Книги. май, 2013. пост 7

Шкала оценок:
1 - мусор, не брать в руки
2 – бумага стоит дороже напечатанного на ней текста
3 – литература домохозяек
4 – банальность и вторичность
5 - неплохо, читать для разнообразия
6 - качественная литература, стоит прочесть
7 - ещё чуть-чуть, и было бы блестяще
8 - блестяще, гигантское поле для размышлений
9 - шедевр, читать непременно
10 - Тора, Евангелия



О самом великом Льве России, одной литературно-конспирологической версии и человеческом лицемерии.

Судья: А вообще какая ваша специальность?
Бродский: Поэт, поэт-переводчик.
Судья: А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?
Бродский: Никто. А кто причислил меня к роду человеческому?
Судья: А вы учились этому?
Бродский: Чему?
Судья: Чтобы быть поэтом? Не пытались кончить вуз, где готовят… где учат…
Бродский: Я не думал… я не думал, что это даётся образованием.
Судья: А чем же?
Бродский: Я думаю, это… от Бога…
(стенограмма судебного заседания, 1964 год)


Всех приветствую в блоге Неравнодушного Обывателя! Наступает май – до лета остаётся всё меньше и меньше дней. К сожалению, меньше и меньше дней остаётся и у очень хорошего и горячо мной любимого Иэна Бэнкса – но только не до лета, а до конца жизни. Конечно, каждому человеку до конца жизни остаётся всё меньше времени с каждым днём («Первый шаг ребёнка – это первый шаг к смерти» - Лев Толстой, вынесенный в анонс поста), но у большинства из нас есть огромное преимущество – мы не знаем, сколько дней или лет нам осталось. Иэн Бэнкс узнал – он вряд ли доживёт до конца года – так сказали ему врачи, и так он сам написал в своём блоге – у него диагностирован рак желчного пузыря в последней стадии. И вот ирония времени (я всегда пишу с небольшой задержкой в силу формата блога НО) – заявление Иэн Бэнкс сделал в начале апреля, то есть уже (!) – не всего лишь, а уже (!) – прошёл целый месяц его жизни! Для нас – один из неисчисленных, а для него – один из пяти или шести. Слава Б-гу, он успел дописать свой последний роман – «Каменоломня» - и попросил издателей поторопиться с выходом книги, чтобы он успел увидеть её в руках читателей. Я очень надеюсь, что до конца года увидим её и мы – и я обязательно о ней расскажу. Цените время! Цените живых! Цените и читайте книги!


... любая книга - ложь, уже хотя бы потому, что в ней есть начало и конец.
Нечестно поставить последнюю точку, написать слово «конец» - и не умереть.
М. Шишкин, «Письмовник»

Книга 1. Милан Кундера, «Встреча»
Для чего. Любителям Милана Кундеры.
О том, кто. Милан Кундера (1929) – очень известный чешский писатель, хотя с 1975 года живёт во Франции, а с 1990 года пишет книги только на французском языке. В молодости работал преподавателем литературы и журналистом. Долгое время состоял в Компартии Чехословакии, откуда два раза исключался за «индивидуалистские тенденции». В 1967 году опубликовал первый роман о положении чешской интеллигенции в условиях советской действительности (позднее он часто вспоминал это райское время – все блага социализма без тотального контроля властей и политической полиции). Водоразделом для него стала «Пражская весна» и ввод советских войск в августе 1968. Потому что после активного участия в митингах и активной гражданской позиции его книги изъяли из всех библиотек и объявили, по сути, вне закона. А за роман «Книга смеха и забвения» (1979) лишили чешского гражданства. В 1975 году он уезжает во Францию, где сейчас и живёт.
И ещё. Французский период оказался наиболее плодотворным в творческом пути Кундеры – этому времени принадлежат красивейшие - «Неспешность», «Подлинность», «Неведение».
О чём. В этой книге собраны эссе разных лет, в которых автор размышляет о литературе, живописи, музыке и кино. Сам Кундера так представляет свою новую книгу: это «...встреча с моими размышлениями и воспоминаниями; моими излюбленными темами (экзистенциализм и эстетика), с художниками, которыми я давно восхищаюсь…» Список упоминаемых авторов, которые по сути и являются главными персонажами книги, впечатляет - от Рабле до Гомбровича и Гарсиа Маркеса, от Сервантеса, Дидро и Стерна до Кафки и Музиля. Интересуют они его не абстрактно – Кундера, рассматривая их творчество, всякий раз рассуждает о том, в какой мере их творчество повлияло на его собственное. И центральной темой книги является роман (в частности, его романы), искусство романа, что это такое и насколько велики его возможности по отражению (или созданию – кто знает?) действительности.
Как. Совершенно в стилистике Кундеры – очень сложно отделить Кундеру-романиста от Кундеры-эссеиста – причём это не минус – и тот, и другой великолепен. Причём, Кундера в этом смешении жанров очень своеобразен и одновременно очень органичен – в его лучших художественных вещах он консервативно-академичен, а в эссе – отвязан и эмоционально-расслаблен. Но при этом всё читается очень легко – книжка буквально прилипает к рукам. Советую. И ещё – как настоящая литература, «Встреча» подбрасывает много поводов для того, чтобы прочитать что-то ещё.
Цитата. «Искусство никогда не должно вызывать сверхэстетические эмоции – возбужде-ние, ужас, отвращение, шок. Фото обнажённой писающей женщины может вызвать эрекцию, но с «Писающей» Пикассо совсем другое дело, хотя это потрясающе эротическая живопись».
Что, кроме. «Книга шуток и забвения». «Шутка». «Бессмертие». «Невыносимая лёгкость бытия». «Неспешность». «Подлинность». «Неведение».
На сколько. 6 баллов.


