Глава 27. Строительство дома

      Сегодня на даче, после довольно тяжелой работы по пасынкованию помидоров и баклажанов, с целью помочь им пережить засуху, не отдавая влагу, которой и так не хватает, огромным и жирным нижним листьям и вновь появившимся отросткам, обрезая и выламывая их, я наконец присела отдохнуть, помечтать и повспоминать. Да, такой засухи, какая произошла нынешним летом, я не помню. Сказала так, и подумала, какая же я древняя, могу проводить уже временной сравнительный анализ. А впрочем, более полстолетья - это весомо. За это время сменилось много руководителей страны, сам строй сменился, прогресс во всех сферах деятельности ощутим. Вот, кстати вспомнилось, как родители строили дом, не то, что теперь.
   Сначала были планы, долгие разговоры на кухне. Потом, для меня как-то незаметно, выяснилось, что нам выделили участок под строительство на лужке, где паслись привязанные веревкой к колышку козы, через два дома от деда и бабушки. Это было здорово по многим причинам, но главная, конечно - возможность в любую минуту оказать помощь старикам. Всё последующее время до привоза материалов, проводилось в спорах, убеждениях в своей правоте по вопросам расположения комнат и их размерах. Когда, наконец, определились с планом, пошли с рулеткой на лужок и натянули бечевку по вбитым кольям. Будущий дом мне показался маленьким, комнатки мизерными, даже не стояло затеваться, по моему мнению, со строительством. Часто, приходя одна к намеченному дому, я вставала в квадратик, именуемый моей будущей комнатой... Нет, это не серьёзно! Клетушка для поросёнка, вот что это! Я же не знала, что на плане всё выглядит гораздо меньше, что в комнате, именуемой детской, впоследствии хватит места не только мне, но и моей, родившейся позднее сестре. Постепенно стали свозить материалы для дома. Привезли белые, оструганные и подготовленные к сборке сруба бревна, кирпич, тёс сложили пирамидкой, чтобы просох, шифер, рубероид, паклю и железные скобы. Всё это было мною изучено, осмотрено и ощупано. Ну не знаю, таким ребёнком я была, всё интересно, благодаря природной любознательности и наблюдательности я многое помню, знаю и умею. За что и благодарна природе. Началось всё со сложения кирпичных тумб, обозначивших контур дома, и стали готовиться к возведению сруба. Итак, в один прекрасный день отец положил на полянке четыре кирпича, развел костер и поставил, к моему изумлению, на него большое ведро полное растительного масла. Я крутилась рядом, и мы стали варить олифу для обработки древесины, было интересно. Масло становилось всё гуще и темнее, и уже не так вкусно пахло семечками. Но веселее всего было тогда, когда на тумбы из кирпича стали водружать сруб будущего дома, и прокладывать паклей. Постепенно, ряд за рядом он увеличивался в высоту, обрастая по бокам свисающими, как лохмотьями, кусками пакли от которой зависело, будет ли дом наш тёплым. Народу участвовало много, хорошо, когда дружно работают! Звонко стучали топоры, блестя на солнце острозаточенной сталью. Иногда мужики, поплевав на лезвие топора, правили его на бруске пробуя потом остроту своим собственным пальцем. Мне при этом становилось жутко. Визжали пилы, всюду сыпались опилки и щепа. И чем выше поднимался дом, тем больше становились кучи, душистых смоляных обрезков. Вжикал рубанок по закреплённой доске, отец размашисто, от начала до конца её проводил им по ребру доски, и белые душистые стружки, плавно сползая падали вниз. Я любила играть ими, заправив под панамку несколько длинных закрученных в спираль стружек, я сразу приобретала шикарные белокурые локоны, подходили они и для других украшений типа бус и браслетов. А вот в опилки можно было залезть с ногами, и топтаться, погрузившись в них по пояс. Они были мягкие и душистые, так что вечером, ложась спать, я пахла стройкой, и это было приятно. Там же, на поляне, мама кормила всех обедом. Я почему-то обожаю, как коллективный труд, так и совместную трапезу, когда помогая, суетишься, разнося ложки, предлагая добавки и подкладывая хлеб. Больше мне ничего пока не разрешали. Вообще старшие переживали, что бы мы, дети, крутящиеся под ногами, не покалечились. Ссадины и разбитые коленки не в счёт, главное сначала прыгать с тумбы на тумбу, затем лазать по растущему буквально на глазах срубу, поднимаясь всё выше и выше. Соседские ребята завидовали мне, ведь я была главная и, дом был мой! Кого хочу, того и пущу играть. Сруб был сложен и пришло время для другой, довольно нудной работы. Началась рутина, надо было стамеской и киянкой аккуратно подбирать свисающую паклю, и заталкивать её в пазы, да чтоб было при этом красиво. Я делала эту работу на нижних венцах, куда могла дотянуться, кстати в школу я ещё тогда не ходила, а мне уже доверяли. Как изменился подход к обучению детей, к прививанию им навыков. Глядя на своих внуков я понимаю, какое драгоценное время теряется, для овладения теми или иными способностями. В дальнейшем мне делать приходилось многое: ошкуривать сосновые слеги специальным шкуродёром, пилить дрова двуручной пилой с мамой и многое другое по мере взросления. В общем в те времена построить дом было гораздо сложнее, чем теперь - все в строительных магазинах есть. Но от этого дом, свой, родной, выстраданный, ощущаемый каждой мышцей тела, каждой мозолей на руках, отбитыми пальцами и занозами, но такой тёплый живой организм, твоя собственность и гордость, твоя радость и озабоченность, кажется самым лучшим и удачным в округе, да что в округе, в целом свете! Так думает, наверное, каждый владелец собственного дома. Нам домик достался, ещё как, расскажу позже.


Рецензии