Белая ворона. Вступление

   
          
   
                Молящиеся жадно красоте,
    О Духе помышляя, как о хлебе,
    Мы, русские, от века – на кресте.
    И ты не плачься: мол, жестокий жребий.
    Виктор Смирнов.
   
                ВСТУПЛЕНИЕ
   
   
   
   То, что я начинаю сейчас писать,  нельзя назвать моей автобиографией или моими мемуарами, это, скорее всего, моя попытка обдумать и разобраться в  прожитой мною  жизни. А она не так уж маленькая, в 2012 году мне исполнилось восемьдесят пять лет, и рассмотреть её со всеми  странностями,  невероятностями и необычностью её жизненных проявлений.  Оценить, пережитые события, с позиции сегодняшнего дня, сегодняшнего возраста, сегодняшних  опыта и знаний. Бесконечных обдумываний и  размышлений о проходящих событиях в окружающей меня действительности, в которой и я, по мере своих сил и возможностей, принимал посильное участие.

   Почему свою работу я называю «Белая ворона»? Это в честь той вороны, которая имея белое оперение, очень выделяется в общем черном вороньем стаде, из-за чего много и сильно страдает. В общем, чем-то выделяться,  в общей живой массе, всегда тяжело и опасно.

   Всю свою жизнь я прожил в составе различных,  созданных человеком, общественных форм своего существования, в постоянном соприкосновении с образующими эти формы людьми. С одними – поверхностными, с другими, более близкими и глубокими. От большинства людей, окружающих меня, я всегда ощущал теплое и уважительное отношение ко мне. И, в тоже время, меня всегда не покидало чувство одиночества.  Одиночество, среди многих благожелательно расположенных ко мне людей.  Такова общая особенность моей жизни. Таков мой удел. Да и не только мой, но и многих других людей, чем-то выделяющихся из общей массы народа.

   Главное расхождение мое с окружающими меня людьми кроется в разности этической оценки проходящих в жизни событий и, особенно, в вопросе справедливости. Я хочу, душа моя требует, чтобы все строилось на принципе справедливости. Я стремлюсь все делать в соответствии с понятием справедливости. Люди же в своей жизни, часто придерживаются иного принципа – было бы выгодно, а дальше пусть и трава не растет. Я часто чувствую себя на Земле каким-то инопланетянином, выходцем из другого мира, где жизнь устроена на принципах справедливости. Или, может быть, во мне просыпаются  те принципы, на которых строилась жизнь моих далёких предков, предков моего народа – Русов. Живших на основании принципов духовной цивилизации. Известная людям, как счастливая страна: Беловодье. Как бы там ни было, но с моей натурой трудно жить в современном человеческом обществе.

   Я, как та белая ворона, которая  всегда выделяется своей необычной окраской среди стаи обычных черных ворон, чем и привлекает и друзей, и недругов. Хотя  я не сказал бы, что моя жизнь на Земле бесполезна, напрасна. Однажды, оценку своей жизни, её полезность для человеческого общества, я услышал из уст одного моего знакомого. Он сказал так: «Хорошо, что на белом свете, на нашей грешной Земле, живешь ты и другие подобные тебе люди. Хотя их не так много, но когда встречаешь такого человека, особенно в трудное для себя и других время, то думаешь: не всё так плохо, как кажется, не всё так безнадёжно коль существуют люди с высоким духовным потенциалом. Пусть они даже ничего не делают для общества, просто живут на принципах справедливости, но и этого достаточно много, есть с кого брать пример, есть надежда, что это первые ласточки будущего морального облика человечества. И люди в своей жизни всё вынесут, все перетерпят, и, в конце концов, все преобразуют, как надо, и человечество не утонет в маразме».