Кто любит Бога, тот не может стремиться, чтобы и Бог, в свою очередь, любил его.
Б. Спиноза

Книга 2. Павел Басинский, «Святой против Льва»
Для чего. Очень любопытная двойная биография Льва Толстого и Иоанна Кронштадского, примечательная ещё и историческими параллелями на тему сращения церкви и государства, и оскорбления чувств верующих.
О том, кто. Павел Басинский (1961) – профессиональный литературный критик и исследо-ватель творчества писателей конца 19 – начала 20 века. Защитил диссертацию по теме: «Горький и Ницше». Составил сборники произведений Максима Горького, Леонида Андреева, Осипа Ман-дельштама, Михаила Кузмина. Самостоятельно писать начал ещё в 1993 году, когда вышла первая его книга «Сюжеты и лица», однако стал широко известен в 2010 году, представив биографический роман «Лев Толстой: бегство из рая», который был впоследствии отмечен первым местом в Национальной литературной премии «Большая книга». Сейчас считается одним из самых больших специалистов по Льву Толстому. «Святой против Льва» - по сути, продолжение исследования тайн жизни и смерти Льва Толстого.
И ещё. Павел Басинский выведен Виктором Пелевиным под именем Бисинский в романе «Generation П», а под именем Павло Басиня фигурирует в повести Владимира Сорокина «День опричника». В свою очередь, Басинский изобразил Пелевина в «Русском романе» как модного писателя Виктора Сорнякова, автора книги «Деникин и Ничто».
Когда и где. Вторая половина 19 – первое десятилетие 20 века. Российская империя.
О чём. В одно и то же время в одной и той же стране жили два гиганта – один - гигант ли-тературы, другой – гигант веры. Никто не был так далёк друг от друга, как они – первый - граф, потомственный дворянин, аристократ, жил в поместье, родил 13 детей, олицетворял свободу мысли, второй – из нищей северной семьи, простой русский мужик, жил и питался, гдё придётся, а в конце жизни – только в храме, сразу после женитьбы объявил целибат, запомнился как реакционер и жёсткий государственник. Но с другой стороны, сколько же у них общего – оба не получили никакого серьёзного образования, оба «пережили» нравственную проблему денег – правда, Толстой от них попросту отказался, а отец Иоанн – напротив, притягивал их к себе, но всё жертвовал людям, оба стали абсолютными нравственными авторитетами – только один – для образованной интеллигентной публики, а другой – для простого народа, оба дожили до преклонных лет, оба пришли к похожим взглядам на общество, семью, воспитание, обоих их объединяла одна проблема – проблема Церкви и Бога, которая, собственно, и развела их по разные стороны баррикад, сделав непримиримыми врагами до конца жизни, хотя (и это тоже общее) они ни разу за всю свою жизнь друг с другом не встретились. Эта книга – попытка объяснить феномен этих двух великих людей.
Кто. Лев Толстой. Иоанн Кронштадтский. Софья Николаевна. Чертков. Победоносцев.
Как. Спустя столетие Россия повторяет исторический цикл. Общественное недовольство властью, брожение в умах, экономические катаклизмы, яростная дискуссия о путях России, в том числе, и дискуссия о роли церкви в государстве, причём на фоне роста реакционных настроений властных элит и всё большей фиксации союза церкви и государства. Церковь и тогда, и сейчас поднимается на знамя как последний оплот духовности и нравственности, а, по сути, используется как цензурный и карательный аппарат государства. Становится привычным, что любое начинание, помимо закона, санкционируется и церковью. Перенесём Толстого и отца Иоанна в 21 век. Вот было бы смеху – как наш народ набросился бы на Льва Николаевича, клеймя его позором и называя «кощунником»! А вот отец Иоанн пришёлся бы вполне по вкусу – и чудеса бы творил, и бессеребренником бы стал, и простой народ бы любил, и независимо мыслящих людей ненавидел бы (вроде Толстого). Только нет сейчас ни Толстого у нас, ни отца Иоанна – обмельчали люди.
Цитата. «Вам (Толстому. – Я), по Писанию, нужно бы повесить камень на шею и опустить с ним в глубину морскую, Вам не должно быть места на земле» (отец Иоанн в письме).
Что, кроме. «Горький». «Лев Толстой: Бегство из рая». «Страсти по Максиму. Горький: 9 дней после смерти».
На сколько. 6 баллов.


