) невозможен свободный труд. Фордизм должен уступить место обществу, основанному на информационных технологиях. Чтобы это произошло, необходимо отказываться от работы в старых условиях – проводить забастовки, саботаж, всячески препятствовать превращению жизни в работу. Вершиной движения операистов был март 77-го года, когда боевое движение захватило большую часть Рима и Болоньи. Напомню, что в том же 77-м году в Италии действовали 97 (!) леворадикальных организаций (самая крупная – «Красные бригады»). Сейчас постопераизм не потерял актуальности, слегка реформировавшись под влиянием времени.
Когда и где. Последние десятилетия, западная цивилизация.
О чём. Вкратце. Эта книга – итог проведённого в начале 2000-х гг. семинара. Переведена на русский впервые. Представляет собой анализ политических, экономических и социальных трансформаций, произошедших в Европе за последние 20 лет. Автор утверждает, что народов, объединенных общей культурой и идеологией, и чётко очерченных социальных классов больше не существует. Современные общества состоят из неоднородных и постоянно меняющихся групп, которые он называет термином «множества». Множество - не обезличенная «людская масса» или толпа, а сообщество, в котором каждый человек сохраняет свою индивидуальность. Новизна работы в том, что Вирно предлагает думать о современном обществе не в терминах разного рода идентичностей («народ», «класс», «государство»), а с помощью категории «множество» и смежных с ней понятий (исход, виртуозность, General Intellect, цинизм, болтовня, любопытство и т. п.).
Кто. «Множества».
Как. Читается довольно трудно, поскольку написано специфическим языком. Однако вы-держать его можно, хотя бы ради того, чтобы понять, чем живут современные левые европейские интеллектуалы.
Цитата. «Современное множество состоит не из «граждан» и не из «производителей». Оно находится посередине между «индивидуальным» и «коллективным», и разница между «общественным» и «частным» для него не имеет никакого значения».
Что, кроме. На русском ничего.
На сколько. 5 баллов.


«Мальчик должен уметь высосать апельсин, убить змею и опорожниться в поле», - сказала мне однажды Чёрная Тётя, когда мы с ней ходили собирать среди скал коровьи лепёшки для нашего огорода.
М. Шалев, «В доме своём в пустыне…»

