К юбилею Евгении Пупковой

    26 апреля в концертном зале Училища искусств состоялся концерт пианистки заслуженной артистки республики Башкортостан Евгении Пупковой, посвященный 50-летию ее творческой деятельности.

      Пятьдесят лет – это только профессионального творческого пути. Если же прибавить к этому все ее выступления, то цифра приблизится к семидесяти. Первый ее публичный выход приходится на послевоенные годы. Выступали они с сестрой в лагере для военнопленных недалеко от станции Черниковка: маленькая  шестилетняя девочка Женя с маленьким аккордеончиком и большая девочка Эмилия с большим аккордеоном. Сестры исполнили дуэт Эдвина и Сильвы из оперетты Кальмана, вальс «Над волнами» и… спели и сыграли песню «Казаки, казаки, едут, едут по Берлину наши казаки». Судя по аплодисментам, пленные немцы слов не поняли. И хорошо, что не поняли – что было, то быльем поросло. Потом девочки вместе с отцом гастролировали по всей Башкирии – играли, пели, танцевали.

    Концертная деятельность продолжалась и в период обучения Евгении Пупковой в Москве, где она училась сначала в школе для одаренных детей при консерватории (у профессора А.Г.Руббаха), затем в консерватории (у профессора А.Б.Гольденвейзера) и аспирантуре (у профессора В.К.Мержанова). Профессиональные выступления Евгения Григорьевна начала под девизом «Бах и композиторы XX века» и концертировала уже по всей нашей стране, бывшей тогда, в семидесятых, еще Советским Союзом.

    Клавирные произведения И.С.Баха Пупкова переиграла все. Баха она боготворит. «Музыка Баха бесконечна, – говорит она, – она в прошлом, настоящем и будущем». У нас, в России, истинных «бахистов», сыгравших все произведения композитора, всего три: первым был Самуил Фейнберг, через двадцать лет после него – Татьяна Николаева, еще через двадцать лет – Евгении Пупкова. По словам Евгении Григорьевны нет ничего труднее баховского «Искусства фуги»: «Это концентрация баховской полифонии. Настоящие дебри. Последнюю фугу Бах диктовал зятю, пока дышал, но так и не успел закончить, хотя и так все сумел сказать. Разучивая «Искусство фуги» я надорвалась физически. Если я ложилась, вся громада звуков ложилась на меня. Продолжала учить во сне. Пришлось месяц отдыхать, пока не перестала учить во сне… В произведениях Баха нет ни одного обозначения темпа, штрихов, динамики. Мне кажется, что он понимал, что писал для будущего. Бах будет жить, пока планета двигается».

   Трудностей Евгения Григорьевна не боялась никогда. К ее музыкальному таланту, блестящей фотографической памяти прилагается еще одно важнейшее качество – необычайная трудоспособность. Аврелиан Григорьевич Руббах писал о своей ученице: «Прошло уже более двадцати лет с тех пор, но я помню руки Жени, постоянно залитые коллодием, так как пальцы девочки не выдерживали той нагрузки, которую им создавала их маленькая хозяйка, работая по восемь-девять часов в день». А вот высказывание о Пупковой Александра Борисовича Гольденвейзера: после одного из концертов его учеников, к мэтру подошел слушатель и сказал: «Александр Борисович! Поздравляю Вас с Вашей Пупковой! Какие у нее пальчики!» – на что Гольденвейзер ответил: «Вы бы лучше сказали – голова какая!»

     Приведу несколько фактов, говорящих о выдающемся таланте и не менее выдающейся трудоспособности Жени. Она, как наиболее одаренная ученица, была снята в художественном фильме «Большой концерт», где, по сюжету, перед комиссией выступали талантливые самодеятельные артисты – певица и аккомпанировавшая ей юная аккордеонистка – Женя Пупкова, показанная затем уже как ученица школы при  московской консерватории. Кстати сказать, руки свои Женя переиграла, будучи школьницей, не только от многочасовых занятий, но и потому, что приходилось перестраиваться с привычной аккордеонной клавиатуры на фортепианную. Переиграла и вылечила их… играя Баха. Следующий пример: к очередному уроку она приносила пять-семь выученных прелюдий и фуг Баха. Пианисты знают, что это невероятно трудно, сродни маленькому подвигу. И, наконец, самое убедительное доказательство: одиннадцатилетний курс начального и среднего музыкального образования Женя прошла за шесть лет (!!!).