Многие сотворены, но немногие спасутся. Я отвечал и сказал: душа! пожри смысл и поглоти мудрость.
Ибо ты обещала слушать, и пожелала пророчествовать, а тебе дано время только, чтобы жить.
3 Ездры, 8:3

Книга 3. Питер Хёг, «Дети смотрителей слонов»
Для чего. Автор - один из величайших писателей современности.
О том, кто. Питер Хёг (1957) – самая эксцентричная фигура современной Дании. Оставшись сиротой в самом младенчестве, он учился в различных частных и закрытых школах, был хулиганом и малолетним преступником. Убегал, его ловили. В романе «Условно пригодные» он рассказывает о педагогическом эксперименте, который в течение нескольких лет проводили над ним и его одноклассниками психологи. Вообще, моральному и интеллектуальному унижению, по его словам, он подвергался более 14 лет, пока не поступил в Университет. Потом Хёг много путешествовал, был моряком, танцором, журналистом. В 1992 году роман «Смилла и её чувство снега» просто взорвал мозг читающей Европы. После этого были ещё книги, а вот потом Хёг пропал – более, чем на десять лет. Только потом, в 2006 году, когда он представил новую феноменальную вещь «Тишина», стало известно, что он увлёкся восточной философией, духовными практиками и жил затворником где-то в Африке. «Тишина» появилась на русском языке где-то в 2009, - и вот, спустя четыре года Хёг вернулся. Это знаменательный факт для его поклонников и вообще ценителей хорошей литературы.
И ещё. Говорят, скоро он планирует издать абсолютно галлюциногенный роман на основе своего духовного опыта во время жизни в ашраме.
Когда и где. Наше время. Дания – о. Финё и Копенгаген.
О чём. Питер, 14-летний мальчик живёт с родителями на острове Финё. У него есть сестра, старший брат и собака. Родители – священники однажды исчезают. Дети отправляются на их поиски, параллельно узнавая о том, что их ищут спецслужбы. С родителями у детей давнее противостояние – они не одобряют их «слонов» - так Питер называет то, что находится внутри нас и порой вырастает до таких размеров, что человек – «погонщик слона» не может уже с ним справиться – это либо наша душа, либо вера, либо самомнение, либо наши пороки, страхи или заблуждения. Родители – очень увлечённые люди и их бросает от жульничества с «чудесами» во время службы в церкви – для пущего эффекта - до оставления религии. Дети здесь – настоящие взрослые – им не только приходится спасать «больших детей», но и устраивать свою жизнь – отвоёвывать у обстоятельств своё детство, а ещё – искать ответы на вечные вопросы – есть ли выход из «темницы» духа, возможна ли истинная свобода, как обращаться со своим «внутренним слоном». По форме – это триллер, написанный от лица 14-летнего Питера – с межрелигиозной террористической организацией, погонями и конспирологией. По сути – медитативная притча для эстетов.
Кто. Питер. Сестра Тильте. Брат Ханс. Датские имена очень незапоминающиеся – напри-мер, Анафлабия Бордерруд, епископ Грено. Но действующих лиц здесь много – и все по-хорошему сумасшедшие, чокнутые люди – своеобразная мистико-религиозно-наркомано-аристократическая каша.
Как. Писать от имени ребёнка, да ещё своеобразную философскую притчу – не просто трудно, а гарантированно провально. Только если за это не берётся человек вроде Хёга. Я уверен, что вы со мной согласитесь. Только одно – для чтения Хёга нужно быть подготовленным – если настрой будет верным, каждая фраза, каждое слово будет втекать вам в уши, доставляя неземное наслаждение. Это и есть манера письма этого писателя. Он умеет из слов делать какой-то интеллектуальный наркотик, обеспечивающий плавный, без рывков и дёрганий, но уверенный и долгий приход, с приятным интеллектуальным послевкусием. Помимо этого, а возможно как причина  тому, есть ещё кое-что в языке Хёга – он феноменально юмористичен и афористичен – близко я бы поставил только Эрленда Лу – и оттого лёгок и воздушен. Хотя, казалось бы, три метафоры с претензией на юмор на одной странице – а именно столько их у Хёга – это чистая петросянщина. Оказывается, не всегда – чувства меры, вкуса и языка у автора настолько сильны, что переборщить не удаётся ни разу.
Цитата. «Однажды, когда папа с мамой ссорились, а к нам пришли гости, Тильте встретила гостей на пороге, проводила их в комнату и представила отца и мать, сказав: — Это мой отец и жена моего отца от первого брака. Отец был женат лишь раз в своей жизни, и при этом на маме, так что гости вздрогнули, и папа с мамой тоже, а когда гости ушли, папа с мамой спросили Тильте, что она имела в виду, и Тильте сказала, что ведь никогда нельзя знать, сколько продлится брак, тем более, если он уже перешёл в такую агрессивную стадию».
Что, кроме. «Смилла и её чувство снега». «Условно пригодные». «Тишина». «Ночные рассказы». «Женщина и обезьяна».
На сколько. 7 баллов, потому что хочу быть честным. Но если бы это был роман «Смил-ла…» или «Тишина», даю слово, что поставил бы 9, чего не делал в этом году пока ни разу. Обе-щаю, что в следующем году, если блог НО не умрёт, я обязательно расскажу про Питера Хёга и отмечу одно из его великих произведений оценкой 9.


