Аноним

                эссе

   "Что я есть? Что значит есть? Человек это вопрос о бытии, но не оно само" Люк Яхве


...Стыд пропорционален царящей  в обществе морали. 
   Мораль же, напрямую связанная с понятием свободы, определяется степенью нашей экзистенциальной уязвимости.
   "Жизнь прошла, а я шубы приличной не сносила" -- помните?
   В социологии  отсутствует человек, его место занято статусом.
   Чем ниже статус, тем больше стыд.
   Можете представить, какова мораль в племени каннибалов, если в очереди за распределением человечины, кому-то достаются по родовому наследованию мозги жертвы в качестве деликатеса и "силы ума", а кому-то лишь ступни. 
   Современный социум со всеми его культурными и техническими приобретениями лишь эвфемизированная форма архаичных обществ -- всё в принципе на "высшем" эволюционном витке осталось как прежде. 
   Казалось бы религия, как хранитель ценностей, способна дать универсальные критерии морали, ан нет, и там мы видим привязку морали к соблюдению догматов и степени близости к объекту верования.
   Это ни плохо и ни хорошо, так есть и всё. 
   К моему же личному сожалению, мир в своей объективной иерархичности крайне циничен в отношении личности, личности, которую современный постмодерн без сожаления взял и отменил. 
   Человек оказался некой "чёрной дырой" вокруг которой вертится весь социальный космос. 
   Странное дело, космос, как структура знаков, почему-то существует, а человека нет. 
   Что же он есть и есть ли он на самом деле, остается загадкой. 
   Но, если вдуматься, то положение может оказаться не таким уж и безнадёжным в своей фатальной неопределённости -- "Под каждой бездной глубже бездна есть".
   Выход из релятивистского штопора может обнаружится в традиционной духовной системе понятий в эзотерической глубине которой отношения между субъектом и объектом так же как и в постмодерне парадоксальны до нечёткости того и другого... 
   Что если, следуя библейскому тезису "по образу и подобию", не предположить, что видимая бессодержательность того, что зовётся Человеком, на самом деле есть апофатическая бессодержательность Бога, как чистого Ничто по отношению к тварному бытию в котором Он по причине принципиально иной природы проявлен только как идеальный интерпретационный объект. "Бог не имя, но имя Бог". Дать имя значит познать. Может поэтому Разум с картезианских времен и стал Богом познания.
   "У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может", -- скажет потом Ж.П.Сартр. 
   "Дыра" это намёк не на отсутствие Бога, а на Его непостижимость , которая для нас равносильна ничто. 
   В этой аналогии Человек может оказаться таким же Великим анонимом как и сам Бог. 
   И если уж до конца следовать в русле этого философского пафоса, то в последней своей глубине Человек может оказаться чистым сознанием выглядывающим через призму индивидуального Я из Вечности во Время.
               
           (Отрывок из эссе "Тайна тайны" стр.77)


               


Рецензии
И завершено это эссе просто замечательно! Здорово завершено!
И, вот, в продолжение этой темы, но чуть-чуть с другой стороны тоже приглашаю. взглянуть.
Сегодняшнее.
http://www.proza.ru/2014/01/31/1116

Татьяна Васса   31.01.2014 20:15     Заявить о нарушении