    Страстная самоотдача Пупковой вызывает чувство благоговения. Меня окружает много по-настоящему талантливых людей, преданных своему делу. Им, в отличие от Евгении Григорьевны, не чужды «земные» интересы: они вынуждены решать массу бытовых проблем, они нечасто, но с удовольствием отдыхают, чтобы стряхнуть усталость, набраться свежих сил. Пупкова же вся в искусстве. Вся, до донышка. В народе о таких говорят «не от мира сего», осуждая таким образом людей, которым не интересно повседневное суетное барахтанье. А ведь многих, ох, многих эта бытовая суета затягивает настолько, что в ней захлебывается костерок таланта, данный Богом при рождении. У Евгении Григорьевны костер пылает неугасимо. Эта маленькая хрупкая женщина посвятила жизнь творчеству и только творчеству. Могучая духом, она бесстрашно идет по нелегкому пути. Идет с высоко поднятой головой. Думаете, я говорю пристрастно? Отнюдь. Вот вам пример тех «терниев», которые возникали на пути этой женщины-воина: когда было устроено судилище над «зарвавшейся» пианисткой (имелась в виду всего- навсего нетрадиционная трактовка известных произведений), она не сникла, не растерялась, а ответила: «Не вам меня судить. Я нашла себя в искусстве и дорого заплатила за свою независимость». Заплатила здоровьем – от стрессов почти ослепла. Но не сдалась: «Когда меня бьют, я не опускаю голову, а иду напролом. И уже ничего не боюсь».  Когда-то, в молодости, ее выступления собирали полные залы. Закончив объявленную программу, пианистка еще более часа играла на «бис». Она отказалась от успеха, когда поняла, что не хочет повторять за другими привычные шаблоны, приятные для слуха большинства слушателей. Она искала свой духовный мир в искусстве, искала свое «я». Ей говорят: «Вы не собираете полные залы», она отвечает: «Ну и пусть. Я костьми лягу за своих слушателей. Ради них я готова заниматься день и ночь, готовить новые программы. Мне не нужны другие». Да, как сказал профессор Р.Г. Кудояров, побывавший на ее концерте и удивившийся небольшому количеству слушателей: «Но разве соловью нужна аудитория?!»

     Пупкова готовит двухчасовые программы, разучивая сложнейшие произведения. Она исполнила, к примеру, все «Двадцать взглядов на Иисуса младенца» Оливье Мессиана, что оказалось под силу единицам во всем мире. Об этом произведении она рассказывает: «№5 – «Взгляд Сына на Сына» – фактура написана не на двух строчках, а на трех; волшебная мелодия божественной красоты звучит аккордами со сложнейшим ритмом. №6 – «Им все сотворено»  – бешеный темп, огромная энергия и экспрессия создают такое ощущение, как будто вы видите картину создания мира. №10 – «Взгляд души счастливой» – все хорошо, только счастье дорого обходится исполнителю, который начинает медленно валиться со стула…». Редко кто решается играть произведения Чарлза Айвза. Пупкова играла его сонату «Конкорд», которая по времени занимает пятьдесят пять минут. Когда Евгения Григорьевна встретилась с композитором Алемдаром Карамановым, произведения которого («Музыка №1», «Музыка №2») она сыграла, записала и предварительно послала запись композитору, он сказал: «Вы одна, но Вы есть. Вы развеяли миф о неисполнимости моей музыки». Посетительницу удивил друг хозяина, рассматривавший ее «как будто на моей голове было три глаза и пять ушей». Караманов объяснил: «Я посвятил эти произведения ему, но он не смог их исполнить». О том, как разучивалась вторая соната Пьера Булеза, Пупкова вспоминает: «Потратила полгода на то, чтобы разобрать текст, и еще полгода на то, чтобы из текста сделать музыку. Странички в труху превращались. Ляля (музыковед и пианистка Ляля Габдулловна Кудоярова) схватилась за сердце, увидев ноты, сказала – как ты осталась жива». Евгению Григорьевну называют «неутомимым первопроходцем в области современной музыки».

    Играет Пупкова ярко, мощно своими «железными» пальцами (бедные мизинчики, правда, не выдерживают и кровоточат, поэтому вечно заклеены пластырем). Многие пианисты, даже мужчины, бывает, подпрыгивают на стуле, чтобы усилить удар. Пупкова не прыгает, не дергается, но, тем не менее, заполняет зал звуком неистовой силы. А какое у нее piano! Сколько в нем оттенков! Теплота, нежность, игольчатая хрупкость, бестелесная туманность, поразительная способность с помощью звуков создавать мгновения звенящей тишины.

    В ее исполнении и классическая музыка звучит необычно. Одна пианистка, прослушав сыгранные Пупковой сонаты Доменико Скарлатти, осуждающе пробормотала: «Ну, это совсем не клавесинный звук!». А профессор института им. Гнесиных Т.Е. Лейе, приехавшая в Уфу и побывавшая на этом концерте, по поводу сонат Скарлатти сказала: «Это было исполнено гениально!». Раньше, помню, я готовилась к концертам Пупковой заранее: прослушивала произведения, объявленные в афише, в разных исполнениях. И каждый раз уходила с концерта потрясенная философской глубиной прочтения, сочетанием богатырской силы и щемящей нежности. Как-то выпросила у Евгении Григорьевны записи инвенций Баха и слушала, слушала, открывая для себя глубинный смысл баховских чудных творений. Традиционно «замазанный» сентиментальностью и меланхолией Шопен звучит у Пупковой трагически (особенно соната b-moll).