Мессия придёт лишь тогда, когда уже не будет нужен. Он придёт днём
позже дня его пришествия. Он придёт не в последний день, а в самый последний.
Ф. Кафка

Книга 4. Жозе Сарамаго, «Евангелие от Иисуса»
Для чего. Эта книга – из числа тех, не прочитав которые человек не имеет права полагать себя культурным.
О том, кто. Первые годы жизни Жозе Сарамаго совершенно не предвещали никакого писательского будущего, одновременно с тем его биография традиционна для великих (простите за пафос) писателей. Он родился в 1922 году в Португалии в бедной крестьянской семье, по причине бедности не получил даже среднего образования, работал автослесарем и чертёжником. Но при этом учил иностранные языки и много читал (явная параллель с Максимом Горьким – то, что меня сподвигло назвать его биографию традиционной для великих писателей – невозможно переоценить роль чтения и самообразования для человека!). В 1947 году произошёл выплеск накопившейся энергии – вышла книжка «Грешная земля», после которой началось тридцатилетнее (!) молчание. В 1969 году Сарамаго вступил в Компартию Португалии и вплоть до 1976 года работал политическим обозревателем и редактором политических изданий. После увольнения он написал и издал свой первый настоящий роман «Учебник живописи и каллиграфии», который стал, по его словам, его инициацией, как писателя – и это в 54 года! Ну а дальше – до конца жизни в 2010 году он писал умные, оригинальные, парадоксальные, да что там – гениальные романы, за один из которых (как раз за «Евангелие от Иисуса») Жозе Сарамаго был удостоин Нобелевской премии.
И ещё. Свою фамилию Сарамаго (по португальски – сорт редьки) получил от социального работника в возрасте семи лет, который в метрику о рождении добавил прозвище крестьянской семьи - Сарамаго.
Когда и где. Библейские времена. Древняя Иудея.
О чём. Эта книга - альтернативная Евангелиям история Иисуса Христа – его рождения, взросления, земной жизни, распятия и воскрешения. Точка зрения, с которой ведётся повествование - абсолютно приземлённая, человеческая, как-бы-документально-историческая. Она не атеистическая – как в случае Эрнеста Ренана («Жизнь Иисуса»). Она – религиозная по сути и в религиозном же ключе интерпретирующая библейские события - по содержанию. Однако в отличие от Пушкина («Гаврилиада») или Булгакова («Мастер и Маргарита») – эта интерпретация (да простят меня верующие!) конгениальна, равноправна каноническим Евангелиям.
Кто. Иисус. Иосиф (плотник). Мария. Мария Магдалина. Ученики. Б-г.
Как. Очень сложные впечатления от прочтения. Создаётся ощущение, словно заглядыва-ешь в запретное, в запредельное, или – становишься свидетелем некоего таинственного события, проникая в самую суть его, или – листаешь страницы строго секретного расследования общеизвестного, но малопонятного всем явления. Ясно одно – книга противопоказана православным активистам и вообще людям, не позволяющим себе взглянуть на мир шире, чем это фактически получается. И ясно другое – читать стоит, непременно стоит! Но только – отбросив привычные (сказать честно – не слишком точные и достоверные) представления о Библии и библейских событиях и нарочито-ханжескую позицию по их поводу. При всей непростоте чтения без тире, построчной разбивки диалогов, деления на главы и т.д. – читать этот роман – настоящий пир души для интеллектуального и незашоренного читателя!
Цитата. «… сколько же еще столетий копить нам знания… прежде чем мы научимся пони-мать самое простое».
Что, кроме. «Воспоминание о монастыре». «Слепота». «Все имена». «Пещера». «Двой-ник». «Зрение». «Странствие слона». «Каин».
На сколько. Однозначно, 8 баллов.