Книга 4. Карл Фруде Тиллер, «Замыкая круг»
Для чего. Книга, заставляющая задуматься.
О том, кто. Карл Фруде Тиллер – норвежский писатель, 1970 г.р. По образованию - исто-рик. С 2001 года полностью посвятил себя литературе и театру. В том же году вышел его первый роман «Склон», привлёкший внимание читателей и критиков. Однако настоящим «прорывом» стал его третий роман «Замыкая круг», вышедший в 2007 году, ставший лауреатом литературной премии ЕС в 2009. На русском роман публикуется впервые.
И ещё. Роман получил, среди прочих, обе самые престижные литературные награды Норвегии - премии Союза критиков и Союза книготорговцев, что случается крайне редко: первая традиционно отдаётся рафинированной высокохудожественной литературе и рассчитана на интеллектуалов, вторая же говорит о популярности книги у массового читателя.
Когда и где. 1980-е и 2000-е гг. Норвегия.
О чём. Главный герой романа, Давид, потерял память и через газету просит откликнуться всех, кто когда-либо знал его, чтобы попытаться разбудить память. На призыв откликаются друг юности Юн, отчим Арвид и когда-то любимая девушка Силье. Все трое вспоминают события при-мерно 15-летней давности: Юну, Давиду, Силье было тогда по 17-18 лет, они жили бок о бок, вместе проводили время, смотрели модное кино, читали Шопенгауэра и Керуака (которого мы славили в прошлый раз), занимались сексом. Каждый в своих письмах вспоминает своё: Юну дороже всего его юношеская любовь к Давиду, Арвид говорит о том, с какой нежностью он относился к приёмному сыну, Силье рассказывает о своём романе с Давидом. Одновременно в том времени, в котором они пишут Давиду письма, с ними также происходят некие события, значение которых пока непонятно. Вообще, книга наполнена загадками – так, например, остаётся невыясненным, кто биологический отец Давида, или кто та дама, что безумно испугалась при встрече с Давидом. Да и помимо этих загадок, есть Главная Загадка – что за картина должна сложиться в результате наложения этих историй друг на друга, потому что ничего не складывается – рассказ одного почти ничего к двум другим не добавляет. Правда, Тиллер уже написал продолжение и обещает третью часть – возможно, там будет разгадка.
Кто. Друзья – Давид, Юн, Силье. Арвид, отчим Давида. Оддрун, мама Силье.
Как. Это крайне напряжённый и одновременно крайне неторопливый роман. Это психологический триллер, но почти без движения и без интриги. Ждёшь, ждёшь момент, после которого начнётся взрыв мозга, сто, двести, триста страниц, а он не наступает. И только, когда переворачиваешь последнюю, понимаешь, что он не сосредоточен в одном месте, а равномерно распределён по всему тексту. Это очень необычная конструкция, да и само нагромождение жанров - письма, воспоминания, повествование в настоящем времени, способствуют главной задаче, идея которой не совсем очевидна. Возможно, это то, что сумма информаций о явлении не составляет полноту информации, я уж не говорю об истине. То, что как бы ни были объективны участники события, объективности нет, даже если отсутствует один байт информации. Майя Кучерская считает, что это роман о всеобщей глухоте, слепоте и разобщённости людей. И это тоже возможно. Я искренне советую Вам поучаствовать в подобном исследовании.
Цитата. «Я помню, какой взрослой чувствовала себя, когда мы, почистив зубы, ложились в постель и не трахались…»»
Что, кроме. Пока ничего на русском.
На сколько. 7 баллов.


Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
Посл. римл. св. ап. Павла, 14:17

Книга 5. Мариэтта Чудакова «Не для взрослых! Время читать»
Для чего. Чтобы освободить себя от обязанности выбирать книжки своим детям.
О том, кто. Мариэтта Чудакова – настоящий гуру для многих любителей литературы, в том числе и для тех, кто находится по другую сторону по отношению к нам, читателям. Например, Дмитрий Быков к случаю и без поминает своего учителя и наставника (хотя бы поэтому выбор книг для наших детей такому человеку доверить можно вполне). Мариэтта Чудакова родилась в 1937 году, за свою долгую жизнь успела много, чего, в частности, стать крупнейшим специалистом по русской литературе советского периода, знатоком творчества Булгакова, доктором филологических наук, написать кучу научных трудов, а также художественных произведений для детей. Её брат Селим – известный архитектор, сестра Инна Мишина – директор московского музея Булгакова.
И ещё. Мариэтта Чудакова всегда занимала активную гражданскую позицию. Начиная с 1993 года она писала письма с различными требованиями к власти, работала в составе Прези-дентского совета, состояла членом Комиссии по вопросам помилования, занималась культурно-просветительскими поездками по России, участвовала в выборах (2007 г. – СПС – в ГД РФ), а в 2010 г. подписала знаменитое обращение российской оппозиции «Путин должен уйти».
Когда и где. Последние 250 лет. Страницы лучших книг для подростков.
О чём. Юрий Олеша, «Три толстяка». Вениамин Каверин, «Два капитана». Жюль Верн, «Таинственный остров». Джонатан Свифт, «Приключения Гулливера». Майн Рид, «Всадник без головы». Артур Конан-Дойл. Ги де Мопассан. Александр Пушкин. Гюстав Флобер. И так далее. Эта книга, объединившая три отдельно вышедшие ранее – «Полка первая», «Вторая» и «Третья», настоящий путеводитель в мир литературы для школьника. Причём, не сухой справочник или список обязательных для прочтения книг, чем грешит последняя страница в учебниках литературы. Рассказ о том или ином произведении сопровождается историей его создания, пояснениями об авторе и его времени, какими-то интересными подробностями. И это не только книга-помощник для ребенка, пытающегося понять, что же ему будет интересно читать, но и книга-учитель, потому что она учит читать, и даже больше – любить читать.
Кто. Герои лучших романов для подростков.
Как. Мариэтта Чудакова не просто рекомендует книжки школьникам. Она заражает их убеждённостью в том, что именно это они и искали, и мечтали прочитать. И делает это так искус-но, что с детьми происходят настоящие чудеса. Взять моего старшего сына. Когда ему было девять лет (он уже довольно много читал), и ему в руки попала Чудакова, он не отстал от меня до тех пор, пока я не купил ему всё, о чём она упомянула. И если моя подборка книг для сына была довольно случайна и не вызывала у него особого доверия – моими советами он часто пренебрегал, то в Чудаковой он, видимо, сразу почувствовал профессионала, и полностью ей доверился. И не пожалел. Уверен, что и вы не пожалеете – а главное, не пожалеют ваши дети.
Цитата. «… Ах, этот подводный дворец капитана Немо!.. Читала, затаив дыхание в бук-вальном смысле слова, - то есть, забывая вдохнуть и выдохнуть».
Что, кроме. «Мирные досуги инспектора Крафта». «Дела и ужасы Жени Осинкиной». «Егор: биографический роман для смышлёных людей от десяти до шестнадцати лет».
На сколько. 6 баллов.


