Роман. 2. Ужин на малом постоялом дворе

Начало: http://www.proza.ru/2014/06/09/227

  Солнце не спеша опускалось за верхушки деревьев, позволяя разглядеть каждую веточку на фоне червоного неба. Уставшие путники, ищущие ночлег, вышли к  деревне.  Постоялый двор, мимо которого вела дорога, расположился на окраине. Он представлял  собой довольно старое бревенчатое строение в два этажа с обширным двором и подсобными помещениями.
  Гостей и постояльцев не было. Люди стали опасаться пускаться в путь без особой необходимости. На санях уже не проедешь, а телеги наверняка застрянут в раскисших дорогах. Скот на продажу из деревень в город так же никто не погонит, беспокоясь, как бы скотина не переломала себе ноги. Или того хуже, разбойники могли лишить не только кошелька, но и жизни.
  Хозяином заведения оказался невысокий толстячок лет шестидесяти. Критично оглядев,  вошедших с последними лучами заходящего солнца путников, он решил, что неприятностей они ему не доставят, и поинтересовался.
  -Чем могу быть полезен?
  -Нам необходима еда и ночлег,  - Ответил Константин.
  -Моя жена приготовит вам комнату. Ужин скоро будет готов, а пока, вы можете согреться, и выпить с дороги чего ни будь горячего.
  Он указал на стол стоящий неподалёку от очага, служащего одновременно для обогрева зала и готовки.
  На вертеле румянилась большая свиная ляжка, распространяющая вкусный аромат. А на решётке, над углями кипел горшок с овощным супом.
  Путники уселись поближе к огню и вытянули уставшие за день ноги. Седая хозяйка налив в  один кувшин вина с пряностями, во второй молока с мёдом и поставила их поближе к огню. Затем повернула вертел с душистой свининой, не прожаренной стороной вниз, и ушла наверх, готовить комнату.
  Хозяин принёс из кладовой три каравая, масло с сыром и стал резать хлеб ломтями, складывая его в соломенную корзину. Иногда он прерывался, для того, что-бы повернуть вертел и полить мясо мёдом. Сладкий запах, заставлял голодных путников поглядывать на золотистую корочку. Хотелось есть.
  За это время в зале собралось ещё с полтора десятка человек из местных. Большинство из них не имело семей, и работало в деревне ремесленниками, или здесь же, при постоялом дворе.
  Вернувшаяся хозяйка сменила мужа у очага. Он разлил питьё  по кружкам, и поставил их на стол - поближе к гостям, а затем присел сам.
  -Угощайтесь, - сказал он, потирая выпуклый живот. - Сейчас к нам редко гости заглядывают, неспокойно стало на дорогах. Вы, откуда будите?
  -Мы, издалека, – ответил Константин. - Были на службе у одного господина, да он помер, оставив нас без работы. Теперь, вот, возвращаемся домой. По дороге нас ограбили и отняли лошадей. Благо, что живыми отпустили. Пришлось занять денег у  знакомых, да идти пешком. На дорогах, разбойников много. Нормальному человеку стало опасно путешествовать.
  Все за столом закивали головами. Каждый хотел, что то сказать. На пришельцев перестали обращать внимания и подозревать их в недобром.
  -Вот в прежние времена, был великий князь. И был у нас порядок, – начал один из посетителей - лет шестидесяти. - А нынче что? Как только он помер, не указав, кому из родственников князей на трон взойти, так и началась свара.
  -Не начинай снова, старый! – сказал сосед помоложе. – Пьяница он был и людей много побил. – Вон, за речкой, сколько народу тогда хоронили!
  - И правильно сделал! Нечего им было на рожон лезть и письма ему дурацкие слать. Тут кто хошь обидится.
  -Как это нечего, а разве это правильно, дважды в год поднимать подати?
  -Дык, южане флот свой послали и закрыли нам выходы из портов в южные моря. А для войны деньги нужны. Как ты иначе флот то, построишь да рать с войском создашь?
  -Сразу видно, ты старый - всю жизнь на чужбине прожил и не платишь подати, а мы здесь живём и земля наша здесь, и подать за землю нам платить. Тебе то, на старости лет, легко говорить.
  Путников никто больше не расспрашивал. Большинство присоединилось к спору, который судя по всему, был стар, и высказывать своё мнение, чужакам было не обязательно.
Через несколько минут хозяин вернулся к очагу. Вынул горшок с супом и на пару с хозяйкой снял вертел с крючков. Все разговоры смолкли сами по себе.
  Сидящие в зале гости, дразнимые сочным запахом жареного мяса, не могли отвести глаз от золотистой корочки. Люди жадно вдыхали сладкий аромат, пододвигались поближе к столу и готовили свои ложки и ножи к ужину.
  Хозяин уложил мясо на кухонный стол,  вынул вертел, и ловкими движениями ножа и вилки разделал свиную ляжку на сочные порции. Хозяйка разложила всё на большие деревянные чаши, посыпала солью, молотым чесноком и перцем. Выставив блюда с мясом  на стол, она достала из шкафа тарелки и перенесла их вместе с супом к гостям. За всем этим последовали масло и сыр, а также пара кувшинов с пивом. 