О, эти неприветливые, тупые и грубые советские женщины! Куда бежать мне от вас?
На 478 тупиц и дуботолок приходится только одна милая и прекрасная. Только одна!
Д. Хармс, «Записные книжки», 1934 год

Книга 5. Катарина Киери, «Совсем не Аполлон»
Для чего. Прекрасная книжка ныне мёртвого в России жанра романа для подростков.
О том, кто. Катарина Киери (1965) – известная шведская детская и подростковая писатель-ница. По образованию она педагог и больше десяти лет работала воспитателем в школьной «продлёнке», но с 2000 года занимается только литературой и журналистикой. Киери пишет книги и для детей, и для взрослых, и для подростков. Она называет себя «скептически настроенным романтиком». В 2002 за повесть для подростков «Совсем не Аполлон» Киери была номинирована на самую престижную в Швеции премию имени Августа Стриндберга, а в 2004 - получила её, но уже за книгу «Никто не спит».
И ещё. В декабре 2012 года Катарина Киери лично представляла свои книги на выставке non/fiction в Москве. Меня удивили её глаза – очень живые и немного печальные. Я тогда поду-мал о том, что человек с такими глазами не напишет для детей плохо.
Когда и где. Наше время. Швеция.
О чём. Сюжет довольно традиционен, как, впрочем, и спектр подростковых переживаний и проблем. Лауре пятнадцать. Она учится в школе, болтает обо всём на свете с лучшей подругой, спорит с родителями. Она умна и развита, но совсем не хочет казаться взрослой, как многие её одноклассницы. Напротив, из чувства протеста продолжает по детской традиции покупать конфеты по субботам и играть в куклы. Но однажды случается непредвиденное: на школьном собрании она влюбляется в своего учителя математики. Он совсем не Аполлон, не идеал красоты, гораздо старше её и очень далёк в социальном статусе. Но любовь беспощадна - Лаура не может перестать думать о нём, мечтать о встрече, разговоре, совместной прогулке. Она изо всех сил борется с охватившим её чувством, ведь окружающие не смогут её понять - ни подруга Лена, ни родители, ни сам Андерс. А дальше пусть читают Ваши дети. С моралью и нравственностью, кстати, полный порядок, - обещаю – никакой педофилии, разврата и однополой любви.
Кто. Лаура. Подруга Лена. Учитель Андерс Страндберг.
Как. Первая любовь – невероятно трудное испытание для многих подростков. И невероятно приятное. Для тех, кто пережил это щемящее чувство принесения себя в дар другому человеку, чаще безответное, книжка покажется путешествием по родным местам и станет актом сопереживания. Для новичков в любовных вопросах роман будет откровением и возможностью прикоснуться к неведомому. В общем, если вам от 12 до 18 – это ваша история любви!
Цитата. «Андерс Страндберг. Новый учитель. Раньше я его не видела. Но выглядел он очень знакомо, хотя и не был похож ни на кого из тех, кого я знаю. Я словно поняла, что он за че-ловек…»
Что, кроме. «Никто не спит».
На сколько. 6 баллов.


