Повесть Без времени Китай 7. Без противоречий

   Каждую ночь мы проводили вместе. Я уже привыкла к церемониям и бесчисленному количеству блюд и евнухов. Цзай Тянь минимизировал присутствие чужих людей в нашей жизни, но что-то было изменить нельзя. Управление есть управление.
   Солнце погладило меня по щеке и я проснулась, Цзай Тяня рядом не было. Я вспомнила, он рассказывал о своих уроках. В шесть лет он сел за школьную парту, он много читал, писал. К нему были приставлены опытные конфуцианские учителя. Мой отец был министром Обрядов, имел опыт образования разных чиновников, о нас с сестрой заботился, давал возможность изучать то, что нравится и двигаться с той скоростью, которая была комфортна. Для императора Гуансюя церемониал приветствия и прощания после уроков были строжайше определены. Непрерывное обучение продолжалось до самой его помолвки. После чего император заслужил послабление и свободный график.
   Я прошла через покои в специальное помещение, оборудованное для уроков. Зал для обучения был залит светом и я издали увидела силуэт Цзай Тяня, мою любимую прямую спину. Рядом никого не было, я на цыпочках подошла к нему и закрыла глаза руками. Его тело сразу же расслабилось, он почувствовал, что это я. Он повернулся ко мне и ласково обнял, - «Чжень, любовь моя». В зал вошел седовласый мужчина, у него были красиво уложенные волосы, борода и усы. Он был среднего роста, от его фигуры шла какая-то уверенность, знания и тепло. Это был Вэн Тун-Хэ, почти 10 лет он был наставником Цзай Чуня, Тунчжи, сына Цыси, после его смерти назначен наставником императора Гуансюя. Он отвернулся к доске и начал стирать старые записи, - «Император, позволите начать обучение?», - «Да, конечно», - «Тогда я попрошу Вашу наложницу, оставить нас». Учитель не хотел обидеть, слова его звучали очень тепло, но правила есть правила, - «Чжень останется со мной, она нужна мне». Голос императора звучал твердо и беспрекословно. Такие нотки в голосе нравились Вэн Тун-Хэ, он испытывал большую симпатию к Цзай Тяню. Учитель понимал Цзай Тяня в его стремлении изучать новое, он с легкостью воспринял переход к технологиям, отложив изучение правил Конфуция на более поздний период. И ему было все равно, как император желает учиться, если по душе присутствие Чжень, и хорошо.
   Вэн Тун-Хэ улыбнулся и начал повествование, - «Сегодня мы познаем, что такое Телеграф. Француз Клод Шапп в 1792 году создал систему передачи информации при помощи светового сигнала, которая получила название «Оптический телеграф». Джованни Казелли создал аналогичное устройство в 1855 году, он уже приспособил устройство к эксплуатации. Аппарат Казелли передает изображение текста, чертежа или рисунка, нарисованного на свинцовой фольге специальным изолирующим лаком», - Вэн Тун-Хэ начал рисовать на доске устройство, штифт, который читал элементы изображения. И как это воспроизводилось на приемной стороне электрохимическим способом, на увлажненной бумаге. Световой поток, в зависимости от отражающей способности участка оригинала, воздействовал на фотоэлемент и преобразовывался им в электрический сигнал. По линии связи этот сигнал передавался на приемный аппарат, в котором синхронно модулировался на бумагу. Это было удивительно. «Вэн Тун-Хэ, позвольте вопрос?», - аккуратно спросила я его, - «Да, конечно, и впредь не спрашивайте у меня позволения», «Получается, что все, что обсуждаем и пишем на бумаге, мы можем отправить прямо сейчас, например в Африку?». Учитель опять улыбнулся, император правильно позволил Чжень учиться вместе с ним, малышка умна и быстро соображает, - «Ну не совсем, для этого нужна линия передач, ее нужно построить».
   Гуансюй интересовался всем, услужливые евнухи старались найти как можно больше новых приборов. Вэн Тун-Хэ был в восторге, он занимался наукой, и его самого очень стимулировало, желание императора учится. Если учитель не мог сам что-то рассказать, он искал иностранных профессоров, людей из научной среды, чтобы объяснить технологический процесс. Как-то нам принесли фонограф. Удивительное устройство могло записать слова и воспроизвести их. Картинки и слова теперь можно копировать, записывать и передавать. Нашему общему восхищению не было предела.
   Следующими устройствами изучения были телефон и граммофон. Граммофон так же, как фонограф записывал звук и воспроизводил его, только с пластинки. К 1887 году Эмиль Берлинер решил вместо цилиндров использовать диски. Первая в мире грампластинка была цинковой. Резец, прикрепленный через поводок к вибрирующей, воспринимающей звуки мембране, наносит на лаковом диске модулированный спиральный след, который при тиражировании переносился на пластинку. При вращении диска граммофонная игла двигалась по спирали диска и вызывала соответствующие колебания вибрирующей пластинки. Звук становился чище, пластинки легко тиражировались. Технология развивалась дальше и, это было прекрасно. 
