Чужая родная бабушка или первые уроки домоводства

Был обычный зимний день. Легкий снег, как одеялом, укрыл деревья, дома, дороги. Несколько соседских детей после школы пришли к нам. Мороз крепчал и желания гулять на улице ни у кого не было. Накормив детей горячим обедом, я решила дать им время поиграть, а домашнее задание можно сделать чуть позже.  Удобно устроившись в кресле с вязанием, я смотрела за тем как они играют. Илана, восьмилетняя соседская девочка, подсела поближе ко мне. Она стала очень внимательно наблюдать за движениями крючка и ниток. Ее взгляд напомнил мне меня в детстве. Понаблюдав несколько минут, Илана тихо спросила: «Трудно ли научиться вязать?» и не дожидаясь ответа продолжила свои вопросы:
- Во сколько лет Вы начали вязать?
- А кто Вас научил?
- Как долго Вы учились вязать?
- Что для этого нужно?

Задумавшись на несколько секунду над ее вопросами, я решила рассказать Илане о своей чужой-родной бабушке и о том как она учила меня ведению домашнего хозяйства.

Мне кажеться, что самая счастливая пора жизни – это детство, особенно до школы. Все тебя любят: мама, папа, бабушки, дедушки, тети, дяди, сестрички и братики. У многих моих друзей было две бабушки, а у меня – только одна – мамина мама. Папина мама умерла когда папе было тринадцать лет во время войны в эвакуации. Но отсутствие второй родной бабушки, я не чувствовала. Ее мне заменила папина дальняя родственица. Все ее называли Софья Ефимовна. Я ее тоже так называла. Она жила одна. Муж погиб во время войны, а детей у них не было.
 
Софья Ефимовна была очень серьезной и редко улыбающейся. Но когда я была рядом с ней, я чувствовала большую заботу, внимание и тепло, становилось уютно. Она была ниже среднего роста, всегда в строгой однотонной темной юбке, как следует отутюженной блузке, обязательно с длинными рукавами и закрытым горлышком, вязанной кофте, в туфлях на небольшом каблуке.

Когда я появилась на свет, Софья Ефимовна уже вышла на пенсию и свободного времени у нее было много. Часто она приходила к нам помогать маме с домашними делами, а для меня это были первые уроки по ведению домашнего хозяйства. С собой она приносила комнатные тапочки и косынку. Переодев туфли на комнатные тапочки и повязав косынку, чтоб волосы были под косынкой и не попали в еду, она отправлялась на кухню.

Никакой телевизионный урок по приготовлению еды не сравниться с ее приготовлением. Перед уходом она оставляла список продуктов, которые необходимо купить к ее следующему приходу. Поэтому, первым делом Софья Ефимовна проверяла наличие продуктов. Вслед за этим проверялись ножи на остроту. На кухонном столе начинали появляться необходимые ей кухонные принадлежности.  В это время мама занималась своими делами и я была основной зритель и помощник у Софьи Ефимовны. Помню как она говорила: «Начнем с того, что дольше всего готовить. Нужно все продумать, чтобы обед был готов вовремя и мы не ждали пока что-то приготовиться или кушать одно из блюд холодным...»

Она учила меня как просеивать муку, замешивать тесто, чистить овощи, держать нож, проверять свежая ли рыба и многое, многое другое. Я больше всего любила, когда она готовила печенье-розочки. Мне разрешалось пробовать тесто на вкус,  помогать скреплять розочки и конечно кушать свежеприготовленные печенья!
Домоводство – это не только приготовление пищи. Это еще уборка, вязание, шитье, вышивка и многое другое.

Я в детстве любила играть с маленькими куколками-пупсиками. Я делала им из лоскутков одежду, постель, коврики. Наблюдая за моей игрой, Софья Ефимовна начала учить меня как держать иголку, как вышивать простейшие стежки.  Мы шили и вышивали подушечки, простыни и платья для пупсиков.
 
Сестра в школе проходила вязание. Взяв ее крючок и нитки, я пыталась что-то смастерить, но ничего не получалось. Софья Ефимовна сначала показала мне, как это делать, а потом взяла мои руки с крючком в свои, что б я почувствова как держать крючок и как вести нитку. Если у меня не получалось, она терпеливо и спокойно показывала еще и еще раз до тех пор пока мы с ней не были довольны результатом. Со спицами дело пошло совсем быстро. Во дворе я уже меняла сделанные мной для кукол одежки и постели на посуду для кукол или еще что-нибудь интересное.
 
Софья Ефимовна была очень суеверной. Когда я делаю что-то не так, я слышу ее голос с наставлениями:
- Не ешь перед зеркалом;
- Не ешь с кончика ножа;
- Не рассыпь соль;
- В чашке ничего не оставляй;
- Не ешь, когда учишь;
- Рукой крошки со стола не смахивай;
- Нельзя носить чужие вещи и т.д.

Время пробежало. Уже мои дети старше, чем я была. Моя любовь к рукоделию не прошла, только теперь я вяжу не маленьким пупсикам, а себе, моим детям, друзьям. Очень жалею, что потерялись рецепты блюд, которые Софья Ефимовна готовила. Все мои попытки воспроизвести рецепты терпят крах, хотя мои близкие считают, что получаеться очень вкусно...
- Конечно вкусно Вы готовите, - в один голос сказали дети, которые вместе с Иланой неотрываясь слушали мой рассказ.
-  Ну что, ты получила ответы на свои вопросы?- улыбаясь я спросила у Иланы.
- А в восемь лет не поздно начинать учиться вязать?
- Конечно нет, можно научиться и в двадцать, и в тридцать, главное иметь желание и терпение.
- А Вы меня будете учить?

Через несколько дней я учила Илану и ее подружку первым приемам вязания. Показав им как держать крючок и нитку, я взяла Иланины руки в свои и мы начали вязать.


Рецензии
Спасибо. Замечательный рассказ воспоминание. )))Я.

Любовь Бухтуева   05.07.2013 12:45     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.