Он был так грязен, что однажды, рассматривая свои ноги, он нашёл
между пальцев засохшего клопа, которого, видно, носил в сапоге уже несколько дней.
Д. Хармс, «О явлениях и существованиях»

Я извиняюсь за погромы, но они помогают поддерживать в армии дисциплину.
С. Петлюра, из речи 1927 г.

И, в заключение, хотелось бы разобраться, что у нас творится на поприще порока. Рубрика «TOPSHIT» без устали бичует один порок за другим, и вот настала пора лицемерия. Номинантом на победу в этой рубрике становится давно неприятный мне человек (я знаком с ним только шапочно – по книжным выставкам, а он – так и вообще меня, наверно, не помнит) Николай Стариков с книгой «Сталин. Вспоминает вместе».
Под лицемерием обычно понимается поведение человека, пытающегося свои злонаме-ренные и гнусные поступки прикрыть или оправдать нарочитой благочестивостью и притворной чистосердечностью жизни. Но помимо такого однозначного толкования, это ещё и грех против второй заповеди, состоящий в том, что внешнее проявление чистоты и добропорядочности ис-пользуется для корыстных и неискренних целей, а не является следствием внутренней чистоты и добропорядочности. Хороший пример для демонстрации этого явления – Николай Стариков. Он довольно активно пишет – его перу принадлежат такие вещи, как «Хаос и революции – оружие доллара», «Кто убил Российскую империю?», «Национализация рубля: путь к свободе», «Кризис: как это делается?», «Шерше ля нефть» и прочие агитки. Кроме литературы он активно занимается общественной деятельностью – является основателем Профсоюза граждан России, в созданной им социальной сети «Интернет-Ополчение» громит «либералов, предателей и извращенцев, что по сути одно и то же» (Н. Стариков), активно поддерживает В. Путина (в 2010 году «КоммерсантЪ» номинировала его на конкурс изречений «Лизость к телу» за высказывания о ВВП), борется с гей-парадами, протестует против ВТО, американского империализма, ювенальной юстиции, открывает людям глаза на всемирный заговор – приводя в пример Сирию, Ирак, Ливию, Афганистан, Украину, Грузию, Египет и т.д., пытается организовать судебное преследование М. Горбачёва, ратует за духовность, последним оплотом которой осталась Россия, окружённая кольцом врагов. Одним словом, его позиция – это позиция зрелого, хорошо развитого русофильского параноика.
В чём же его лицемерие, спросите вы? Он же совершенно последователен в своих убеж-дениях – такой книжный Леонтьев (они с Кургиняном втроём, кстати, очень органично смотрелись бы). А вот здесь объясню свою мысль на примере последней вещи Старикова – «Сталин. Вспоминаем вместе». В ней он рассматривает Сталина с точки зрения пользы, которую тот принёс нашей стране, совершенно игнорируя чудовищные преступления, совершённые им, из которых достаточно одного, чтобы на веки вечные проклясть, растоптать и вычеркнуть из списка ЛЮДЕЙ его имя (только в 1937 году было расстреляно свыше 700000 (!) человек). Я не хочу останавливаться на Сталине – факты о нём общеизвестны, моя идея такова – в случае с таким исчадием ада, каковым по любым критериям – человеческим или божественным – является Сталин, исторически-беспристрастный подход не работает, поскольку является в таком контексте лицемерно-нейтральной оценкой преступлений против человечества – человеческого права на жизнь и достоинство. Немцы за Гитлера и фашизм каются до сих пор, отлавливая столетних гестаповцев по всему миру, хотя Гитлер по сути создал огромную страну, создал промышленность и средний класс. Чем не созидатель?
В заключение. Искать позитив среди рек крови – такое же лицемерие, как ратовать за ду-ховность и патриотизм, бесчинствуя с собственным народом – додушивая свободы, изливая с экранов телевизоров моря лжи, вытаптывая последние островки истинной духовности – рождённой в свободном обществе свободных людей. Нельзя забывать слова недавно умершей Маргарет Тэтчер: «Страсть к победе пылает в каждом из нас. Воля к победе - вопрос тренировки. Способ победы - вопрос чести…»
 
А теперь к рейтингам.