   Так кто же такой я есть? Ответ на данный вопрос я пока дать не могу. Что-то мнится, что-то, кажется, но это лишь догадки, которые чаще всего, ни на чём не обоснованы. Поэтому, вместо изложения догадок и предположений я попытаюсь описать свою жизнь, свои особенности, свои мысли и свои чувства, а что вырисуется из всего этого, то судить и определять не мне, а Вам, моим читателям, если Вы у меня будете. Никакой системы в данном жизнеописании, но не автобиографии, я придерживаться не буду, кроме того, что начну со своего рождения, а дальше, как получится.
   
   
    МОЯ   РОДОСЛОВНАЯ.
   
   Мои предки, по отцу – Уваровы, по матери – Киселёвы, выходцы из Воронежской губернии. По отцу, скорее всего с территории современной Тамбовской области, где и поныне существует городок Уваров и Уваровский район. По матери, адрес более точен. Они переселились на Кубань по переселению из Старооскольского уезда, Воронежской губернии, название деревни забыл. Сейчас город Старый Оскол входит в состав Белгородской области. Те и другие - выходцы из крепостных крестьян, но не пахари, а ремесленники. Дед моего отца, а мой прадед, Уваров Гавриил Семенович был колесником, мать – Мария Петровна, домохозяйка. Дед моей матери – Киселев Дмитрий был потомственным кузнецом. В Кубанские предгорья, и те и другие, попали по переселению, в начале семидесятых годов Х1Х столетия: Уваровы в город Майкоп, а Киселёвы в станицу Апшеронскую.

   Как рассказывала бабушка, Матрёна Дмитриевна, станица Апшеронская в то время, а попала она в неё ещё маленькой девочкой, состояла из одной длинной улицы, дома которой были повернуты окнами в огород, а глухой стеной на улицу. Это делалось для того, чтобы в случае прорыва конных черкесов на улицу станицы, они не могли стрелять по окнам. Станица была огорожена, по всему её периметру, высоким деревянным частоколом, широким рвом и высокой земляной насыпью. Ворот было двое. Первые, в сторону Майкопа, в пределах начала современного Медпрома, вторые напротив тухинского моста. Когда женщины выходили за водой к реке Пшеха, то их обязательно сопровождал наряд казаков. Черкесы часто стреляли из-за реки, да и были случаи, когда они похищали женщин.

   Мужчин Киселёвых в казаки не записали. Апшеронские казаки, как и казаки других станиц, старались не записывать в казаки мастеровых. Объясняется это тем, что в летние месяцы, казаки, практически на всё лето, уходили на учения. В станице оставались только женщины да старики, а жизнь продолжалась. Нужно было выполнять все необходимые сельхозработы, ковать  лошадей, ремонтировать инвентарь, обувь, шить, плотничать, крыши перекрывать, да мало ли в станице дел, которые нужно выполнить в летнее время. Вот поэтому мастеровых и старались в казаки не записывать.  Киселёвы построили себе кузню и стали кузнечить.

   У моего прадеда - Киселева Дмитрия, были дети. Старший сын, имени его я не помню, он, как и его отец был кузнецом и дочь Матрёна, моя бабушка, с которой я, в основном, и вырос. Когда бабушка повзрослела, Дмитрий поехал  с ней в город Майкоп, где остановился у своих земляков – Плохотниковых. У них был сын Иван, там и сговорились поженить их. Вскоре сыграли свадьбу. Через некоторое время молодожены переехали в станицу Апшеронскую, где у них была своя небольшая избушка, на крутом берегу реки Пшеха, немного выше устья реки Туха. Я еще помню ее развалины, у нас там был огород. Дед Иван работал ездовым у разных хозяев, не редко ездил за линию. Так называлась довоенная граница между казачьей Кубанью и горцами. Возил туда строительный лес и сухофрукты, в обмен на зерно. Бабушка работала на табачных  плантациях принадлежащих греческим переселенцам, сначала табачницей, а потом кухаркой.