И время моей любимой номинации - «TOPSHIT - март» (да-да, опять март! – уж очень длинный месяц попался). И второй герой марта – прямой конкурент г-на Мединского – не менее титулованный бюрократ и не менее увлечённый графоман, детский омбудсмен, неутомимый борец с педофилией в Интернете и «абсолютный противник международного усыновления» Павел Астахов.

Пошлость - это не только явная, неприкрытая бездарность, но главным образом ложная, поддельная значи-тельность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность. Припечатывая
что-то словом «пошлость», мы не просто выносим эстетическое суждение, но и творим
нравственный суд. Все подлинное, честное, прекрасное не может быть пошлым.
В. Набоков

Я никогда не забываю, что Питтсбургская школа права стала моей
второй альма-матер, а Соединённые Штаты — моей второй родиной.
П. Астахов

Вы, коллега, играете сравнениями, как дурак соплёй!
Ю. Поляков, «Гипсовый трубач, или Конец фильма»

Павел Астахов, «Невеста». Таково название последнего «романа» нашего героя. До этого были «Рейдер», «Мэр», «Квартира», «Продюсер», «Шпион» - названиями г-н Астахов никогда особенно не заморачивался. А когда кончались простые слова, на помощь приходили цифры – и книга получала имя «Рейдер-2», например. Жанр всех этих произведений – криминальная исто-рия, интрига и содержание которой в полной мере исчерпываются её наименованием – «мэр», «шпион» и т.д. Биография г-на Астахова словно лубок - сладка и красочна до тошноты – погран-войска, Высшая школа КГБ, Питтсбургский Университет, юридическая практика в Европе, высоко-поставленные клиенты в России, общественная деятельность, сопредседательство в движении 2007 года «За Путина» и, наконец, должность Уполномоченного по правам ребёнка. Но нам не очень интересна карьера этого человека – в поле нашего внимания он попал, как автор крими-нального романа «Невеста», который доводит сквозного персонажа всех его книжек Артемия Павлова (альтер-эго самого автора, дополненного чертами акунинского Николаса Фандорина) до полного превращения в елей, а ещё удивительным образом содержит намёки на события 2013 года – скандалы с педофилией и усыновлением детей. Разберёмся.
Слово «пошлость», на мой взгляд, характеризует такой образ мышления, который вульгаризирует и низводит до ограниченно-обывательского понимания человеческие духовные ценности – но только истинные, это важно, ценности. Роман «Невеста» в этом ракурсе представляется вопиющим торжеством этой самой пошлости – ибо не только притворяется носителем духовных ценностей, но и претендует на неслучайность сходства главного героя книги и автора. Сама по себе книга – невнятная, нереалистичная, с натяжками и противоречиями, история об Артёме Павлове и его невесте, которая (извините, я раскрываю интригу – но вы же не собираетесь читать эту чушь) оказывается главным злодеем и исчадием ада. Все четыреста страниц происходят нападения, покушения, убийства и даже теракт – гибнут женщины, дети, старики - и только с головы Павлова не падает ни один волосок, за исключением финальной сцены, где происходит классическое объяснение (естественно, в связанном состоянии, будучи облитым бензином, с простреленной (кость не задета) ногой) с убийцей, после чего убийца (она же невеста) сгорает в очищающем пламени, приготовленном для жениха, а Павлов успешно спасается. Все отрицательные персонажи также гибнут или садятся в тюрьму, а положительные… Таковых по сути трое – Павлов, хороший уголовник и пятнадцатилетняя племянница уголовника, которая оказывается в гуще событий. Так вот – мне показалось (но только ли показалось?), что и Павлов и уголовник относятся к этой девочке с каким-то нецеломудренным подтекстом. Девочка, кстати, живёт в детском доме. То есть, две любимые темы г-на Астахова уже в 2012 году нашли своё отражение – пусть в литературе - и вопросы усыновления тебе, и нехорошие мыслишки в отношении ребёнка.
Кроме того, Павлов и сам хочет удочерить трёхлетнюю Женю (вместе с невестой – убий-цей) – на протяжении книги он настолько превращается в саму пошлость, что мне кажется это неизбежным: какая точка – Павлов с ребёнком на руках! Но реальность превосходит все домыслы, – когда он приходит с этим вопросом после всех перипетий в интернат, оказывается – Женю уже удочерили (заметьте – неделю назад никаких других потенциальных приёмных родителей, кроме Павлова, на неё ещё не было в природе!!! – а Астахов говорит, что это долгий процесс). Воспитательница успокаивает Артёма – «Родители хорошие, так что вы не волнуйтесь…» Хочется добавить – «хорошие, не американские… не волнуйтесь…»
Жалко, что мало места – а то бы я привёл столько пошлых цитат из этой книжки, что нача-ли бы плеваться самые правильные. Поэтому остаётся только перечитать фразу, вынесенную в эпиграф этой заметки, принадлежащую одному из самых известных исследователей пошлости – Владимиру Набокову, чтобы понять, почему я считаю, что более пошлого романа (вкупе со своим творцом) трудно отыскать. И итог таков – Астахов вырывает первенство у Мединского и становится единоличным победителем рубрики «TOPSHIT - март».

А сейчас – рейтинги.

РЕЙТИНГ «THE BEST 2013»

НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ГОД ИЗДАНИЯ/ СТРАНА/ РЕЙТИНГ/ ИМХОНЕТ

1. Евгений Водолазкин, «Лавр»/ 2012/ Россия/ 8/ 8,3
2. Джек Керуак, «В дороге»/ 2012 (1960)/ США/ 7/ 7,6
3. Карл Фруде Тиллер, «Замыкая круг»/ 2013/ Норвегия/ 7/ 8,5
4. Эммануэль Каррер, «Лимонов»/ 2012/ Франция/ 7/ 7,0
5. Ферран Адрия, «Семейный ужин»/ 2012/ Испания/ 6/ 9,5
6. Э. Радзинский, «Апокалипсис от Кобы», книга 3/ 2013/ Россия/ 6/ 8,5
7. Джеффри Евгенидис, «А порою очень грустны»/ 2012/ США/ 6/ 8,4
8. Эрленд Лу, «Фвонк»/ 2013/ Норвегия/ 6/ 8,0
9. Александр Иличевский, «Город заката»/ 2012/ Россия/ 6/ -
10. Оке Эдвардсон, «Танец ангела»/ 2013/ Швеция/ 5/ 10
11. Харуки Мураками, «1Q84», книга 3/ 2012/ Япония/ 5/ 7,8
12. Паоло Вирно, «Грамматика множества»/ 2013/ Италия/ 5/ -
13. Ричард Бренсон, «Достичь небес»/ 2012/ Британия/ 5/ -
14. Джоан Роулинг, «Свободная вакансия»/ 2013/ Британия/ 4/ 7,6
15. Мо Янь, «Страна вина»/ 2013/ Китай/ 4/ 6,2
16. Эдуард Лимонов, «Illumination»/ 2012/ Россия/ 4/ -