РЕЙТИНГ «THEBEST2013»

НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ГОД ИЗДАНИЯ/ СТРАНА/ РЕЙТИНГ/ ИМХОНЕТ

1. Ричард Фейнман, «Вы, конечно, шутите… !»/ 2012 (1985)/ США/ 8/ 8,6
2. Исаак Башевис-Зингер, «Шоша»/ 2012 (1978)/ Израиль/ 8/ 8,3
3. Евгений Водолазкин, «Лавр»/ 2012/ Россия/ 8/ 8,3
4. Жозе Сарамаго, «Евангелие от Иисуса»/ 2009 (1991)/ Португалия/ 8/ 7,1
5. Виктор Пелевин, «Бэтман Аполло»/ 2013/ Россия/ 7/ 9,9
6. Карл Фруде Тиллер, «Замыкая круг»/ 2013/ Норвегия/ 7/ 8,5
7. Джек Керуак, «В дороге»/ 2012 (1960)/ США/ 7/ 7,6
8. Эммануэль Каррер, «Лимонов»/ 2012/ Франция/ 7/ 7,0
9. Амос Оз, «Мой Михаэль»/ 2012 (1967)/ Израиль/ 7/ 6,8
10. Питер Хёг, «Дети смотрителей слонов»/ 2013/ Дания/ 7/ -
11. Ферран Адрия, «Семейный ужин»/ 2012/ Испания/ 6/ 9,5
12. Э. Радзинский, «Апокалипсис от Кобы», книга 3/ 2013/ Россия/ 6/ 8,5
13. Джеффри Евгенидис, «А порою очень грустны»/ 2012/ США/ 6/ 8,4
14. Эрленд Лу, «Фвонк»/ 2013/ Норвегия/ 6/ 8,0
15. Марина Степнова, «Женщины Лазаря»/ 2011/ Россия/ 6/ 8,0
16. Павел Басинский, «Святой против Льва»/ 2013/ Россия/ 6/ 6,0
17. Милан Кундера, «Встреча»/ 2013/ Чехия/ 6/ -
18. Альберт Эйнштейн, «Мир, каким его я вижу»/ 2013 (1931)/ США/ 6/ -
19. Александр Иличевский, «Город заката»/ 2012/ Россия/ 6/ -
20. Оке Эдвардсон, «Танец ангела»/ 2013/ Швеция/ 5/ 10
21. Харуки Мураками, «1Q84», книга 3/ 2012/ Япония/ 5/ 7,8
22. Борис Гребенщиков, «Трамонтана»/ 2013/ Россия/ 5/ -
23. Паоло Вирно, «Грамматика множества»/ 2013/ Италия/ 5/ -
24. Ричард Бренсон, «Достичь небес»/ 2012/ Британия/ 5/ -
25. Солон, «Космические хроники»/ 2013/ Албания/ 5/ -
26. Джоан Роулинг, «Свободная вакансия»/ 2013/ Британия/ 4/ 7,6
27. Мо Янь, «Страна вина»/ 2013/ Китай/ 4/ 6,2
28. Эдуард Лимонов, «Illumination»/ 2012/ Россия/ 4/ -


РЕЙТИНГ «TOPBABYBOOKS»

НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ГОД/ СТРАНА/ РЕЙТИНГ/ ИМХОНЕТ
1. Эрик Карл, «Очень голодная гусеница»/ 2013 (1969)/ США/ 6/ 10
2. М. Ибука, «После трёх уже поздно»/ 2011 (1971)/ Япония/ 6/ 7,7
3. М. Чудакова, «Не для взрослых! Время читать»/ 2012/ Россия/ 6/ 6,4
4. С. и Л. Хокинг, «Джордж и большой взрыв»/ 2012/ Британия/ 6/ -
5. Катарина Киери, «Совсем не Аполлон»/ 2012/ Швеция/ 6/ -
6. Рони Орен, «Секреты пластилина»/ 2012/ Израиль/ 5/ 7,0
7. И. и Л. Тюхтяевы, «Школа зоков и Бады»/ 2012/ Россия/ 5/ -


РЕЙТИНГ «TOPSHIT»