   В 1902 году у них родилась дочь Люба, будущая моя мама, а где-то в году восьмом, точно дату не помню, у них родился сын Иван. В 1918 году дед Иван ушел с отступающими красными отрядами, в должности кашевара, и не вернулся. Еще при жизни, деда Ивана, незадолго до Октябрьской революции, Плохотниковы построили дом на Дубинке. Район строительства  назвался так  из-за огромных дубов росших там. Так и строились между дубов. Один дуб рос у нас прямо во дворе. Дом стоял, по современной планировке, на углу улицы Пролетарской  и Деповской. При доме был земельный надел размером в 30 соток.
   Уваровы, поселились в городе Майкопе. Прадед изготовлял колеса. Жили довольно бедно. В 1877 году у них родился сын Гавриил Гавриилович. Подрос, научился сапожному делу, в свое время женился на Александре Кузьминичне Игутиной. Сапожничество большой прибыли не давало, поэтому Александра Кузьминична вынуждена была работать  на табачных плантациях табачницей по найму. В 1897 году у них родился сын Илья, а потом один за другим последовали: Елизавета, Михаил, Павел, Татьяна, Домна, Евдокия. Жили бедно, поэтому родители были вынуждены своих детей посылать на работу. Однако в школу ходили все. Но, более четырех лет никто не учился. Из-за необходимости помогать семье, Илья, как старший, учился меньше других, он окончил только два класса Церковно-приходской школы, после чего родители отдали в ученичество шорному делу. Ученик, в то время, был дармовым работником у хозяина, но как бы там ни было, за три года он шорному делу научился и стал подмастерьем. В 1910 году семья Уваровых, в связи нефтяным бумом, вызванным обнаружением больших запасов нефти на Нефтегорских нефтепромыслах, и  надеждой заработать на этом, переехала в станицу Апшеронскую. Купили небольшую хатку на одну комнату, на склоне к леваде, за сегодняшней почтой. Хата была настолько мала, что кровати было негде ставить. Отец с матерью спали на печи, а дети, в покат, на полу. Отец сапожничал, Илья шорничал, как помощник мастера шорника. Однако, достатка это не принесло.

 Весной 1916 года отец, мой дед Гавриил, умер от заражения крови. Летом 1916 года Илью призвали в армию, в возрасте 18 лет. Отправили на турецкий фронт. Сначала в г. Батуми, а затем непосредственно на фронт. Там он и встретил Февральскую, 1917 года, революцию. На проходящих митингах примкнул к большевикам и оставался твердым большевиком ленинцем всю свою жизнь, до самого своего последнего дня. Великую Октябрьскую Социалистическую Революцию он встретил в городе Феодосия, куда его полк Временное правительство перевело для сопротивления революции, однако полк отказался выполнять приказы меньшевиков. Илья был членом полкового комитета. За этот отказ полк был расформирован. Был приказ – сдать оружие. Но солдаты, по совету большевиков, отказались сдать оружие и разъехались по домам с оружием и боеприпасами. В январе 1918 года Илья вернулся в Апшеронскую, где принимал активное участие в создании красногвардейских отрядов, с которыми выступи сначала против Корнилова, а затем против грузин. Грузины в это время начали своё наступление из г. Туапсе по армавирской железной дороге. В районе станицы Пшехской их встретили объединенные красные отряды и разгромили их, после чего грузинские завоеватели бежали без остановок до самой Грузии. Победившие красные отряды были объединены в полки Красной Армии. Илья был избран командиром взвода.