  Наевшись, гости завели сытые, неторопливые разговоры. Треск дров в очаге и трепещущий свет масленой лампы подвешенной к деревянной балке под потолком настраивал на мирную беседу. Спорить не хотелось. Арвинд стал понемногу зевать, прикрывая рот ладошкой. Получив от хозяйки вторую кружку тёплого молока с мёдом он, осмелел и задал хозяину вопрос.
  - А что это за история о великом князе, про которую здесь говорили. Что произошло за речкой?
  - Знаешь сынок, - проговорил, откинувшийся на спинку стула хозяин. - Зим пятнадцать назад, мы пользовались хорошими привилегиями, полученными ещё от Яна, отца Ратибора - нашего последнего великого князя. Мы платили небольшие подати, свободно охотились и ловили рыбу в этих лесах и реках. Могли сами выбирать старост. Эти привилегии достались нам за помощь в войне с восставшими тогда княжествами, на самом севере. Люди к ним привыкли и стали считать само собой разумеющимися.
  Он отхлебнул тёмного пива, вспоминая былое.  - Все забыли, что даны нам эти права на сорок лет. И вот зим пятнадцать назад, великий князь поссорился с южными царствами, и те объявили ему войну. Перекрыли выходы из торговых портов в южных морях – будь они неладны.  Великому князю пришлось строить флот и собирать большое войско, что бы наказать южан. Для этого ему понадобились деньги. Вот он и вспомнил, что привилегии нам два года, как вышли и потребовал заплатить подати за два года. Многие здесь так привыкли к вольности, что отказались платить и написали великому князю злое послание. Письмо его разозлило, и он послал к нам войско. Мы пытались от них отбиться, но толку от этого было мало.
  Хозяин постоялого двора умолк задумавшись, о чём-то своём, и уже ничего не замечал вокруг.
  Хозяйка принесла пива и молока, сменив опустевшие сосуды на столе.
  Вдруг, со скрипом распахнулась входная дверь, впуская свежий, прохладный ветер и двух крепких войнов с мечами  на поясе. Одному за тридцать, а у второго едва пушок на шеках появился. Они нагло прошли к столу стоящему в дальнем углу и громко горланя, потребовали еды и выпивки.
  Хозяин враз очнулся от своей задумчивости. Хозяйка испуганно сникла. Бросив гостей, они словно нашкодившие дети поплелись к новым посетителям.
  Иногда, сквозь запуганные реплики сотрапезников, до общего стола долетали обрывки фраз, наполненных унижением и мольбой.
  -Но мы же на прошлой неделе уже платили.
  И наглые, излишне громкие, уверенные в своей безнаказанности. -Так, то на прошлой неделе было, а сейчас уже эта! Вино подорожало. И вообще, где жратва? Мы есть хотим.
  -И выпить принеси! - Встрял второй, толкая хозяйку в сторону плиты. Та, чуть не упав, нехотя пошла к очагу за едой для наглых гостей.
  -Ууу. Ворьё прошипел дед, начавший разговор о великом князе. Будь я помоложе, на куски бы порубал.
  Константин посмотрев на пустой, левый рукав рубахи, молча опустил глаза.
  Арвинд непонимающе уставился на деда. - А чего им надо?
  -Да деньги они собирают. Раньше раз в две недели приходили, а сейчас каждую приходить стали.
  -Сборщики подати? - Удивился мальчонка.
  -Сборщики, то сборщики, да только подать им в карманы идёт. Тьфу, - сплюнул дед на пол.
  Арвинда начал понемногу понимать.
  - Да нет у нас сейчас денег, - оправдывался хозяин постоялого двора. - Гостей сами видите — нет. Дороги подсохнут, тогда глядишь, и гости будут.
  -Да не бубни ты как гусь, - рявкнул один из сборщиков. - Мы сейчас подпалим твой двор, и постояльцам больше не придётся к тебе ходить. Давай деньги и спи спокойно до следующей недели.
  Арвинд сжал кулаки. Его взгляд остановился на топоре, оставленном у входа.
  -А вот этого не надо! -Константин положил ему руку на плечо. - Они и без нас обойдутся. Никто убивать хозяина, или сжигать постоялый двор не станет. Сами же без дохода останутся.
  Хозяева ещё некоторое время оправдывались перед пришлыми, прежде чем те, наевшись и напившись, ушли, пообещав вернуться за деньгами завтра.
   Кто-то из гостей  затянул грустную песню о былых временах. Люди слушали и пили пиво, думая каждый о своём.
  Чуть погодя, хозяйка велела гостям следовать за ней. Горбясь и тяжело ступая, она повела их наверх. Показала комнату и ушла, притворив дверь. Через стену проходил дымоход от камина внизу, поэтому здесь было тепло. Раздевшись, путники улеглись в кровати и мгновенно уснули. Константин спал спокойно и ровно. Арвинд беспокойно стонал  во сне, постоянно метался, переживая смерть отца и последующие события.