МЕСЯЦ/ НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ПОРОК/ ЖАНР
Январь/ Коко Шанель, «Жизнь, рассказанная ею самой»/ ложь/ автобиография
Февраль/ Александра Маринина, «Оборванные нити»/ жадность/ детектив
Март/ Владимир Мединский, «Стена»/ тщеславие/ истор.-прикл.
Март/ Павел Астахов, «Невеста»/ пошлость/ крим. роман
Апрель/ Никита Джигурда, «Вертикаль русского мата»/ глупость/ поэзия
Апрель/ Э.Л.Джеймс, «Пятьдесят оттенков свободы»/ безвкусие/ эротика
Май/ Николай Стариков, «Сталин. Вспоминаем вместе»/ лицемерие/ история


РЕЙТИНГ «TOPCOUNTRIES»

№/ Происхождение автора
1 Россия - 10
2 США - 5
3 Британия - 3
4 Израиль - 3
5 Швеция - 2
5 Япония - 2
6 Норвегия - 2
7 Франция - 1
8 Испания - 1
9 Италия - 1
10 Швеция - 1
11 Китай - 1
12 Албания - 1
13 Дания - 1
14 Чехия - 1
15 Португалия - 1
ИТОГО 35



PS: если вы думаете, что я преследую какую-то конспирологическую цель, говоря про заговор Скандинавии, Израиля и Японии в литературном пространстве, то вы глубоко заблуждаетесь. Моя цель – лишь констатировать факт, и не более. За меня говорит и статистика – возьмём хоть лауреатов Нобелевской премии по литературе. Их 96. Из них 31 – русско- и англо-язычные авторы. Остаётся 65. Так вот – из этих – 19 (!) принадлежит к лагерю С-И-Я (наибольший вклад – 15 – в этот счёт вносит Скандинавия). Знаете, сколько российских лауреатов? 5. А шведских? 7. В Швеции для справки живёт лишь 9 миллионов человек – премий – по одной на миллион жителей. В России таких должно бы быть хотя бы 140. А их, повторюсь, 5. Что-то бедновата Россия на таланты. Но это лирическое отступление – тут мы с Нобелем расходимся. А вот относительно засилья союза С-И-Я в литературе, статистика Нобелевского комитета ненамного отличается от моей (буквально в два раза). Привожу сравнительную таблицу.

Конспирологическая версия
П.1 Дата исследования - 01.05.13
П.2 Всего исследовано книг (блог НО)/ 35
П.3 Нобелевских лауреатов по литературе/ 96
П.4 Книг без написанных в Британии, США и России (блог НО)/ 17
П.5 Нобелевских лауреатов без Британии, США и России/ 65
П.6 Книг из Скандинавии, Японии и Израиля (блог НО)/ 10
П.7 Нобелевских лауреатов из Скандинавии, Японии и Израиля/ 19
П.8 Книг из Скандинавии, Японии и Израиля (П.6) в % к П.4 (блог НО)/ 59
П.9 Нобелевских лауреатов из Скандинавии, Японии и Израиля (П.7) в % к П.5/ 29


В конце года я обязательно вернусь к этой занимательной статистике. Посмотрим, что из этого получится.
PPS: И чуточку лирики. Однажды, двадцать лет назад, мой школьный учитель литературы, Вера Николаевна Авцина, в честь окончания школы подарила мне книгу. Я запомнил этот подарок навсегда – это был «Мелкий бес» Фёдора Сологуба. На форзаце она написала: «Желаю большой, чистой и искренней Любви к Настоящей Литературе!» За прошедшие годы я (так получилось) часто изменял ей (Настоящей Литературе), предпочитая не-настоящую или откровенно плохую, но Любовь – чистую и искреннюю, нёс, тем не менее, как Данко – горящее сердце, безо всяких сомнений и стенаний. Безусловно, встречались девушки и попривлекательней, но та, первая, Любовь, завещанная Верой Николаевной, оказалась настолько заразной и  всеобъемлющей, что пришлось отказать и Карьере, и Зарплате, и Серьёзности. И на сегодняшний день я сохранил свою любовь – к той самой – Настоящей Литературе, которая не устаревает, не обессмысливается, не плесневеет под воздействием времени, и больше – я только и думаю, как поинтересней рассказать Вам про выход новой книжки. Не знаю, повернулась ли бы моя жизнь в эту сторону, если бы не Вера Николаевна, - да это и не важно, но такого учителя литературы я желаю каждому – вспоминайте напутствия ваших учителей и читайте книжки! Это может оказаться интересным!
Hasta la vista. НО

 


Рецензии