   В результате предательства главкома красных Сорокина некоторая часть красных, под Армавиром были пленены, в том числе и взвод Ильи. Много пришлось пережить Илье за полтора года нахождения Кубани под властью Деникина. Когда он вернулся из плена в станицу Апшеронскую, его хотели убить казаки, но его предупредили и он бежал в Майкоп, скрывался, чуть не умер от брюшного тифа. Когда в 1920 году  на Кубань пришла Красная Армия, он сразу же вступил в неё. В должности командира взвода штурмовал Крым по Чонгарскому мосту, затем воевал с Махно. В 1920 году от сыпного тифа умерла мать,  Александра Кузьминична, дети остались одни под руководством старшей сестры Елизаветы. В связи с этим, в марте 1922 года Илью демобилизовали, и он вернулся в Апшеронскую. В первую очередь, Илья наладил жизнь детей: обул, одел, накормил. Вскоре встретил Любу Плохотникову. Они понравились друг другу, полюбили друг друга и поженились. В 1923 году Илью приняли кандидатом в члены РКП \б\, а январе 1924 года  он стал членом коммунистической партии. 11 ноября 1924 года появился первенец – Владимир, названный так в честь В.И.Ленина. 26 ноября 1926 года у них родился второй, незапланированный, так говорила мама, сын Валентин. Это Я.

   Вся работа Ильи, на протяжении всей его жизни, была связана с людьми, сначала профсоюзная, потом партийная, затем КомВУЗ давший ему незаконченное высшее образование и право быть учителем. Снова партийная работа. В 1937 году  настоящие враги народа, предшественники тех, которые в девяностых годах развалят СССР и уничтожат Советскую власть, объявили его врагом народа, английским шпионом и исключили из партии. Это в отместку за его верность и преданность партии и советской власти. Начали с него, опасаясь его возросшего авторитета среди коммунистов, особенно среди молодых, а также среди рабочих нефтяников. В конце 1938 года его полностью реабилитировали и восстановили в партии. Дальше он: зав РайОНО; директор Детского дома; партизанский отряд им. Капитана Гастелло и снова школа. В 1936 году, 2 декабря в семье Ильи появился третий сын – Борис.

   За свою недолгую жизнь, прожил он 64 года, умер 21 января 1962 года, он многое сделал для Апшеронского района и города Апшеронск. Построил первую в городе типовую неполную среднюю школу, первым директором и был он. Предотвратил с товарищами перенос центра района из Апшеронска в Хадыженск. Организовал и создал в г. Апшеронске Историко-краеведческий музей, первым директором которого и был он. Написал первую историю г. Апшеронска в основном по рассказам очевидцев. Рукопись, к сожалению, пропала. Его уважали люди. Когда он умер, без преувеличения, за его гробом шло почти полгорода.

   Теперь немного о других. Володя, мой старший брат, с которым в детстве мы были неразлучны, любили и уважали друг друга, всегда помогали и поддерживали друг друга. О нем у меня самые светлые воспоминания. Последнее письмо от него наши родители получили в 1943 году,  написанное в сентябре месяце на берегу Днепра и все. Больше от него ничего небыло. Отец долго разыскивал его пока, уже после окончания войны, не пришло из соответствующих органов извещение о том, что дальнейшие поиски прекращены: считать пропавшим без вести. По виду и характеру Володя был очень похож на отца. Воинское звание его – младший лейтенант, должность – командир пулеметного взвода. Было извещение, что его взвод отличился при освобождении города Дебальцево.

   Дядя Ваня. Иван Иванович Плохотников, добрый, хороший человек, кузнец по профессии, кроме того заядлый охотник и рыбак. Помогал создавать базу для Апшеронского партизанского отряда, после был призван в армию. Пропал без вести под Харьковом в 1943 году. Бабушка – Плохотникова Матрена Дмитриевна практически убита немцем, который узнав, что она теща партизана, ударил её так, что она упала на землю спиной,  ударилась головой, и больше не поднялась. Это произошло зимой 1943 года. Мама, Уварова Любовь Ивановна, после смерти мужа еще долго жила с младшим сыном. Умерла в возрасте 92 лет, 10 марта 1996 года. Младший брат Борис живет рядом со мной на хуторе Самурский. Оба мы с ним уже в возрасте: мне идет 86 год, ему 76. У меня двое детей. Владимир -1952 года рождения и Сергей, рождения 1958 года. У Бориса четверо: Илья, Геннадий. Юрий и Борис.


Рецензии