РЕЙТИНГ «TOPBABYBOOKS»

НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ГОД/ СТРАНА/ РЕЙТИНГ/ ИМХОНЕТ
1. М. Чудакова, «Не для взрослых! Время читать»/ 2012/ Россия/ 6/ 6,4
2. С. и Л. Хокинг, «Джордж и большой взрыв»/ 2012/ Британия/ 6/ -
3. Рони Орен, «Секреты пластилина»/ 2012/ Израиль/ 5/ 7,0
4. И. и Л. Тюхтяевы, «Школа зоков и Бады»/ 2012/ Россия/ 5/ -


РЕЙТИНГ «TOPSHIT»

МЕСЯЦ/ НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ПОРОК/ ЖАНР
Январь/ Коко Шанель, «Жизнь, рассказанная ею самой»/ ложь/ автобиография
Февраль/ Александра Маринина, «Оборванные нити»/ жадность/ детектив
Март/ Владимир Мединский, «Стена»/ тщеславие/ истор.-прикл.
Март/ Павел Астахов, «Невеста»/ пошлость/ крим. роман




PS: вот и всё, что я могу вам сообщить на сегодняшний день. Скромничаю – конечно, не всё, но я не могу злоупотреблять вашим терпением вечно. Только одним очень небесспорным наблюдением хочу поделиться. В результате долгих размышлений я вывел очень конспирологи-ческий вывод – почти вся настоящая литература сосредоточена в мире на очень неуютных и не-гостеприимных территориях – я вижу три основных центра – Скандинавия, Япония и Израиль. Посмотрите - по гостеприимству и комфорту одно место «краше» другого. Скандинавия – постоянная зима, долгие века нищеты, обочина Европы. Япония – голые скалы, отсутствие полезных ископаемых, национальный «пораженческий» комплекс. Израиль – пустыня, враждебное окружение, государство на костях первопроходцев и опять же – никакой нефти. И их объединяет – кроме этих внешних обстоятельств - некая изоляционистская по форме, но вместе с тем универсальная в контексте мировой культуры, парадигма национальной «исключительности». И литература – лишь одно из последствий этой парадигмы – такова моя идея. Но сейчас я только обозначаю эту тенденцию – вернусь к ней месяца через два-три, когда репрезентативность нашего исследования станет выше. Читайте книги! – это главное, что я могу сказать сейчас.   
 
Hasta la vista. НО


Рецензии
Разрешите выразить Вам своё искренне и неподдельное восхищение. ☺
Первый раз встречаю на Проза.ру столь взыскательного читателя современной литературы.
И с такими пространными отчетами о литературе.

О, как же я люблю прозу А.Иличевского. Он всегда так обстоятелен в описаниях, и это особенно ценно для меня. Повествовательный аспект прозы для меня всегда существует лишь на втором плане. Как-то однажды прочла его рассказ в журнале Сноб, кажется, очень понравился, потом читала его другие рассказы и эссе, и "Математика". Теперь вот хочу что-нибудь ещё, может быть "Перса"?

Обязательно ознакомлюсь со всеми Вашими обзорами. И сравню свои впечатления. ☺

Удачи Вам. И, пожалуйста, не останавливайтесь. Сейчас столько разной новой и не очень литературы издается, море книжное, и всё, что хочется, прочесть практически невозможно.
Вы - счастливый человек, находите время. С уважением.

Лора Маркова   03.10.2013 14:42     Заявить о нарушении
Мне очень приятно, что вы обратили внимание на мои обзоры. Надеюсь, что буду вам полезен и в будущем

Неравнодушный Обыватель   02.10.2013 16:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.