                ***

    На прошедшем в апреле концерте в первом отделении была исполнена музыка композиторов XX века: две прелюдии и баллада Наримана Сабитова – эпическая, раздумчивая, с очень яркой кульминацией; соната №2 Сергея Евсеева, посвященная Александру Гольденвейзеру; Чакона Софии Губайдуллиной, о которой исполнительница сказала: «Если бы я была художником, то нарисовала ее черно-серыми красками. Белого нет. Кладбище. Колокольные звоны». В завершении первого отделения прозвучали «Сказки старой бабушки» Сергея Прокофьева. Здесь пианистка выбрала путь не сказочного повествования, а серьезного разговора с детьми о глубинных чувствах, составляющих главную ценность человеческой души.

   Во втором отделении прозвучали четыре сюиты Георга Фридриха Генделя. Я для себя открыла их заново. Сколько в них жизненной силы, какие живые образы, какая богатейшая палитра красок! Три первые сюиты, казалось, охватили все богатство образного мышления композитора. Но последняя обрушилась на сознание накалом чувств, оркестровой объемностью звучания. Увертюра, обычно играющая роль «поднятия занавеса», в исполнении Пупковой сразу ввела в мир драматических переживаний. За ней последовательно мы, слушатели, погружались в мир глубокого раздумья (II часть. Andante), неудержимо рвущегося вперед движения  (III часть. Allegro). Последовавшая за этим величественная трагическая Сарабанда завершилась могучим органным звучанием. Последний аккорд монолитом вознесся к небу. После него – длительная напряженная пауза, волнующая не менее самой музыки. И дальше, контрастом, бег жизни. По природе своей Жига – это лихой матросский танец. Здесь же мы услышали прозрачно-чистое журчание бесконечного и быстротечного ручья, ведущего за собой. Куда?  к покою безмолвной Леты? к хижине старца отшельника? К внутреннему умиротворению? Заключительная Пассакалия все разъяснила.

                ***

  Музыка умолкла. Пианистка опустила руки на колени. Маленькая, обессиленная. Потом поднялась, поклонилась и ушла со сцены. Концерт закончился. Слушатели повалили в артистическую. В маленькой комнатке тесно. Преподносятся цветы, звучат восхищенные слова. Племянник Евгении Григорьевны угощает всех шампанским, конфетами. Оказывается, концерт посвящен не только 50-летию творческой деятельности, но и 75-летию со дня рождения. Все очень скромно и пылко. И просто. В честь этих двух событий нам, слушателям, был подарен юбиляршей потрясающий концерт, к которому она готовилась целый год.

    Через несколько дней после концерта я беседовала с композитором Свеланой Шагиахметовой. Передаю ей слово: «Когда слушаешь других исполнителей, можно предугадать, что будет дальше. а у Жени за каждым поворотом, за каждой фразой открытие. Она находит такие черты у композиторов, которые другие исполнители не замечают или слышат по-другому, ориентируясь на привычные исполнительские образцы. Например, прелюдии Сабитова прозвучали необычайно ярко, тонко. Жене удалось выдвинуть на первый план такие детали, которым отводился второй план у автора.

   Я помню Женю с детства. Первое знакомство состоялось в пионерском лагере, где она со своим папой давала концерт. Ей было десять-одиннадцать лет, и она поразила меня своей артистичностью. Только что отыграла и уже поет под папин аккордеон. А ее декламация у меня до сих пор перед глазами с жестами, богатой интонацией, динамикой. На некоторое время она осталась отдыхать в лагере, и мы оказались в одной комнате. Вот как-то на рассвете я проснулась от непонятного шелеста. Оказывается, Женя, лежа в постели, разучивала какое-то произведение на немой клавиатуре. Уже тогда чувствовалась ее одержимость музыкой.

   Мы должны гордиться тем, что работаем вместе с таким великим музыкантом».

   В беседе Светлана упомянула своего ученика, побывавшего на концерте и сказавшего замечательную фразу по поводу услышанного. Но точно вспомнить его слова Света не смогла. Я попросила ее обратиться к молодому человеку, чтобы тот повторил эту фразу. Он же, в ответ на просьбу, вырвал листок из блокнота и написал: «Я впервые увидел человека, который был так близко к музыке. Музыка это ее воздух, ее сущность, она буквально «пьет» ее. Когда я сидел на ее концерте, возникло ощущение, что наблюдаю за чем-то глубоко личным, как будто подсматриваю в замочную скважину за двумя влюбленными. Все звуки, которые лились из-под ее пальцев, звучали естественно, как бы в своей первозданной красоте. Мне кажется, даже сами композиторы так не представляли свои произведения, как сыграла их Е. Пупкова». Так написал студент теоретического отделения Училища искусств Павел Нестеренко. Радует, что молодежь умеет ценить неординарность таланта, тянется к нему. Об Евгении Пупковой опубликована статья, написанная ее ученицей Эльвирой Яфаевой. Другой ученик Евгении Григорьевны – Ярослав Копычев – вел юбилейный концерт. Спасибо вам, молодые, за ваши открытые к прекрасному сердца!

     Забыла сказать, что на концерты Евгении Пупковой вход свободный, то есть совершенно бесплатный. Удивительное явление в нашей жизни, не правда ли? Да, еще – если хотите послушать записи концертов Евгении Пупковой, можете зайти в интернет по адресу: W.W.W. Pupkova. ru.

                ***


Рецензии