продолжение http://www.proza.ru/2013/05/17/1438


Рецензии
Тема- гуд! Все в норме, но:

-Д-д-да не бубни ты к-как гусь, - рявкнул заикаясь, один из сборщиков. - Мы сейчас под- подпалим твой двор, и постояльцам б-б-больше не придётся к тебе ходить. Д-давай деньги и спи спокойно до с-следующей недели.

Второй - косой на правый глаз и все вокруг ежились, им казалось, что он смотрит не на хозяина харчевни, а на любого другого.

_______________________________________________________

Мне кажется, что нет смысла объяснять, почему я сделал этот подсказ. Все люди в харчевне - обезличены, кроме самого хозяина (вот он - в полной мере). Любого говорящего в главе нужно обозначить одним двумя словами - рябой, хромой, шепелявый, скудная бороденка, кривая ухмылка, беззубый, заплетающийся голос и тд. На этих словах рождаются образы. ;)

Громко - пробасил.
Тихо - еле слышно.

И тд.

В принципе, за текстом вижу музыку. Точнее, гибче. Ведь мяч, который ты пнул - должен попасть в "девять", а не просто закатиться в ворота.

Да, жратвы много. У тебя классное произведение. В нем сила прет, а ты эту силу - за кулинарными рецептами прячешь.

А вот в одной из рецок нашел поедание блинов. Вот там - общение и жратва, подчеркивает героев. Вот только за варение немного непонятно, сахар - производная варения, был изобретен в четвертом веке до нашей эры, а вот варение... Богатые жрали фрукты в меде, бедные - сосали палец. :)

Еще раз повторюсь - тема сильная. Пишешь здорово. А мелочи, их всегда можно поправить.

Точи алмаз. Точи, если хочешь, чтобы он стал бриллиантом.

Жму руку.

Саша.

Александр Краснослободский   23.06.2014 23:41     Заявить о нарушении
Спасибо, учту. О сахаре я думал, но решил слукавить. При помощи еды я пробую воздействовать на большее количество рецепторов.По принцыпу- мужчина любит через желудок. Есть ряд произведений, где постоянно выпивают и самому вдруг хочеться. Получилось, или нет - посмотрим.

Андреас Хардер   24.06.2014 22:33   Заявить о нарушении
Упор на других авторов, это хорошо, но, - ...не сотвори себе кумира. Оставайся собой, так будет лучше.
В первой главе все представлялось легко, а ведь там про пищу и слова не сказано. А в этой - слов много. Бей не по желудку, ты-же не Поваренную книгу пишешь. Скажу, что голодный читатель - не читает, он ищет способ найти себе пищу. Истинный читатель насыщается интересным и непознанным доселе. Дух - питается словом.

Александр Краснослободский   25.06.2014 00:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.