Сумерки для интеллектуалов
Как известно, Голливуд не знает слова «хватит». Нащупав однажды прибыльную жилу, он продолжает тянуть и тянуть из нее соки до тех пор, пока спрос не упадет до уровня отвращения к теме. И только когда денежный поток прибыли снизится до уровня затрат или ниже, «дядюшка Сэм» с довольным сытым видом отбросит вялую тушку за ненадобностью в темный чулан до лучших времен. Остатки за ним подберут Европа и Азия, подтянувшиеся к кормушке чуть позже.
Последние лет десять нас невидимым фронтом окружили кинематографические вампиры. Они повсюду: в фильмах, сериалах и даже мультфильмах. Сейчас тема популярна не так, как, скажем, еще год назад, но интерес зрителей по-прежнему жив. Чем-то привлекают нас эти противные Солнцу, Богу и Человеческой Природе, от которой кормятся, темные создания. Бессмертие, всемогущество, свободная реализация скрытого в каждом человеке насилия… То, о чем мечтает большинство из нас. Явно или тайно.
Большую роль в романтизации кровососов сделала сага «Сумерки». Конечно, до нее была Энн Райс и «Вампирские хроники», но ее разговор с читателем, а потом и зрителем – знаменитый фильм «Интервью с вампиром» (Interview with the Vampire,1994) – был более серьезным и неоднозначным. «Сумерки» же приблизили вампиров к самой главной кассовой массе, подростковой аудитории, сведя разговоры о человеческой сути и внутренней борьбе к инфантильным фантазиям юной девушки об идеальном карманном принце с задатками нежной мамы. Целевая аудитория была покорена. Так с грохотом опустилась планка, за которой трудно стало разглядеть картины более умного, тонкого порядка сходной тематики. Тем более, произведенные не в Голливуде.
Для экспериментов по изучению неизлечимой болезни требуются добровольцы, готовые рискнуть жизнью ради жизни тысяч других людей. Их судьба фатальна, шансов выжить практически нет. Молодой священник участвует в испытаниях возможных лекарств, но даже всеобъемлющая вера в Бога не способна спасти его от неминуемой гибели. Во время очередного переливания крови он умирает… и через минуту возвращается к жизни. Он первый среди пятисот зараженных вирусом, кому удается выжить. Все считают это чудом, вот только священник со временем понимает, что не Бог вернул его обратно на землю: кровь, которую ему перелили, по случайному стечению обстоятельств оказалась кровью вампира. И теперь священнику предстоит выбор: стать бессмертным неуязвимым существом и попрать все жизненные принципы, по которым он существовал все это время, или же до конца остаться человеком и умереть.
Южная Корея уже давно стала источником вдохновения Американских и Европейских продюсеров и сценаристов. Много интересных идей и сравнительно недорогие цены на покупку прав. В частности, скоро нас ожидает голливудский ремейк корейского фильма «Олдбой» (Oldboy, 2003) Пак Чхан Ука. Он же является и режиссером «Жажды».
Для ценителей кино это имя – давно уже не новость. «Сочувствие Госпоже Месть», «Сочувствие Господину Месть», «Олдбой», «Я Киборг, но это нормально» - эти фильмы уже входят в золотой фонд мирового кинематографа. «Жажда» является еще одной жемчужиной в обширной коллекции мастера.
Пак Чхан Ук – настоящий Рассказчик. Его истории поначалу всегда неспешны, он спокойно созерцает жизнь в преломлении текущих по экрану судеб героев. Напряжение нарастает постепенно, пока не выливается во что-то удивительное и неожиданное. Чем дольше смотришь, тем труднее оторваться от экрана. Происходит «эффект засасывания» внутрь повествования. Но просто сопереживать героям – не самый сложный трюк. В конце концов, хорошая средняя мелодрама легко выполняет такую функцию. А вод думать о героях, оценивать изнутри их поступки, одновременно восхищаться и ужасаться их действиям – совершенно другой калибр.
Естественно, речь в «Жажде» Пак Чхан Ук ведет вовсе не о вампирах. Это просто одежда, под которой нужно разглядеть обнаженную плоть и нервы. Ему интересна суть падения человека с самых верхов морали до темного низа бездны. И как легко и незаметно это может произойти под давлением определенных обстоятельств даже с самым праведным из нас. А так же способность истинного Человека с большой буквы пожертвовать собой ради духовных идеалов, которые он считает правильными.
Корейское кино уже давно не боится ни натуралистического насилия, ни откровенных сексуальных сцен. Все это есть и фильме Пак Чхан Ука. Но все это настолько вплетено в повествование, настолько гармонично расположено на своих местах, что выкинуть такие детали за ненадобностью просто невозможно – как резать без наркоза по живой ткани фильма. Режиссер ведет разговор со зрителем, не боясь показаться жестоким или бестактным. В Голливуде вспоминается только один подобный мастер – Поль Верховен со своими лучшими фильмами «американского периода»: «Плоть + Кровь» (Flesh + Blood, 1985) и «Основной инстинкт» (Basic Instinct, 1992).
Отдельно хочется отметить великолепную игру исполнителей главных ролей. Перед нами настоящий праздник мимикрии и перевоплощений. Совсем молодая Ким Ок Бин и более опытный Сон Кан Хо. Оба не новички в профессии, и оба – настоящие мастера. Тончайшими мазками, а иногда и откровенным гротеском они полностью воплощают задуманное режиссером в жизнь. Смотреть на такую игру – особое удовольствие.
Известный советский писатель Иван Ефремов в свое время высказывал идею создания учебников по принципу увлекательного приключенческого романа, наполненного полезной информацией. Эту идею полностью воплотил в жизнь Пак Чхан Ук. Его фильмы радуют не только ум и душу, но и глаз. И такое удивительное сочетание ценителям хорошего кинематографа пропустить было бы ошибкой.
Свидетельство о публикации №213051000205