Учите матчасть!

-Какой максимальный калибр в артиллерии? Что? Двести три мм? А ежели подумать? Плохо тебя в училище учили, мой юный друг! Ну послушай тогда про максимальный калибр. Да, не теоретический. Про увиденный мной лично.

Так вот, начну издалека. Часть, в которой довелось служить в ГСВГ, стояла  рядом с немецким заводом по снаряжению боеприпасов. Завод исправно функционировал. Работал он и до войны, и во время войны, исправно обеспечивая снарядами фашистскую армию.  Половина территории завода с расположенными на ней хранилищами была передана после войны нам. И разместился на этой территории тогдашний склад трофейных боеприпасов.

Во время моей службы это уже был склад боеприпасов группового подчинения. Но разного трофейного хлама времён войны находили порой немало. В старом бетонном складе, где хранили уголь, дети постоянно откапывали то ржавые патроны, то мины и снаряды…

Был я начальником цеха ремонта боеприпасов, молодым старшим лейтенантом.Как и полагается, у цеха стоял пожарный щит, с огнетушителями и прочим инвентарём. Две бочки с запасом воды не стояли рядом, а были аккуратно  вкопаны в землю справа и слева от щита.

До «замены», то есть до возвращения в СССР спустя пять лет службы в Германии, оставалось всего пару месяцев.

Стал я замечать, что одна бочка дала течь. То и дело приходилось вызывать пожарную машину, чтобы заполнить водой «под горлышко». Значит, что надо сделать? Правильно. Выкопать, выдернуть из грунта, выбросить и поставить обычную, 200-литровую, покрасив её в пожарный красный цвет и подписав белым -  «Вода». Чтобы было всё как в армии. Ведь чем отличается в армии пожарное ведро от обычного? Конечно же, не только тем, что выкрашено в красный цвет. На нём ещё и крупная надпись белым  - «Ведро».

Что ж, надо делать дело. Поставил утром, будучи дежурным по части, задачу пожарным. Выкопать бочку, выдернуть  машиной, оттащить на свалку. После обеда последовал чёткий доклад.
-Товарищ старший лейтенант, всё сделали! Гильзу оттащили на свалку, а мины выбросили в кусты!
 - Какую нахрен гильзу? Какие  нахрен мины??? Я же вам говорил бочку выкопать, БОЧКУ!!!
-Так это не бочка, а гильза была. А под ней мины старые лежали…
-Давай-ка, подъезжай к штабу. Покажешь, что вы там натворили!

Первым делом на свалку. Мда… Такого я ещё не видел… Действительно, то что мы все эти годы считали пожарной бочкой, оказалось огромной гильзой. Внутри большой сосок, снизу ввинчена огромная капсюльная втулка.  Рулеткой измерил гильзу. Ого! Девяносто сантиметров в диаметре!!!  И высотой под полтора метра!!!!  Это что ж за орудие было? Выходит, калибром под девятьсот миллиметров???  У нас на вооружении такого точно не было! Значит, что-то фашистское.

Подъехали к цеху.
-Давай, показывай, что там за мины и куда вы их дели!
-А вот, в кустиках!
Вот те раз… В кустах лежало несколько проржавевших 50-мм осколочных мин от немецкого миномёта. Взрыватели ввинчены, основной заряд на месте. Как мои бравые воины не взорвались, смело швыряя их в кусты? Чудо спасло, не иначе.

Ладно, разбираемся дальше. Бойцам сказал спасибо, отправил в пожарную команду. Стал смотреть, что ж там под «бочкой» было. Аккуратненько, ручками, по крошечкам стал раскапывать песочек. Оппаньки... разложившиеся шашки взрывчатки, ещё пара-тройка  мин, капсюли-детонаторы с остатками бикфордова шнура. Откуда всё это и зачем? Может, кто-то «подарок» готовил много лет назад? Кто знает…

Всё очень аккуратно достал, сложил. Доложил командиру. Тот, конечно же, на меня наорал, что проблемы я опять доставил. Ну ничего, мне не привыкать, на то он и командир. Срочно вызвали сапёра. Приехал старший лейтенант и начал щупом в этой яме в песочек тыкать.

-Да ничего ты там уже не найдёшь, не старайся зазря! Пойдём, покажу всё то, что разминировал!
-Ну нихрена себе! И что с ними делать будем? Тут взрывать нельзя, кругом штабели с боеприпасами. На полигон везти? Проблема. Надо грузовик оборудовать, песок, бронещит… А мне ж сегодня отчитываться и перед твоим командиром, и перед моим придётся!
-Короче, старина, слухай сюды. Тут неподалёку от моего цеха болотце шикарное. Пусть гниют в нём  дальше, мины не лягушки - оттуда не вылезут. Доложишь, что вывез на полигон и там взорвал. Тебе что, проблемы нужны?

Так и сделали. Аккуратно отнесли к болотцу, утопили, доложили о том, что взорвали на полигоне. Яму закопали, новую бочку поставили. Вторую гильзу у пожарного щита выкапывать не стали, а то вдруг что-нибудь ещё там найдётся?

История на этом не закончилась.  Решили автопарк оборудовать новой молниезащитой. Сварили мачты, и солдаты каждое утро вместо зарядки копали траншеи для заземлителей.  Опять я в наряде.  Утро, подъём, расставил бравых воинов с лопатами, воткнул колышки. Всё поровну, каждому по одинаковому участку траншеи.

-Стоп! Прекращаем копать! Что это там у тебя?
Полез в траншею. Ну что ж такое, почему всё время мне такая ерунда попадается? Аккуратно разгрёб песок руками. Ровнёхонько лежит парочка снарядов. Калибром примерно 203 мм. Ну или 210. Не измерял. Взрыватели донные, ввинчены. На ведущих поясках нарезка. Значит, взрыватели после выстрела взведены. Дело серьёзное! Эти тронешь - рвануть могут.

Доклад командиру с показом этих железных «поросят» и, улыбаясь, с просьбой.
-Товарищ подполковник, дайте команду не ставить меня больше в наряды! До «замены»  пара месяцев осталась, представляете - сколько я ещё всякой взрывчатой гадости откопаю!

Спустя некоторое время разобрался, что ж за гильза была. Немецкая. Скорее всего, от «Доры» или от «Густава». Калибр орудия 807 мм. До сих пор жалею, что не догадались из гильзы сделать что-то типа памятника. Уникальная же вещь!!!!

Вот так-то, дорогой ты мой. А самый большой калибр всё же был не у «Доры» . Была  мортира у американцев, называлась «Маленький Давид». И калибр у неё был 914 мм. Запомнил? Молодец. Всё время говорю - «Учи матчасть!»

P.S. Справочно:


Рецензии