   Вэн Тун-Хэ рассказал нам про телефон, - «Первый телефон изобрели у нас, в 968 году, Кунг-фу-винг придумал передавать звук через трубы», - я рассмеялась, - «Хаха, теперь мы сможем не встречаться с императрицей, а просто поговорить с ней через трубы», - учитель строго посмотрел на меня. И все же ему нравилась моя прямота и искренность. Он продолжил, - «Томас Эдисон в 1877-1878 годах предложил использовать угольный порошок в угольном микрофоне». Он подробно нарисовал устройство телефона схематично на доске. «Эту технологию нужно использовать», - твердо сказал Гуансюй. В отличие от меня он всегда очень долго воспринимал информацию, молча слушал.  Карьи глаза сверкали, взгляд стремился вперёд. Мне не всегда было понятно, куда он смотрит, такое ощущение, что в далекое будущее. Потом Цзай Тянь молниеносно переключался и выдавал новую мысль. Она была настолько верной и движущей, что не возможно было, остановится в потоке развития. Нам установили и граммофон, и телефон.
   После уроков мы долго гуляли вместе, обсуждали полученную информацию, мечтали о новом обустройстве Запретного города. «Представляешь, Чжень, сколько всего в этом мире придумывается?», - «Да, все что нас окружает, можно перенести в другую точку мира. И это только самое начало, потому что этими технологиями пользуется небольшое количество людей. А что если всем можно было?», - взгляд Цзай Тянь опять устремился в будущее, он смотрел куда-то вдаль достаточно долго и внимательно. Потом вернулся ко мне, обнял, поцеловал, - «Нужно ускорение».
   Несколько месяцев после этого мы изучали различные виды транспорта. Начали с паровоза, который императрица Цыси купила и установила еще в 1885 году. Она перестроила и возвела Башню Зелени Дэцуй, очень любила там отдыхать. От Запретного города для нее специально проложили узкоколейную железную дорогу к ее резиденции, расположенной к западу от Запретного города. По железной дороге курсировал маленький паровозик с двумя вагончиками, Цзай Тянь с удовольствием катался на нем вместе со мной. Первый паровоз создали еще в 1804 году. Основное в паровозе – паровой котёл, служит для получения пара, энергии. Пар является движущей силой, в тяговой паровой машине он преобразуется в возвратно-поступательное движение поршня, которое в свою очередь трансформируется во вращательное, заставляя, крутится колёса. В 1812 году создали паровоз, в котором сила тяги реализовывалась за счёт зубчатого колеса, катящегося по зубчатой рейке. Однако в 1813 году создается паровоз нового типа, который шел лишь за счет силы сцепления гладких колес с гладкими рельсами. В 1825 году строится и открывается первая в мире общественная железная дорога.
   Императору Гуансюу приобрели иностранную моторную лодку, это был еще один вид траспорта. Мы совершали длительные прогулки по озеру Куньминху в Летнем дворце,  нравилось откатиться от берега подальше, чтобы побыть наедине. Внимание Цзай Тянь особенно привлекли новинки в личном транспорте. Само понятие «личный транспорт» было прорывом. Велосипед, который появился еще в 1800 году, В 1888 шотландец Джон Бойд Данлоп изобрел надувные шины из каучука, это новшество сделало езду на велосипедах намного удобнее. Европа уже поехала, к нам прибыл первый велосипед. Цзай Тянь с интересом попробовал прокатиться. Были задействованы все мышцы, мысли нужно было четко концентрировать на движениях, чтобы не упасть. Он катался кругами, я прыгала от восторга. Следующим видом транспорта был автомобиль. Мы уже немного знали про электрические двигатели, поэтому нас не очень удивило появление лёгкого, компактного и достаточно мощного двигателя внутреннего сгорания. В 1885 году немецкий изобретатель Г. Даймлер, а в 1886 году К.Бенц придумали и изготовили первые автомобили с бензиновыми двигателями. Оставалось только ждать, когда нам закажут и привезут первый самодвижущийся экипаж.
   Через несколько месяцев нам пригласили специального профессора из Английского посольства. Он рассказал нам про электричество. В 1878 году англичанин Джозеф Уилсон Суон получил патент на лампу с угольным волокном. Волокно находилось в разреженной кислородной атмосфере, что позволяло получать очень яркий свет. В 1870 году американец Томас Эдисон проводит эксперименты и заменяет уголь металлами, в 1879 году он патентует лампу с платиновой нитью. Одновременно был изобретен поворотный выключатель. Вроде столь простая вещь, а ее можно было придумать только совместно с чем-то полезным и используемым каждый день.
   После лекции про электричество мы долго вместе молчали. Мы изучали механические свойства и преобразования, а здесь добавилось что-то новое. Сколько есть еще свойств природы, нам не ведомых? Вернее нам ведомых, я любила воду и воздух, Цзай Тяня магически притягивал огонь, мы вместе испытывали блаженство от звездного неба и солнечного света. Их можно преобразовать во что-то совершенно иное? Мы пошли прогуляться по Запретному городу, шли вместе, не спеша, смотрели куда-то вдаль. Гуляли больше часа, потом в одно мгновение повернули взгляд друг к другу. Цзай Тянь считал понимание в моих глазах, потом опустил глаза на свою левую руку, ему недавно подарили ручные часы, - «Это все происходит здесь. Уже сейчас меняется мир», - «Предметы, люди и информация быстро перемещаются»,- «А скоро все это будет в реальном времени».
   После этого технологического прорыва мы с удовольствием вернулись к правилам Конфуция и не нашли никаких противоречий.
   Жэнь— «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность».
   И— «правда», «справедливость».
   Ли— буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Конкретные нормы общественного достойного поведения. И технологии нуждаются в социализации.
   Чжи — здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность.
   Синь— искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность.


Рецензии