Одна из тех, кто победил

Она дождалась, пока малыш положил три гвоздики на ковер точно таких же, огненно-красных, и сделала несколько непростых для нее шагов вперед. Тяжело наклонившись, аккуратно разложила своими крючковатыми пальцами цветы, каждый отдельно: сначала желтую гвоздику, затем белую с красным краешком, будто сбрызнутую кровью, и сиреневую, и последней - ветку с наклеенными бумажными цветками сакуры. Постояла минутку и отошла назад, освободив дорогу следующему, парню в темных очках. Обратившись к ней: «С праздником!», он наступил на желтую, сползшую из общего букета, не заметив. Она потянулась поправить, но увидела, как другая рука успела раньше.

- С Днем Победы Вас, бабушка. Здоровья Вам.

Женщина подняла невидящие глаза.
 
– Спасибо, дочка.

- Вы, наверно, воевали?

- Ну что ты, милая, нас не брали. Я ведь только школу закончила. И вот, война…

Бабушка поправила платок, сбившийся от порыва ветра, и продолжала:

- Я нет, но муж мой воевал. Он на зенитке самолеты сбивал. Много сбил. Ему даже медаль дали. До Польши дошел. А я – нет, я на прииске работала, золото мыла. Золото нужно было стране, за границей все покупали на золото.

- Представляю, тоже не санаторий.

- Что ты! Однажды поехала я через тайгу, вдруг что-то, камень, что ли, как тряхнуло – гляжу, а колесо-то отвалилось. И вот, я одна посреди тайги, а там медведи ходили, страшно! Бегом, помню, бежала, долго…

- А с мужем как познакомились?

Старушка задумалась:

- Я ведь уже 68-й День Победы встречаю. Для меня это самый большой праздник. Раньше вместе с ним сюда приходили. Похоронила его в десятом году... А медаль осталась. Что с ней теперь делать… Кому она теперь нужна?

- А дети, внуки, разве им не интересно знать про деда? В музей можно сдать, краеведческий собирает экспозицию для интересующихся историей.

Толпа обтекала их волной, приближаясь к Вечному огню, и отливом – обратно. А женщина, помолчав немного, неторопливо продолжала:

- Я тут недалеко живу, одну остановку проехала сегодня на автобусе, трудно уже пешком-то. А он в последнее время жил на острове, на Уссурийском. Тяжело дышать ему было, и врачи посоветовали на чистый воздух. У него в боку дырка была после ранения, зашивали-зашивали, да так и не зашили.  Пол-легкого отрезали. Я к нему по теплу переезжала, на лето. Хорошо там, на левом берегу, воздух чистый, не то, что в городе. Да… так вот и дожил до 90 лет, с дыркой-то…

Долгий взгляд далеко, на другой берег Амура.

- И чего сразу-то не догадалась... Нужно было вместе с ним положить.

И она снова остановила взгляд там, где когда-то они с мужем были счастливы. Одинокая старая женщина в синем аккуратном плаще, без орденов, без медалей, с уставшими невидящими глазами. Одна из тех, кто победил.

Спасибо Вам.


9 мая 2013 года.


Рецензии
Замечательно написано.
Об этом забывать нельзя!
Кстати, Вы очень хотели продолжения моей "Обычной истории", про ребят послевоенной поры, Вы ее прочли? Если нет - см. В разделе повести на моей стр

С уважением,

Косолапов Сергей   21.09.2014 12:22     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.